"Программа для первого класса"

Автор: Ермолова Венера Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Тульская область г. Новомосковск
Наименование материала: Программы для подготовительного отделения художественных школ,школьных художественных студий
Тема: "Программа для первого класса"
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пояснительная записка. Программа составлена для учащихся подготовительного отделения художественной школы. Срок реализации программы – 1 год. Необходимость разработки по данному предмету была вызвана отсутствием типовых государственных программ по изучению изобразительного искусства на подготовительном отделении детских художественных школ с детьми 8 - 9 летнего возраста. Программа разработана с учётом требований Министерства образования и науки Российской федерации, Департаментом молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 года № 06 – 1844. Программа составлена с учётом приказа Департамента образования Тульской области за № 398 от 24. 2000г. «Об утверждении регионального компонента содержание общего образования» в образовательной области искусства и составлена с учётом приказа. Программа не только составлена с учётом традиций дошкольного образования, его фундаментальности, но и с учётом современных образований. Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком школьного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств – соотношение с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребёнка. Образование рассматривается как процесс прощения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа составлена с учётом специфики работы в художественной школе и имеет существенное различие с поставленными целями и задачами на основном отделении. Предлагаемая программа и разработанное к ней поурочное планирование охватывают широкий диапазон изобразительной деятельности: академической дисциплины.
Фольклор, современный дизайн, архитектуру, декоративно – прикладное искусство и беседы, что позволяет развивать различные формы мышления ребёнка (логическое и образное, абстрактное и ассоциативное), необходимое человеку в различных сферах деятельности: академической дисциплины, фольклор, современный дизайн, архитектуру, декоративно – прикладное искусство и беседы, что позволяет развивать различные формы мышления ребёнка (логическое и образное, абстрактное и ассоциативное), необходимые человеку в различных сферах деятельности. Система уроков, предлагаемая в данной программе, для 1 класса несёт в себе начальную информацию обучения, по цветоведению, рисунку, декоративно - прикладному искусству. Дизайну, архитектуре, композиции, знакомству со свойствами пластилина (пластилинографией). Программа составлена с учётом знаний возрастных возможностей и принятия информации учащимися 7 – 8 летнего возраста. Поэтому содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Программа не создаёт учебных нагрузок для школьников в связи с отсутствием домашних заданий, предполагая взамен широкое использование активных методов обучения. Программа содержит всё необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей. Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов: между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Программа использует активные методы обучения (игровое, проектное). Искусствоведческая викторина проводимая в конце года, обобщает результат и является основным критерием, который определяет результат усвоения учебного материала всего года. Программа реалистична с точки зрения использования учебно – методических и материально – технических средств. Кадровых возможностей школы. Программа включает необходимые разделы: пояснительную записку, тематическое содержание, цели и задачи, оборудование и материалы по каждому уроку, рассчитанное количество часов на выполнение каждого задания, ожидаемый результат обучения (проведение викторины), список литературы.
