"Адаптированная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости"

Автор: Маннапова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ "Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат"
Населённый пункт: Приморский край село Авангард
Наименование материала: Программа
Тема: "Адаптированная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа интернат.
Согласовано: Рассмотрено: Утверждаю: Зам. директора по УВР на заседании МО Директор КГОБУ __________ Гавлюк Е.И. ____________ Фокина В.П. _______ Осадчая О.В. «_____»_________2016г. «____»_______2016г. «___»________2016г.
Адаптированная программа формирования

экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни обучающихся с лёгкой степенью

умственной отсталости.
2016 год. 1

Содержание:
1. Пояснительная записка. 2. Нормативно правовые документы. 3. Цель, задачи. 4. Формы работы. 5. Технологии экологической культуры воспитания. 6. Критерии, показатели эффективности деятельности в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся. 7. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни 8. Методы мониторинга. 9. Просветительская работа с родителями (законными представителями). 10. Приложение 1 « План - сетка занятий по экологической культуре здорового и безопасного образа жизни 1-4 класс». 11. Список литературы. 2

Пояснительная записка.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры, на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни обучающихся в КГОБУ Партизанская КШИ на ступени

начального общего образования являются:

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ « Об образовании в

РФ»

Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

от 19.12.2014г. №1599.

Примерные адаптированные основные общеобразовательные

программы начального общего образования ( далее - АООП

НОО0 одобренные решением федерального учебно-метадического

объединения по общему образованию ( протокол от 22 декабря

2015г. №4/15).

Устав КГОБУ Партизанская КШИ.

СанПиН 2.4.2. 3286-15 ( вступающий в силу с 01.09.2016г.)
На протяжении работы школы
, приоритетным направлением
работы педагогического коллектива является
сохранение и укрепление здоровья

школьников, формирование здоровье сберегающей среды, обеспечение

безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.

Цель программы
: создание здоровье сберегающей среды, экологической культуры, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и 3
рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровье- сберегающая педагогика). 
сформировать представление
о позитивных и негатив ных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; 
дать представление
с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; 
сформировать представление
об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:  научить выполнять правила личной гигиены и развить го товность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;  сформировать представление о правильном (здоровом) пи тании, его режиме, структуре, полезных продуктах; 
сформировать представление
о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, на учить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; 
формирование представлений
основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе; 
обучить элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки (релаксации);  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; 
научить обучающихся делать
осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; 
сформировать потребность
ребёнка безбоязненно обра щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; 
разработка содержания,
способствующего развитию когнитивного, ценностно-эмоционального и операционно-деятельностного компонентов 4
экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях; 
разработка непосредственных приемов,
способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, школа обеспечивает решение следующих
задач на ступени начального общего

образования:
 пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;  формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;  развивать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;  формирование установок на использование здорового питания;  формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;  учить радоваться и видеть красоту жизни;  использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;  соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);  становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;  формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния 5
здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;  формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;  формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;  расширять знания и навыки по экологической культуре;  формировать личность, живущую по законам ЗОЖ.
Использование возможностей в образовательном процессе.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы в программе. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. В курсе
« Окружающий мир
» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделена целая глава "Человек - часть природы", основными разделами которой являются:  Условия, необходимые для жизни человека.  Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость.  Режим школьника.  Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.  Правила организации домашней учебной работы.  Личная гигиена.  Предупреждение простудных заболеваний.  Профилактика ДДТТ  Запрещенные лекарства На отдельных занятиях учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он 6
сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботиться о здоровье детей. Самое важное - в этих рисунках подчеркнуты две мысли:  о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой; очень важно, чтобы и сами дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни. В курсе
«Технология»
при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. Каждый компонент предмета отвечает санитарно- гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом
гигиенических норм и требований
к орга низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПиН и исходя из имеющихся возможностей школы. Расписание уроков в школе преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса. 1-4-ые классы работают в режиме пятидневной учебной недели (в соответствии с требованиями ФГОС). Максимальное количество часов в неделю выдержано. Согласно требованиям СанПиН, обозначенным в ФГОС, вторник и среда - самые работоспособные дни, соответственно нагрузка в эти дни выше, чем в остальные. В учебном процессе педагоги применяют
методы и методики

обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям

обучающихся
. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на 7
осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание тем имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. В школе строго соблюдаются все
требования к использованию

