"Декоративно-прикладное искусство, как основа эстетического воспитания дошкольников".

Автор: Дейзенгер Татьяна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 205 "Центр развития ребенка - детский сад"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративно-прикладное искусство, как основа эстетического воспитания дошкольников".
Дата публикации: 16.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Декоративно-прикладное искусство,

как основа эстетического воспитания дошкольников.

Decorative arts,

as the basis of aesthetic education of preschool children.
Аннотация: эстетическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Знакомство с народными промыслами воспитывает эстетический вкус, чувство прекрасного, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Abstract: aesthetic education is an integral part of moral education. Familiarity with crafts cultivates the aesthetic taste, sense of beauty, has a profound ideological impact on children. Ключевые слова: дошкольники, эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство. Key words: preschool children, aesthetic education, arts and craftsю. «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства», - писал Василий Александрович Сухомлинский. Он же говорил, что: «Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе». Его слова актуальны и сегодня. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др. Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства
настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Мы живем во времена, когда образование претерпевает глобальные перемены – внедрение в практику Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). «ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования…», а также дополнительных программ, которые разрабатываются педагогами самостоятельно. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что: «…Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов…»; Согласно п.2.6. Федерального государственного образовательного стандарта : « …Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушенская, П.П.Блонский, Т.С. Шацкий, Ю.В.Максимов и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Авторы Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве». В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяют на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По своей сути это чуждо природе детской, натуре
растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно- прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому мы перед собой ставим цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. Работая по основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, нами разработана
дополнительная рабочая программа «Родничок» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей. Данная рабочая программа является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей русского народного творчества, историей своего народа, своей страны. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Работая по программе «Родничок», мы сформировали устойчивый интерес у детей к истории и культуре нашего народа. Дошкольники имеют представление о народных промыслах и умеют различать их. Дети имеют практические навыки и умения по работе с различными материалами. У детей развиты творческие способности: богатое воображение, нестандартное мышление, утонченное восприятие. Работа по эстетическому воспитанию предполагает участие родителей в данном процессе. Для этого в группе работает клуб для родителей «Собеседник», проводятся индивидуальные консультации по русской народной культуре, периодически происходит смена информации в папках-передвижках по декоративно-прикладному искусству, в соответствии с изучаемым материалом.
Литература:
1. Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Мосина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119-125.; 2. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 – 7 лет [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова // Теория и диагностика. Изд 2-е., перераб., доп..серия:
руководство практического психолога – Екатеринбург.: Академический проект, 2001. – 141 с.; 3. : // dohcolonoc; 4. Тихонова М.В. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст] М.В. Смирнова, Н.С. Смирнова СПб. Детство – Пресс, 2000 – 23 с.; 5. Чебан А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой [Текст] / А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова М: Сфера, 2012 – 128 с.; 6. freeref; 7. d10162.edu35 – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования; 8. sinncom›content/reforma/index5.htm – Национальная доктрина образования в Российской Федерации; 9. Ушкова Н. В. Размышление об эстетическом воспитании [Текст] / Н. В. Ушкова // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 392-394. 10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М.Коджаспирова , А.Ю.Коджаспиров // учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 176с. 11. Коджаспирова Г.М. Педагогика с схемах и таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г.М.Коджаспирова // учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений – М: Айрис – Пресс, 2008, 254 с.