Содержание программы. Архитектура.  Познакомить детей с русской архитектурой, основных материалах этого вида искусства (объёмной и плоской). Архитектурой своего города.  Дать представление о том, что дома, в которых они живут (школа, цирк, магазины, кинотеатр) – это архитектурные сооружения.  Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.  Вызвать у детей желание рассматривать здание, выделять их части, называть их положение форму.  Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощерять самостоятельное выделение, частей здания особенности.  Поощерять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях, реальные и сказочные строения. Рисунок.  Знакомство с простыми карандашами, историей их возникновения.  Развивать умения изображать линией на плоскости.  Знакомство с разнообразной штриховкой, с художниками - графиками.  Учить выполнять графические композиции линиями, пятнами, штрихами, точками.  Расширять представления о многообразии художественных материалов, их выразительных особенностях.  Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.  Учить учащихся элементарному изображению человека на основе применения разных геометрических форм.  Дать понятие о мимике, элементарном построении головы
Живопись.  Знакомство с учебным предметом изобразительное искусство (живописными материалами, правилами работы)  Знакомство с цветовым кругом, формирование умения различать и называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы.  Знакомство с акварельными красками, их свойствами. Знакомство с цветовой таблицей. Основными и дополнительными цветами.  Различие работы акварельными красками на примере их применения в орнаменте. Приёмы работы кистью при выполнении разных задач.  Ознакомить с одним из жанров живописи - пейзажем. Обучить работе новой технике по сырому, приёму работы «набрызга кистью».  Знакомство с жанром натюрморта и отображение его в художественных произведениях известных мастеров. Живописная манера выполнения. Развивать умения создавать натюрморты по настроению.  Расширять представления о многообразии художественных приёмов работы акварельными красками (рисование цветов, плодов, овощей). Декоративно – прикладное искусство. Знакомство с декоративно – прикладным искусством на примере изучения орнамента. Применения техники аппликации при выполнении различных орнаментов. Знакомство с новыми понятиями, такими как силуэт, локальный цвет, орнамент, ритм симметрия. Знакомство с тиражной графикой, декоративной переработкой форм. Знакомство с историей русских народных костюмов. Как ветви в декоративно – прикладном искусстве (дизайн) Орнамент в русской народной вышивке. Выбор цвета в сочетании изделия цветов при выполнении задания (символика цвета).
Изготовление кукол (развитие навыков в декоративно – творческом конструировании). Предметы быта в росписях различных мастеров. Знакомство с декоративной росписью и её разновидностью. Знакомство с различными техниками в декоративно – прикладном искусстве. Композиция.  Ознакомить детей с жанром композиции, её разновидностями. Учить учащихся работать над композицией применяя опорные знаки – символы.  Развивать умения выделять характерные признаки персонажа, умению отбирать детали  Развивать умения изображать характер лица ограниченными изобразительными возможностями ( чёрная бумага – белый фон или тёмный фон – светлая бумага).  Совершенствовать знания композиции. Одежда и её роль при изображении героя или героев.  Развивать способность ребят логически мыслить, использовать в речи выразительные средства. Умению создавать сюжет, выделяя при этом главного героя или героев.  Формировать творческую фантазию у учащихся, способность к анализу и синтезу. Скульптура:  Познакомить с понятием скульптуры, как одной из жанров изобразительного искусства.  Способами приёмами лепки.  Развивать умения работать тремя способами, применяемыми в лепке, конструктивным, пластическим, комбинированным. Развивать умения владеть приёмами лепки (деления куска на части, изготовления формы при соединении частей)
Программа подготовительного отделения МОУ ДОД НДХШ Изобразительное искусство – 1 класс.


