"Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС".

Автор: Стульнева Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС".
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях

реализации ФГОС.
На современном этапе развития общества происходят значительные преобразования, ориентированные на признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. В связи с этим в сфере образования происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека, его свободу. Усиление личностной ориентации образования обусловило необходимость более детального изучения категории «личностная свобода», являющиеся ориентиром для современной модели начального образования. Младший школьный возраст является наиболее значимым для развития личностной свободы и ответственности, так как именно в этом возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, нормы поведения. Обретение личностной свободы дает возможность младшему школьнику делать выбор в жизненных ситуациях, проявлять творчество в поиске новых путей и возможностей, принимать ответственность за свои действия и поступки. Коснемся понятия личности. В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности – «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство…» [ 1, с.23 ]. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах. Перейдем к понятию свобода.
В философии не существует единого определения категории «свобода». Начиная с эпохи античности и до настоящего времени, философы не нашли однозначного ответа на вопрос «Что есть свобода?». В марксистской философской литературе свобода понималась как соотношение свободы и необходимости в жизни больших масс людей, у Спинозы свобода – познанная необходимость. [ 2, с. 56 ] Обратимся ниже к определению сущности понятия «личностной свободы». Опираясь на исследования И. Канта, Г. Гегеля, Э. Фромма, В. Франкла, С.А. Левицкого, К. М. Никонова, В. В. Зайцева и др., мы определили личностную свободу как целостное личностное образование, сущность которого проявляется в следующих характеристиках: высокий уровень самостоятельного целеполагания; осознанная избирательность поведения; ответственность за принимаемые решения и предвидение последствий своих действий; самобытное дивергентное мышление; опыт межсубъектного взаимодействия и преодоления возникающих при этом социально-личностных противоречий. Для развития личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС следует использовать методики направленные на выявление и развитие таких качеств личности ребенка как: сотрудничества, способность самостоятельного выбора, целепологания, уверенность в своих силах и т.д.. Например можно воспользоваться методиками «Сила воли», «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже, «Рукавичка» Г.А. Цукерман. Таким образом, учитывая все выше сказанное, делаем вывод, что развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой частью учебного процесса
.


Список литературы
1. Ляшко, Т.В. , Синицыны Е.И. Через игру-к творчеству./ Т.В. Ляшко. - Обнинск: «Интерколледж», 1994. 78 с. 2. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2 т. Т.1 / Б. Спиноза. – М.: Госполитиздат, 1957. – С. 389.