"Война – печальней нету слова …"

Автор: Ткачева Евгения Джоновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОБПОУ "Обоянский аграрный техникум"
Населённый пункт: город Обоянь, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы по теме "Поэзия периода ВОВ 1941 – 1945 г"
Тема: "Война – печальней нету слова …"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ

И

НАУКИ

РФ

КОМИТЕТ

ОБРАЗОВАНИЯ

И

НАУКИ

КУРСКОЙ

ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«

ОБОЯНСКИЙ

АГРАРНЫЙ

ТЕХНИКУМ

»

«

Война



печальней

нету

слова

…»

Методическая

разработка

урока

литературы

по

теме

«

Поэзия

периода

Великой

Отечественной

войны

1941 – 1945

г

»

Разработала:

преподаватель русского языка и

литературы

Ткачева Е. Д.

Рецензия
2015 г.

на методическую разработку открытого урока литературы на тему

«Война – печальней нету слова…»
Открытый урок Ткачевой Е. Д. «Война – печальней нету слова…» посвя- щен изучению поэзии периода Великой Отечественной войны, которая пред- ставлена произведениями известных авторов. Главная цель урока - показать, что поэзия наряду с песней являлась самым оперативным жанром на войне, в котором высокий патриотизм соединялся с глубоко личными чувствами. Многие воины были поэтами и писали прямо в окопах, под пулями. Актуальность выбора темы открытого урока объясняется празднованием знаменательной даты - 70 – летия Великой Победы. Одна из важнейших задач современного воспитания – это воспитание патриотизма. В кадетских группах это приоритетное направление на протяжении всего периода обучения. Содержание направлено на изучение поэзии военной поры, на повышение интереса к поэзии этого периода, личностям поэтов, авторов этих произведений. При подготовке к чтению стихотворений совершенствуется устная речь обучающихся, умение читать наизусть выразительно. При представлении поэтов военной поры использовались навыки групповой работы обучающихся, умение работать в сотрудничестве. Урок, разработанный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, был проведен в группах 2 курса, но может быть рекомендован и для 1 курса как внеклассное мероприятие. Урок проводился в форме урока – презентации, где обучающиеся по группам представляли творчество того или иного поэта. Урок можно рассматривать как защиту проекта по соответствующей теме, так как обучающиеся под руководством преподавателя провели большую самостоятельную работу по сбору информации, подбору стихотворений, портретов и фотографий поэтов, видеороликов, песен, отрывков из военных кинофильмов, оформлению кабинета, выпуску стенгазет, подготовке презентации. На уроке преподавателем были использованы различные виды работ: работа в группах, индивидуальные сообщения в виде музыкальной, биографической справок, инсценировка с элементами театрализации, выразительное чтение наизусть. Оформление кабинета соответствовало целям урока, создавало определенное настроение. Использовались межпредметные связи с историей, музыкой. Открытый урок соответствует всем методическим требованиям, может быть рекомендован к публикации и использованию преподавателями и классными руководителями в своей педагогической работе. 2
Методист ________________________ Лобатюк Н. А.
Оглавление
3

1. Введение ………………………………………………5

2. Методическая разработка открытого урока

литературы …………………………………………..6

3. Заключение …………………………………………32

4. Библиографический список ………………………33

5. Приложение …………………………………………34

Введение
4
Литература как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями осуществлять непрерывное духовно – нравственное воспитание обучающихся на каждом уроке. Такие понятия и категории, как патриотизм, национальное самосознание, моральные нормы пронизывают практически каждое литературное произведение. Большое значение уделяется в литературе ХХ века теме Великой Отечественной войны. В этом году мы празднуем знаменательную дату – 70 – летие Великой Победы. В современных условиях тема памяти тех жертв, которые принес наш народ, особенно актуальна, так как уже возникают очевидные попытки переписывания истории и переоценки ценностей и итогов второй мировой войны мировым сообществом. В таких условиях особенно важное значение приобретает работа преподавателя- филолога по изучению соответствующих произведений военной тематики. Не так много часов уделяется этому разделу в программе, поэтому важное место занимает и внеклассная работа, и интересная форма организации уроков, и тщательная подготовка к ним. Вашему вниманию предлагается методическая разработка открытого урока по поэзии времен Великой Отечественной войны. Цели урока – презентации – воспитание любви к поэзии, любви к Родине, интереса к истории, становление мировоззренческой позиции. Необходимо показать обучающимся, что поэзия была очень нужна в эти тяжелые годы. Она вдохновляла, соединяла, вела к Победе, помогала верить в свои силы и силы всего советского народа. Многие стихи мгновенно становились песнями, которые пели на фронте, которые звучали по радио. Воевали не только оружием, в наступление шли строки. К личным переживания поэтов присоединялись переживания тысяч людей, и скупые строки становились голосом всего народа.
«Война – печальней нету слова…»
5

Урок – презентация по теме «Поэзия периода Великой Отечественной

войны 1941 – 1945 г.» (2 курс обучения)

Цели:
- дать обзор поэзии времен ВОВ; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. - развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи. - воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории своей страны, способствовать становлению мировоззренческой позиции обучающихся.
Оборудование:
1) Иллюстрации, строки из стихотворений военных лет. 2) Эпиграф, выражения известных людей на тему урока. 3) Презентация 4) Видеоролики на тему «Блокадный Ленинград», «Танина тетрадь», «Безруков читает стихи о войне». 5) Записи военных песен («Священная война», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Бухенвальдский набат», «Майский вальс», «День Победы»). 6) Выставка книг по теме урока 7) Оформление – плакаты военного времени, карты 8) Гвоздики, повязанные георг. лентой. 9) Портреты писателей (годы жизни, ФИО) с назв. изученных стихотвор.
Оформление:
1) Плакат «Родина – мать зовет» 2) Карта военных событий ВОВ 3) Иллюстрация из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» 4) Дата «1941 – 1945» 5) Тема урока – цветные буквы из бумаги на доске. 6) Плакаты: «Я вам жить завещаю, что я больше могу», 7) Плакаты «Мы за родину пали, но она – спасена» 8) «Будь, как совесть не вернувшихся с войны». 9) Газета «Шли в наступление строки» (подготовили обуч-ся)
Тип урока
: урок изучения нового материала.
Форма проведения
: Устный журнал. Урок – презентация. 6