Тема урока

Цели и задачи

Оборудование и

материалы

Кол

/Ча

с
1.
«По секрету всему

свету»

Цель урока: выполнить

рисунок по желанию с целью

выявления знаний и умений, а

так же владением

различными материалами.

Задача урока:

Познавательная: Ознакомить

учащихся с учебным

предметом

«Изобразительное

искусство»; с правилами

работы на уроке и

материалами; видами

художественной

деятельности.

Развивающая: Развитие у

детей изобразительных

способностей

художественного вкуса,

творческого воображения,

пространственного

мышления, эстетического

чувства (понимания

прекрасного); воспитание

интереса и любви к

искусству; умения работать

различными материалами.

Воспитательная:

Воспитывать у ребят любовь

к искусству; через

демонстрацию видов

художественной

деятельности
.
Оборудование

:

Для учителя: работы

учащихся в разной технике

выполнения по разным

видам искусства,

иллюстрации с

различными

изображениями, ткань с

узорами, обои,

керамические изделия,

шкатулки, открытки и

др.

Для учащихся: акварель,

гуашь, цветные

карандаши, кисти,

пластилин, цветная

бумага, клей, ножницы,

бумага акварельная,

бумага для рисунка.
3 2.
«Путешествие в

страну акварельных

красок»

Цель урока: выполнить

работу «Цветовой ковёр» при

помощи нетрадиционной

техники (рисование пальцами)

Оборудование:

Для учителя: «Игра угадай

цвет», таблица с

цветовым кругом.
3

с целью овладения цветовой

палитрой и правильным

размещением цветов на

листе бумаги (азы

композиции)

Задача урока:

Познавательная:

Познакомить учащихся с

нетрадиционной техникой

рисования. Формировать

умения различать и называть

цвета, подбирать сходные по

цвету предметы,

познакомить с цветовым

кругом.

Развивающая: Развитие

интереса к цвету, к краскам,

развитие мелкой моторики

рук, развитие

наблюдательности внимания,

развитие чувства

композиции.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

изобразительному искусству

через нетрадиционные формы

обучения.

Для учащихся: гуашь,

альбом.
3.
«Чудеса акварельки
»
Цель урока: выполнить

цветовую таблицу. Пописать

под каждым выполненным

кружочком название краски.

Выполнить упражнения на

применение основных и

дополнительных цветов.

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с акварельными красками их

свойствами (прозрачность,

текучесть)

Развивающая: развивать

умения применять в работе

знания , полученные в

результате изученной темы

(свойство красок), владения

кистью.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к

Оборудование:

Для учителя

:

таблицы по

цветоведению, шаблоны

ваз и цветов.

Для учащихся:

акварельные краски,

кисточка, баночка с водой
3

предмету изобразительное

искусство.
4
«Акварелька и

орнамент»

Цель урока: Выполнить

орнамент с применением

нового приёма работы следом

кисти.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство с

акварельными красками на

примере их применения в

орнаменте.

Развивающая: развивать

умения работать

акварельными красками при

выполнении различных задач.

Развивать умения работать

линейкой при построении

орнамента.

Закрепит умения работать

кистью.

Воспитательная:

Воспитывать любовь и знания

предмета изобразительное

искусство.

Оборудование:

Для учителя: таблицы с

разным расположением

кисти при выполнении

данной работы, таблица с

выполненным заданием,

лист для показа

поэтапной работы,

кисти, акварельные

краски.

Для учащихся: листы для

акварели, акварельные

краски, кисти, баночка с

водой.
3 5
«Орнамент и

аппликация
»
Цель урока: Выполнить из

цветной бумаги орнаменты

состоящие из простых форм,

но уже используя две – три

краски, гармонично

сочетающиеся друг с другом.

Задача урока:

Познавательная:

Познакомить учащихся с

понятиями ритма,

симметрией, силуэтом,

орнаментом, аппликацией.

Закрепить знания об

орнаментах. Ознакомить с

основными признаками

аппликации.

Развивающая: Развивать

умения работать с бумагой,

Оборудование:

Для учителя: таблица с

видами орнаментов,

таблицы с изображением

ритма, симметрии,

силуэта.

Для учащихся клей ПВА,

ножницы, кисть для клея,

коробка для образцов,

цветная бумага, листы

для рисования, простой

карандаш ТМ, тряпочки,

влажные для протирания

рук от клейстера, сухие –

для придавливания

наклеиваемых

изображений и снятия

лишнего клея.
3

выбирать тему, сюжет, узор

в аппликации, аккуратно

вырезать детали

изображения, раскладывать

детали на фоне.

Воспитательная:

воспитывать любовь и

уважения к мастерам

народного искусства.
6
«Рассвет и закат»

Цель урока: Символически

передать настроение цвета в

изображении осенней природы

в технике пластилинографии.

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с жанром пейзажа. Техникой

пластилинографии.

Развивающая :Развивать

умения работать с

пластилином, стекой

Воспитательная:

Воспитывать любовь к

природе и к художественному

творчеству на примере

анализа картин художников

пейзажистов.

Оборудование:

Для учителя: Репродукции

картин, ярко

выражающие время суток

в данном случае

«Рассвет», «Закат».

И.В.Айвазовский

«Девятый вал», А.

Полющенко «Зимним

вечером», И. Шилова

«Вечер в деревне», С.

