"Хорошие и плохие поступки"

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект классного часа в 1 классе
Тема: "Хорошие и плохие поступки"
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект классного часа

в 1 классе по теме:
« Хорошие и плохие поступки ».
Урок разработан и проведён:
Максимовой Анной Владимировной,
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №235 им. Д.Д. Шостаковича, с углублѐнным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2016г.

Подготовка к классному часу:
- чтение книги Пристли «Сноггл» и обсуждение спектакля « Зеленая кровь» по мотивам этой книги; Гарин- Михайловский « Детство Темы», глава 9 «Ябеда».
Цель:
формирование нравственных качеств детей, разборпонятий - «хорошо» - это добро , отсюда : хорошие добрые поступки –это нравственные поступки - «плохо» - это зло отсюда: плохие, злые поступки – это безнравственные поступки
.п
римере жизненных ситуаций.
Задачи:
 расширить знания детей о добре и зле.  ввести понятие об уважительном отношении к старшим и друг к другу.  познакомить детей с понятием «ябеда», «жалобщик», «доносчик».  учить детей анализировать свои поступки, действия. Совместно с детьми найти путь решения данной проблемы. ( Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика поступков литературного героя и учеников класса»)  формировать первичные умения побеждать собственную зависть и бороться с желанием навредить другому человеку путѐм ябедничества.  формировать такие личностные качества как умение сопереживать, помогать другим, быть терпимым и дружелюбным. (Сноггл)  разбор безнравственных поступков: сквернословие и ябедничество (донос) на примере жизненных ситуаций.
Оборудование:
Презентация выполненная в программе PowerPoint, ноутбук. *Использованный материал подбирался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Ход урока:

I. Актуализация знаний: (слайд №1)
— Сегодня на классном часе мы разберем такие понятия как хорошо и плохо.
(слайд №2)
применительно к нашей классной жизни.Подготовиться к этому уроку нам помогли литературные произведения, которые мы прочитали и просмотр спектакля. — Скажите, пожалуйста, как называются прочитанные нами книги, и постарайтесь назвать авторов этих книг. (Гарин- Михайловский « Детство Темы», глава 9 « Ябеда», Пристли «Сноггл») — По повести Пристли «Сноггл», после чтения книги и просмотра спектакля, на уроке русского языка, по теме устная и письменная речь, вы написали свои первые сочинения, где показали свое отношение к героям, связали их поступки с их внешностью и речью.
(Слайды № 3-6)
— Из ваших сочинений понятно, что вам понравились дедушка, его внуки и внучка. Вы обратили внимание на их доброту, ум, находчивость, доброжелательность и уважение к окружающим, на умение понять других и помочь им, даже, если это не люди, а инопланетяне. Вам совсем не понравилась соседка, которая много шумит и злится, пытается помочь в поимке и уничтожении инопланетян. Кто еще не понравился вам и почему? (Майор совсем бы не понравился, если бы не любил собак. А инопланетян хотел убить из -за трусости: он очень их боялся.) — Давайте, сейчас мы объединим плохие качества ( как это сделали с положительными ). Какие плохие качества характеризуют героев, которые нам не понравились. (Злость, крикливость,трусость, недоброжелательность.) — Уточняем, подводим итог: «хорошо» – это, когда твои слова, твоя речь, твои поступки приятны окружающим, помогают, а не обижают и не уничтожают их.
«плохо” – там, где нет хороших качеств, (плохой) означает - лишенный положительных качеств. — Сейчас поговорим о Теме, главном герое книги Гарина – Михайловского « Детство Темы». Мы с вами прочитали только 9 главу. Кто скажет называние этой главы? (Ябеда) — Как же случилось, что Тема стал "ябедой"? Перескажите этот эпизод. — Тема попал в очень трудную, даже для взрослого человека, ситуациюКак вы думаете мог ли Тема по- другому выйти из этой ситуации, или у него не было выбора.? (Тема мог выбрать–выдать товарищей,сказав директору гимназии правду, кто подложил иголку, или промолчать и своим молчанием спасти их. Тема сказал правду, а потом очень жалел.) — А как вы думаете виноват ли Тема в том, что случилось? (Наверное, Тема поступил неправильно, он испугался директора и от страха он назвал фамилию ученика.) — Молодцы, вы правильно обратили внимание на то, что Тема не добровольно, а именно, под давлением взрослого человека назвал фамилию товарища. Кто поддержал Тему, когда он сильно переживал случившееся? (Мама) — Давайте еще раз прочитаем слова, которые сказала Теме мама. «Что делать? Если мы видим свои недостатки и если, замечая их, стараемся исправиться, то и ошибки наши уже являются источниками искупления… Когда будешь молиться, попроси у Бога, чтобы Он послал тебе твердости и крепкую волю в минуты страха и опасности». — Каквы думаете, ребята, для себя мы можем сделать какие-то полезные выводы? Ведь автор не просто так, не случайно посвятил целую главу поступку, который совершил Тема. Может быть слова мамы помогут не только Теме, а и нам сделать правильный вывод? (Если мы видим свои недостатки, признаем свои ошибки и исправляем их, поборов страх перед сильным, то такие же ошибки уже не повторятся..) — А как вы думаете, почему для классного часа я выбрала тему добра и зла, хороших и плохих поступков, а в эпиграфе к уроку звучит просьба при разговоре не отвечать, обидевшему вас бранными словами? В нашем классе все в порядке с ябедничеством и бранными словами? (Нет.В классе тоже есть ябеды и те, кто ругается нехорошими словами.)
— Давайте составим табличку, где сравним Тему и наших одноклассников
.(Слайд № 8)