Методическая цель:
использование нестандартных форм проведения уроков литературы, использование элементов проектной методики при подготовке к уроку.
Время проведения
: 2 часа (пара) Кабинет оформлен плакатами:
ТЫ ЗНАЕШЬ, НАВЕРНОЕ, ВСЕ –ТАКИ РОДИНА

НЕ ДОМ ГОРОДСКОЙ, ГДЕ Я ПРАЗДНИЧНО ЖИЛ,

А ЭТИ ПРОСЕЛКИ, ЧТО ДЕДАМИ ПРОЙДЕНЫ,

С ПРОСТЫМИ КРЕСТАМИ ИХ РУССКИХ МОГИЛ,
(К. СИМОНОВ) Выражения и стихи ( обуч-ся было предварительно дано задание: найти строки поэтов о ВОВ, отражающих тему урока). НАМ НЕ ЖИТЬ, КАК РАБАМ, МЫ РОДИЛИСЬ В РОССИИ, В ЭТОМ НАША СУДЬБА, НЕПОКОРНОСТЬ И СИЛА, (Вс. Багрицкий). 1) Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… А. Ахматова. 2) Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете. А. Твардовский 3) Никто не забыт, ничто не забыто. О. Берггольц. 4) Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать. (К. Симонов) 5) Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там… А. Твардовский 6) Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать! 7
Павел Коган 10) Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». (А. Т. Твардовский)
Реквизит и форма одежды:
1) Солдатская форма (пилотки) 2) Парадная форма 3) Букет цветов
Подготовительная работа:
обучающиеся в группах 1 и 2 курса проводили викторину и выявили победителей.
Викторина «Кто автор этих строк?»

Предлагались 13 строк известных поэтов.
1) «То юность моя в огне…» ( Ю. Друнина. «Качается рожь несжатая») 2) «Идет война народная, священная война…» (В. Лебедев – Кумач) 3) «О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…» (Н. Майоров «Мы»). 4) «Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит…» (М. Джалиль. «Мои песни») 5) «Девочка последними шагами босиком в бессмертие идет» (М. Алигер. «Зоя») 6) «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…» (К. Симонов «Жди меня»). 7) «Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне…» (Ю. Друнина «Я только раз видала рукопашный…» 8) «нам выпала такая участь, что пусть завидуют они…» (П. Коган. «Лирическое отступление») 9) Всем своим существом к человеку взываю, Человеческий пепел сжимая в горсти…» (Э. Межелайтис. Пепел). 10) «До тебя мне дойти нелегко, А до смерти – четыре шага…» (А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…») 11) «Я знаю, никакой моей вины в том, Что другие не пришли с войны…» (А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»). 12) «Будь как совесть, будь как совесть, Невернувшихся с войны» (Р. Гамзатов. «Звезды») 13) «…Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда – то, а превратились в белых журавлей». 8
(Р. Гамзатов. «Журавли»).
Методические приемы
: Работа в группах, чтение и анализ стихотворений, беседа, использование межпредметных связей (история, информатика, музыка, кинематограф).
Подготовительная работа:

1)

Выучить наизусть стихотворение предложенных поэтов,

2)

Распределение на творческие группы по «защите своего поэта».

3)

Использование элементов метода проекта: обуч- ся самостоятельно

под руководством преподавателя готовили презентацию, подбирали

песни и видеоролики, находили портреты поэтов и интересные

сведения из их биографии, связанные с периодом ВОВ.
«Нам было все отпущено сверх нормы: Любовь и гнев, и мужество в бою…» (Н. Рыленков). Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет… (А. Твардовский)
Эпиграфы на доске и рядом:
1) «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством…» (В. Г. Белинский) 2) «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека – младший) 3) «Эта святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» (М. А. Шолохов) 4) «Отчизна – это край, где пленница душа» (Вольтер) 5) «Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом» (Аретино) Перед уроком, за 10 мин. до начала, звучат военно – патриотические песни.
ХОД УРОКА:
9

Урок начинается чтением стихотворения

Сергея Щипачева « 22 июня 1941 года»
Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили военные бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник. И пограничник протянул к ним руки. А немцы, окончив кофе пить, В тот миг садились в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких – то пять минут осталось…
Ведущий 1:
22 июня 1941 года началась война. Заявление Советского правительства от 22 июня 1941 года:
Студент :
«… Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких – либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…»
Ведущий 1:
Но в Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость. Война унесла около 27 миллионов жизней советских людей.
Ведущий 2:
СТРОКИ, ПРОБИТЫЕ ПУЛЕЙ. Из резолюции митинга писателей Москвы 22 июня 1941 года:
Ведущий 1:
«Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной, народной войны против врагов нашей Родины!»
Ведущий 2:
И они отдавали – и свои силы, и свою кровь, и свои жизни…
Преподаватель:
В годы военных испытаний 1215 писателей и поэтов ушли воевать с врагом. Они участвовали в войне в качестве военных журналистов, командиров, политработников, бойцов, партизан. Каждый третий их них не вернулся с 10
войны, каждый третий погиб, защищая свое Отечество. Одни вынесли из – под огня «порохом пропахнувшие строки», другие не увидели утро Победы и последней строкой их судьбы стала скупая запись:
«Пал смертью

храбрых»…
Так, более 400 (четырехсот) из них отдали свою жизнь за освобождение Родины. Более 500 (пятисот) из них были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги 21 – му из них было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2:
«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны», - сказал А. Сурков.
Ведущий 1:
«Когда грохочут пушки, молчат музы», - гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.
Преподаватель: Тема нашего урока:
«Поэзия времен Великой Отечественной войны». Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать, что это самый оперативный, популярный жанр военного периода. Итогом нашей работы должен стать проект будущей книги, рассказывающей о поэтических произведениях 40 – х годов. В годы Великой Отечественной войны поэзия пережила особый подъем. Именно в стихах, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи способны были гораздо быстрее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэты стремились по завету Маяковского «
К штыку приравнять перо».