Чуйкова «Утро».

(Региональный компонент

знакомство с

творчеством художника

г. Новомосковска

Пингачёвым Н.И. «Утро»,

«Сосны»)
3 7.
« Краски осени или

акварельные чудеса»

Цель урока: Выполнить

творческую работу «Краски

осени или акварельные чудеса»

используя технику набрызга и

по сырому, на полученном

фоне нарисовать осеннюю

природу используя для этого

краску одного цвета.

Шаблоны деревьев разной

формы и величины.

Задача урока:

Познавательная: Продолжить

знакомство с жанром

живописи - пейзажем.

Познакомить учащихся с

новой техникой набрызга и

работы по сырому.

Развивающая: Развивать

умения работать в технике

Оборудование:

Для учителя: таблицы по

цветоведению, шаблоны

деревьев различной

формы и величины.

Репродукции художников с

изображением осенней

природы (и.Левитан

«Осенний день»

Сокольники.)

Для учащихся:
3

по сырому мазками,

набрызгом. Умения

изображать деревья при

помощи шаблонов, умению

анализа их формы и строения,

называть отличительные

особенности деревьев при их

изображение, красиво

размещать изображённые

объекты на листе бумаги.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к

природе и творчеству

художников пейзажистов на

примере знакомства с их

картинами.

акварельные краски,

расчёска, зубная щётка

или щетинистая кисть,

гуашь, кисти.

Зрительный ряд:

И.Шишкин «Осень»;

«Золотая осень»; В.

Поленов «Осень в

Абрамцеве», «Золотая

Осень»

Музыкальный ряд:

«Времена года», А.

Вивальди «Времена года».
8
«Как пришла

скульптура к нам»

Цель урока:

Используя конструктивный

способ вылепить грибы,

относящиеся к первой группе,

пластическим способом

вылепить грибы,

относящиеся ко второй

группе (лисички, грузди и т.д.)

Задача урока:

Познавательная:

Познакомить учащихся с

народным праздником

«Листопадник». Жанром

изобразительного искусства

скульптурой. Способами и

приёмами лепки.

Развивающая: Развивать

умения работать тремя

способами применяемыми в

лепке, конструктивным,

пластическим,

комбинированным. Развивать

умения владеть приёмами

лепки (деление куска на части,

изготовление формы, при

соединении частей).

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

знаниям народных традиций.

Оборудование и

материалы:

Для учителя:

технологические карты,

образцы.

Для учащихся: пластилин

(не менее четырёх

брусков. Желательно

одного цвета), подкладка

– кусок линолеума

размером 15Х20,

пластмассовые стеки

разной формы, штампы:

трубочки, гвозди, тряпка

для рук.
3
9
«Что такое белый,

серый, чёрный цвет

или тайна

ахроматических

цветов»

Цель урока: Выполнить

упражнения на закрепление

глухих и звонких цветов.

Выполнить пейзаж

настроение используя

ахроматические цвета.

Закрепить палитру

ахроматических цветов.

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с выразительными

возможностями цвета –

ахроматические цвета.

Развивающая: Развитие

чувства композиции. Умения

определять оттенки одного

цвета, развитие

наблюдательности и

внимания, зрительных

представлений и впечатлений

от натуры, зрительной

памяти, воображения.

Воспитательная: Воспитание

эстетического отношения к

действительности и

искусству, трудолюбия

усидчивости, чувства

товарищества и

взаимопомощи.

Оборудование:

Для учителя: таблицы по

цветоведению; близкие

репродукции картин по

цели задачи (грозовое

небо, морозное утро, или

раннее утро весной,

ненастный вечер)

Для учащихся: альбом,

краски, белая и чёрная

гуашь, кисти разного

размера, баночка.
3 10 -1 1
Образ зимы в

изобразительном

искусстве»

Цель урока: №1 . Выполнить

применяя различную технику

образ снеговика и снежинки.