технических средство обучения
, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе есть компьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован – не более 15 минут.
Организация здоровьесберегающей работы
Система здоровьесберегающей работы, экологической культуры и безопасности в школе, направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:  полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры и во внеурочное время);  рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;  организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;  организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;  организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;  регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). 8
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся дважды в год. Также предусматривается выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся
Планируется достижение определенных результатов, а именно
: выпускник начальной школы будет иметь мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, сохранению здоровья, обладать первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены.
Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни должна обеспечивать:
 формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;  пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;  формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;  формирование установок на использование здорового питания;  использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;  соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);  становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;  формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; 9
 формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;  формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопас - ного образа жизни в КГОБУ Партизанская КШИ сформирована с учётом факторов, оказывающих сущест венное
влияние на состояние здоровья

детей:
 неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;  факторы риска, имеющие место в образовательных уч реждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здо ровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;  чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей времен ной разрыв между воздействием и результатом, который мо жет быть значительным, достигая нескольких лет, и тем са мым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;  активно формируемые в младшем школьном воз расте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;  особенности отношения обучающихся младшего школь ного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хро ническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (не - обходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспо собностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятия ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и бу дет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний). 10

Успех экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного

сочетания.

Первое важнейшее условие
– экологической культуры воспитания учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие
– активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, охрана муравейников и т.д.
Технологии экологической культуры воспитания:
 Исследовательские ( изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);  Проектные (разработка и реализация различной степени сложности проектов, т.е. использование метода проектов);  Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», проведение экологических олимпиад и др.);  Игровые (эко – случай, подвижные игры, ролевые игры, игры драматизации и др.);  Познавательные (лекции, семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);  Продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.). При выборе форм и методов воспитательной работы нужно помнить, что большое место в младшем школьном возрасте продолжает занимать
игра.
Игра как феномен культуры обучает, развивает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка, ученика. Она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие. 11
В экологическом образовании младших школьников используются разнообразные игры экологического содержания: подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Развить творческое мышление у воспитанников, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека помогают
беседы, наблюдения
за объектами природы, проведение простейших
опытов.
В работе по формированию знаний воспитанников о правилах поведения в природе широко используется
метод творческих заданий.
Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания младших школьников, в настоящее время используются такие инновационные формы, как
природоохранительные акции и

экологические проекты.
Проводятся экскурсии в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбора гербария, сбора листьев, шишек, корней, сучков для различных поделок из природного материала. Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорово го и безопасного образа жизни в школе, является
просветительская работа с

родителями (законными представителями)
обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
При организации работы в КГОБУ Партизанская КШИ по

формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни соблюдаются следующие этапы.

Первый этап
—анализ состояния и планирование рабо ты школы по данному направлению, в том числе по:  организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек.  организация просветительской работы в школе с учащимися и родителями (законными представителями);  выделение приоритетов в работе школы с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап
— организация работы образовательного учреждения по данному направлению. 1.
Просветительско-воспитательная работа
с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: 12
 внедрение в систему работы образовательного учрежде ния дополнительных образовательных программ, направлен ных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;  лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;  проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;  создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся стар ших классов, родителей (законных представителей), представителей .
Просветительская и методическая работа
с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний роди телей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:  проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;  приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;  привлечение педагогов, медицинских работников, пси хологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Эффективная организация по формированию экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни,
направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, экологической культуры, нормального физическо го развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:  полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);  организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повы шению двигательной активности;  организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; 13
 регулярное проведение спортивно-оздоровительных ме роприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). Реализация этого блока зависит от администрации обра зовательного учреждения, учителей физической культуры, ме дицинских работников, психологов, а также всех педагогов.
Реализация дополнительных образовательных программ в

КГОБУ

Партизанская КШИ предусматривает:
 внедрение в систему работы образовательного учрежде ния программ, направленных на формирование ценности здо ровья и здорового и безопасного образа жизни, в качестве отдельных обра зовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;  проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;  реализация школьной программы «Школа юного пешехода». Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового и безопасного образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:  интеграцию в базовые образовательные дисциплины (физкультура, изобразительное искусство и технология)  проведение часов здоровья;  факультативные занятия;  занятия в кружках;  проведение досуговых мероприятий: конкурсов, празд ников, викторин, экскурсий и т.п.;  организация Дней здоровья, дней по профилактике ДДТТ.
Основные направления, ценностные установки и планируемые

