"Я - учитель, педагог, наставник"

Автор: Гричневская Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Побединская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Победа, Томская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Я - учитель, педагог, наставник"
Дата публикации: 15.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эссе «Я - учитель, педагог, наставник»

Гричневская Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Побединская СОШ»

Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.

А. Дистервег
Как я стала учителем? Чтобы я стала учителем, мечтала моя мама. Я, конечно же, хотела, чтобы её мечта сбылась. Но это было не основной причиной выбора моей профессии. Меня всегда привлекали милые детские лица. Мне хотелось узнать, что таится в их душах, сердцах. Но только после того, как я пришла работать в школу, то окончательно поняла, что сбылась мечта не только моих родителей, но и моя. Дух этой волшебной профессии проник в меня через те уроки, которые вели мои учителя. Моя профессия открывает мне много возможностей для роста, и я не сожалею о том, что судьба подсказала мне, что моё место рядом с детьми. Какой я учитель? Когда я анализирую свои уроки, я сейчас иногда не могу вразумительно объяснить, даже самой себе, почему один урок получился, а другой нет. Наверное, потому, что педагогика скорее искусство, чем наука. Иногда педагог отказывается видеть в ребёнке личность, уникальное, самобытное «Я». Учитель должен уметь поставить себя на место ученика, взглянуть на всё его глазами. К ним нельзя прийти неподготовленной, или нездоровой, или с плохим настроением. Поэтому каждый день, как и мои ученики, готовлюсь к урокам – решаю задачи, примеры, пишу сочинения, готовлю презентации и много-много читаю: методическую, научно - популярную и художественную литературу. Интересно ли со мной моим ученикам? Эти вопросы я задаю себе постоянно. И пока они есть, я существую как настоящий Учитель. Выбрав профессию учителя, я прекрасно понимала, какая большая ответственность ложится на мои плечи. Ответственность не только за то, чему я могу научить, но и за то, как мои ученики смогут раскрыться и применить свои способности, таланты в дальнейшей жизни. Как они научатся понимать, любить, дорожить, сочувствовать, сопереживать. Быть терпеливыми и настойчивыми, добрыми и трудолюбивыми. Жизнь сурова. Приходится быть и строгим, и требовательным, и делать не всегда приятные вещи, но никогда не упускать возможность доставить радость детям. Урок, на котором дети ни разу не улыбнулись, считаю не вполне удавшимся, несмотря на выполнение всех задач и целей. Надо чаще приглашать на уроки Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна. Да, бывают ситуации и уроки, которые вспоминать не хочется. Но не могу себе представить хорошего учителя, который никогда не испытывает радости от общения с детьми. И эту радость не надо скрывать. Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязана это делать в наилучших формах. Не это ли письмо к будущим первоклассникам будет доказательством получения огромного удовольствия от общения с детьми. «Здравствуй, дорогой Друг! Я твоя учительница. Меня зовут Татьяна Васильевна. Поздравляю тебя - ты поступаешь в школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями, и что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе. Я буду ждать тебя в школе и буду рада познакомиться с тобой поближе! Твоя учительница. Я пробовала. Надо было видеть, как радуется ребёнок, как загораются его глаза! Из этого складывается настоящее учительское счастье, которое невозможно без профессионального признания, доверия, любви. Всё это необходимо современному учителю, потому что это диктует время. Создание условий для формирования универсальных компетенций обучающихся – одна из центральных задач современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, развитием у школьников приёмов
самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждения интереса, освоения знаний не произойдёт. Работая в парадигме личностно-ориентированного обучения, я стараюсь свои уроки строить так, чтобы каждый ребёнок себя чувствовал личностью с правом голоса и правом на ошибку. Основой своей работы считаю результаты учебной деятельности. Положительные результаты становятся возможными благодаря методическому мастерству и комплексному использованию современных технологий. Как и любому современному педагогу, мне приходится работать в постоянно меняющихся условиях, возникающих в связи с внедрением образовательных стандартов нового поколения. Поэтому много работаю над совершенствованием своей методической системы, стремлюсь вбирать всё новое и делиться с коллегами наработанным. Признавая, что приоритетным направлением работы каждого учителя и любого педагогического коллектива в рамках реализации ФГОС является формирование духовно-нравственного развития ребёнка, большое внимание уделяю созданию организационно-педагогических условий для реализации таких задач в образовательном процессе. Моя миссия как учителя складывается из многих составляющих. Уверена, учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учиться. Я иногда отрываю время от изучения программного материала и даю детям возможность задавать мне интересующие их вопросы. И я не боюсь показаться в их глазах не знающей что – то. Через какое – то время я могу вновь возвратиться к этим вопросам, но уже более подготовленной. На мой взгляд, учитель вбирает в себя много профессий. Урок для меня – это спектакль, в котором роль актёров играют дети, а моя роль на втором плане, но только при умелом сопровождении учителя дети смогут раскрыться, поделиться своим позитивным видением мира. Я вижу свою роль и как «врачевателя» детских душ, умеющего «предупредить» болезнь, не дать ей развиться. И принцип «не навреди» как нельзя лучше подходит мне. Я «духовник», которому можно сказать сокровенное, но при этом я стараюсь найти путь из трудного для ребёнка положения. Я, как портной, который постоянно «примеряет» на себя технологии, методики. Мои уроки – это уроки, в которых сочетается опыт талантливых педагогов: Амонашвили, Занкова, Ильина, Окунева. Но урок я создаю сама, я иду на него, чтобы оставить в душах детей любовь к слову, к миру, к жизни. Легко ли быть учителем? Наверное, нет, потому что в