"Устная и письменная речь"

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 1 классе
Тема: "Устная и письменная речь"
Дата публикации: 12.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока русского языка

в 1 классе по теме:

«УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ».

УМК:
«Перспективная начальная школа».
Урок разработан и проведён:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2016г.

Цель:
дать понятие об устной и письменной речи, интонации. Интонация предложений. Знаки препинания в конце предложений.
Тип урока
: освоение новых знаний.
Планируемые результаты образования:

предметные:
- познакомиться с понятиями «устная» и «письменная» речь; учиться различать устную и письменную речь; использовать устную и письменную речь в общении. –
метапредметные
: - регулятивные – понять и сформулировать цель урока
.

-
познавательные – правильно определять наличие устной и письменной речи в различных ситуациях.
-
коммуникативные – по максимуму использовать свой речевой запас при выражении своих мыслей в устной и письменной речи. –
личностные УУД:
настроить на доброжелательное отношение к одноклассникам при работе в группе.
Оборудование
: картинки «виды речи» ; ребус ; презентация, учебник (страницы 21–24); тетрадь для самостоятельной работы (страница 14).

Ход урока

1.Организация начала урока. Проверка готовности.
Долгожданный дан звонок Начинается урок!
2. Минутка чистописания.

И- Им

Ирина, Иван, Иннокентий, Ижевск.
– Спишите. Назовите лишнее слово (Ижевск) – Почему? (Все остальные слова – имена людей, а Ижевск – это город) – А чем похожи эти слова? (Это имена собственные) – А какое мы знаем правило написания имён собственных? (Имена, фамилии, реки, города- все с заглавной буквы пишутся всегда.)
3. Словарная работа.
– Посмотрите на словарные слова, написанные на доске, прочитайте их: П
а
льто, к
а
рман, к
а
ртина, л
и
мон,
пирог
.
*дети читают про себя* (красным выделены пропущенные буквы) – Запишите только те слова в тетрадь, которые мы уже прошли, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение. (1 ребёнок работает у доски) – Ребята, есть ли здесь такое слово, написание которого нам ещё незнакомо? Какое это слово? (да, пирог) – Тогда давайте посмотрим и узнаем, как же пишется это слово. Какой словарь нам в этом поможет? (орфографический словарь). – Найдите это слово в словаре. *дети открывают словарь, который лежит на парте, самостоятельно ищут слово* – Так какую же букву мы вставим в пропуск? (И) Откройте рабочую тетрадь на с. 14 и посмотрите на новое словарное слово, вверху, с которым мы только что познакомились: пИрог – Ребята, а что такое пирог? (ответы детей) /
Пирог
: – печёное изделие из раскатанного теста с начинкой./
Это слово изобразил художник в задании 1 и оно зашифровано в этой схеме: (схема на доске) ________ ====== - - - - - - - С - - - - - -
.
Какое предложение мы можем составить по этой картинке (с.14) используя эту схему? (Предложение: Дети пьют чай с пирогом.) Запишите словосочетание с новым словарным словом «пирог» на пустую строчку.
4. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Ребята, тема сегодняшнего урока зашифрована в этом ребусе. Отгадайте его, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.
(Речь.)
– Правильно, тема нашего урока «Речь»! – Так для чего же человеку нужна речь?
Рассмотрите картинки на доске и постарайтесь сами ответить на этот вопрос: (Р ечь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами с другими людьми.) /- Речь – это то, что мы слышим или произносим сами, что мы пишем или читаем, чем пользуемся в общении друг с другом. Речь состоит из предложений./ – Откройте учебник на с. 21 и прочитайте заголовок. Какие виды речи существуют в русском языке? (устная и письменная)
5. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в учебнике. (с. 21) – Прочитайте разговор Волшебницы с ребятами. *читает учитель, читают дети - по цепочке* – Для того чтобы помочь нашим героям выполнить задания волшебницы внимательно читаем пословицы расположенные на картинке.
– Как вы думаете, какая из этих пословиц относится к письменной речи? – Какое ключевое слово указывает на то, что эта пословица относится к письменной речи? («Что
написано
пером, не вырубишь топором».) – Почему вы решили что пословица «Слово не воробей,
вылетит
– не поймаешь», относится к устной речи? (потому что слово произнесено и услышано) – Как вы думаете мы можем сделать вывод, что такое устная и письменная речь? (Устную речь мы слышим и произносим. При устной речи работает голосовой аппарат и хорошо видна работа губ, которые раньше назывались «уста», поэтому и речь называется устной. Письменную речь мы читаем и пишем специальными знаками, которые называются буквами) – Почему? (слова бывают разные: добрые и злые, можно причинить боль другому, если бездумно говорить )
6. Первичная проверка понимания.
Определите по картинкам, на какой показана устная речь, а на какой письменная:
Я расскажу, что вчера заболел, Что дома лекарство я горькое ел, Еще расскажу, что болеть очень грустно. Когда говорю я, то речь моя...
(устная)
Вид речи, когда на бумаге пишу. Я все что угодно листу расскажу. Но речь уж не устная, речь иная. Скажите, ребята, названье. Какая?
(Письменная)
Продолжите предложения. Кто-то рассказывает – мы … (слушаем). Мы рассказываем – нас … (слушают). Кто-то написал – мы … (читаем). Мы напишем – кто-то … (прочитает). – Подумайте, можем ли мы сейчас ответить на вопрос Волшебницы: какая речь, письменная или устная важнее? (Дети делают вывод о том, что оба вида речи важны)