Ведущий 1
А. Фадеев говорил: «Писатели советской страны знают свое место в этой решительной схватке: многие из них будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться с пером в руках».
Преподаватель:
Поговорим сегодня о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо. Чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укрепить мужество защитников. 11

Ведущий 2:
Как уже говорили, много поэтов ушло на фронт и не вернулось с полей сражений. Но они верили в Победу, жили и боролись ради нее. Об этом говорят стихи неизвестного поэта из лагеря «Заксенхаузен»
Обуч – ся:
Я вернусь к тебе еще, Россия, Чтоб услышать шум твоих лесов, Чтоб увидеть реки голубые, Чтоб идти тропой моих отцов.
Преподаватель:
Поэты военного времени: 1) А. Сурков М. Исаковский. А. Твардовский С. Щипачев. К. Симонов. Мотивы военной лирики: 1) Родина 2) Война 3) Смерть и бессмертие 4) Ненависть к врагу 5) Боевое братство и товарищество 6) Любовь и верность 7) Раздумья о судьбе народа.
Жанры:
1) Собственно лирические (ода, элегия, песня) 2) Сатирический (басня, эпиграмма) 3) Лиро – эпическая поэзия, стихотворный эпос (поэма, баллада) О. Берггольц «Февральский дневник». А. Твардовский «Василий Теркин» (Еще – Алигер «Зоя», Светлов «28», Антокольский «Сын»).
Историческая справка (Майстров
): ВОВ стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого человека. В годы войны ежесуточно в среднем погибало более 19 тысяч воинов и мирных жителей. Каждый час – около 916 человек. Война поглотила треть национальных богатств страны, разрушила 1700 городов, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий.
Прподаватель:
Военная песня… В годы войны многие стихотворения уже в первые дни – месяцы войны стали песнями.
Ведущий 1
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
12

Музыкальная справка

Музыкальный отдел:

-
Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны: уже 24 июня 1941 года в газете «Известия» появилось стихотворение Лебедева – Кумача «Священная война». А на следующий день композитор Александров написал к нему музыку.
-
Это маршевая песня, полная решимости разгромить врага, она сопровождала наш народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. - Наше радио все годы войны начинало свои передачи первыми тактами этой песни. Она стала гимном Великой Отечественной войны, песней – призывом, песней – присягой.
Звучит песня

СТРАНИЦА 1 – ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ

Ведущий 1:
Литература о Великой Отечественной войне началась без паузы, подготовительного этапа, без дистанции времени. Она началась с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражения.
Ведущий 2:
Слово – это полководец человеческой силы. Илья Григорьевич Эренбург создал несколько книг статей и очерков под общим названием «Война». Илья Эренбург родился в Киеве, работал корреспондентом во Франции.
Ведущий 1:
Эренбург первым ввел на страницы печати кличку «фриц», вошедшую в разговорный обиход. Он развеял ореол могущества, непобедимости фашистской армии. «Кто из нас теперь не знает облика среднего гитлеровца, этого примитивного существа, убежденного в своем превосходстве над человечеством… восторженного куроеда и деловитого палача, который… оказавшись в плену, деревянным голосом говорит: «Гитлер капут», - писал Эренбург в репортаже «Рабы смерти».
Ведущий 2:А вот отрывок из его очерка «Свобода или смерть»,
написанном в самом начале войны, в 1941 году
Обучающийся : (читает отрывки из очерка)

Преподаватель:
В жанре военной публицистики в те страшные годы работали также Алексей Толстой, Ольга Берггольц, Василий Гроссман и многие другие. Каждый из них вписал в летопись войны, в биографию народного подвига свою страницу. 13

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

ПЕСНЯ «БЬЕТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ…»

Музыкальная справка
.
Преподаватель:
Самыми популярными на фронте были песни о любви. Об этом свидетельствует судьба стихотворения Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…»
Музыкальный отдел:
- Это стихотворение вообще не предназначалось для публикации. Это личное письмо к любимой женщине. Это были 16 – ть домашних строчек из письма к жене. - А. Сурков вспоминал: письмо было написано в конце ноября после одного очень трудного для меня дня. Так бы и остались эти стихи частью письма… - Но вот композитор Листов взял этот текст и через неделю пришел и под гитару спел новую песню «В землянке…» Всем показалось, что песня «вышла»… Песня действительно «пошла»… по всем фронтам от Севастополя до Ленинграда Полярного…» - Поэт благодарен жизни за то, что она есть, за то, что смерть отступила, за этот потрескивающий огонь в землянке, за друзей, играющих на гармони….» И он спешит сказать любимой о своей негасимой любви.
Учитель:
Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
Литературный отдел: Языковые особенности военной поэзии.
Мы провели заранее практическую работу по стихотворению А. Суркова «Землянка». Заполнили таблицу, называя средства языковой выразительности и приводя примеры указанных средств. Языковые средства Примеры Олицетворения Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует. Эпитеты Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь. Лексический повтор Далеко – далеко, снега и снега. Сравнение Смола как слеза Противопоставление В холодной землянке – негасимой любви. 14
Вывод: Стихотворение богато языковыми средствами, например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.
СТРАНИЦА 2 – СЕРГЕЙ НАРОВЧАТОВ

