"Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях"

Автор: Белева Лидия Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Краснодарский край, Анапский район, ст.Благовещенская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Схема конспекта урока по теме «Правописание Н и НН в

прилагательных и причастиях» у
читель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №8Белевой Лидии Борисовны
Интегрирующая дидактическая цель:
сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки.
Целевой план действий для учащихся:
 научить школьников правильному написанию Н и НН в прилагательных и причастиях;  развивать орфографические умения и навыки;  воспитывать стремление к грамотной речи.
Банк информации:
Цели
Входной контроль

Уровень А.
Установите соответствие. Проверить ЗУН о прилагательных и причастиях. Оценить умения определять части речи 1. Лебеди(н,нн)ый. А. Пишется Н 2. Лу(н,нн)ый. Б. Пишется НН 3. Маринова(н,нн)ый. 4. Выкраше(н,нн)ый. 5. Деревя(н,нн)ый.
Ответ
. 1а, 2б, 3б, 4б, 5а.


Альтернативный вопрос:
В каких случаях в прилагательных и причастиях пишется Н?
Уровень В.
Распределите слова на два столбика. Оловя(н,нн)ый солдатик, кожа(н,нн)ый плащ, недли(н,нн)ая история, опубликова(н,нн)ый роман, образова(н,нн)ый человек, краше(н,нн)ые стены.
Пишется Н

Пишется НН

Ответ.

Пишется Н

Пишется НН
Кожаный плащ, крашеные стены. Оловянный солдатик, недлинная история, опубликованный роман, образованный человек.
Альтернативный вопрос:
задание уровня А.
Уровень С.
Распределите слова на два столбика. Балова(н,нн)ый ребенок, сви(н,нн)ой хвост, лома(н,нн)ая линия, искусстве(н,нн)ый мед, кожа(н,нн)ый ремень, скоше(н,нн)ый луг.

Пишется Н

Пишется НН

Ответ.

Пишется Н

Пишется НН
Свиной хвост, ломаная линия, кожаный ремень. Балованный ребенок, искусственный мед, скошенный луг.
Альтернативный вопрос:
задание уровня В.
Цель:

актуализировать

знания

учащихся о

правописании Н

и НН в

прилагательных

и причастиях



б) повторение ранее изученного материала (адаптировано для всех уровней).
Н и НН в прилагательных и причастиях Слово отвечает на вопрос какой? и образовано: от существительного от глагола
Н

НН

Н

НН
1. Основа сущ.+ суффикс
-ин-,

-ан-, -ян-
: гусь – гус
ин
ый; кожа -кож
ан
ый; глина – глин
ян
ый.
Исключения:
стекл
янн
ый, олов
янн
ый, дерев
янн
ый. 1. Основа сущ. + суффикс
-енн-, -онн-
: качество – качеств
енн
ый; авиация – авиаци
онн
ый. 2. Основа сущ. с конечным
н
и суффикс
-н-:
луна – лун
н
ый. 1. Если прилагательное образовано от глаголов несов.в. (не имеющих при- ставки, кроме НЕ, не содержащих суф- фиксов -ованн-, -еванн-): беле
н
ый дом, кале
н
ый штык. 2. Если прилага- тельные не имеют при себе зависимого слова: краше
н
ый пол, груже
н
ая баржа.
Исключения
: свяще
нн
ый, да
нн
ый, жела
нн
ый, нечая
нн
ый, невида
нн
ый, неслыха
нн
ый. 1. Если причастия образованы от приставочных глаголов (кроме приставки не-): вычита
нн
ая рукопись, просмотре
нн
ый фильм. 2. Если причастие имеет при себе зави- симое слово: недавно коше
нн
ый луг, краше
нн
ая маляром крыша. 3. Если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: броше
нн
ый (бросить), плене
нн
ый (пленить).
!!! Запомнить
: смышле
н
ый (ученик), назва
н
ый (брат), посаже
н
ый (отец), прида
н
ое; си
н
ий, зеле
н
ый, багря
н
ый, румя
н
ый, сви
н
ой, ю
н
ый, пря
н
ый. Н и НН в кратких прилагательных и причастиях Краткое прилагательное Краткое причастие В краткой форме пишется столько же Н, сколько и в полной форме: Море сегодня взволнова
нн
о (взволно- ва
нн
ый). Девочка румя
н
а (румя
н
ая). В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква н
:
Население было взволнова
н
о со- общением по радио.

!!! Краткое прилагательное может иметь при себе зависимые слова и

может быть заменено глаголом. Краткое прилагательное может быть

заменено полной формой.

