"Предупредительно – профилактическая деятельность с воспитанниками клуба по месту жительства"

Автор: Муравлева Марина Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО "Экология детства" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Предупредительно – профилактическая деятельность с воспитанниками клуба по месту жительства"
Дата публикации: 15.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

м униципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Центр дополнительного образования «Экология детства» г. о. Самара ПРОГРАММА
Предупредительно – профилактическая деятельность

с воспитанниками клуба по месту жительства
Авторы: Муравлева М. А. педагог – организатор Плехова Т. А. педагог – организатор Самара 2015 г.
Оглавление
Глава I. Введение 1.1 Актуальность 1.2 Цель 1.3 Задачи 1.4 Направления профилактической работы 1.5 Условия реализации программы 1.6 Предполагаемый результат 1.7 Диагностика 1.8 Методы работы Глава 2. Тематический план Глава 3. Заключение Список используемой литературы
Введение

Актуальность темы определяется целым рядом обстоятельств, прежде всего тем, что оно относится к подрастающему поколению, состояние которого вызывает обоснованную тревогу общественности, поскольку касается настоящего и будущего. В последние годы в России среди подростков значительно увеличились преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания, антисоциальное поведение. Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма. Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально- пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид) Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: расширяются масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Согласно опубликованным Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) данным правоохранительных органов уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс.человек. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. По нашему мнению, профилактическая работа должна быть направлена на предоставление воспитанникам такой информации, которая явилась базисом для роста их психологической, социальной и гражданской зрелости при личного неблагополучная. Считаем, что профилактическая работа может быть успешной при соблюдении следующего условия: первичная профилактика, прежде всего, должна быть позитивной, т.е. развивающей умения противостоять психологическому давлению.
Основа программы
является целостный оздоровительный подход от самопознания через самовоспитание к самоосуществлению, который выражается лозунгом: «Человек, познай, сотвори и осуществи себя».
Цель программы
создание условий для организации комплексной профилактики девиантного поведения среди подростков.

