"Предпрофильный курс по русскому языку. 8 класс".

Автор: Жупеева Елена Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 1 им.Е.С.Белинского"
Населённый пункт: Красноярский край, гп Северо-Енисейский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Предпрофильный курс по русскому языку. 8 класс".
Дата публикации: 14.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рассмотрено Согласовано Утверждено Школьное методическое объединение Заместитель директора по УВР приказом №____ от «___»______20__г. учителей________________________ ___________ Латышева С.Г. Директор школы протокол №______ от «___»_______20__г. «____»_________ 20_______г. __________________ Федотова Н.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»

Рабочая программа по ___предпрофильному курсу «Речевой этикет»___________________________

____8 А,Б________ класс

Составитель программы: Жупеева Е.П.

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка.
Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Цель данного курса:
усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи.
Задачи.
• познакомиться с историей русского речевого этикета; • уметь употреблять этикетные формулы в различных ситуациях; • выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений); • уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах; • составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы; • использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
Актуальность программы.
Современному подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников.
Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения

со знакомыми и с незнакомыми людьми.

Общая характеристика курса.
Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). (Н.И. Формановская) К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении
большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п. применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на
1
час в неделю, всего
17
часов.
Предметные результаты освоения предмета.
В процессе изучения курса учащиеся должны : • усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере; • иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов; • знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи; • уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту; • владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения; • иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении; • уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях; • уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Прогнозируемые результаты.
- Повышение мотиваций на учебную деятельность; -расширение и углубление теоретических сведений. Распределение часов по темам. Название раздела Количество часов
Правила речевого этикета. 1 Из истории русского этикета 1 Ситуация знакомства. 4 Умение спорить. 3 Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях. 2 Роль интонации в речевом общении. 2 Речевой этикет – культура общения – воспитанность. 4
Основное содержание курса.
1.Для чего нужны правила речевого этикета. Этикетные слова. Понятие речевой ситуации. Вежливость и этикет. .Из истории русского этикета. 2. Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Как обращаться к собеседнику. Телефонные разговоры. Письма. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. 3.Формулы сочувствия, утешения. Отказ просьба, извинения. Поздравление, пожелание, приглашение. 5.Умение спорить. Спорим или ссоримся? Части спора. Спор со взрослыми. Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. Роль интонации в речевом общении 4. Использование речевых ситуаций в художественных произведениях. 5. Новое в русском речевом этикете. Формулы начала и конца общения. Тенденция употребления усечённых конструкций. Общение в Интернете. Сетикет. 6. Речевой этикет – культура общения – воспитанность. Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать?
Учебно- тематический план.
№ тема Формы работы Виды контроля Дата по плану Фактически 1. Правила речевого этикета. Этикетные слова. Беседа. Лингвистический анализ текста. Сочинение “вредных” советов. 6.09 22.11 2. Из истории русского Сообщения учащихся, Письменный аргументированный ответ на проблемный 6.09
этикета. работа со словарями различных типов. вопрос. 22.11 3. Ситуация знакомства. Обращения. Уместность использования местоимениё ТЫ и ВЫ. Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. Работа в группах. Составление диалога. 13.09 29.11 4. Беседа, телефонные разговоры, письма. Решение проблемных ситуаций. Работа в группах. Написание писем. 13.09 29.11 5. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. Ролевая игра. Сочинение-миниатюра по результатам наблюдений. 20.09 6.12 6. Формулы сочувствия, утешения, отказа, просьбы и т.п. Беседа. Приглашение на день рождения от лица людей различного происхождения и времени или дружеские поздравления в форме акростиха. 20.09 6.12 7. Умение спорить. Беседа, словарная работа, решение проблемных ситуаций. Составить текст примирения. 27.09 13.12 8. Спор со взрослыми. Риторическая (коммуникативная) игра. Памятка “Как отстоять своё мнение в обсуждении со взрослыми”. 27.09 13.12 9. Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. Беседа, работа со словарями. Работа с фразеологизмами. Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. 4.10
10. Роль интонации в речевом общении. Наблюдение над интонационными особенностями речи, анализ текста, интонационные тренинги. Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте. 4.10 20.12 11. Речевой этикет других народов. Заочное путешествие. Сформулировать практические рекомендации туристам, выезжающим в Японию и США. 11.10, 20.12 12- 13. Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях. Анализ художественных текстов. Самостоятельно: анализ невербальных средств общения во фрагменте художественного произведения. 11,18.10 27.12 14- 15. Новое в русском речевом этикете. Лекция, конспектирование, работа в Интернете. Написать заметку “Новое в русском речевом этикете” 18, 25.10 27.12 16- 17. Речевой этикет – культура общения – воспитанность. Семинар по итогам изучения речевого этикета. Индивидуальные сообщения, эссе. 25,15.11 18.01,18.01
Форма организации работы:
- групповая; - индивидуальная
Теоретические занятия:
- беседы; - сообщения;- исследования и решение проблем.
Практические занятия:
- анализ текстов;- заочные путешествия;- игры.
Список рекомендуемой литературы.
1. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… – М., 2005.
2. Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5. 3. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М., 2003. 4. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005. 5. Русский язык и культура речи: Практикум //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000. 6. Словарь по этике // Под ред. И.С.Кона. – М., 1981.