"Нецензурные слова в начальной школе"

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект классного часа в 1 классе
Тема: "Нецензурные слова в начальной школе"
Дата публикации: 16.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект классного часа

в 1 классе по теме:
« Нецензурные слова в начальной школе ».
Урок разработан и проведён:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с углублѐнным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2016г.

Тема классного часа:
«Твори добро. Не отвечай на козни Стоящих за твоей спиной врагов. Пойми, мой друг, пока еще не поздно, Не отвечай потоком бранных слов…» (Шмидт Юрий)
Актуальность выбранной темы:
По данным статистики утрачиваются традиции семейного чтения : в 1970- е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня — только в 7%. Когда перестают читать взрослые, то дети не только перестают читать , они перестают слышать дома хорошую красивую литературную речь. И если в семье низкая речевая (и поведенческая) культура, то ребенок лишается возможности достойно овладеть родным языком. В современной семье родная речь де - факто становится все более примитивной; и как результат в детской речи появляются жаргонные и нецензурные слова. Младшие школьники, как правило, используют матерные слова в малых речевых жанрах (обзывательства, дразнилки, считалочки, поговорки). Истоки этого словесного запаса, естественно, следует искать в окружении детей, то есть в семье и компании сверстников. Низкий уровень словарного запаса и наличие в нем ненормативной лексики затрудняет обучение детей в школе и общение детей между собой, т.е. первоклассники обладают низкой мотивацией к обучению и общению при полном безразличии родителей, не считающих это проблемой. Нецензурные выражения довольно быстро становятся словами-паразитами. Учитывая невеликий словарный запас ребенка, матерные слова становятся прекрасным средством передачи мыслей и эмоций. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников 1 «В» класса, следует заметить, что дети не дополучают родительского внимания и конечно воспитания элементарным правилам общения и поведения. Данный урок направлен на раскрытие понятий «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» через примеры жизненных ситуаций, игровые моменты, практические упражнения тренинга и самооценку личного жизненного опыта.

Цель урока:
повысить речевую культуру учащихся.
Планируемые результаты:

Метапредметные УУД
: - регулятивные: развивать умение разрешать конфликтные ситуации. -коммуникативные:прививать взаимопонимание друг друга. -познавательные:формировать представление о нормах речевой культуры.
Личностные УУД:
- формировать представление у учащихся о влиянии мата на их здоровье;
Оборудование
: иллюстрации;карточки (раскраски / тест), презентация на интерактивной доске.

Ход классного часа:
I. Организационный момент. II. Объявление темы классного часа.(слайд №1) Чтение сказки Ш.Перро «Волшебница»(«Подарки феи»). Жила когда-то на свете вдова, и были у неѐ две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше. А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещѐ красавица, каких мало. Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла еѐ работать с утра до ночи, а кормила на кухне. Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды. (Слайд №2)Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться. — Пейте на здоровье, тѐтушка, — сказала добрая девушка. Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.
Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке: — Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про неѐ рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадѐт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай! (Слайд №3)Когда девушка пришла домой, мать стала бранить еѐ за то, что она замешкалась у источника. — Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.
Но едва только она проронила эти слова, как с губ еѐ упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза. — Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.) Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всѐм, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с еѐ уст. — Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться. — Ну вот ещѐ! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка. — А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на неѐ мать. — И сию же минуту, без разговоров!
(Слайд №4)Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме. Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.) — Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне всѐ равно. Пейте, если хотите… — Однако вы не очень-то любезны, — сказала спокойно фея. — Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвѐтся с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!
(Слайд №5) Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу: — Это ты, доченька? Ну как? — А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог. — Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всѐм виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.
(Слайд №6) Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу. Там и встретил еѐ молодой принц, сын короля этой страны. Возвращаясь с охоты, он нашѐл в чаще прекрасную девушку и, подивившись еѐ красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чѐм так горько плачет. — Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!.. Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю. Королевский сын влюбился в неѐ. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увѐз девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней. Ну, а старшая сестра с каждым днѐм становилась всѐ противнее и несноснее. В конце концов, даже собственная мать не выдержала и прогнала еѐ из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми. (Конец сказки) III. Работа по теме классного часа. – Сейчас попрошу вас взять карточки, на которых изображены две сестры, и попрошу вас отнестись к этим изображениям не как к детским раскраскам, а как к иллюстрациям, пока незаконченным,к последним двум абзацам сказки. Попробуйте цветом передать настроение каждого абзаца. (Дети работают.)
– С мотрим,наши иллюстрации. Какие яркие, красивые изображения младшй сестры и какая темень, какой мрак окружают старшую сестру. А виной всему те нехорошие слова, которые слетали с еегуб и которые настраивали девушкуна плохое обращение с людьми. Окружающие ее люди не захотели общаться с грубиянкой и оставили ее, ушли от нее. Но так бывает не только в сказках но и в жизни. Бесконечное употребление скверных, а еще хуже матерных , слов приводит к тому, что человека бросают все. Остается этот человек один на один с матерными словами, которые начинают губить его, отнимать у него здоровье и в результате приводят к ранней, преждевременной смерти. С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение, а скверные (НЕЦЕНЗУРНЫЕ, МАТЕРНЫЕ) слова приводят к гибели человека.Однако, большинство из вас не верит, что сквернословие вредит здоровью. А тем не менее это так. IV. Просмотр слайдов по теме «Влияние мата на здоровье». (Слайды № 7-11) В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Сейчас мы с вами видим, что слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. V. Работа с карточками (тестом). Выполнение теста по теме: «Непристойные слова в нашей речи». 1. Часто ли вы употребляете мат в своей речи?
А)
Да (или часто)-0б
, Б)
Нет (редко)-2б
, В)
Затрудняюсь ответить (или иногда)-1б
2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?
А)
Да -0б
, Б)
Нет -2б
, В)
Затрудняюсь ответить -1б 3. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
А)
Да -2б
, Б)
Нет -0б
, В)
Затрудняюсь ответить -1б 4. Споткнувшись или ударившись, какая фраза первым делом вылетит у вас из уст? А) Мат Б) Закричу «Ой,мама», заплачу. В) Промолчу
А)

, Б) 2б , В)
1б 5. В вашей семье часто присутствует нецензурная брань?
А)
Нет -2б
, Б)
Часто-0б
, В)
иногда -1б (анализ тестирования в приложении) VI. Итог урока(слайд №13) – Из теста видно, что почти весь класс совсемне употребляет мат в своей речии не считает нормой поведения употребление скверных слов. Эти ребята должны помочь, тем, кто иногда сквернословит, избавиться от вредной привычки. Будем стараться , чтобы в нашем классе звучали только прекрасные слова. Грамотная речь поможет не только в учебе, она поможет собрать вокруг себя интересных, умных друзей, найти любимое дело и окажется, что учиться – это очень интересно. «Чтобы не было в жизни ненужных бед. Надо думать, ребята, над каждым словом. Ибо слов невесомых на свете нет!»
Приложение №1

Анализ тестирования по теме: «Непристойные слова в нашей речи».
Весь класс отрицательно ответил на вопрос: «
Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
»
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Девочки Мальчики Класс
Ср. балл по тесту
Ср. балл