Рабочая программа "Подготовка детей к школе"

Автор: Клюжева Валентина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей № 8 имени Н. Н. Рукавишникова
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа "Подготовка детей к школе"
Дата публикации: 15.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»
на заседании МО на заседании методсовета Директор протокол № ____________ протокол № ____________ __________ / Буркаева Н.Н. «____» ___________ 2015 г.«____» ___________ 2015 г. приказ № Руководитель МО Руководитель МС «____» ___________ 2015 г. ___________ /Хохлова О. Д.. __________ /Бурцева Е. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Подготовка детей к школе»

6-7 лет
Составитель: Клюжева Валентина Павловна, учитель начальных классов, I квалификационной категории


Томск 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для общеобразовательного учреждения лицея № 8 имени Н.Н.Рукавишникова города Томска для подготовки детей к школе.

Программа разработана в соответствии с основными положениями:  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  требованиями основной образовательной программы лицея № 8 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:  Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - Москва: Просвещение, 2009  Н. А. Федосова. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2009.  С.И. Волковой. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе; Москва: Просвещение, 2009 г.  А. А. Плешаков. Зелёные тропинки: учебное пособие для подготовки детей к школе; Москва: Просвещение, 2009г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: 1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2)общую характеристику учебного предмета, курса; 3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4)описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6)содержание учебного предмета, курса; 7)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Рабочая программа
«Подготовка детей к школе»
для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по
подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы:
успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Основные задачи:
сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально- волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Концепция программы базируется на следующих
принципах
:  уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;  комплексный подход при разработке занятий;  систематичность и последовательность занятий;  вариативность содержания и форм приведения занятий;  наглядность;  адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;  постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно- значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;  индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;  повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Направления,
по которым идёт подготовка к школе
:
1. Развитие внимания и памяти. 2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи. 3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте. 4. Развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки и координации движений. 6. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 7. Развитие волевой готовности ребенка.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Срок реализации программы: 1 год
Содержание занятий
опирается на программные требования: 1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:  Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.  Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.  Учить делить слова на слоги.  Дать первоначальные представления о предложении.  Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.  Совершенствовать умение составлять рассказы. 2. Развитие элементарных математических представлений:  Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.  Учить решать стихотворные задачи.  Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.  Учить детей ориентироваться на листе бумаги. 4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.  Штриховка (Тетрадь в линию).  Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.  Лепка, конструирование.  Рисование.  Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
3. Ознакомление с окружающим миром:  Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.  Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.  Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.  Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
Прогнозируемый результат:
 Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;  Формирование комфортной образовательной среды.  Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;  Эмоциональное благополучие ребенка в классе;  Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;  Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся.
Общая характеристика программы
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание
подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие
видов художественно-творческой деятельности (игровая, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность
: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Формы занятий
– занятия-игры, практические занятия. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат
личностно-

ориентированные

и

развивающие

технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Среди
методов
, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс
«От слова к букве»
(развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Программа курса подготовки к обучению письму отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей,
формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами
курса являются:  Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.  Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.  Обучение звукобуквенному анализу слов.  Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.  Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.  Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству. Курс
«Математические ступеньки»
направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Поэтому
основными задачами
математического развития дошкольников являются:  Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.  Увеличение объема внимания и памяти.  Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).  Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.  Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.  Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Курс
« Зелёная тропинка»
основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» -
расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Цель курса
« Зеленая тропинка»: - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира, о растительном и животном мире родного края. Поэтому
основными задачами
данного курса являются:  развитие умений наблюдать, анализировать обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.  Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Место занятий в учебном плане
Программа «
Подготовка детей к школе»
предлагает систему занятий и состоит из следующих курсов: «
«От слова к букве»
», «
Математические ступеньки
», «
Зелёная тропинка
». Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий – 168.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
 физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;  знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;  владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты:

Ребенок научится:

 распознавать первый звук в словах;  внимательно слушать литературные произведения;  называть персонажей, основные события;  отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;  пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;  составлять элементарный рассказ по серии картинок;  обсуждать нравственные стороны поступков людей;  участвовать в коллективных разговорах;  использовать принятые нормы вежливого речевого общения;  различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;  считать от 0 до 9 и в обратном направлении;  определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;  ориентироваться в пространстве;  ориентироваться в тетради в клетку;  выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;  использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.);  определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;  уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Ребенок получит возможность научиться:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);  различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;  правильно произносить все звуки; выделять их из слов;  находить слова с определённым звуком;  определять место звука в слове;  соблюдать орфоэпические нормы произношения;  составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;  составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;  пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;  соблюдать элементарные гигиенические правила;  ориентироваться на странице в тетради;  различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);  устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;  присчитывать и отсчитывать по одному, по два;  правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;  штриховать предметы вертикально и горизонтально;  различать живую и неживую природу;  различать и называть деревья по коре, листьям, плодам;  различать домашних животных, перелётных и зимующих птиц;
 различать деревья и кустарники и цветы;  наблюдать зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе;  определять условия необходимые для роста растений.