Задачи:
1. Обеспечить максимально возможный уровень информированности детей, подростков и молодежи по проблемам, связанным с наркозависимосью, алкоголизмом, табакокурением, ВИЧ/СПИДом. 2. Предоставить детям, подросткам и молодежи точную, достоверную информацию о социальных, экономических и других последствиях «рискованного» поведения. 3. Помочь детям, подросткам и молодежи осознать истинные мотивы приобщения человека к наркотикам, последствия их употребления; найти и противопоставить злоупотреблению наркотическими средствами здоровые и доступные альтернативы. 4. Сформировать и развить у детей, подростков и молодежи умение сказать: «Нет!» в ситуации принуждения к употреблению наркотических средств. 5. Сформировать и развить у детей, подростков и молодёжи умение корректировать поведение в ситуации социального выбора. 6. Пропаганда здорового образа жизни в молодёжной среде.
Направления профилактической работы
� Антинаркотическая пропаганда  Сотрудничество с СМИ  Групповая и индивидуальная работа с учащимися  Работа с родителями
Условия реализации программы
 Комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних;  Развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися;  удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время.
Предполагаемый результат
 Реализация Программы призвана способствовать: разработке комплекса мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;  Созданию банка данных по учащимся и семьям «группы риска»,
получению характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;  Получению информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;  Получению информации о состоянии здоровья учащихся.
Диагностика
Работа по профилактике негативного поведения несовершеннолетних в рамках предложенной Программы включает в себя 3 блока: диагностический, организационный, профилактический.
Методы работы:
 групповая работа;  дискуссии;  беседы;  лекции;  круглые столы;  психогимнастика;  тренинги;  ролевые игры;  мозговой штурм;  элементы индивидуальной психотерапии;  консультирование (индивидуальное).
Тематический план
№ Сроки Мероприятие Исполнители 1. сентябрь Выбор актива Воспитанники клуба, педагоги, педагог – организатор. 2. сентябрь Субботник «Чистый клуб, чистый город» Воспитанники клуба,
педагоги, педагог – организатор. 3. сентябрь День здоровья Воспитанники клуба, педагоги, педагог – организатор. 4. сентябрь Акция по пропаганде безопасности дорожного движения «Будьте внимательны» Воспитанники клуба, педагог – организатор. 5. октябрь Флеш-моб по пропаганде здорового образа жизни «Мы – против наркотиков» Воспитанники клуба, педагоги, педагог – организатор. 6. октябрь Хобби как альтернатива компьютерной и телезависимости. Влияние компьютера на здоровье человека. Мини-лекции Педагог – организатор 7. октябрь зарядка поддерживающая мероприятие (акцию) против наркотиков. Педагог – организатор, воспитанники клуба 8. декабрь Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения. занятие «Курить – себе вредить» Педагог – организатор, воспитанники клуба 9. декабрь участие в мероприятии « Я, ты, он, на - вместе дружная страна!» Проведение конкурса с младшими школьниками. Педагог – организатор, воспитанники клуба 10. январь Беседа для родителей на тему: «Профилактика инфекционных заболеваний при помощи прививок» Педагог – организатор, зам.гл. врача по детству: 11. февраль «Психическое здоровье человека, условия его сохранения» беседа Педагог – организатор
12. февраль Спортивно-развлекательная игра «Все на каток». Педагог – организатор, воспитанники клуба 13. март «Как сказать «нет» занятие – практикум Педагог – организатор, воспитанники клуба 14. апрель Акция «Живи со смехом» Педагог – организатор, воспитанники клуба 15. апрель Лекция « Физиологические особенности подростков. Гигиеническое воспитание» Педагог – организатор, зам.гл. врача по детству: 16. апрель « Ни минуты на месте! Двигайся вперёд! Движение-это жизнь! Конкурс рисунка Педагог – организатор, воспитанники клуба 17. май «Территория закона» по административному, уголовному и семейному праву» деловая игра Педагог – организатор, воспитанники клуба 18. май Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних. Мини – лекция. Педагог – организатор, воспитанники клуба 19. май Акция по благоустройству города «Пожиратели рекламы» Педагоги, учащиеся объединений, жители микрорайона
Список, использованной литературы.
1. Ф.Э.Шереги, А.Л.Арефьев «Наркоситуация в молодёжной среде», ГЕНЖЕР, Москва 2003г. 2. А.Г.Макеева «Беды не допустить», Москва «Просвящение» 2003г.
3. Л.М.Шипицына, Л.С. Шпилени «Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью», Москва 2003г. 4. Л.М. Шипицина «Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними», Изд-во «Образование – Культура» 2003г. 5. Н.В.Вострокнутов, Н.К.Харитонова и д.р. «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции и реабилитации», Москва 2003 г. 6. А.Г.Макеева «Ранняя профилактика наркотизма», Москва 2000г. 7. С.В.Березина, К.С.Лисецкий, И.Б.Орешникова «Предупреждение подростковой наркомании», Москва 2000г.
Приложение № 1

Анкета
Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, выберите тот вариант ответа, который вы считаете наиболее верным, и подчеркните его номер. Обратите внимание, что при ответе на некоторые вопросы вы можете выбрать несколько вариантов ответа. 1.Укажите, пожалуйста, ваш пол: а) женский; б) мужской. 2. Обведите, пожалуйста, номер класса, в котором вы учитесь: 8,9,10,11. 3. Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики? (Укажите несколько вариантов ответа.) а) Это считается престижным, вызывает уважение сверстников; б) чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки;
в) чтобы избавиться от неприятных переживаний (обиды, страха, чувства одиночества); г) чтобы снять напряжение при общении с другими людьми; д) чтобы не выделяться среди других, быть таким, как все. 4.Как, по – вашему, большинство подростков оценивают использование наркотиков? а) Престижным; б) обычным делом; в) недопустимым; г) интересным. 5. Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование подростками наркотических или таксикоманических веществ? а) В школе; б) на улице, во дворе; в) в квартире, где собирается компания; г) на дискотеке; д) на концерте, в клубе. 6. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто хотя бы раз использовал наркотическое или токсикоманическое вещество? а) Никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство. 7. Информацию о наркотиках вы считаете наиболее интересной и достоверной?
а) Полученную от родителей; б) полученную от друзей; 12 в) полученную от учителей; г) полученную из средств массовой информации; д) полученную от сотрудников милиции, наркологов. 8. По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические или токсикоманические вещества, чаще всего получают их от: а) своих одноклассников; б) друзей; в) знакомых взрослых; г) незнакомых торговцев наркотиками (молодых людей); д) незнакомых торговцев наркотиками (взрослых людей). 9. Чьё мнение о проблеме использования наркотиков для вас наиболее интересно и важно? а) Родителей; б) учителей; в) друзей. 10. Как вы считаете, когда происходит знакомство молодых людей с наркотиками или токсикономическими веществами? а) в 8-10 лет; б) в 11-13 лет; в) в 14-16 лет; г) в 17-18 лет; д) старше. 11. Хотели бы Вы принять участие в реализации программы «Здоровая
линия жизни», которая направлена на выработку стойких жизненных принципов? а) да; б) не могу ответить; в) нет.
Занятие для подростков № 5

