"Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы"
Автор: Ерилина Елена Геннадьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКОУ "Новодольский специальный коррекционный детский дом "Остров детства"
Населённый пункт: р.п. Базарный Сызган
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы"
Ерилина Елена Геннадьевна, воспитатель ОГКОУ «Новодольский детский дом
для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»
Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы
В публикации рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания вос -
питанников детского дома на примере их участия в работе Комнаты боевой и трудовой
славы.
Ключевые понятия: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравствен
-
ность, патриотизм
Глядя в будущее, мы думаем о поколении будущего и задаем себе вопрос: каким
оно будет? Успешным, сохранившим и преумножившим отечественные традиции, укре
-
пившим свой дух, то есть глубинный стержень, позволявший возрождаться России во все
смутные времена. Или оно оторвется от своих корней под властью современных западных
идей индивидуализма и уготовит себе бремя метаний в пространстве чуждых культур, что
рано или поздно приведет к его растворению в пучине истории.
Российское общество в настоящее время развивается в условиях значительных из
-
менений в социокультурной, экономической и политической сферах. Оно вступило в но
-
вый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности,
трансформацией ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего по -
коления. Между тем духовное единство народа и объединяющие российское общество мо -
ральные ценности является таким же важным фактором развития, как политическая и эко -
номическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в
стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным
культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и
суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для эко
-
номических и политических отношений.
Поиск новых приоритетов в воспитании идет преимущественно в двух направлени -
ях. Одно из них связано с формированием традиционных российских ценностей, имею
-
щих сверхличностное значение. Другое направление – ценности западные, которые связа
-
ны с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека.
Наряду с открывшимися новыми возможностями: свобода совести, открытость об
-
щества, многопартийность, гласность и другие, в России стали нарастать негативные явле -
1
ния, присущие «обществу потребления». Наиболее восприимчивыми к негативным воз
-
действиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, под -
ростки и молодежь, которые поддаются влиянию «рынка», низкопробных образцов массо -
вой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Можно сказать, что в стране
складывается новая морально-нравственная атмосфера, размываются духовно-нравствен -
ные ценности отечественной культуры. Поэтому духовно-нравственное воспитание под
-
растающего поколения является в настоящее время приоритетным процессом.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России является ключевой задачей современной государственной политики Российской
Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социаль
-
ной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит
от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни.
Категория «нравственность» трактуется как оценка личностью своих возможностей
в связи с реализацией жизненных смыслов, что, в свою очередь, предполагает развитие
«социального мышления», умения предвидеть последствия своих действий, выбора при
-
емлемых с точки зрения нравственно-ценностных установок общества целей и способов
их достижения.
Духовность представлена реализуемым в практике интересом личности к разным
сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, людям, открывает человеку доступ к
совести, чувству долга, к правосознанию, науке и религии. В качестве характеристик ду
-
ховности выделяются нравственные свойства личности, ценности и ценностные ориента
-
ции.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками
личности: духовность определяется как устремление личности к избранным целям,
ценностная характеристика сознания, а нравственность представляет собой совокупность
общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании
они составляют основу личности.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспе
-
чить: готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовос
-
питания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Кроме того, большое значение придается укреплению нравственности, основанной
на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности
школьника поступать согласно своей совести; формированию морали - осознанной обуча -
ющимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе
2
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитию нравственного самосо -
знания личности (совести) - способности ребенка формулировать собственные нравствен -
ные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполне -
ния моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие
обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
позитивную нравственную самооценку и самоуважение; готовность и способность откры -
то выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критич
-
ность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; способность к самостоятельным
поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответ
-
ственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результа-
та; трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание
ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности,
умение противодействовать им в пределах своих возможностей; свободолюбие как способ-
ность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоо
-
пределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед се
-
мьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
Кроме личностного, духовно-нравственное развитие осуществляется в сфере обще -
ственных отношений, когда воспитывается сформированность идентичности гражданина
России на основе принятия национальных духовных традиций, базовых национальных
ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм; готовность граждан солидарно
противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гра
-
жданской солидарности; укрепление целостности российского народа, поддержание меж -
этнического мира и согласия; повышение роли институтов гражданского общества, тради -
ционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и мо -
лодежи; укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества; сфор
-
мированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к
ценностям и традициям российской семьи; бережное отношение к жизни человека, про
-
должение рода; законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопо
-
рядок; преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание осуще
-
ствляется в следующих направлениях: укрепление и совершенствование правового госу
-
дарства; повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и обще
-
ственных организаций; повышение эффективности государственной власти в процессах
модернизации страны; укрепление национальной безопасности.
