Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы"

Автор: Ерилина Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ "Новодольский специальный коррекционный детский дом "Остров детства"
Населённый пункт: р.п. Базарный Сызган
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ерилина Елена Геннадьевна, воспитатель ОГКОУ «Новодольский детский дом

для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»

Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы
В публикации рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания вос - питанников детского дома на примере их участия в работе Комнаты боевой и трудовой славы. Ключевые понятия: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравствен - ность, патриотизм Глядя в будущее, мы думаем о поколении будущего и задаем себе вопрос: каким оно будет? Успешным, сохранившим и преумножившим отечественные традиции, укре - пившим свой дух, то есть глубинный стержень, позволявший возрождаться России во все смутные времена. Или оно оторвется от своих корней под властью современных западных идей индивидуализма и уготовит себе бремя метаний в пространстве чуждых культур, что рано или поздно приведет к его растворению в пучине истории. Российское общество в настоящее время развивается в условиях значительных из - менений в социокультурной, экономической и политической сферах. Оно вступило в но - вый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, трансформацией ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего по - коления. Между тем духовное единство народа и объединяющие российское общество мо - ральные ценности является таким же важным фактором развития, как политическая и эко - номическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для эко - номических и политических отношений. Поиск новых приоритетов в воспитании идет преимущественно в двух направлени - ях. Одно из них связано с формированием традиционных российских ценностей, имею - щих сверхличностное значение. Другое направление – ценности западные, которые связа - ны с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. Наряду с открывшимися новыми возможностями: свобода совести, открытость об - щества, многопартийность, гласность и другие, в России стали нарастать негативные явле - 1
ния, присущие «обществу потребления». Наиболее восприимчивыми к негативным воз - действиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, под - ростки и молодежь, которые поддаются влиянию «рынка», низкопробных образцов массо - вой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Можно сказать, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, размываются духовно-нравствен - ные ценности отечественной культуры. Поэтому духовно-нравственное воспитание под - растающего поколения является в настоящее время приоритетным процессом. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социаль - ной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Категория «нравственность» трактуется как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов, что, в свою очередь, предполагает развитие «социального мышления», умения предвидеть последствия своих действий, выбора при - емлемых с точки зрения нравственно-ценностных установок общества целей и способов их достижения. Духовность представлена реализуемым в практике интересом личности к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, людям, открывает человеку доступ к совести, чувству долга, к правосознанию, науке и религии. В качестве характеристик ду - ховности выделяются нравственные свойства личности, ценности и ценностные ориента - ции. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности: духовность определяется как устремление личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания, а нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспе - чить: готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовос - питания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше». Кроме того, большое значение придается укреплению нравственности, основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формированию морали - осознанной обуча - ющимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе 2
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитию нравственного самосо - знания личности (совести) - способности ребенка формулировать собственные нравствен - ные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполне - ния моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций; позитивную нравственную самооценку и самоуважение; готовность и способность откры - то выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критич - ность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответ - ственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результа- та; трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей; свободолюбие как способ- ность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоо - пределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед се - мьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию. Кроме личностного, духовно-нравственное развитие осуществляется в сфере обще - ственных отношений, когда воспитывается сформированность идентичности гражданина России на основе принятия национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм; готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гра - жданской солидарности; укрепление целостности российского народа, поддержание меж - этнического мира и согласия; повышение роли институтов гражданского общества, тради - ционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и мо - лодежи; укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества; сфор - мированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи; бережное отношение к жизни человека, про - должение рода; законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопо - рядок; преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание осуще - ствляется в следующих направлениях: укрепление и совершенствование правового госу - дарства; повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и обще - ственных организаций; повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны; укрепление национальной безопасности. 3
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определен - ные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственно - го воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценно - стей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разруши - тельным влияниям. Духовно-нравственные ценности представляют мотивацию и смысл поведения лич - ности. Они включают в себя ориентацию на нравственный идеал, совесть, проявляющую - ся в стремлении преодоления эгоизма по отношению к себе и окружающим, проявление любви к окружающим людям, природе, своей стране. Ведущими духовно-нравственными ценностями отечественной культуры является нравственный идеал, совесть, патриотизм. Нравственный идеал это тот идеальный образ, который стремится достичь человек. Идеал определяет способ и характер поведения человека. Это идеал человека созидателя, уважающего труд и людей труда, увеличивающего богатство страны, бережно относяще - гося к природе и заботящегося о ней, он ориентируется на совесть, нравственную чистоту, стремление творить добро. Совесть рассматривается как нравственное качество личности, которое позволяет производить самооценку поступков и саморегуляцию поведения по отношению к окружа - ющим людям. Она побуждает к нравственному действию и нравственному самосовершен - ствованию. Эмоциональной составляющей совести служит чувство сопереживания как форма проявления эмоциональной реакции на другого человека. Патриотизм - одна из наиболее значимых духовно-нравственных ценностей. Патри - отизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохра - нять ее характер, культурные особенности, стремление идентифицировать себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление за - щищать интересы Родины и своего народа. Патриот - это человек ответственный, способ - ный оценивать последствия своих поступков по отношению к своей стране, ее культуре, природе. В детском доме «Остров детства» патриотическому воспитанию подрастающего по- коления придается большое значение. В этом педагогам помогают материалы комнаты Боевой и трудовой славы. Здесь силами педагогического коллектива и воспитанников со - браны материалы по истории нашего края, по людям, прославившим Базарносызганский район. Внимание воспитанников детского дома всегда привлекает экспозиция, посвящен - ная Героям Советского Союза – жителям района. Она рассказывает о славном боевом пути 4
участников Великой Отечественной войны А.А. Карабанова, П.И. Голиченкова, В.И. Васи - на, Д.И. Семенова, Г.И. Барыкова. На стенде, посвященном нашим знаменитым землякам, представлены их фотографии, письма с фронта. Здесь же собраны материалы о В.Д. Авдееве, в годы войны возглавлявшем подпо - лье в Одессе. Базарносызганец, именем которого названа одна из улиц рабочего поселка, посмертно награжден орденом Боевого Красного знамени. Еще одна экспозиция рассказывает о жителях Базарносызганского района – участ - ников афганских событий, боевых действий в Чечне. В комнате Боевой и трудовой славы собраны материалы по истории завода «Тепло - прибор». Предприятие в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия имело вы - сокие производственные показатели, считалось одним из лучших в области в своей от - расли. На нем работали люди, награжденные высокими правительственными наградами. В краеведческом уголке собраны изделии мастеров прошлого, предметы утвари, инструменты. На базе комнаты Боевой и трудовой славы проводятся экскурсии для воспитанни - ков детского дома, здесь же проходят различные мероприятия патриотической направлен - ности: классные часы, беседы, праздники, посвященные Дню Победы, Дням воинской сла - вы России и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что интерес детей к истории родного края растет. Об этом говорит в первую очередь то, что ребята охотно участвуют в поиске нового материала, беседуют с пожилыми людьми, записывают их воспоминания. Список литературы: Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2010. Духовно-нравственное воспитание как основа профилактики наркомании в моло - дежной среде [Текст] : материалы городской научно-практической конференции. - Хаба - ровск: «Арно», 2009. - 108 с. ISBN 978-5-94456-122-0. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] /И.Ф. Свадковский. – М.: Пе - дагогика, 1972. – 144 с. Степанов, Е. И. Педагогу о воспитательной системе школы и класса [Текст] : учебно-методическое пособие. – М.: 2004. Шилина, О.А. Роль духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе воспитания учащихся старшего школьного возраста [Текст] / О.А. Шилина // Российский научный журнал. – 2010. − № 5 (18). – С. 239 − 243. 5