Задача урока:

Познавательная: Вызвать

интерес к зимней, в том числе

новогодней тематике.

Художественная литература

о природе.

Развивающая: Развивать

умения строить круговой узор

из центра, симметрично

располагая элементы на

круговых осях или наращивая

их по концентрическим

кругам, симметрично

располагать узор в

Оборудование:

Для учителя: разные

варианты работ,

новогодние открытки.

Для учащихся: цветная

бумага, клей ПВА,

ножницы, различные

материалы (вата,

палочки, фантики, бисер,

самоклеющаяся бумага),

акварельные краски,

бумага.
1

зависимости от формы листа

бумаги или объёмного

предмета. Использовать

разнообразные линии (прямые.

округлые), растительные

элементы. Умело

пользоваться кистью

(рисовать концом, всей

кистью, свободно двигая ей в

различных направлениях).

Учить создавать

выразительный образ

снеговика, по возможности

точно передавая форму и

пропорциональное

соотношение его частей.

Продолжить развивать

умения вырезать круг из

квадрата путём сложения

фигуры пополам и закругления

парных углов. Декоративно

оформлять созданный образ

(шапочки и шарфика в полоску

или в горошек)

Воспитательная:

воспитывать интерес к

народным традициям.

Народному календарю.

Цель урока №2 . Создать

композицию на основе

полученных знаний на

прошлом уроке и новых

приобретённых умений

(рисование и конструирование

новогодней ёлки).

Задача урока:

Познавательная: « От куда

пришла ёлочка».

Развивающая: Развивать

умения работать с

самоклеющейся плёнкой,

умения сочетать разные

изобразительные техники.

Передавать

пространственные

отношения. Учить

передавать

пространственные

отношения (под, над, слева,
2

справа, сбоку).

Воспитательная:

Воспитывать любовь и знания

народных традиций.
12
«Карандашные

истории»

Цель урока: «выткать

паутинку» используя

карандаши разно мягкости.

Возможны варианты «райская

птица, «утро на реке»

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с простыми карандашами,

историей их возникновения.

Развивающая: Развивать

умения изображать линией на

плоскости, будить

творческую фантазию.

Воспитательная: Прививать

любовь к изобразительному

искусству на примере

знакомства с художниками

графиками.

Оборудование:

Для учителя: таблица с

разнообразной

штриховкой, примерные

выполнения заданий,

работы, выполненные

простыми карандашами

Для учащихся: простые

карандаши, альбомы.
3 13
«Рисование

штрихом»

Цель урока: применяя штрихи

разного характера

выполнить упражнения №1

короткий и длинный штрих –

забор, трава маленькая и

большая. №2 штрих – зигзаг с

постепенным удлинением и

укорачиванием (изображение

сосулек) №3 штрих – от

центра (создание

художественного образа

цыплёнок, цветок)

Задача урока:

Познавательная:

Ознакомить учащихся с

разнообразными видами

штриховки, применением их в

рисунке при передачи

различной фактуры.

Развивающая: Развивать

технику рисования штрихом

разного характера, умение

передавать фактуру

Оборудование:

Для учителя: таблицы с

изображением

разнообразной

штриховки. Фотографии

животных, репродукции

графических произведений:

М. Мибурич «Зима», Г.

Верейский «В саду», И.

Билибин «Русский север»,

А. Дейнека «Девочка у

окна», А. Н. Толстого

«Русак».

Литературный ряд: М.

Пришвин «Рассказы о

природе», стихотворения,

загадки по теме.

Для учащихся: карандаши

разной мягкости, гелевая

ручка, фломастер чёрный,

тушь, перо.
3

предметов.

Воспитательная: Прививать

любовь к графическому

искусству, воспитывать

чувство прекрасного, любовь

ко всему живому.
11
«Вот ветер тучи

нагоняя…»

Цель урока: выполнить

графическую композицию

«Вот ветер тучи нагоняя…».

Изображение одним из

материалов сказочного леса.

