"Играем,читаем стихи".

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект литературной гостиной в 1 классе
Тема: "Играем,читаем стихи".
Дата публикации: 12.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Литературная гостиная

в 1 классе по теме:

«Играем, читаем стихи».

разработана и проведена:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2016г.

Актуальность темы
Проведение литературных гостиных практикуется в средней и старшей школе. Недавно появились рекомендации по проведению литературных гостиных в начальной школе, начиная со второго класса. Такая форма работы дает хорошие результаты в классе со средним или сильным уровнем успеваемости. У меня возникла необходимость в проведении литературной гостиной в первом классе общеобразовательной школы не потому, что класс был сформирован из хорошистов и середнячков, а совсем наоборот.

Зная, что это достаточно сложная форма работы, как для подготовки учителя, так и для восприятия школьников, я все-таки решила попробовать, следя за тем, чтобы не было перегруженности у детей.
Причины:
Основной причиной выбрать такую форму деятельности, как литературная гостиная, явилась крайне
низкая мотивация

первоклассников к обучению и общению
и то, что родителей это ничуть не беспокоило.
Анализ:
Мной была проведена методика «Сделаем вместе», которая выявила низкую мотивацию к обучению и общению. (Источник: Методика «Сделаем вместе» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.) Данная методика предназначена для диагностики поведенческого компонента, проявляющегося во взаимодействии со сверстниками. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание по-
мочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним. Проведение методики: Для проведения методики необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
Средний балл по методике «Сделаем вместе»
№ задания/ грани Общий балл класса Ср. балл девочек Ср. балл мальчиков 1/ max.0 ,min10 5,9 4,2 7,6 2/ max.8,min 0 7,1
8.5

5.8
3/ max.12,min 0 6.4 7,1 5,7 4/ max.6,min 0 2,7 3,2 2,4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Общ. С.б. С.б. девочек С.б. мальчиков

Целеполагание литературной гостиной:
1. Информационно – предметная цель- освоение школьной программы по литературному чтению с показом презентации. 2. Деятельно-коммуникативная- развитие письменной и устной речи, как средство общения ребенка из позиции "слушатель" в позицию " соавтор, изменение дошкольной художественно- игровой позиции на художественно- коммуникативную позицию читателя , автора, исполнителя. 3. Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи. 4. Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие его события и осмысливая связь между ними; 5. Выработка внимательного отношения к литературному тексту; 6. Раскрытие творческих способностей учащихся.
Задачи:

1.
Знакомство с элементами структуры произведения (текста и художественного мира) и связи между ними;
2.
Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического изображения (формы текстов);
3.
Развитие воображения, адекватно воссоздающего художественный мир произведения и способствующего возникновению понятий-образов, понятий-представлений;
4.
Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие его события и осмысливая связь между ними;
5.
Возникновение и обогащение "жанровой" памяти. На этой основе устанавливается сходство произведений, к одному виду, типу, жанру;
6.
И, как результат, развитие устной и письменной речи учащихся, развитие самостоятельного литературного творчества детей.

Этапы проведения литературной гостиной:
Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы, где ребёнок добивается успеха среди ровесников и приобретает интерес к групповой деятельности. . Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников в классе. ( чтобы в связи с частыми пропусками детьми школьных занятий по болезни или другим причинам не сорвалось намеченное мероприятие). Наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки
Этапы:

1.
Определение темы (Выбор детьми стихов, которые им хотелось бы прочитать).
2.
Разработка сценария. Подготовка учащихся, репетиции.
3.
Создание соответствующего интерьера, декорации (если есть необходимость), костюмы. К сожалению, в нашем случае, оформление гостиной было невозможно по причине отсутствия денег у родителей и неумению детей держать карандаш, отсутствие элементарных навыков рисования и работы по раскраскам.
4.
Создание эмоционального настроя с помощью музыкальных фрагментов.
5.
Выразительное чтение стихов, музыкальное их сопровождение, прослушивание песен, участие в сценках.
6.
Рефлексия. Подведение итогов. Зрители делятся своими впечатлениями.
7.
Анализ мероприятия.

Сценарий литературной гостиной:

Учитель/ Ведущий:
— Ребята, открываем нашу первую литературную гостиную. — Что такое гостиная? Гостиная- это место где собираются люди по интересам: художники, поэты, композиторы, писатели и обсуждают, показывают свои произведения. Мы собрались вместе для того, чтобы почитать друг другу и гостям стихи, которые вам понравились и познакомиться с поэтами этих стихов, просмотрев небольшие презентации об их творчестве. 1. Итак,
Марина Ивановна Цветаева. (слайды №1-5)
2.
Алина с Лизой читают стихотворение Цветаевой «Девочка в

красном и девочка в синем»: (слайд № 6)
Девочка в красном и девочка в синем Вместе гуляли в саду. — «Знаешь, Алина, мы платьица скинем, Будем купаться в пруду?». Пальчиком тонким грозя, Строго ответила девочка в синем: — «Мама сказала — нельзя».
3.