Ведущий 1:
Вся страна поднялась против фашистской орды. Ненависть переполняла сердца. Именно об этих чувствах говорят стихи военного поэта Сергея Наровчатова.
Стихотворение «Я проходил, скрипя зубами, мимо…»

Ведущий 2:
Всегда ощущалось, что душа поэтов военных лет переполнена гневом, жаждой мести, почти криком. После войны курский писатель Константин Воробьев, родившийся в соседнем Медвенском районе, воевавший молодым лейтенантом в боях под Москвой, попавший в плен и прошедший через фашистские концлагеря, напишет повесть «Крик» о советских солдатах – пленниках.
Ведущий 1:
Но еще в 1941г. Сергей Наровчатов напишет стихотворение с подобным названием «Крик». В нем крик растворен в ритме, во всех словесных красках. Поэт передает страшную перегрузку души, рождающую немоту:
Стихотворение «По земле поземкой жаркий чад…»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:

«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»

Прподаватель:
Слово учителя: Мы знаем, что в этом году исполнилось 70 лет со дня снятия блокады в г. Ленинграде. …. Мы не можем пройти мимо этой темы, и поэтому раскрываем новую страницу нашей поэтической тетради.
Вед 2: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО!

СТРАНИЦА 3 – ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ

Преподаватель:
Ольга Берггольц разработала особый жанр публицистики – радиопублицистику и сделала ее принципом всей жизни в блокадном Ленинграде.
Ведущий 1:
В ее радиорепортажах возникает грозный Ленинград, «весь израненный, в темном инее», погруженный во тьму, связанный со страной 15
лишь хрупкой дорогой жизни по льду Ладожского озера. Она ведет диалоги с городом, часто включая туда свои стихи:
Стихотворение: «Я говорю с тобой под свист снарядов…»

Ведущий 2 (Софья):
Это она, Ольга Берггольц, «блокадная муза», сказала о ленинградском пайке:
«Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…»

Ведущий 2:
Радиопередачи поэтессы были вызовом фашизму, гимном подвигу Ленинграда:
«И гордости своей не утаю,

Что рядовым вошла в судьбу твою,

Мой город, в званье твоего поэта…»

Ведущий 1:
Фашисты, попадая в плен под Ленинградом. Первым делом жалостливо оправдывались: «Я не стрелял по Ленинграду!» Величие мук города действовало и на них, рождало эти трусливые оправдания.
Ведущий 2:
Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:
Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто…

Ведущий 1:
В своей поэме «Твой путь» Ольга Берггольц скажет:
Из недр души свой стих я выдирала,

Не пощадив живую ткань ее.

Стихотворение: «Когда прижимались солдаты, как тени…»

Ведущий 1:
В 1943 г. О. Берггольц говорила по радио:….
Евтифиева О.
«Подвергая город страшнейшим лишениям…»
Ведущий 2
: Те, кто выжил, эти годы блокады запомнят на всю жизнь…
СЦЕНИЧЕСКАЯ ПАУЗА: «Танина тетрадь».

Обучающийся:
Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? – 16
Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.
Преподаватель:
О блокадном хлебе нам расскажет Евтифиева Оксана.
Евтифиева О:
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города – 125 г. (Под звук метронома обучающаяся Сукова О. проносит через весь кабинет на подносе 125 г черного хлеба, а другой ученик читает воспоминания.)
Евтифиева О:
читаю воспоминание медсестры яслей – сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой. «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую – нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Преподаватель
: Вы наверное все слышали имя – Таня Савичева. Ее имя связано с блокадой. Послушаем отрывки из ее дневника. Рассказывает Нефедова Кристина.
Нефедова К:
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. (Тихо звучит «Реквием»). Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г. (Сильно звучит «Реквием», затихая, но не выключать) Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.
Ведущий 1:
Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.
Ведущий 2 (Соня):
А в наше время мы бережем хлеб? Задумайтесь над этим.
СТРАНИЦА 4: НИКОЛАЙ КОРНЕЕВ
17

Ведущий 2 :
Тема блокадного Ленинграда близка и курскому поэту – фронтовику Николаю Корнееву. О ленинградской девочке Тане Савичевой он сложил стихотворение «Танина тетрадь».
Стихотворение «Танина тетрадь» - Шпилев Василий

Ведущий 1:
Ученик: Война деспотична. Ей мало человеческих жизней. Она не отпускает души людей, и те, кто ее видел, уже никогда ее не забудут. Николай Корнеев прославил подвиг ленинградцев, голодных, холодных, еле передвигающих ноги от истощения, но все – таки выполняющих свою работу, нужную для Победы. Они не сдались сами и не сдали противнику свой Ленинград, хотя физически медленно умирали…
Стихотворение «Блокадный человек» - Майстров А.

Ведущий 2:
Будем вечно помнить подвиг лениградцев и их святые муки. А что же мы знаем о поэте, написавшем эти стихотворения? Николай Корнеев родился на Курщине. Он чуть старше тех, кого позднее в литературе назовут «поколением лейтенантов». Он прошел Великую Отечественную, у него много стихотворений на военную тему. Он гордится тем, что он курянин и не забывает о своем родном крае и на войне:
Стихотворение: «На слух, как песню, узнаю…»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

«ТЕМНАЯ НОЧЬ»

СТРАНИЦА 5 – БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА

Преподаватель
: Ученик: Булат Шалвович Окуджава окончил 9 – ый класс, когда началась война. Но он все же успел повоевать. Как и многие его ровесники, Окуджава пошел вучебный минометный дивизион.
Ведущий 1
: Пока Булат Окуджава приобретал военную специальность на краткосрочных курсах, погибли четверо его друзей, с которыми его связывала дворовая дружба. Это было для него настоящим потрясением. Долгое время Булат Окуджава не мог даже об этом писать.
Стихотворение «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:
песня Окуджавы о войне.
ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ.