Тёма

Ученик1

Ученик 2
1.Директор прибежал Сам пошѐл к учителю Сам пошѐл к завучу 2.Тѐму толкал, орал на него, пугал Ученику никто не угрожал Ученику никто не угрожал 3.Тѐма не подкладывал иголку на стул учителя вместе с товарищем. Смотрел фильмы с товарищами.... ______________ 4.Тѐма не наблюдал за товарищем, который подкладывал иглу Прежде, чем пожаловаться понаблюдал за товарищами Наблюдал за истерикой товарищей и придумывал причину выйти из класса 5. Не было время обдумать поступок Обдумал. Спланировал 1. придумал причину выйти из класса 2. прибежал в кабинет к завучу, Позвал его в класс посмотреть на плачущего мальчика. 3. зашел в класс не вместе с завучем, а чуть позже, чтобы никто не догадался о его поступке. 6. Тема переживал, перед товарищами чувствовал себя неловко. Ему было стыдно за свой поступок. Согласился, что поступил плохо. Сказал, что такое больше не повториться. Извинился перед товарищами. Активно участвовал в обсуждении поступка Темы, говорил, что Тема ябеда и предатель. В своем поступке не признался. Сделал вид, что его это не касается. — Итакглядя на таблицу, скажите наши одноклассники, которые любят поябедничать, похожи на Тему или не похожи? (Не похожи совсем. К Теме директор прибежал сам, вытащил из класса, закрыл в кабинете, тряс Тему и орал. Тема испугался и выдал товарища. Тема не подкладывал иголку на стул учителя вместе с товарищем. Тема не наблюдал за товарищем, когда тот подкладывал иголку .) — Можно ли осуждать человека
,
совершившего плохой поступок? ( Нет. Теме можно посочувствовать, от испуга каждый может совершить ошибку. А поступок Темы больше похож на ошибку, чем на сознательное ябедничество.) — Можно ли оправдать ябедничество?. (Подложить иголку на стул учителю – хулиганский поступок, если ты это увидел и не успел сказать товарищу, что это плохо, тоучителя надо бы
предупредить, даже, если учитель тебе не нравится, опять же если успеешь. А, если произошло все так, как произошло в гимназии, можно и назвать его имя, чтобы не натворил еще чего похуже. Но гимназисты – дворяне. Кодекс чести не позволяет выдать товарища. Поэтому ябедничество в гимназии ничем не оправдывается. Даже директор, который не отличился хорошими манерами, после названной фамилии, посмотрел на Тему с презрением .) — С Темой все понятно. А можно ли осуждать наших героев – одноклассников7 (Оба поступка противные. У обоих нет силы и смелости открыто постоять за себя. За Темой бегал директор, а второй ученик сам побежал за завучем. Очень много плохого в их поступках, но осуждать их мы не можем, потому что не можем понять и объяснить их поступки. Сами они тоже ничего не могут объяснить.)
II. Работа по теме:
1.Работа с анкетой.
(Слайд №9)
У.- Итак,
с качеством поступков разобрались
. Теперь можно поработать с анкетой. Внимательно прочитайте названия поступков и стрелочкой соедините поступок с правильной группой.(верный ответ 1 балл, неверный-0 баллов, подсчѐт верных ответов из 17.)
(ответы слайд 10)
III. Итог урока:
Поступки наших товарищей очень нехорошие, и если мальчики это поймут, то больше в их жизни таких поступков не будет.
ПЛОХИЕ

ХОРОШИЕ
Обидел друга Защитил слабого Поссорился с мамой Проведал больного друга Ударил котенка Помог младшей сестре, другу маме. Порвал книгу Помог перейти дорогу старушке Разрушил птичье гнездо Смастерил кормушку Нарисовал на парте Помог решить задачу Бегал по школе Не выполнил домашнее задание Дал списать Ругался матом Ябедничал на товарищей