Цели:
Выявление и активизация знаний по теме зависимостей; отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Упражнение (разминка).
Игра «Полёт в будущее».
Ход игры. Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция: «Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: «В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни». Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи: 1) выжить; 2) определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде».
Вопросы для обсуждения:
*Что означают слова «соблазн», «вредные привычки», «зависимость»? *Все ли они одинаковы опасны? *Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? *Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т. д.

На доске фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости: *алкоголь; *чай; *кофе; *сладкое; *курение; *наркотики и т. д. Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе): *постоянно включённый телевизор; *стремление к риску, азарт; *откладывать все «на потом»; *компьютерные игры; *постоянное желание разговаривать по телефону; *постоянное желание спать и т. д.
Ведущий
Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль.
Игра «В открытом будущем»
Ход игры: Класс делится на команды по 4-6 человек.
Инструкция командам:
«Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского
расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твёрдо противостоять им. Затем команды меняются местами». Вопросы для обсуждения: *Как себя чувствовали в той и другой роли? *Когда распознали соблазн? *Какие трудности испытывали при противостоянии? *Помогло успешно справиться с ситуацией?
Ведущий:
Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте поможем людям и составим «Большую книгу идей» с перечнем тех способов, которые помогли нам. «Большая книга идей»: Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чём нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя «хорошим», только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие. *Умей сказать «Нет!»: «Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это». *Сделай перерыв и скажи: «Я подумаю об этом и завтра скажу вам решение». *Используй перерыв эффективно: а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие; б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе «Телефон доверия», у специалиста; в) составь план дольнейших действий; г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях.Говори прямо:
«Нет, спасибо, я не хочу сигарету»; д) отказывайся так, чтобы окружающие почувствовали твою решительность и твою веру в дочстижении успеха в любой ситуации; е) поощри себя за одержанную победу!
Ведущий:
Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать своё настоящее.
Занятие № 4

Цель:
Знакомство с причинами возникновения зависимостей, осознания необходимости удовлетворения жизненных потребностей как средства профилактики зависимостей. Упражнение 1 (разминка). Упражнение 2.
Инструкция группе:
«На прошлом занятии мы путешествовали в будущее. Мы нашли удачные способы сказать «Нет!» предлагающим нам попробовать алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление. Но оглянитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и табака, испытывающие на себе их разрушительное действие, всё же продолжают ими увлекаться?» Вместе с ребятами составляется список причин: · желание соответствовать определённому образу жизни; · подражание родителям; · желание, чтобы тебя считали взрослым;
· для избавления наболевших проблем; · для ослабления самоконтроля, чтобы расслабиться; чтобы отважиться на общение; · для «военных» историй, которые сводятся к тому, как «герой» сломался, в каком состоянии очухался, куда попал и как он ничего не помнит, и т. д.
Вопросы для обсуждения:
· Что лежит в основе этих причин? · Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены?
Ведущий:
Чтобы ответить на эти вопросы мы должны проанализировать каждую причину. Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, что в основе причин, ведущих к зависимостям, лежат желания людей, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким-либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Неудовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе, и не начнет искать способы удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену у зависимости.
Ведущий:
В чем нуждаются люди? Давайте составим список потребностей людей. 16 Ведущий фиксирует список потребностей на доске, а участники- в тетрадях-дневниках.
Список потребностей: потребность во внимании, любви, сочуствии, питание, защите, безопасности, самоутверждении, общении, творчестве и т.д.
Приложение № 2

10 октября для воспитанников п/к «Ювента» прошла зарядка поддерживающая

мероприятие (акцию) против наркотиков.