результаты

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни.
Направления формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Ценностные установки Планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Формирование Здоровье физическое, - у учащихся сформировано 14
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервнопсихологическое и социально- психологическое ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека; - учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, окружающей среды рекламы на здоровье. Формирования экологической культуры Ценность природы, ее многообразие и исчерпаемость. -беречь и сохранять природу; - отличать вредные растения от полезных; - охранять и восстанавливать природу и экологию Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения Ценность здоровья и здорового образа жизни - соответствие состояния и содержания зданий, помещений и территории школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасносности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Рациональная организация образовательного процесса Отношение к здоровью детей ,как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на протяжении обучения в начальной школе. Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и Единство экологического сознания и поведения. - позитивная деятельность и поведение в природе; - знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на 15
сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе природу; - понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества. Реализация дополнительных образовательных программ Ценность здоровья и здорового образа жизни - эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов. Просветительская работа с родителями. Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания - эффективная совместная работа Совета учреждения, педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Мониторинг реализации Программы включает:
• аналитические данные об уровне представлений обучающихся, о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте; • отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно- двигательного аппарата; • отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; • отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни; 16
• включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт образовательного учреждения обобщённых данных о сформированности у обучающихся представлений об экологической культуре, здоровом и безопасном образе жизни.
Выделяются следующие критерии эффективной реализации

Программы формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни обучающихся:
• повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу; • снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде; • результаты экспресс диагностики показателей здоровья школьников; • положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей). Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей, самооценочные суждения детей. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения: • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; • элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; •знания о возможном негативном влиянии ПАВ, алкоголя, табакокурения на организм и здоровье человека. Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Модель здоровья школьника
Здоровье физическое Здоровье социальное Здоровье психическое 17
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение. Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.
Планируемые результаты

Личностные

Предметные
 Осознание учащимися ценности экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;  Познавательный интерес и бережное отношение к природе;  Готовность самостоятельно поддерживать здоровый и экологически безопасный образ жизни;  Готовность и способность правильно действовать в экстремальных жизненных ситуациях на уровне, доступном для психовозрастного развития;  Опыт созданного выбора поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять собственное здоровье;  Потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.  Навыки позитивного общения.  Знание позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, в том числе, о влиянии на здоровье негативных и позитивных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;  Представление о существовании и причинах возникновение зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ, о пагубном влиянии на здоровье;  Представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;  Знание правил личной гигиены;  Первичное освоение понятий «экологическая культура», «здоровье», «здоровый и безопасный образ жизни», «экологически безопасное поведение».
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного

учреждения в части формирования здорового и безопасного образа

жизни и экологической культуры обучающихся.
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оценивается в рамках 18
мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся. В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости её коррекции целесообразно проводить систематический мониторинг в образовательном учреждении. Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни. В культуре здоровья соединены когнитивный, мотивационно-регулятивный, аксиологический и деятельностный компоненты.
Когнитивный компонент
отражает знания и представления учащихся о здоровье, о здоровом образе жизни. Основным показателем сформированности данного компонента выступает
системное

представление о здоровье
(физическом, психическом и соматическом).
Мотивационно-регулятивный компонент
предполагает наличие мотивации учащихся на познание основ здорового образа жизни, правил личной гигиены, на избавление от вредных привычек. Показатель объемности представлений о возможностях оздоровления и мотивированности личности в укреплении здоровья и саморазвитии выражался в том, что школьники проявляют активность (двигательную, интеллектуальную, социальную ); осуществляют самопознание своего физического развития; имеют выраженный индивидуальный стиль здоровой жизни; демонстрируют способность к сознательному регулированию и активизации своего здоровье- сохранительного поведения.
Аксиологический компонент
включает потребностно-личностные характеристики личности в сфере культуры здоровья, при этом основным показателем является
ценность здоровья
в иерархии целей деятельности личности.
Деятельностный компонент
отражает модели поведения личности, усвоенные в процессе воспитания, обучения и социализации, в том числе адаптации к условиям жизнедеятельности в школе; умения саморегуляции физического, психического и нравственного состояния. Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни». Основными компонентами здорового образа жизни являются:  оптимальный двигательный режим; 19
 тренировка иммунитета и закаливание;  рациональное питание;  психофизиологическая регуляция;  рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни);  отсутствие вредных привычек;  экологическое самообразование.  Для фиксирования динамики качественных изменений личности школьника в ходе воспитания культуры здоровья используется уровневое отображение.
Низкий уровень