Содержание тем учебного курса

Содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

1.

Развитие речи
Беседа по картинке: - совершенствование общих речевых навыков; - составление описательного рассказа. Учиться беседовать по картине, совершенствуя умения общих речевых навыков, составлять описательный рассказ по иллюстрации и по предложенному плану; - формировать навыки грамотной речи посредством знакомства с художественными произведениями и беседой по их содержанию; - развивать внимание, фонематический слух, память, мышление; обучиться неторопливому речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию; - формировать умение подбирать обобщающие слова к группе слов, правильно употреблять слова названия предметов, признаков и действий, а также вести диалогическую, монологическую и косвенную речь. Составление рассказа по плану. - Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. - Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. - Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.
- Подбор обобщающих слов к группе предметов - Диалог, монолог, косвенная речь.
2.

Знакомство с буквами.
Предложение и слово: - членение речи на предложения; - членение предложений на слова; - членение слова на слоги с использованием графических схем Формировать представления о том, что предложение состоит из слов; - учиться определять количество слов в предложении, записывать схему предложения; - развивать связную речь, память и творческие способности; - формировать умения делить слова на слоги, правильно ставить ударения; о- - обогащать словарный запас обучающихся, развивать приемы логического мышления; - формировать умения различать буквы; - формировать умения характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); - выделять изучаемые звуки, обозначать их буквой; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - формировать умения штрихования и обводки контуров, а также написания больших и маленьких букв, основных типов соединений. Слог и ударение: - деление слов на слоги; - определение количества слогов в слове. Звуки и буквы: - представление о звуках; - различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; - обводка и штриховка контуров; - знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.
3.

Художественная литература
Сказка: - пересказ сказки; - соотносить содержание текста с изображением на картинке; - отвечать на вопросы; - ставить вопрос к тексту; - придумывать необычный конец. Научиться отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ориентироваться в прочитанных произведениях, составлять описание героев произведений на основе опорных слов и прочитанных произведений; - уметь пересказывать произведения; соотносить содержание текста с иллюстрацией к нему; - отвечать на вопросы, придумывать необычный конец; - составлять небольшой рассказ; Рассказ: - пересказ небольшого по объёму литературного произведения; - соотносить содержание текста с изображением на картинке;
- отвечать на вопросы; -ставить вопрос к тексту; придумывать вопросы к тексту; - определять последовательность событий, формировать навыки правильной речи.
Содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

1.

Арифметический
Числа от 0 до 10. Учиться соотносить е числа с количеством предметов, писать цифры, соотносить цифры и числа, образовывать числа; - уметь читать числа от 0 до 10; - изучить свойства натурального ряда чисел; - выделять известные и неизвестные величины; -устанавливать между величинами отношения части и целого, использовать понятия "часть", "целое", "больше (меньше) на...", "увеличить (уменьшить) на...."; осуществлять синтез как составление целого из частей. Счёт предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Сравнение чисел первого десятка. Свойства натурального ряда чисел. Цифры и числа. Решение задач с помощью рисунков. Чтение чисел.
2.

Геометрический
Сравнение: - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. Учиться распознавать и называть геометрические формы в окружающем мире; - строить рассуждение о значении понятий "квадрат", "круг", "треугольник", "прямоугольник"; сравнивать предметы по свойствам, классифицировать по заданным критериям; Изготовление моделей фигур из бумаги.
- осуществлять анализ предметов с выделением существенных признаков (цвет, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве), сравнивать группы предметов; - уметь выполнять логические действия: анализ, синтез; - устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; - учиться изготавливать модели фигур из бумаги.
3.