Поэт Саша Черный. (слайд №7-10 )

4.

Стихотворение « Поэтесса» (читает Красовская Вика):

(слайд №11)
Я люблю стихи ужасно… Сяду с книжкой на крыльце: Строчки катятся согласно, Рифмы щелкают в конце,— Словно умный соловей На тенистом деревце Распевает средь ветвей. Завела себе тетрадку
И решила наконец,— Засушила в ней я мятку, Надписала: «Мой дворец». Утром спрячусь и сижу, А потом на ключ в ларец, Никому не покажу!
5.

Джанни Родари. (слайды № 12-18 )

6.

Стихотворение Джанни Родари «Лежебока». (читает

Залесный Костя): (слайд №19).
В понедельник Я проснулся, А во вторник Я зевнул, В среду Сладко потянулся, А в четверг Опять заснул. Спал я в пятницу, В субботу Не ходил я На работу, Но зато уж в воскресенье Спал весь день без пробужденья!
7.

Роберт Стивенсон. (слайды № 20-24)

8.

«Стихотворение без названия» (читают Бессонова Катя ,

Муратов Антон) (слайд № 25)
Вкруг лампы за большим столом Садятся наши вечерком. Поют, читают, говорят, Но не шумят и не шалят.
Тогда, сжимая карабин, Лишь я во тьме крадусь один Тропинкой тесной и глухой Между диваном и стеной. Меня никто не видит там, Ложусь я в тихий мой вигвам. Объятый тьмой и тишиной, Я - в мире книг, прочтенных мной. Здесь есть леса и цепи гор, Сиянье звезд, пустынь простор - И львы к ручью на водопой Идут рычащею толпой. Вкруг лампы люди - ну точь-в-точь Как лагерь, свет струящий в ночь, А я - индейский следопыт - Крадусь неслышно, тьмой сокрыт... Но мама уж идет за мной. Чрез океан плыву домой, Печально глядя сквозь туман На берег вычитанных стран. Вкруг лампы люди - ну точь-в-точь Как лагерь, свет струящий в ночь,
9.

И закрываем мы нашу литературную гостиную стихами

знаменитой русской поэтессы Агнии Львовны Барто

(слайды № 26-30)

10.

Стихотворение «Скакалка»

(читают Бессонова Катя, Козырева Ульяна, Ефремова

Лиза, Муратов Антон) (слайд № 31)

Рано утром в коридоре Вдруг раздался топот ног. Встал сосед Иван Петрович, Ничего понять не мог. Я ужасно возмутился в голове ужасный звон Почему всю ночь в передней Кто-то топает, как слон? Встала бабушка с кровати — Все равно вставать пора. Это Лида в коридоре Прыгать учится с утра. Я и прямо, Я и боком, С поворотом, И с прискоком, И с разбега, И на месте, И двумя ногами Вместе... — Ну Не хватит ли пока? Внизу, наверно, сыплется Известка с потолка.
11.

Ещё одно стихотворение Барто «Снегирь» вам прочитают

Конышев Сергей, Дубровко Марк, Шелепов Иван, Паршина

Алина, Егоров Олег. (слайд 32)

На Арбате, в магазине, За окном устроен сад. Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят. Ярко-розовая грудка, Два блестящие крыла... Я не мог ни на минутку Оторваться от стекла. Иэ-за этой самой птицы Ты ревел четыре дня ?. Думал, мама согласится — Будет птица у тебя? Но у мамы есть привычка Отвечать всегда не то: Говорю я ей про птичку, А она мне про пальто. Что в карманах по дыре, И, вообще, ты дерешься я во дворе, И поэтому ты должен Позабыть о снегире. Он ходил за мамой следом, Поджидал ее в дверях, Он нарочно за обедом Говорил о снегирях. Было сухо, но галоши Он послушно надевал, До того он был хорошим
Сам себя не узнавал. Трудно ж было жить на свете? да, по правде говоря, я терпел мученья эти Только ради снегиря. До чего же я старался! Он с девчонками не дрался. Как увидит он девчонку, Погрозит ей кулаком И скорей идет в сторонку, Будто с ней он незнаком. Мама очень удивилась: Что с тобой, скажи на милость? Может, ты у нас больной — Ты не дрался в выходной! — И ответил я с тоской: — Я теперь всегда такой. Добивался он упрямо, Повозился хоть не зря. Ага — Чудеса,— сказала мама И купила снегиря. Ты принес его домой.? Наконец теперь он твой!!!
Я кричал на всю квартиру: — У меня снегирь живой! Я им буду любоваться, Будет петь он на заре... Значит, снова можно драться Завтра утром во дворе!!! — Вот закончилась наша первая гостиная, вы не запомнили наверно всех поэтов с первого раза, но вы ещё много раз встретите эти имена и в начальной школе и в средней, и в старшей.