3
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определен
-
ные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных
традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственно -
го воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценно
-
стей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны
источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений,
деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разруши
-
тельным влияниям.
Духовно-нравственные ценности представляют мотивацию и смысл поведения лич -
ности. Они включают в себя ориентацию на нравственный идеал, совесть, проявляющую -
ся в стремлении преодоления эгоизма по отношению к себе и окружающим, проявление
любви к окружающим людям, природе, своей стране. Ведущими духовно-нравственными
ценностями отечественной культуры является нравственный идеал, совесть, патриотизм.
Нравственный идеал это тот идеальный образ, который стремится достичь человек.
Идеал определяет способ и характер поведения человека. Это идеал человека созидателя,
уважающего труд и людей труда, увеличивающего богатство страны, бережно относяще
-
гося к природе и заботящегося о ней, он ориентируется на совесть, нравственную чистоту,
стремление творить добро.
Совесть рассматривается как нравственное качество личности, которое позволяет
производить самооценку поступков и саморегуляцию поведения по отношению к окружа -
ющим людям. Она побуждает к нравственному действию и нравственному самосовершен -
ствованию. Эмоциональной составляющей совести служит чувство сопереживания как
форма проявления эмоциональной реакции на другого человека.
Патриотизм - одна из наиболее значимых духовно-нравственных ценностей. Патри -
отизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохра
-
нять ее характер, культурные особенности, стремление идентифицировать себя с другими
членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление за
-
щищать интересы Родины и своего народа. Патриот - это человек ответственный, способ
-
ный оценивать последствия своих поступков по отношению к своей стране, ее культуре,
природе.
В детском доме «Остров детства» патриотическому воспитанию подрастающего по-
коления придается большое значение. В этом педагогам помогают материалы комнаты
Боевой и трудовой славы. Здесь силами педагогического коллектива и воспитанников со
-
браны материалы по истории нашего края, по людям, прославившим Базарносызганский
район.
Внимание воспитанников детского дома всегда привлекает экспозиция, посвящен
-
ная Героям Советского Союза – жителям района. Она рассказывает о славном боевом пути
4
участников Великой Отечественной войны А.А. Карабанова, П.И. Голиченкова, В.И. Васи -
на, Д.И. Семенова, Г.И. Барыкова. На стенде, посвященном нашим знаменитым землякам,
представлены их фотографии, письма с фронта.
Здесь же собраны материалы о В.Д. Авдееве, в годы войны возглавлявшем подпо
-
лье в Одессе. Базарносызганец, именем которого названа одна из улиц рабочего поселка,
посмертно награжден орденом Боевого Красного знамени.
Еще одна экспозиция рассказывает о жителях Базарносызганского района – участ
-
ников афганских событий, боевых действий в Чечне.
В комнате Боевой и трудовой славы собраны материалы по истории завода «Тепло -
прибор». Предприятие в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия имело вы -
сокие производственные показатели, считалось одним из лучших в области в своей от
-
расли. На нем работали люди, награжденные высокими правительственными наградами.
В краеведческом уголке собраны изделии мастеров прошлого, предметы утвари,
инструменты.
На базе комнаты Боевой и трудовой славы проводятся экскурсии для воспитанни
-
ков детского дома, здесь же проходят различные мероприятия патриотической направлен -
ности: классные часы, беседы, праздники, посвященные Дню Победы, Дням воинской сла -
вы России и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес детей к истории родного края
растет. Об этом говорит в первую очередь то, что ребята охотно участвуют в поиске нового
материала, беседуют с пожилыми людьми, записывают их воспоминания.
Список литературы:
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2010.
Духовно-нравственное воспитание как основа профилактики наркомании в моло
-
дежной среде [Текст] : материалы городской научно-практической конференции. - Хаба
-
ровск: «Арно», 2009. - 108 с. ISBN 978-5-94456-122-0.
Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] /И.Ф. Свадковский. – М.: Пе -
дагогика, 1972. – 144 с.
Степанов, Е. И. Педагогу о воспитательной системе школы и класса [Текст] :
учебно-методическое пособие. – М.: 2004.
Шилина, О.А. Роль духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в
процессе воспитания учащихся старшего школьного возраста [Текст] / О.А. Шилина //
Российский научный журнал. – 2010. − № 5 (18). – С. 239 − 243.
5