Содержательно-логический
Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. Развивать внимания, памяти, воображения; - учиться сравнивать группы предметов; уметь выполнять логические действия: анализ, синтез; - устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; - развивать умения выполнять зрительные и слуховые диктанты; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с выделением существенных признаков, выявления закономерностей и проведения анализа, синтеза и сравнения; - осознанно выполнять построение речевого высказывания в устной форме. Диктанты: -зрительные; -слуховые. Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения.
Содержание курса «Зелёная тропинка»

Основные разделы курса

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

1.

Наши друзья – животные
Учиться распознавать домашних животных и животных своей местности на рисунках и в природе; - формировать представление о многообразии животных; - учиться умению наблюдения за животными; - узнавать обитателей живого уголка; - уметь высказывать предположения на заданную тему;
-
оценивать эмоционально-эстетические впечатления от общения с животными, Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности.
отмечать в природном окружении то, что особенно нравится. Наблюдение за поведением животных. Сравнение животных. Распознавание животных на рисунках и в природе.
2.

Зеленое чудо — растение
Растения нашей местности.
-
выращивание -рисование Учиться распознавать растения нашей местности; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - различать цвета, рисовать линии и предметы разной формы; - использовать художественные материалы (гуашь, пластилин), усвоить приёмы работы с клеем и аппликацией, приёмы работы с бумагой узнают свойства материалов; - учиться лепить овощи и фрукты; - формировать умение сравнивать, анализировать , обобщать; - отвечать на простые вопросы учителя по заданной теме; - выражать положительное отношение и интерес к изучению природы; - понимать ценность природного мира, охраны природы. Декоративные растения. -лепка -аппликация Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование
3.

Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето Учиться наблюдать за сезонными изменениями в природе; - уметь находить особенности жизни людей, связанных с конкретным временем года; - наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире; - устанавливать причинно-следственные связи; - сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом); - самостоятельно высказывать своё мнение; - осуществлять действия по охране окружающего мира;
- проявлять позитивное отношение к сохранению природы.
Формой контроля
усвоения изученного материала является тестирование, которое проводится три раза на протяжении всего процесса обучения: входное, промежуточное и итоговое.




Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения

образовательного процесса:

Д
– демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К
– полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф
– комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П
– комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).
Средства, необходимые для реализации программы:
 учебно-тематическое планирование;  рабочие тетради;  прописи;  наглядные пособия;  счетный материал  ИКТ  Мультимедийные презентации.
Литература

Рекомендованная литература для учителя:
 Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012  Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.  Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008  Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009  Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.  Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.  Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.
Рекомендованная литература для обучающихся:
 Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.  Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.  Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе.
Просвещение,2013.
Приложение 1

Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии На начало занятий (октябрь) Промежуточ ный контроль (январь) Итоговы й контроль (апрель)
I Кругозор
1.Представления о мире развернутые и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года. 2.Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. 3.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
I I Развитие речи
1.Речь содержательна, выразительная, грамматически правильна. 2.Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна 3.Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, незакончены предложения).
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.Ребенок любознателен, активен, задания выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. 2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок. 3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается. Любознательность не проявляется.
IV Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения,

установления закономерностей).
1.Ребенок определяет содержание, смысл
анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении. Обнаруживает закономерные связи. 2.Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощи взрослого. 3.Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого. 4.При выполнении заданий, требующего анализа, сравнения нужна обучающая помощь, самостоятельный перенос знаний не осуществляется.
VI Производительность деятельности
1.Ребенок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. 2.Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, но в процессе деятельности отвлекается, трудности преодолевает при психологической поддержке. 3.Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, деятельность прерывается из- за возникающих трудностей, оказанная помощь мало эффектна.
VII Контроль деятельности
1.Результат усилий ребенка соответствует поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью. 2.Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это неполное соответствие. 3.Результаты усилий ребенка совсем не соответствует поставленной цели. Он не видит этого несоответствия.
VIII Темп деятельности
1.Соответствует средним показателям возрастной группы 2.Ниже средних показателей возрастной группы. 3.Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Приложение 2

Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.

1. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками. 2. Общается со сверстниками, знает правила общения. 3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив. 4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми. 5. Хорошо адаптируется к новой обстановке. 6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. 7. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность. 2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы. 3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний. 4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут. 5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. 6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание. 7. Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка. 2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. 4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения. 5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке. 6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой. 7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно. 2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. 3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо). 4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями. 5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др. 6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки. 2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. 3. Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.). 4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов. 6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме. 7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми. 2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками. 3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого. 4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат. 5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого. 6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п. 7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна). 2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации. 3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители. 4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении. 5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их. 7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.