Приложение.
Алгоритм определения Н и НН в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов.
в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.
Задание 1. Цель:совершенствовать орфографические навыки, совершенствовать навыки образования прилагательных от существительных. Методический комментарий для учащихся : от данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс. Гусь, комар, пчела, мышь, соловей, змея, длина, равнина, старина, инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия.
Ответ
. Гус
ин
ый, комар
ин
ый, пчел
ин
ый, мыш
ин
ый, соловь
ин
ый, зме
ин
ый, длин
н
ый, равнин
н
ый, старин
н
ый, инфекци
онн
ый, стан - ци
онн
ый, лекци
онн
ый, традици
онн
ый, пен - си
онн
ый.
Задание 2.
Цель: совершенствовать навыки определения происхождения прилагатель- ных и причастий. Методический комментарий для учащихся : распределите выделенные слова в две колонки. Ржаная мука, лебединая песня, жареная картошка, искусственный взгляд, жженая солома, смоленая веревка, традиционная встреча, испуганный ребенок, кованое железо, муравьиный домик. Образовано от существительного Образовано от глагола Образовано от существительного Образовано от глагола Ржаная мука, лебединая песня, искусственный взгляд, традиционная встреча, муравьиный домик. Жареная картошка, жженая солома, смоленая веревка, испуганный ребенок, кованое железо.

Задание 3.
Цель: совершенствовать орфографические навыки. Методический комментарий для учащихся : прочитайте слова, вставьте Н или НН. Каме...ый, зеле...ый, кожа...ый, революцио...ый, засея...ный, краше...ый, покраше...ый, постриже...ый.
Ответ.
Каме
нн
ый, зеле
н
ый, кожа
н
ый, революцио
нн
ый, засея
нн
ый, краше
н
ый, покраше
нн
ый, постриже
нн
ый.
*Задание 4.
Цель: совершенствовать орфографические навыки. Методический комментарий для учащихся : найдите лишнее слово в группе (четвертый лишний). 1. Гуси…ый, гости…ый, орли…ый, овчи… ый. 2. Кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя… ый . 3. Искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, сушё…ый.
Ответ
. 1. Овчинный. 2. Оловянный. 3. Сушеный.
*
Задание 5. Цель: совершенствовать навыки различия кратких прила-гательных и причастий; совершенствовать творческие способности учащихся. Методический комментарий для учащихся: 1. Объясните разницу в написании выделенных слов. 1) Все мои друзья образова
нн
ы. Комиссии уже образова
н
ы. 2) Лица солдат суровы и озабоче
нн
ы. Мы были озабоче
н
ы зачетом. 3) Сборы прошли организова
нн
о. Организова
н
о хорошее питание. 2. Составьте 2 подобных предложения.
Ответ.
В первых предложениях – краткие прилагательные, во вторых – краткие причастия.



Уровень В.

Задание 1.
Цель: совершенствовать орфографические навыки, совершенствовать навыки образования прилагатель- ных от существительных и глаголов. Методический комментарий для учащихся : образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
1) кожа
– кож
ан
ый; песок, рожь;
2) барабан
– барабан
н
ый: ураган, туман, весна;
3) глина
– глин
ян
ый: береста, вода, жесть;
4) вязать
– вяза
н
ый: драть, звать, путать;
5)