культуры

здоровья школьника
характеризуется отсутствием системных представлений о здоровье, низкой мотивацией здоровье-сохранительного поведения, когда внутренний фон не дает оснований для здоровье-сохранительного поведения, не мотивирует учащегося на совершенствование здоровья, т.к. ценность здоровья условна. Отмечается склонность к рискованному поведению, отсутствие критического отношения к собственному поведению, частые заболевания.
Допустимый уровень

культуры здоровья
характеризуется тем, что воспитанник имеет небольшой объем представлений о возможностях личности в сохранении и укреплении своего здоровья; указывает на одну из его составляющих чаще физическую, ограничивается общеизвестными знаниями о личной гигиене, режиме дня и питания. Представления о самопознании и физическом саморазвитии отсутствуют. В иерархии ценностей школьника здоровье выступает как труднодостижимый фактор. Данный уровень характеризуется началом формирования умений и навыков здоровье сохранительного поведения.
Средний уровень

воспитанности

культуры здоровья.
свидетельствует, что представление учащегося об экологии, о здоровье приближается к системному, т.е. респонденты в анкетах 20
указывают не менее 2-З-х составляющих структуры здоровья. Школьник обладает лишь «обыденной» информацией о ней, которая носит случайно-фрагментарный, бессистемный и обобщенный характер, а показатель объемности представлений о возможностях личности в укреплении здоровья и саморазвитии повышается. Здоровье определяется как самоцель, мыслится как предельный результат деятельности; поведение и здоровье близкое к норме, основные умения здоровье сохранительного поведения сформированы, но до автоматизма не доведены.
Высокий уровень

экологической культуры

и культуры здоровья
. характеризуется достаточной полнотой объема понятия здоровья, когда указаны не менее 3-х составляющих и, возможно, намечена детализация (здоровье духовное, душевное, эмоциональное и др.) Школьник демонстрирует усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, достаточно полный объем представлений о безопасном поведении в окружающей среде, о способах сохранения и укрепления здоровья (называется не менее 8-9 факторов), где доминирующими являются представления о самопознании, осмыслении существования, представления о необходимости вырабатывать индивидуальный стиль жизни. Зрелому выбору учащегося соответствует осознание здоровья как средства для достижения высших жизненных целей; в поведении наблюдается легкость, естественность навыков самогигиены, саморегуляции, самоорганизации.
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых
21

результатов по формированию экологической культуры, культуры

здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Основные направления деятельности Уровень сформированности компетенций Критерии оценки уровней сформированности компетенций Организация внеурочной деятельности: - факультативы, - классные часы, - викторины, конкурсы, - Дни здоровья, - экскурсии, - беседы по ПДД и ППБ, - проектная работа 1 уровень (выраженный) 2 уровень (слабо выраженный) 3 уровень (невыраженный) - Активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ППБ и ПДД. - Принимает участие в мероприятиях под влиянием (давлением) одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правили ППБ и ПДД. - Расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса, нарушает правила. Организация физкультурно- оздоровительной работы: - соревнования, - «Весёлые старты», - классные часы, - викторины, конкурсы, - динамические паузы, - весёлые перемены 1 уровень (выраженный) 2 уровень (слабо - Понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию, пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен. Не до конца осознает 22
выраженный) 3 уровень (невыраженный) необходимость сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно. - к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки .
Мониторинг деятельности учителей начальных классов и воспитателей.
Показатели Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года) 1.2. Проектная деятельность учащихся 1.3.Сотрудничество с другими учреждениями , дом культуры с. Авангард, библиотека. 1.4. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы 1.5. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы 1.6. Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях 23
1.7. Проведение различных мероприятий 1.8. Проведение экскурсий, походов 1.9. Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах. 1.10. Посещаемость кружков и секций. 1.11. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса
2.Анализ состояния работы с родителями
2.1. Проведение родительских встреч 2.2. Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в прошедшем учебном году 2.3. Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)
3. Удовлетворенность организацией образовательного и

воспитательного процесса
3.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении 3.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога 3.3.Наличие благодарностей, грамот
4. Проектирование и прогнозирование образовательного и