Преподаватель:
Говорят: «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они было медсестрами – выносили с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина. В судьбу и поэзию каждой их них вплелось военное лихолетье
.
18

СТРАНИЦА 6 – ЮЛИЯ ДРУНИНА

Преподаватель:
Женщина и война… Несочетаемое сочетание явлений, по словам Б. Васильева. Все, что мы знаем о женщине, вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», и самое высокое «мать». Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – это синонимы, а война – это что - то чужое, инородное…. А женщины на войне сражались и гибли наравне с мужчинами.
Ведущий 2:
Среди поэтов – фронтовиков было немало и женщин. Одной из ярких звезд на этом небосклоне была Юлия Владимировна Друнина, которая прошла всю войну. 17 – летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
Стихотворение : «Я ушла из детства в грязную теплушку…»

Ведущий 1:
Их семью эвакуировали из Москвы в Тюменскую область, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении уйти на фронт снова.
Ведущий 2:
Одно из своих стихотворений она посвятила памяти однополчанки Зине Самсоновой, героя Советского Союза.
Стихотворение: «Мы легли у разбитой ели…»

Ведущий 1:
Юлия Друнина писала о войне, ни о чем другом она писать не умела, другого жизненного опыта, кроме фронтового, у нее не было. Она страшилась, что время «стащит» ее «с тех вершин», что новое время станет глумлением над великой эпохой, над редеющим поколением фронтовиков.
Сергеева О:
Могла ли я, простая санитарка, Я, для которой бытом стала смерть, Понять в бою, что никогда так ярко Уже не будет жизнь моя гореть?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:

«КАТЮША»

СТРАНИЦА 7 – КОНСТАНТИН СИМОНОВ

Преподаватель: К. Симонов
. его стихи знали все и на фронте. И в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, в фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы его стихотворений «если дорог тебе твой дом…». «майор привез мальчишку на лафете…», «Жди меня». 19

Ведущий 1:
Поэт и писатель Константин Симонов активно участвовал в Отечественной войне не только как журналист, но и как рядовой боец. С 41 по 45 годы – военный корреспондент газеты «Красная звезда». В июле 1941 г. в Белоруссии он с нашими частями выбирался из окружения.
Ведущий 2:
В Крыму ходил с пехотой в атаку. За Полярным кругом с моряками пробирался во вражеский тыл. Был в сожженном Сталинграде, в осажденной Одессе и на Курской дуге. Побывал у партизан Югославии. Войну знал не понаслышке, испытал на себе.
Ведущий 1
: Солдата на войне поддерживала не только военная техника, не только плечо однополчанина, но и любовь близких, верность любимых. Об этом писал Константин Михайлович Симонов в своем знаменитом стихотворении «Жди меня…» Эти строки знали наизусть все солдаты войны от рядового до маршала…
Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…»

Литературный отдел :
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой, знаменитой в те годы актрисе кино и театра. Автор и не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но читатель ощущает всю силу чувств поэта. Об этом говорит его убежденность в том, что его любимая умеет ждать, как никто другой, а ее прнданность поможет ему все преодолеть. Писалось оно не для публикации, ведь это интимное стихотворение - письмо. Но так случилось, что оно появилось в газете «Правда» в феврале 42 года. Жанр стихотворения –
послание,
лирический герой обращается к любимой.
Основная мысль
заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - это задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как
рефрен, призыв
.
Анафора «Жди
» помогает подчеркнуть надежду. Сочетание звуков Ж, ЖД
– аллитерация
передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара), усиливают мотив ожидания. Это
лирический монолог
– послание.
Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

«Песня «Жди меня, и я вернусь…»

Музыкальный отдел:
Хороши песни, где говорилось о верности и любви, именно такая песня помогала людям выжить найти друг друга. В часы короткого отдыха солдат 20
думал о доме. О том. Что его там ждут. Помнят любят. И поэтому он должен непременно вернуться . домой. И обязательно с победой.
ЛИРИЧЕСКАЯ заставка: ПИСЬМО МАТЕРИ

Ведущий 2
: Между тем наступление русских войск продолжалось. Бойцы упорно шли вперед. Одесса, Севастополь, Минск… Каждый километр их пути был приближением Великой Победы. А впереди, в мечтах и наяву, были София, Будапещт, Варшава и заветный Берлин… Но не все дороги вели в Берлин… Выходит солдат.
Ведущий 1:
И представилась солдату Борису мама с белым полушалком на плечах, с желтой деревянной ручкой в испачканных чернилами пальцах, почудилось даже – услышал он, как скрипит перо. И пишет ему мама письмо на фронт:
Письмо матери: «Родной мой! У нас уже ночь. Морозно!..»

Ведущий 1:
И получил письмо солдат Борис . тепло, отрадно стало у него на сердце, тихая радость наполнила его, словно и на войне он не был.
Ведущий 2
: А у матери все равно болит душа, нет ей покоя. Что делать? Остается только одно – молитва. День и ночь тысячи русских матерей молились за своих сыновей, мужей, находящихся на фронте. Сильна молитва матери. Она и со дна моря достанет, из огня вытянет. Стихотворение «Молитва матери» написал поэт Николай Глазков в 1941 году.
Стихотворение «Господи, вступися за Россию…»

СТРАНИЦА 8 – АННА АХМАТОВА

Ведущий 1:
О героизме, мужестве, преданности Родине писали все поэты, которым пришлось пройти фронтовыми дорогами. Но и поэты, перенесшие все тяготы войны в тылу, вместе со всем народом ковали победу своими стихами.
Преподаватель:
Ленинградская поэтесса Анна Андреевна Ахматова потеряла на этой войне многих дорогих ей людей. Боль за свою Родину, боль за людей подвигла ее на создание стихотворений, которые вы сейчас услышите. Они входят в цикл «Ветер войны». Стихотворение «Мужество» было впервые напечатано в газете «Правда» 8 марта 1942 года.
Стихотворение «Мужество»