7. Первичное закрепление.
– Переходим на страницу 22. Читаем новое задание волшебницы. Почему Миша растерялся и не смог ответить на вопрос, который написала Волшебница, и вынужден был по подсказке летучей мыши попросить прочитать волшебницу этот вопрос? (Миша не хотел жаловаться на Асырк.) – А почему Волшебница предложила задать вопрос Торку и Асырк? (потому что Торку ничего не досталось, Миша съел маленький кусочек, а большая часть пирога досталась Асырк.) – То есть ребята, вы хотите сказать, что гости вели себя за столом по-разному , значит один и тот же вопрос они будут задавать по-разному. Давайте почитаем вопросы гостей.
На доске: (нарисовать стрелки интонации вверх над

выделенными словами)

1.

Ты
съел пирог? (обиженно спросил Торк)
2.
Ты
съел
пирог? (ехидно спросила Асырк)
3.
Ты съел
пирог
? (улыбнувшись, спросила Анишит- Йокоп) – Прочитайте предложения. Сравните их. Давайте разберём в чём их сходства и различия. Для этого к выделенным словам поставим вопросы: 1. Кто съел? 2. Съел ли?
3. Съел что? – Как бы на эти вопросы ответили гости? (1. Нет, не
Я.
(так должен был ответить Торк); 2. Да, я
съела
. (так должна ответить Асырк) ; 3. Нет, я съел только
маленький кусочек пирога
.) – Почему разные ответы? (потому что мы голосом выделяли в вопросе то слово, которое дало бы нам ответ на конкретный вопрос, т.е.: Кто? Съел ли? Что съел? Смысл вопросов разный, поэтому разные ответы.) – Ребята, что мы делаем с голосом, когда выделяем слово? Обратите внимание на стрелочки над словами в каждом вопросе. Они указывают на то, что мы повышаем голос, когда произносим главное слово вопроса. Повышение или понижение голоса в устной речи называется интонацией. От интонации, как мы с вами разобрали, зависит смысл вопроса и ответа. – А теперь, попробуйте ответить на вопрос: что есть в устной речи, чего нет в письменной? (В устной речи есть выделение слова голосом, то есть интонация. Интонацией мы можем выразить вопрос, восклицание или просто о чём-то сообщить. А на письме это будет соответствовать следующим знакам в конце предложения: вопросительному, восклицательному, точке.)

Выполнение задания №1 на с.14 в рабочей тетрадке.
На доске: Цель - спросить =
?
Цель - сообщить =
.
Цель - громко выражазить свои чувства =
!
Вставьте пропущенные знаки препинания в предложе
8. Физ. минутка.
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца. Раз, два, три, четыре, пять! Мы грибы идем искать. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. – Тише, пальчик, не шуми! Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В школу нам идти пора!
9. Продолжение первичного закрепления.
– Итак, сегодня мы познакомились с устной и письменной речью, узнали, что такое интонация в устной речи, узнали , что в письменной речи интонация выражается при помощи знаков: восклицательного, вопросительного и точки .
– Сейчас, пожалуйста, вспомните сказку Бориса Заходера «Серая Звездочка», которую вы начали читать в хрестоматии по литературному чтению, и назовите героев этой сказки, а я запишу их на доске. (папа Ежик, Ежонок, жаба, Цветы, Деревья, Кусты…..) – Молодцы, хорошо запомнили сказку. Обратите внимание на слова, написанные на доске. Почему слова Ежик, Ежонок, Цветы, Деревья, Кусты написаны с большой буквы. (Потому что их так зовут) – Совершенно верно. В сказке эти слова являются именами собственными. Повторим еще раз: какой вид речи мы сейчас использовали , вспоминая сказку? (Устный.) – Не совсем так.. Когда я спрашивала, а вы отвечали –это действительно, устная речь. Но я ведь еще записывала слова на доске. Значит это какая речь? (Письменная) – Значит, вспоминая сказочных героев, мы воспользовались какой речью? (Устной и письменной.) – Правильно. А вы проверите себя в письменной речи. У вас на столах карточки с текстом. Вставьте в предложения нужные по смыслу слова. Обратите внимание на применение заглавной (большой) буквы в предложении и знак в конце предложения по интонации выражения.
Отец _________, и _____________ сразу свернулся За что Цветы, Деревья, Кусты любили________________ Он такой умный, этот________________
10. Рефлексия.
– Ребята, что вы узнали нового сегодня на уроке? – Вспомните и расскажите, что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами, что мы пишем или читаем, чем пользуемся в общении друг с другом.) – Какая бывает речь? – Чем отличаются устная речь от письменной? А теперь оцените себя, выберите фразу и закончите её: Сегодня на уроке я узнал… Мне было … Мне понравилось…

Список использованной литературы:
1. Русский язык: 1 кл. : Учеб. / Н.А Чуракова- М. : Академкнига / Учебник, 2015г.- 96 с.: цв.ил. 2. Русский язык: 1 кл. : тетрадь для самостоятельной работы / Е.Р. Гольфман; под ред. Н.А Чураковой- М. : Академкнига / Учебник, 2015г.- 64 с.: ил.