Задача урока

Познавательная: Расширять

представления о

многообразии

художественных материалах,

их выразительных

особенностях. Формировать

умения и навыки владения

графическими материалами.

Закрепить понятия о

графических материалах, о

пятне и линии.

Совершенствовать знания о

композиционном решении

изображения.

Развивающая: Развивать

умения анализировать

авторские работы и работы

одноклассников. Объективно

оценивать их. Находить пути

решения допущенных ошибок.

Формировать творческую

фантазию учащихся.

Воспитательная: Учить

учащихся наблюдать природу,

анализировать отражение

изображения в произведениях

художников графиков,

воспитывать интерес к

народному творчеству через

мотивы народных примет

фольклорного произведения,

народного календаря.

Оборудование:

Для учителя: Р. Щедрин:

«Симфоническая музыка»,

П, Чайковский: «Времена

года», А. Б. Терещенко:

«История культуры

русского народа» Цветные

и графические

иллюстрации

изображения зимнего леса

с изображением

различного состояния

(покоя, ветреной погоды).

Книжный ряд: Художники

– графики Пётр Оссовский

живопись; графика Георгий

Верейский. Акварели,

рисунки; Пётр Митурич,

В.А. Фоворский в Киргизии.

Графические работы

В.Сурикова; живопись,

скульптура, графика.

Мастера советского

изобразительного

искусства (альбом) автор

составитель Сысоев Пётр

Матвеевич и д.р.

Для учащихся: Бумага,

чёрная гелевая ручка,

тушь чёрная, палочка,

уголь.
3
14
Кто оставил в сердце

след, ну конечно

силуэт»

Цель урока: По опорным

знакам символам составить

сказку с изображением

животных, которых можно

узнать по силуэту, выделив

композиционный центр.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство с

понятием силуэт.

Ознакомить с историей

создания театра кукол (одной

из разновидностей театра),

который существует с давних

времён у всех народов мира,

теневым театром.

Продолжить знакомство с

графическими материалами.

Развивающая: Развивать

умения выделять

характерные признаки

персонажа, умения отбирать

детали. Развивать умение

изображать характер лица с

ограниченными

возможностями ( Чёрная

бумага – белый фон, или

тёмный фон – светлая

бумага)

Воспитывающая:

Воспитывать любовь к одной

из разновидностей искусства

театру, через применение

сказочных образов в

изобразительном искусстве.

Оборудование:

Для учащихся: гуашь

(чёрная, , серая,

коричневая,),акварель

тушь, крупные и мелкие

кисти, фломастеры того

же цвета, что и силуэт

персонажа. Цветная

бумага чёрная, серая,

коричневая, клей ПВА,

ножницы, альбом или

листы.

Для учителя: образы

силуэтов сказочных

персонажей, животного и

растительного мира.

Зрительный ряд

графические работы,

репродукции работ

Ф.Толстого;; Е. С.

Кругликовой. Рисунки к

статье Н.В. Шатровой

«Теневой театра»;

Ажурная Графика Розы

Савиковой.
3 15
«Точка, точка,

запятая»

Цель урока: Применяя

геометрические фигуры

треугольник, круг, овал,

научиться рисовать человека

на основе

мультипликационных

фильмов.

Задача урока:

Познавательная:

Познакомить учащихся с

первоначальными сведениями

о строении человека на основе

Оборудование:

Для учителя: Схемы

изображения рисунков

человека имеющего в

строении круг, овал,

квадрат, треугольник.

Схема соблюдения

пропорций человека.

Для учащихся: Простые и

цветные карандаши.
3

мультипликационных

фильмов

Развивающая: Развивать

умения анализировать, какие

части тела напоминает

геометрические фигуры круг,

овал, квадрат, треугольник,

уметь на основе этого

рисовать человека, соблюдая

элементарные знания о

пропорциях.

Воспитательная:

воспитывать интерес и

любовь к портретному

жанру.
16
«Законы трёх

мастериц»

Цель урока: выполнить

аппликацию (пейзаж) таким

образом, чтобы ближние

предметы закрывали

стоящие за ними предметы.