Ведущий 2:

Что вмещает в себя это стихотворение?
Раздумья о судьбах родины, национальном достоинстве, призыв к мужеству, непоколебимую уверенность в том, что народ выстоит. 21

Ведущий 1:
Анну Ахматову война застала в Ленинграде. Она видела первые жестокие удары, нанесенные по столько раз воспетому ею городу. И уже в июле 1941 г. появляется ее знаменитая «Клятва».
Стихотворение «Клятва»

Ведущий 2:
Как звучит это стихотворение? (Как слова солдатской присяги, «что нас покориться никто не заставит.
Стихотворение «Щели в саду вырыты, не горят огни…»

Преподаватель:

Песни.
Зачем они были нужны? Когда настроение в войсках было хорошее, частенько в конце дня певали «катюшу», «Землянку», «Темную ночь»… Поразительно и чудодейственно это в людях – осознание силы, жизнелюбие, песни и стихи. Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он нерпеменно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца – танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он смог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ему помогали трое: танк, автомат и
песня.

Музыкальный отдел
. Война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, в военное время нет места для песни и тем не менее песня всегда сопровождала солдата. Песни вдохновляли бойцов в минуты отдыха позволяли расслабиться а решительные минуты – собрать все силы уберечься от слабости и паники. От самых первых залпов и выстрелов до последнего майского салюта через всю войну прошагали военные песни в боевом солдатском строю.
Ведущий 1:
Поэзия и песня нужна была стране и армии наравне с оружием. Примером тому может служить обращение белорусских партизан своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие мы можем отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню».
СТРАНИЦА 9 – АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ

Преподаватель:
Поэт Александр Трифонович Твардовский находился в гуще фронтовой жизни, собирал материал прямо в окопах, на передовой, так как был военным корреспондентом.
Ведущий 2:
Одним из самых популярных его произведений стала поэма «Василий Теркин. Книга про бойца». Главы этой поэмы создавались в землянках, деревенских избах, печатались на страницах фронтовых газет и немедленно поступали к своему главному читателю – солдату войны. 22

Ведущий 1:
«Василий Теркин. Книга про бойца» была энциклопедией народной жизни за четыре военных года, главы из нее печатались и перепечатывались во фронтовых газетах. И если «Священная война» Лебедева – кумача явилась «главной песней» тех лет, то «Василий Теркин» Твардовского был главной «Книгой фронта, окопа».
Отрывок из поэмы «Василий Теркин» - «Переправа, переправа…»

Ведущий 1:
Поэма «Василий Теркин» имела большой успех. Главный герой поэмы – солдат, обычный русский парень. Мужественный, отважный в бою, Теркин в перерывах между боями – весельчак и балагур. Он мечтает побывать в родном селе, блеснуть военной выправкой и похвастаться перед девчонками полученными наградами…
Отрывок из поэмы «Василий Теркин» - «Нет, ребята, я не гордый, не

заглядывая вдаль…»

Ведущий 2:
Война легла тяжким бременем и на детей. Она лишила их счастливого детства. Дети тоже становились бойцами: ходили в разведку и часто сражались наравне со взрослыми. Об этом тоже пишет Александр Твардовский в стихотворении «Рассказ танкиста».
Стихотворение «Был трудный бой, все нынче, как спросонку…»

Ведущий 1:
Твардовский рассказывает нам о судьбе осиротевших детей военного времени в стихотворении «В пилотке мальчик босоногий…», написанном в 1943 году.
Стихотворение «В пилотке мальчик босоногий…»

Преподаватель:
Есть у Твардовского и стихи, посвященные тому, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города Бранденбурга.
Стихотворение : «первый день мира. Душистая, густая тишина…»

Ведущий 1 (Дима
): Стихотворение «Я убит подо Ржевом» – это память по всем не пришедшим с полей и боев этой страшной войны, это напоминание о том, что о них нужно помнить, а их подвиг чтить.
Стихотворение «Я убит под Ржевом» (отрывок)

Преподаватель:
Великая Отечественная война коснулась не только тех, кто воевал, но и тех, кто родился во время войны и после нее. В России нет семьи, где бы не потеряли дедушку, отца, мужа, брата, сестру, мать. Нельзя забывать о том, какой ценой завоевано счастье. 23
Много лет прошло с тех пор, как война закончилась. Земля залечила свои раны. Но память о минувшем никогда не покинет сердца людей. Об этом говорит А. Т. Твардовский в поэме «Дом у дороги».
Отрывок из поэмы «Дом у дороги» - стихотворение «Прошла война…»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
СТРАНИЦА 10 – ДАВИД САМОЙЛОВ

Ведущий 2:
В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка, складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе.
Преподаватель:
«Я прошел по той войне, а она прошла по мне», - говорил поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов.
Ведущий 1:
Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком. О своей военной юности Давид Самойлов рассказывает в стихотворении «Сороковые…»
Стихотворение «Сороковые, роковые, военные и фронтовые…»

Ведущий 1:
Его поэзия только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты. Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу, и Победу встретил в Берлине.
Ведущий 2:
Возможно, вы задавали себе вопрос – как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами не становятся, поэтами рождаются…. Звучит стихотворение на фоне звуков выстрелов и взрывов.
ПОЭТЫ, НЕ ВЕРНУВШИЕСЯ С ФРОНТА.

