"Ансамблевое пение (группа раннего эстетического развития)"

Автор: Павлова Аксана Иннокентьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 1"
Населённый пункт: г.Урай
Наименование материала: Рабочая образовательная программа
Тема: "Ансамблевое пение (группа раннего эстетического развития)"
Дата публикации: 11.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1"
Рабочая образовательная программа
АНСАМБЛЕВОЕ ПЕНИЕ
(группа раннего эстетического развития) Срок реализации 2 года Возраст детей с 5 до 7 лет Подготовила: Преподаватель хора
Павлова А.И.
Урай 2014 год 1

Пояснительная записка.
Хоровое пение занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-эстетический вкус – оценочное отношение к песне, способствует умственному развитию ребенка, расширяет детский кругозор. Оно укрепляет организм ребенка – это правильное дыхание, укрепление легких и голосового аппарата, формирование правильной осанки, развивает музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Актуальность и целесообразность данной программы связана с потребностью музыкального образования детей раннего возраста. В школах формируются группы раннего эстетического развития для детей пяти- шестилетнего возраста. Одним из предметов является коллективное музицирование (хор).
Цель
программы – увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, музыкой, воспитывает вокально-хоровые навыки. Основные
задачи
– обучение пению детей дошкольного возраста: 1) формирование у детей певческих навыков и умений; 2) обучение детей исполнению песен на уроках с помощью педагога и самостоятельно с сопровождением инструмента, без сопровождения; 3) развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационного точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправлении своих ошибок; 4) развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Данная программа подразумевает развитие следующих навыков: певческая установка; дыхание; звукообразование; дикция; интонация; ансамбль. Программа рассчитана на групповые занятия с детьми пяти- шестилетнего возраста, один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Освоение 2
содержания курса возможа как за два года (для детей пятилетнего возраста), так и за один год (для детей шестилетнего (возраста). Группы формируются от 10 до 12 человек. Основные формы работы на уроке с дошкольниками: артикуляционные упражнения; игровые упражнения; распевание; работа над произведениями. Большое значение имеют для хора выступления, являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Они активизируют работу дошкольников, позволяют более полно проявлять полученные навыки, знания, умения, формированию личностных качеств. Являясь важной формой воспитательного воздействия, выступления должны организовываться с чувством меры: излишнее и недостаточное их количество нельзя считать положительным, желательно также, чтобы они проходили перед доброжелательной аудиторией. Участники вспомогательной группы принимают участие в концертах по мере своего продвижения. В течение года детям 5-ти, 6-ти летнего возраста рекомендуется выучить 8-10 песен, выразительных, но несложных, близких по духу малышам, с легким для их произношения текстом. Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие включение игровых элементов, учитывающие небольшие вокальные возможности ребенка. В репертуар головы и корпуса прямое, ненапряженное). Стулья должны соответствовать росту детей. Разучивать песни только сидя, исполнение выученных песен стоя. года следует включать песни разного характера, контрастные. Формы подведения итогов:  Промежуточный контроль (по четвертям);  Выступления для родителей на открытых уроках;  Выступления на школьных мероприятиях. 3

Учебно-тематический план

1 ступень
№ п/п Содержание и виды работ Всего часов 1 Распевание 5,5 2 Работ над вокально-хоровыми навыками: - певческая установка - дыхание - звукообразование - дикция - интонация 11,5 3 Работа над произведением: - работа с текстом - ансамбль 17 Всего часов 34
2 ступень
№ п/п Содержание и виды работ Всего часов 1 Распевание 5 2 Работ над вокально-хоровыми навыками: - певческая установка - дыхание - звукообразование - дикция - интонация 11 3 Работа над произведением: - работа с текстом - ансамбль 18 Всего часов 34
Содержание.
4

Основные вокально-хоровые навыки.

Певческая установка.
Вводная беседа о хоре, правильная установка при пении стоя, сидя, (положение
Дыхание.
От правильного дыхания зависит: чистота интонаций, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. Правильное положение плеч при вдохе. Вдох бесшумный, спокойный. Выдох медленный. Дыхание брать в зависимости от строения фразы, предложения песен.
Звукообразование.
Пение естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Звуковедение протяжное. Темп умеренный и медленный. Упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.
Дикция.
Работа над приемами звукообразования тесно переплетается с работой над дикцией, артикуляцией. Округление, допевание и распевание гласных, четкое произношение согласных звуков. Исполнение текста осмысленное, выразительное. Определение фразировки мелодическим, словесным содержанием. Владение нюансами (меццо форте, меццо пиано).
Интонация.
Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистоты интонации выбирать песни удобные по диапазону, с короткими музыкальными фразами, слушания песен в хорошем исполнении. Пение знакомого материала без инструментального сопровождения небольшими подгруппами. Короткие упражнения на интервалах (секунда, терция, кварта).
Ансамбль.
Стройное, чистое, согласованное пение в унисон – основы ансамбля. Чистое интонирование устойчивых и неустойчивых ступеней лада. 5
Согласованное исполнение при соотношении простейших длительностей. Понимание дирижерского текста.
Примерные требования к уровню подготовки учащихся.
Вокальные навыки (проверяются индивидуально):  Петь в диапазоне ре 1 (ми 1) – си 1 (до 2).  Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки опустить или положить на колени (при пении сидя).  Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться тянуть без всякого напряжения. Знать, что певческий голос надо беречь.  Правильно и ясно выговаривать слова песен. К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения. Правильно дышать:  уметь делать небольшой, спокойный вдох,  не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании.  уметь делать быстро, активно – спокойный вдох в более подвижных песнях. Хоровые навыки:  Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождением и без него.  Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Примерный список произведений.
1. Г. Шахов. «Небылицы»; 2. Г. Шахов. «Пляска на опушке»; 3. Л. Абелян. «Модница»; 4. Муз. Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. «Веселые медвежата»; 5. Муз. Е. Попляновой, стихи Н. Пикулевой. «Пусть попляшет язычок; 6
6. Муз. Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. «Снежный ком»; 7. Л. Абелян. «Песенка про хомячка»; 8. Муз. О. Юдахина, стихи Б. Заходера. «Дождик»; 9. Муз. В. Кондратенко, стихи А. Прокофьева. «Песенка про жука».
Методическое обеспечение.

Техническое обеспечение.
Для реализации данного курса необходимо просторное помещение, где бы дети могли свободно заниматься уроками хора (ансамблевым пением). Для проведения уроков необходимы следующие технические средства:  Фортепиано;  Музыкальный центр;  Компьютер;  Интерактивная доска.
Литература.
1. А. Зимина. «Основы музыкального воспитания и развития» (младший возраст), М., Владос, 2000 г. 2. В. Тавлина. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» впп 15. М. 1982 г. 3. Г. Стулова. «Хоровой класс», М., Просвещение, 1988 г. 4. К. Виноградов. «Работа над дикцией в хоре», М., Музыка, 1967 г. 5. К. Виноградов. «Работа в детском хоровом коллективе», Л., 1971 г. 6. Л. Абелян, Е. Гембицкая. «Детский хор» М., Музыка, 1976 г. 7. Л. Жарова. «Начальный этап обучения хоровому пению», из кн. «Работа с детским хором», М., Музыка, 1981 г. 8. М. Розенберг. «Развитие интеллектуально-художественных способностей в хоре ДМШ». Изд. Казанского государственного технического университета, 1977 г. 9. П. Халабузарь, В. Попов. «Методика музыкального воспитания», М., Музыка, 1989 г. 10.И. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». М. : Классика-XXI, 2004 г. 7
8