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с мастерицей перспективой.

Законы мастерицы

«композиции». Законы

мастерицы «цветоведенки»

Развивающая: Развивать

представления об

окружающем мире

посредством познания

законов изобразительной

деятельности.

Воспитательная: Учить

видеть вокруг себя красоту

природы

Оборудование:

Для учителя: разработки

по перспективе,

композиции,

цветоведению.

Для учащихся: цветная

бумага, клей ПВА,

простые карандаши,

ластик, ножницы.
3 17
«Законы трёх

мастериц или в

гостях у

перспективы»

Цель урока: выполнить

различные упражнения: 1.

Нарисовать три холмика один

ближе, другой дальше,

третий самый дальний (на

всех растут деревья).

Нарисовать домик, дерево,

мальчика на разном уровне к

линии горизонта. Дорога

уходящая вдаль.

Задача урока:

Оборудование:

Для учителя: разработки

по перспективе.

Для учащихся: бумага,

карандаши, фломастеры.
3

Познавательная:

Дать элементарные понятия

о перспективе. Познакомить

учащихся с тремя законами:

предметы уменьшаются при

удалении в линейной

перспективе. Все предметы,

находящиеся ниже плоскости,

ниже горизонта, мы видим

сверху, все предметы

находящиеся выше линии

горизонта мы видим снизу.

Параллельные линии удаляясь

от нас, постепенно

сближаются и в конце концов

сходятся в одной точке.

Развивающая: Развивать у них

представление об

окружающем мире

посредством знания законов

изобразительной

деятельности.

Воспитательная: Углубление

эстетических знаний,

расширение художественной

культуры.
18
«Чем машины

хороши, расскажу вам

от души»

Цель урока: учить

анализировать формы

сложного объекта (техники)

до простейших форм, его

составляющих, и умению

рисовать.

Задача урока:

Познавательная: Ознакомить

с городским транспортом,

машинами. Дать понятие

такого научного термина как

бионика. Познакомить со

знаменитым заводом. На

котором производят машины

«ВАЗ»

Развивающая: Развивать у

детей фантазию навыки

рисования.

Воспитательная:

воспитывать гордость и

уважение к рабочим

Оборудование:

Для учителя:

методические таблицы о

транспорте, игрушки

модели ( по 1 – 20 на

каждой парте и в файлах

поэтапное рисование

машин.

Для учащихся: альбомы,

акварельные краски.
3

профессиям.
20 - 21
«О чём рассказала

улица»

Цель урока: Выполнить

композицию, используя знания

по рисованию машин, а также

правилам перспективы,

воздушной и линейной.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство с

правилами линейной и

воздушной перспективы на

основе составления

композиции «О чём рассказала

улица». Расширить знания о

транспорте на примере

знакомства с машинами,

используемыми в спорте.

Развивающая: Развивать

умения рисовать машины в

разных направлениях.

Развивать умения

составлять композицию по

опорным знакам символам

Воспитательная:

воспитывать гордость и

уважение к рабочим

профессиям

Оборудование:

Для учителя:

методические таблицы о

транспорте, игрушки,

модели ( по1 – 2) на

каждой парте и в файлах

рисование машин.

Зрительный ряд:

иллюстрации бионических

форм и транспорта,

репродукции из журналов.

Журналы и альбомы с

изображениями различной

техники. Примерные

композиции на тему

транспорта. Разработки

по изученным правилам

композиции, перспективы,

цвета.

Для учителя: альбомы,

акварельные краски.
3 22
«Загадка русского

орнамента»

Цель урока: выполнить

орнамент на основе русской

народной вышивке.

Задача урока:

Познавательная: Расширять

представление о применении

орнамента в

изобразительном искусстве.