СТАРИНИЦА 11 – МУСА ДЖАЛИЛЬ

Ведущий 2:
Татарский поэт Муса Джалиль погиб в застенках Моабитской тюрьмы. На войну он попал после окончания командирских курсов. Работал военным корреспондентом, неоднокрастно был на передовой и принимал бой вместе со всеми.
Ведущий 1:
На Волховском фронте он был тяжело ранен и попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Моабит и в 1944 г. казнен. - Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я Отчизне, 24
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
Ведущий 2
: Посмертно присвоено звание героя Советского Союза. До нас дошла только одна тетрадь его стихов, написанных в застенках тюрьмы.
Стихотворение «Варварство»

Преподаватель:
А теперь более подробно о поэте.
Терпай Е
: Уже на второй день войны, 23 июня 1941 г. Муса Джалиль, поэт и драматург, пришел в военкомат и заявил о своем желании идти добровольцем на фронт. Через год его письма с фронта перестали приходить домой. «Долго я ждала его, - вспоминала вдова поэта Амина Джалиль, - и вот наконец пришло самое худшее известие: Джалиль без вести пропал. Многие годы я не знала ничего о его судьбе». Он был взят в плен и прошел через множество лагерей, тюрем, способных превратить человека в лагерную пыль. Он просил Родину простить его:
Прости меня, твоего рядового

Самую малую часть твою,

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Стихотворение: «Пташка»

Ведущий 2
: Первая весть о Мусе Джалиле пригла весной 1945 года, когда в Моабитской тюрьме нашли письмо поэта в Москву. Через год в Советский Союз попала первая тетрадь лагерных стихов Мусы Джалиля, которую передал один выживший военнопленный.
Ведущий 1
: А в 1947 году бельгиец – антифашист Андре Тиммерманс передал в советское посольство в Бельгии другой блокнот стихов своего бывшего соседа по камере в Моабитской тюрьме.
Ведущий 2:
Муса Джалиль словно воскрес из небытия. Он заговорил с читателями на языке воина, не сложившего оружия в плену.
Стихотворение: «Сердце с последним дыханием жизни…» -

Ведущий 2 :
Его стихи были созданы в кошмарных условиях бараков, камер смерти, порой среди людей дрогнувших и растерянных. Его стихи не имели черновиков. Но как громко звучал его «Моабитский набат» с ярко выраженным призывом разорвать «колючие оковы лагеря».
Стихотворение: «Палачу»

Ведущий 2:
Эта героическая тема нашла свое отражение в памятнике поэту, в Казани – в фигуре бойца, рвущего проволоку, символизирующую путы плена и страха. Он готовил восстание узников, устанавливал связи с польскими партизанами, срывал планы гитлеровцев. 25

Ведущий 1:
В 1956 г. Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. Его часто ставят в один ряд с чехом Юлиусом Фучиком, автором «Репортажа с петлей на шее». Бессмертен подвиг тех, кто бросил вызов фашизму и его бесчеловечной философии «сверхлюдей».
Преподаватель:
Человеколюбивая поэзия Джалиля – это обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. «моабитские тетради» - это удивительный литературный памятник нашей эпохи.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА – БУХЕНВАЛЬСКИЙ НАБАТ

СТРАНИЦА 12 – ПАВЕЛ КОГАН

Ведущий 1: Известны слова Павла Когана о патриотизме. Прочитает

Исаков Роман

Исаков Р:
Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать!
Преподаватель:
Расскажите, что вы знаете о Павле Когане.
Обучающийся:
«Я очень прошу вас взять меня в ряды действующей Красной Армии. Дайте мне любую работу, любое задание, я приложу все силы, чтобы оправдать доверие». Такие заявления писали молодые патриоты, среди которых был поэт Павел Коган. Он родился в Киеве в 1918 году. Окончил школу, поступил в институт. Он был человек страстный. Так же горячо, как и к стихам, относился к людям.
Обучающийся:
Попасть в действующую армию ему удается не сразу. А лишь после долгих хлопот, так как по состоянию здоровья он был непригоден к воинской службе. Наконец он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые, он едет на фронт. Поэт – романтик, он пишет еще до войны стихотворение «Бригантина», ставшее любимой песней молодежи. В мае 1942 года Павел Коган писал: «… я очень люблю жизнь… Но если бы мне пришлось умереть, я бы умер как надо».
Ведущий 2:
Поэт Павел Давыдович Коган погиб в самом начале войны, 23 сентября, в 1942 году, в тяжелейших боях под Новороссийском. Погиб как герой. Возглавлял поиск разведчиков. Стихи, которые оставил нам поэт, живы до сих пор. 26

Стихотворение: «Есть в наших днях такая точность…»

Стихотворение: «И пусть я покажусь им узким…»

Преподаватель:
погибли такие молодые поэты, как Михаил Кульчицкий , Николай Майоров.
Михаил Валентинович Кульчицкий
погиб в боях под Сталинградом в январе 1943 года в возрасте 24 лет. Его строки: - А просто – трудная работа, Когда – черна от пота, Вверх – скользит по пахоте пехота.
Николай Петрович Майоров
погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине в возрасте 23 лет. Его строки: - Пусть помнят те, которых мы не знаем: Нам страх и подлость были не к лицу. Мы пили жизнь до дна И умирали За эту жизнь. Не кланяясь свинцу.
Иосиф Петрович Уткин
, военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944 г. в возрасте 41 года Его строки: - На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет.
Преподаватель:
А сколько еще таких поэтов, не вернувшихся с фронта… Известны имена более 100 поэтов, не вернувшихся с войны. Это: Всеволод Лобода, Борис Богатков, Михаил Кульчицкий, Арон Копштейн, Джек Алтуазен, Николай Отрада, Павел Коган, Евгений Бороницкий, Иосиф Уткин, Варвара Наумова, Елена Ширман, Муса Джалиль, Всеволод Багрицкий, 27
Василий Кубанев, владислав Занадворов, Леонид Шершер, георгий Суворов, Борис Костров и многие другие…
Преподаватель:
Освободительная война – это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа – бескорыстия, самоотверженности, героизма. Через жестокие испытания эти поэты пронесли гуманизм и справедливость, непоколебимую веру в правильность пройденного короткого пути.
СТРАНИЦА 13 – ИСАКОВСКИЙ