современном интеграционном пространстве роль учителя возрастает как никогда. Новый учитель – это часть новой школы. И не важно, молодой ли это педагог или опытный наставник. Я считаю, что учитель должен уметь работать с детьми в проблемном поле. Я не стараюсь преподнести готовую информацию, а учу её находить. Я не только передаю знания, но и показываю, где их можно использовать. Новый учитель должен уметь находить компромисс между жизненной реальностью и теми требованиями, которые выдвигаются новыми образовательными стандартами. И поэтому учителем стать легко, когда ты в поиске, когда образован и эрудирован, прекрасно знаешь свой предмет, когда предан своему делу и любишь его. Из разных семей приходят в школу разные дети. Школа всех должна обучить. Но одни и так уже много знают и умеют – мама с папой научили, другие буквально схватывают на лету всё, что говорит и пишет на доске учитель. А вот около парты третьего приходиться без конца задерживаться, поправлять. Есть дети, которые, как нам, кажется, не так сидят, не так пишут, иногда дерзят взрослым. Это трудные дети, учитель от них устаёт, его раздражение передаётся классу: трудный ученик подводит всех и всех тянет назад. И если учитель не даёт таким детям самоутвердиться, многие из этих ребят встают на путь протеста, бунта против всех и вся. Поэтому я согласна с тем, что каждый ребёнок должен развиваться согласно своим природным задаткам, а не так, как того хочется нам, взрослым! У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Я могу считать себя современным учителем, так как стараюсь быть рядом со своими учениками, а не над
ними, помогаю им, создавая условия для развития, пробуждая мотивацию к знаниям. Но это требует постоянной работы над собой. Как только перестаёшь развиваться сам, ты становишься неинтересен ученикам, да и самому себе. Вот тогда станет нелегко. Учитель – наставник. В чём смысл моей педагогической деятельности? В том, чтобы дать знания? В том, чтобы воспитать личность? Я хочу пробудить ростки творчества, инициативы, научить жить в коллективе. Создать условия для развития способностей. В Концепции модернизации российского образования подчёркивается, что в общеобразовательной школе модернизация образования «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, … формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования». Поэтому моя методическая система направлена на реализацию данного социального заказа общества. На мой взгляд, это возможно сделать через применение продуктивных педагогических технологий, сочетая их вместе с традиционными. Учитель создаёт личность, чтобы она вступила в общество, сохраняя в себе лучшее, что может быть в человеке. «Вода камень точит», а повседневный мой труд даст плоды. Я верю в это, а иначе нельзя. У философа Мишеля Монтеня есть такие слова: «Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души невозможно». А нельзя жить без Смысла и Надежды. Я верю, что школа будет развиваться и дальше, перед прошлым «снимая шляпу», а заглядывая в будущее «закатывать рукава». Какую роль выполняет образование в нашем огромном мире глобализации и информатизации? Ни одна машина не научит добру, милосердию, гуманности, сердечности. И сегодня проблемы образования стали предметом обсуждения общества, власти, прессы. Я не могу оставаться в стороне от этого, потому что это моя жизнь. И у меня есть своя позиция в отношении образования, так как горестно слышать слова: «Развалили образование». Но это неверно. Согласно нормативным документам современного отечественного образования одной из приоритетных задач общества и государства является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На встрече Президента Российской Федерации Путина В.В. с представителями партий, с министром образования были озвучены проблемы в образовании: это и необеспеченность педагогическими кадрами, и загруженность учителя отчётной документацией, и низкий уровень подготовки обучающихся к олимпиадам. На Гайдаровском форуме акцент был сделан на то, что сегодня должен измениться, прежде всего, сам учитель. Да, мир изменился, значит измениться нужно и самому учителю. Совершенствоваться от внешнего до внутреннего мира, чтобы всю красоту своего внутреннего содержания передавать по крупицам своим воспитанникам. Учитель в постоянном поиске, он может многое, он старше и мудрее. Вот отсюда и решение многих задач: например, я могу «разгрузить» ребёнка с домашними заданиями, используя дифференцированный подход, создать свой электронный банк документов, чтобы ускорить заполнение документации. Убеждена, что решение любых проблем сможет тот, кто постоянно работает над собой, над своими педагогическими ошибками и просчётами. Отсюда и успешность педагога. Чем же должен быть ученик, выходя из стен начальной школы? Я думаю, что школьник, переходящий в среднюю школу, должен отличаться от самого себя – того, который пришёл в первый класс: характером деятельности, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. К концу обучения в начальной школе ученик должен отличаться от своих сверстников не уровнем знаний, не отметкой в журнале и дневнике, а своей индивидуальностью, т.е. сохранением и поддержкой особенностей, интере сов, склонностей, способностей . К концу обучения ребёнок младшего школьного возраста 21 века должен отличаться от своих сверстников 20 века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Он должен осознавать важность получения знаний, анализировать свою деятельность, оценивать успехи,
определять причины неудач и ошибок. Такое возможно, если школьника учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Я учитель! И я понимаю ту ответственность, которая лежит на моих плечах. Успехи моих детей – мои успехи. Моя профессия даёт мне неограниченные возможности творить, дерзать. Да, трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником! Половина дела, когда учитель понимает ученика. Вторая часть: когда ученик понимает состояние учителя. Только с этого момента начинается взаимопонимание, которое обеспечивает сотрудничество. Если выразиться образно, то индивидуальный подход в обучении и воспитании – это тонкий инструмент, который может держать в руках каждый учитель, а личностный – умение играть на этом инструменте, причём так, чтобы в ответ зазвучала и душа ребёнка.