Профилактика табакокурения.

Занятие тема: «Курить – себе вредить»

Субботник «Чистый клуб, чистый город»

Приложение 1.


Тренинг по профилактике наркомании. Упражнение «Табу
» (Идея упражнения взята из книги В.Ю. Котлякова «Профилактика наркозависимости в школе») Не редко любопытство или желание «изведать запретный плод» руководят подростком. Это упражнение наглядно показывает, как ребята относятся к различного рода запретам и ограничениям в своей жизни. Это упражнение имеет огромное поле ассоциаций, в данном случае проводится параллель с проблемой наркомании. Все участников команды просят сесть в круг и повернуться спиной к центру. Педагог ставит небольшую коробочку в центр круга. Затем педагог говорит: «Там лежит то, что нельзя. Вы по одному должны как-то проявить свое отношение к этому предмету, не произнося ни звука». Участники могут подходить смотреть или оставаться на месте. При выполнении данного упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение. Если ребята задают вопросы, Вы должны только повторять ту формулировку задания, которая приведена выше. После того как все выполнят задание, попросите всех сесть лицом в круг. Пусть каждый участник пояснит свои действия, и скажет причину, побудившую его поступить так, а не иначе. Обсудите с подростками, насколько в жизни они прислушиваются к советам близких и окружающих. Это упражнение показывает, как дети относятся к различного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод руководят подростком. Данное упражнение имеет огромное поле ассоциаций, в данном случае проводится параллель с проблемой наркомании. После проведения анализа данного упражнения, прочитайте следующую сказку и обсудите ее.
Приложение 2.

Тренинг по профилактике наркомании
Упражнение «Марионетки» (Идея упражнения взята из книги В.Ю. Котлякова «Профилактика наркозависимости в школе») Данное упражнение помогает подросткам осмыслить понятие “Зависимость”. Во время выполнения этого задания участники на собственном опыте испытывает, как состояние полного подчинения, так и состояние, когда другие полностью зависят от тебя. На этом занятии мы немного поговорим об этом, каждый сможет еще раз прочувствовать это на
себе. Это упражнение имеет полное поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркотик-наркоман», так и с разнообразными отношениями возникающими вокруг подростка. От того, насколько творчески и ответственно вы отнесетесь к заданию, зависит успех проведения упражнения. Все члены команды разбиваются на двойки. В каждой паре выбирается «марионетка» и «кукловод». Оба участника побывают и в той и другой роли. Задание заключается в том, что каждой паре предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловод» управляет всеми движениями «марионетки». «Марионетка» не может сделать без «кукловода» ни одного движения, даже мимического. Сценарий сценки разрабатывается «кукловодом» самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения, «марионетка» узнает о нем только в момент «представления» и слепо выполняет указания своего «кукловода». После обдумывания пары по очереди представляют свой вариант остальным участникам, после показа участники меняются со своими партнерами ролями и представляют другую сценку. Как только пара выполняет задание, ведущий подводит с ней анализ, подробно останавливаясь на следующих моментах: какие чувства вы испытывали, когда были в роли «марионетки», а затем «кукловода», какую роль было выполнять труднее, зависимость от чего в жизни может испытывать человек. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта. Важно показать подросткам, что состояние зависимости, гиперопека и давление делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Любая зависимость нашей жизни от чего бы то ни было делает жизнь неполноценной, а порой и уносит саму жизнь.
Упражнение «Альтернатива наркомании»
Данное упражнение проводится в 4 этапа: 1 этап: каждый участник группы рисует то, что является для него самым важным в жизни, альтернативой вредных привычек (15 мин.); 2 этап: каждый участник пояснят свой рисунок, немного рассказывает о том, что изображено на рисунке (5 мин.); 3 этап: картины абсолютно всех участников объединяются в одно целое, то есть создается картина альтернативы группы. Необязательно полностью рисунки должны входить в общую картину, это могут быть фрагменты. У картины должно быть название и необычная форма, также она может сопровождаться комментариями, стихами и т.д. (15 мин.); 4 этап: анализ упражнения в группе. Подведение итогов занятия, рефлексия.