валять
– валя
н
ый: веять, сеять, стрелять.
Ответ.
1) песч
ан
ый, рж
ан
ой; 2) урага
нн
ый, тума
нн
ый, весе
нн
ий; 3) берест
ян
ой, вод
ян
ой, жест
ян
ой; 4) дра
н
ый, зва
н
ый, пута
н
ый; 5) вея
н
ый, сея
н
ый, стреля
н
ый.
Задание 2.
Цель: совершенствовать навыки определения происхожде-ния прилагательных и причастий. Методический комментарий для учащихся : распределите выделенные слова в две колонки. Воробьиное гнездо, песчаное дно, крашеные яйца, деревянный стол, пуганая ворона, воспитанная девушка, сессионный период, засеянные поля, гладко тесаные бревна, ценный предмет. Образовано от существительного Образовано от глагола
Ответ
. Образовано от существительного Образовано от глагола Воробьиное гнездо, песчаное дно, деревянный стол, сессионный период, ценный предмет. Крашеные яйца, пуганая ворона, воспитанная девушка, засеянные поля, гладко тесаные бревна. Задание 3. Цель: совершенствовать орфографические навыки. Методический комментарий для учащихся : прочитайте слова, вставьте Н или НН. Сви...ой, осе...ий, пря...ый, торжестве...ный, реакцио...ый, жаре...ый, пожаре...ый, кова...ый.
Ответ.
Сви
н
ой, осе
нн
ий, пря
н
ый, торжестве
нн
ый, реакцио
нн
ый, жаре
н
ый,
пожаре
нн
ый, кова
н
ый.
Задание 4.
Цель: совершенствовать орфографические навыки. Методический комментарий для учащихся : найдите лишнее слово в группе (четвертый лишний). 1. Балова…ый, рискова…ый, лакирова…ый, жева…ый. 2. Груже…ый, копче…ый, золоче…ый, жела…ый. 3. Оловя…ый, стекля…ый, деревя…ый, глиня…ый
Ответ
. 1. Жеваный. 2. Желанный. 3. Глиняный.
*Задание 5.
Цель: совершенствовать навыки различия кратких прилага-тельных и причастий; совершенствовать творческие способности учащихся. Методический комментарий для учащихся: 1. Объясните разницу в написании выделенных слов. 1) Шерсть вся запута
н
а котенком. Эта история запута
нн
а и неясна. 2) Море взволнова
н
о бурей. Говорил взволнова
нн
о, горячо. 3) Сыновья были избалова
н
ы судьбой. Сыновья были капризны и избалова
нн
ы. 2. Составьте 2 подобных предложения.
Ответ.
В первых предложениях – краткие причастия, во вторых – краткие прилагательные.
Уровень С.
Задание 1. Цель: совершенствовать орфографические навыки, совершенствовать навыки образования прилагатель- ных от существительных и глаголов. Методический комментарий для учащихся : образуйте от существительных и глаголов прилагательные, выделите суффиксы. Лев, петух, кожа, глина, болезнь, огонь, солома, родство, отечество; бесить, гладить, косить, жарить, пожарить, постричь.
Ответ
. Льв
ин
ый, петуш
ин
ый, кож
ан
ый, глин
ян
ый, болезн
енн
ый, огн
енн
ый, солом
енн
ый, родств
енн
ый, отечеств
енн
ый; беше
н
ый, глаже
н
ый, коше
н
ый, жаре
н
ый, пожаре
нн
ый, постриже
нн
ый.
Задание 2.
Цель: совершенствовать навыки определения Методический комментарий для учащихся : распределите выделенные слова в две колонки.
происхожде-ния прилагательных и причастий. Стеклянный дом, шерстяной свитер, смышленый ребенок, желанный друг, стираное белье, оппозиционная сторона, дискуссионная беседа, копченая рыба, дети огорчены, телефонный звонок. Образовано от существительного Образовано от глагола
Ответ
. Образовано от существительного Образовано от глагола Стеклянный дом, шерстяной свитер, оппозиционная сторона, дискуссионная беседа, телефонный звонок. Смышленый ребенок, желанный друг, стираное белье, копченая рыба, дети огорчены. Задание 3. Цель: совершенствовать орфографические навыки. Методический комментарий для учащихся : прочитайте слова, вставьте Н или НН. Ю...ый, весе...ий, со...ый, единстве...ый, пуга...ый, испуга...ый, коше...ый, некоше...ый.
Ответ.
Ю
н
ый, весе
нн
ий, со
нн
ый, единстве
нн
ый, пуга
н
ый, испуга
нн
ый, коше
н
ый, некоше
н
ый.
Задание 4.
Цель: совершенствовать орфографические навыки. Методический комментарий для учащихся : найдите лишнее слово в группе (четвертый лишний). 1. Б роше…ый, встрече…ый, обиже…ый, кипяче…ый. 2. Подкова…ый, проветре…ый, изране…ый, жева…ый. 3. Коше…ый, нескоше…ый, давно не коше… ый, скоше…ый.
Ответ
. 1. Кипяченный. 2. Жеванный. 3. Кошеный.
Задание 5.
Цель: совершенствовать навыки различия кратких прилага-тельных и причастий; Методический комментарий для учащихся: 1. Объясните разницу в написании выделенных слов. 1) Врачи были озабоче
н
ы состояние
совершенствовать твор- ческие способности учащихся. больного. Лица моряков были серьезны и озабоче
нн
ы. 2) Иногда простые вопросы бывают искусственно запута
н
ы. Сюжеты некоторых произведений сложны и запута
нн
ы. 3) Территория еще не благоустрое
н
а. Территория около нового дома была мала и неблагоустрое
нн
а. 2. Составьте 2 подобных предложения.
Ответ.
В первых предложениях – краткие причастия, во вторых – краткие прилагательные. 5. Выходной контроль. Цель: отработать умения учащихся, разграничивать прилагательные и прича-стия, морфологическ и характеризовать орфогра- фические умения правописания причастий
Уровень А.
1. В каких словах пишется Н? а) румя...ый; б) мороз...ый; в) весе...ий; г) лошади...ый; д) име...ой; е) мгнове...ый. 2. В каких словах пишется НН? а) зеле...ый; б) ю...ый; в) обеде...ый; г) постриже...ый; д) сви...ой; е) нежда...ый. 3. В каком ряду во всех словах пишется Н? а) свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, безветре… ый; б) песча…ый, комари…ый, стекля…ый, спи…ой; в) смышле...ый, назва...ый, багря...ый, ветре...ый; г) нежда…ый, негада…ый, неслыха…ый, полома…ый. 4. В каких выделенных словах пишется НН? а) вываре…ое мясо; б) некоше…ый луг; в) запута…ые ответы; г) плавле…ый сыр; д) плавле…ый на сковороде; е) плетё…ая корзина. 5. В каких предложениях выделенные слова – это краткие причастия? а) Девушка была музыкальна и начита...а. б) С точки зрения логики эти выводы совсем не обоснова...ы. в) Чрезвычайные меры были необходимы и вполне оправда...ы г) Ответы были содержательны и продума...ы.
Ответы. 1 –
а, б, г.
2 –
в, г, е.
3 –
в.
4 –
а, в, д.
5
– б, в.