Ведущий 1:
Истинным шедевром лирики военных лет остается и сейчас эпическое стихотворение Исаковского «Враги сожгли родную хату…»
Стихотворение «Враги сожгли родную хату…»

Ведущий 2 :
Как много сказал Исаковский о тех тяготах, которые легли на плечи русских женщин….
Стихотворение : «Да разве об этом расскажешь…» -

ВЫВОДЫ:

Учитель:
Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. Ее основные свойства: - оперативность, - эмоциональность, - доходчивость, - патриотические чувства, - глубоко личные переживания.
Клятва Ахматовой была выполнена:
- Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!..
БЕСЕДА: Преподаватель:
1) Почему прозвучавшие стихотворения оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Обучающиеся:
(1. Наверное, поэзия оказалась необходима людям потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. 2. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. 3. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.) 28
2) В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
Обучающиеся:
(война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.) Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны, заключенную в словах: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». 3) А что же отличалопоэзию периода ВОВ?
Обучающиеся:
(предельная искренность. Неприкрашенная правда). 4) А кто, по- вашему, главный герой рпоэзии, опаленной войной?
Обучающиеся: (
Это и русские воины – освободители, и простые труженики тыла, это и дети, это все, кто боролся с врагом!) Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА – МАЙСКИЙ ВАЛЬС

Ведущий 1 :
Долгожданная победа. Русский солдат – победитель. Слава ему.
(Сценка. Девушка Встречает солдата и дарит ему цветы, затем они

танцуют вальс под песню.)

СТРАНИЦА 14 – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Ведущий 1
: Благодарная память о погибших в этой войне – вечна. Она будет жить во всех поколениях, будет передаваться от отца к сыну, от сына к своему сыну. Шрамы войны не затянет время. Этой памяти – памяти, которая живет в нас, посвятил свое стихотворение советский поэт Степан Петрович Щипачев
Стихотворение: «Весь под ногами шар земной. Живу, Дышу. Пою…»

Ведущий 2:
Нельзя забыть те бедствия, то горе, которое принесла нашему народу война. Мы знаем, какой ценой далась нам Победа. Люди всех поколений будут помнить тех, кто отдал жизни, защищая нашу Родину от полчища фашистов. Светлой памяти погибших в этой войне посвящен отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Ивановича Рождественского.
Преподаватель:
Вам, молодым, нужно помнить о них, читать о ней и уважать героев, уважать их подвиги, уважать ветеранов, которые боролись не щадя своей жизни, ради светлого будущего, ради счастья на земле, ради нас.
Стихотворение: «Помните! Через века, через года, - помните!..»

Почтим память наших героев минутой молчания!

Заключительное слово учителя.
29

Преподаватель
: Сегодня на уроках мы кратко познакомились с жизнью и творчеством поэтов времен Великой Отечественной войны. И каждый из нас, наверняка, для себя сделал какие – то выводы. Как видите, поэты писали на разные темы. Было написано множество стихов, сложено множество песен, были написаны они известными и малоизвестными поэтами и просто солдатами. Вывод: Каждый поэт, как гражданин, как воин – сделал огромный вклад в дело Победы, вдохновляя своими стихами и своим творчеством в бою солдат, в тылу – тружеников. Они дарили всем веру в свои силы, в Победу.
Итоги урока:

1.
Какой теме, каким событиям посвящен наш урок литературы?
2.
Назовите имена поэтов, к творчеству которых мы сегодня прикоснулись. 3. Каковы же были задачи искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны? (помогать своим словом ковать волю народа к победе, давать силы перенести суровые испытания, помогать людям жить)
Заканчивая урок,
хочу сказать, что сегодня – это пора тревожных раздумий о судьбах мира и самой жизни на планете, над которой нависла угроза гражданский войн, различных революций, вооруженных конфликтов в условиях все усиливающейся глобализации.
РЕФЛЕКСИЯ
1. Над чем вас заставил задуматься сегодняшний урок? 2. Что нового для себя вы узнали на уроке? 3. Какое впечатление осталось у вас от урока? 4. Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?
Д/з
- отзыв об уроке, Анализ стихотворения, Вариант книги – эскиз. Написать мини – сочинение на тему «Какие чувства у меня вызывает лирика военных лет?» Заполнение таблицы: Автор //название стихотворения// Основная мысль и тема стихотворения
Выставление отметок.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА песня «День Победы»
СПАСИБО ВСЕМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ И ВНИМАНИЕ! 30
Составление СИНКВЕЙНА по теме. Например: Война – страшная, разрушительная – убивает, разрушает – смерть. Победа – долгожданная, радостная- возвращаться домой, встречаться с любимыми - май
Заключение
Данная методическая разработка может быть использована в работе не только преподавателя литературы на конкретном уроке по теме, но и во внеклассной работе любого преподавателя, классного руководителя, а также при подготовке мероприятия, посвященного Дню Победы. Поэзия периода Великой Отечественной войны представлена произведениями таких известных поэтов, как К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский, С. Наровчатов, М. Джалиль, А. Исаковский, Б. Окуджава, А. Ахматова, Ю. Друнина, О. Берггольц и малоизвестными поэтами: П. Коган, В. Кульчицкий, Н. Майоров, И. Уткин. Все они жили и писали в военные 31
годы. Рассматриваемые факты их биографий помогают глубже проникнуть в смысл строк , увидеть реальную картину и почувствовать ту эпоху.
Библиографический список
1. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература, 11 класс (2 часть), Москва: «Русское слово», 2010. 2. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература (хрестоматия), 11 класс (2 часть), Москва: «Русское слово», 2011. 3. Русская литература ХХ века/под ред. Ю. И. Лыссого, Москва: «Мнемозина», 2004. 4. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века, Москва: «Вако», 2013. 32


33