воспитательного процесса
4.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям 4.2.Планирование воспитательной работы на год 4.3.Ведение журнала и другой документации
5. Использование новых воспитательных технологий
5.1.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения
6.Профессиональный рост педагога дополнительного образования
6.1.Прохождение курсов повышения квалификации 6.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д. 24
6.3. Работа над методической темой
7.Обобщение и распространение опыта
7.1.Презентация опыта на различных уровнях 7.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций
Просветительская работа с родителями (законными

представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:  проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;  привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма. В течение года Классные руководители. Воспитатели. 25
Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья. В течение года Зам. директора по УВР, классные руководители Проведение родительских лекториев по здоровье сбережению: -«Распорядок дня и двигательный режим школьника»; - «Личная гигиена школьника»; - «Воспитание правильной осанки у детей»; - «Организация правильного питания ребенка в семье»; -«Семейная профилактика проявления негативных привычек»; - «Как преодолеть страхи» и другие. В течение года Зам. директора по УВР, мед. работник, психолог, классные руководители Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей. В течение года Зам. директора по УВР, психолог, мед. работник
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экологическая культура здорового и безопасного образа жизни

обучающихся воспитанников 1-4 классы.

дата

мероприятия

клас

сы

ответствен

ные
сентя брь  Беседы в классах по ПДД (инструктажи по ПДД )  Беседа «Режим дня и его значение»  Классный час «Что нужно знать о правилах дорожного движения»  Выставка букетов и цветочных композиций . 1-4 Кл.руковод ители Воспитател и Кл.руковод ители Воспитател и 26
октяб рь  Беседа «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»  Классный час: «Полноценное питание – залог здоровья»  «Весёлые старты»  Беседа «Правила движения и перехода улиц и дорог»  Классный час «Правила на каждый день» 1-4. Воспитател и Кл. руководите ли Учитель физкультур ы. Воспитател и Кл.руковод ители декаб рь  Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».  Классный час «Огонь ошибок не прощает»  Беседа «Пиротехника опасность для здоровья»  Классный час «Чистые руки – чистое тело смело «берись за любое дело 1-4 Воспитател и Кл. руководите ли Воспитател и Кл.руковод январ ь  Беседа «Шалости и травмы»  Классный час « Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен»  «Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях» 1- 4кл. Воспитател и Кл.руковод ители Библиотека рь февра ль  Беседа «Поведение в экстремальной ситуации»  КВН «Береги природу родного края»  Беседа «Железнодорожный переезд и правила перехода железнодорожного переезда.  Викторина по ПДД.  Зимняя спартакиада. 1- 4кл. Воспитател и Кл.руковод ители Воспитател и. Кл.руковод ители. Учитель физкультур ы. март  Беседа «Курение: дань моде, привычка, болезнь»  Классный час «Гигиена тела – основа здорового образа жизни  Игровое занятие: «Будь природе другом!»  Беседа «Бытовой и уличный травматизм» 1- 4кл Социальны й педагог Кл.руковод ители Воспитател и Воспитател и 27
апрел ь  Классный час «Перекрёсток - опасные участки улиц и дорог»  Беседа «Наши верные друзья (о кошках и собаках)».  Беседа «Выход есть: живи без вредных привычек»  Диспут «Нравственное здоровье» 1-4. Кл.руковод ители Воспитател и Воспитател и Кл.руковод ители май  Игровая программа «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься»  Классный час «Клещи – опасность энцефалита»  Беседа «Права и обязанности участников дорожного движения»  Классный час: «Охрана природы человеком».  Весенняя спартакиада 1- 4кл Воспитател и Кл.руковод ители Воспитател и Кл.руковод ители. Учитель физкультур ы
Список литературы
1. Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке). 2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке). 3. Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке). 4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с. 28
5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие -М.: Образование и экология. 2012, - 72 с. 6. Дзятковская Е.Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учёбы. Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М.: Образование и экология. 2009. - 56 с. 7. Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М.: Образование и экология. 20II, — 32 с. 8. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние второе, перераб. - М.: Образование и экология, 2012. - 40 с. 9. Теория и практика современного экологического образования в школе У Сост. А.Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М.: Образование и экология, 2012. - 160 с. 10.Дзятковская Е.Н. УМК «Экологическая культура: здоровье и безопасность жизни» (Рабочие тетради для уч-ся 1, 2. 3. 4 класса, методические рекомендации). - М. : Образование и экология. 2012. 29