Уровень В.
1. В каких словах пишется Н? а) румя...ый; б) мороз...ый; в) весе...ий; г) лошади...ый; д) име...ой; е) мгнове...ый. 2. В каких словах пишется НН? а) зеле...ый; б) ю...ый; в) обеде...ый; г) постриже...ый; д) сви...ой; е) нежда...ый. 3. В каком ряду во всех словах пишется Н? а) свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, безветре… ый; б) песча…ый, комари…ый, стекля…ый, спи…ой; в) смышле...ый, назва...ый, багря...ый, ветре...ый; г) нежда…ый, негада…ый, неслыха…ый, полома…ый. 4. В каких выделенных словах пишется НН? а) вываре…ое мясо; б) некоше…ый луг; в) запута…ые ответы; г) плавле…ый сыр; д) плавле…ый на сковороде; е) плетё…ая корзина. 5. В каких предложениях выделенные слова – это краткие причастия? а) Девушка была музыкальна и начита...а. б) С точки зрения логики эти выводы совсем не обоснова...ы в) Чрезвычайные меры были необходимы и вполне оправда...ы г) Ответы были содержательны и продума...ы. 6. Какие из слов являются исключениями из правила? а) оловянный; б) считанный; в) смышленый; г) священный; д) запутанный; е) сеяный.
Ответы. 1 –
а, б, г.
2 –
в, г, е.
3 –
в.
4 –
а, в, д.
5
– б, в.
6 –
а, в, г.
Уровень С.
1. В каких словах пишется Н?
а) румя...ый; б) мороз...ый; в) весе...ий; г) лошади...ый; д) име...ой; е) мгнове...ый. 2. В каких словах пишется НН? а) зеле...ый; б) ю...ый; в) обеде...ый; г) постриже...ый; д) сви...ой; е) нежда...ый. 3. В каком ряду во всех словах пишется Н? а) свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, безветре… ый; б) песча…ый, комари…ый, стекля…ый, спи…ой; в) смышле...ый, назва...ый, багря...ый, ветре...ый; г) нежда…ый, негада…ый, неслыха…ый, полома…ый. 4. В каких выделенных словах пишется НН? а) вываре…ое мясо; б) некоше…ый луг; в) запута…ые ответы; г) плавле…ый сыр; д) плавле…ый на сковороде; е) плетё…ая корзина. 5. В каких предложениях выделенные слова – это краткие причастия? а) Девушка была музыкальна и начита...а. б) С точки зрения логики эти выводы совсем не обоснова...ы в) Чрезвычайные меры были необходимы и вполне оправда...ы г) Ответы были содержательны и продума...ы. 6. Какие из слов являются исключениями из правила? а) оловянный; б) считанный; в) смышленый; г) священный; д) запутанный; е) сеяный. 7. Какие из данных прилагательных образованы от глаголов? а) серебряный кубок; б) тканая скатерть; в) песчаный берег; г) каменные ворота; д) вязаное платье; е) копченая колбаса.
Ответы. 1 –
а, б, г.
2 –
в, г, е.
3 –
в.
4 –
а, в, д.
5
– б, в.
6 –
а, в, г.
7 –
б, д, е.

Оценка результатов.

Уровень А.
Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В.
Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С.
Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3». Приложение
Алгоритм определения Н и НН в прилагательных и причастиях,

образованных от глаголов
1. Определи, от какой части речи образовано слово. от глагола (от глагола образуются отглагольные прилагательные и причастия) 2. Определи есть ли: а) на конце -ованный, -еванный; б) приставка, кроме НЕ; в) зависимое слово; г) образовано от глагола совершенного вида
ДА НЕТ
Пиши
НН
, это причастие Пиши
Н
, это отглагольное прилагательное 1) газирова
НН
ый; 1) –; 2) прочита
НН
ая книга; 2) некраше
Н
ый пол; 3) суше
НН
ые в печке грибы; 3) суше
Н
ые грибы; 4) реше
НН
ый – решить (сов.в.); 4) жаре
Н
ый – жарить (несов.в.).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№8
муниципального образования город-курорт Анапа
ПЛАН –КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Белева Л.Б.
Тема: «Урок-повторение. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях» Класс: 9