"Дуальное обучение в России"

Автор: Свириденкова Олеся Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: НЧОУ "Дельта"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Дуальное обучение в России"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кризис в системе образования нашей страны назрел уже давно, несмотря на это конструктивных путей решения данной проблемы со стороны государства до сих пор не наблюдается. Это касается как основного общего, так и профессионального образования. Хотя в профессиональном все же происходят некоторые положительные сдвиги. К числу таковых можно причислить проект "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования", запущенный в 2014 году в десяти регионах нашей страны (в 2015 году к проекту присоединились ещё три региона). Смысл этого проекта сводится к внедрению в систему профессионального образования дуальной системы обучения, заимствованный у европейских стран. Так что же подразумевается под дуальной системой? Дуальная система обучения- это сочетание теории с практикой. Теоретическую базу студент получает в учебном заведении, а практическую непосредственно на производстве под руководством мастеров-наставников. Изначально проект ориентирован на производственные направления. Для того чтобы разобраться в целесообразности данного проекта, стоит рассмотреть его положительные и отрицательные стороны. Начнем с положительных: 1) На основании договоров, заключенных между образовательными организациями и предприятиями-работодателями, осуществляется фактически целевой набор студентов. Следовательно, по окончанию обучения предприятия получают в штат полноценные квалифицированные кадры, которые сразу вливаются в производственный процесс. Выпускники в свою очередь стопроцентно трудоустроены. 2) Безоговорочное преимущество материально-технической базы предприятий-работодателей над образовательными организациями. 3) Значительная экономия бюджетных средств за счет отсутствия необходимости закупки дорогостоящего оборудования в образовательные организации. 4) Эффективность полученного образования. Нынешние образовательные стандарты, построенные в основном на теоретическом обучении, уже давно себя изжили. Каждый второй выпускник, устраиваясь на работу, слышал фразу «а теперь забудь всё то, чему тебя учили». На предприятиях постоянно производится модернизация производства, в то время как техническое оснащение мастерских в учебных организациях подолгу не меняется, следовательно, значительно отстает от реальности. 5) В процессе обучения некоторые предприятия-работодатели выплачивают студентам стипендию. Отрицательные моменты: 1) Неподготовленность образовательных учреждений, которая выражена в отсутствии адаптированных под дуальную систему образовательных программ и подготовленных педагогических кадров. 2) Отсутствие специализированных производственных участков на предприятиях работодателя, а также специально обученных кадров, выполняющих роль наставников. Учитывая ситуацию, это должны быть отдельные штатные единицы. 3) Слабая нормативно-правовая база. Учитывая то, что дуальное обучение - это внедряемый инновационный процесс для нашей страны, значит необходимо должным образом его регламентировать и вносить изменения и поправки в уже существующие законодательные акты. 4) Исходя из положений проекта, далеко не все студенты будут обучаться по дуальной системе, то есть существует некий отбор и образовательными организациями, и непосредственно руководством предприятий. Из этого следует, что неотобранные студенты будут обучаться по «старой системе».
5) Дуальное обучение перекликается с целевым. Это значит, что выпускник в обязательном порядке по окончанию обучения устраивается на предприятие, в котором практиковался. Так выглядят основные плюсы и минусы дуальной системы обучения. Первые результаты пилотного проекта будут известны уже в этом году. На сегодняшний день статус «Федеральная инновационная площадка» присвоен 59 профессиональным образовательным организациям, изменены десятки образовательных стандартов, разработаны адаптированные образовательные программы. При этом участниками пилотного проекта стали более двадцати тысяч студентов и более пяти тысяч наставников со стороны предприятий - работодателей. Внедрение системы дуального обучения в нашей стране вызвало волну критики в научных кругах. Основным аргументом против считается неподготовленность нашей системы образования и наших предприятий к внедрению дуальной системы. С этим нельзя поспорить, но нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Любое нововведение, тем более в нашей стране, достаточно редко запускается на заранее подготовленной платформе. В любом случае существуют многочисленные проблемы и нестыковки, которые постепенно, в процессе внедрения, ликвидируются. Если мы будем ждать, пока будет полностью подготовлена площадка для новой системы обучения, пройдет не один и не два года. Это логично, если положение дел в профессиональном обучении не было бы столь плачевно. Внедрять дуальную систему обучения нужно как можно скорее, несмотря на все препоны.