Ознакомить учащихся с

русской народной вышивкой,

значении вышитых

орнаментов в русском

народном костюме. Выбор

цвета и в сочетании цветов в

выполнении изделия Павел

Флоренский – Небесные

знамения (размышления о

символике цветов)

Развивающие: Развивать у

Оборудование:

Для учителя:

нарисованные знаки –

символы с обозначением,

иллюстрации с

изображением русского

народного костюма,

таблицы с орнаментами.

Для учащихся:

акварельные краски,

альбомы.

Зрительный ряд:

репродукции картин

М.В.Васнецова «На пашне.

Весна», И. Билибин «Илья

Муромец освобождает

Забаву Путятишну»
6

учащихся усидчивость и

внимательность при

слушании нового материала.

Фиксации основных моментов

в тетради по

изобразительному искусству

(зарисовки, записи)

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

наследию прошлого через

интересные факты,

малоизвестные в русской

народной вышивке
23 -2 4
«Лента времени»

Цель урока: Выполнить

способом бумажного

конструирования деревенскую

избу, терем.

Задача урока:

Познавательная:

Познакомить с русской

архитектурой, основных

материалах этого вида

искусства (объёмной и

плоской). Ознакомить

учащихся с понятием

теремной архитектуры на

примере «Царского

теремного дворца». Дать

представление о том, что

дома, в которых они живут

(школа, цирк, магазины,

кинотеатр) – это

архитектурные сооружения

(архитектурой своего города)

Познакомить детей с тем,

что дома бывают разные по

форме, по высоте, по длине, с

разными количеством

этажей, подъездов и т. д.

Развивающая: Формировать

навыки конструирования из

бумаги и картона. Развивать

умения рассматривая здание,

выделять части, называть

местоположение и форму.

Поощерять стремление

детей изображать а в

Оборудование:

Для учителя: наглядные

пособия, макет

деревенской избы

Для учащихся:

тонированная бумага,

белая и цветная, картон,

фломастеры, гуашь,

ножницы, клей, веточки,

кисти, банка для воды,

палитра.

Зрительный ряд:

репродукции,

отображающие городской

пейзаж; репродукции

картин знаменитых

художников В.И.Суриков

«Утро стрелецкой казни»;

А.В.Лентулов «Собор

Василия Блаженного;

материалы по истории

родного города, села.
3

рисунках, аппликациях

сказочные строения.

Развивать умения владения

графическими материалами.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к

национальной культуре на

примере русского зодчества.
25
«Часы истории»

Цель урока: Выполнить

эскизы русских народных

костюмов (женский, воина,

князя – защитника)

Задача урока:

Познавательная: «Кто я? Что

было для меня»

Расширить представление об

истории русского народа.

Осознание многообразных

связей между нами и нашими

предками. О роли костюма в

таком предмете как

композиция.

Развивающая: Развивать

усидчивость и

внимательность при анализе

художественных

произведений, исторических

событий.

Учить анализировать

художественные

произведения, выделять

главное. Развивать умения

пользоваться сбором

материала при выполнении

исторических композиций.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

наследию прошлого через

игровые моменты «Часы

истории» в изобразительном

искусстве

Оборудование:

Для учителя: Часы

времени с нанесёнными на

них архитектурными

историческими

памятниками,

вырезанные фигурки в

костюмах того времени,

принадлежащим разным

народностям. Русские

народные костюмы,

принадлежащие разному

сословию.

Для учащихся:

акварельные краски,

альбомы.

Зрительный ряд:

репродукции картин

А.Васнецова «На пашне.

Весна», М.В. Васнецова

«Алёнушка», «Девушка с

телёнком», И.Билибин

«Илья Муромец

освобождает Забаву

Путятишну», В. А.Серова

«Девушка с персиками»
3 26
«Куклы Тульского

края»

Р.К. Цель урока: Выполнить

куклу на основе изученного

народного костюма и

знакомства с куклами

Тульского Края выполнить

Оборудование:

Для учителя: изделия

промыслов, нитки,

солома, стеки, грунтовка,

стеклянный флакон для
3

куклу. Варианты выполнения

разные : рогоз, нити, солома,

солёное тесто, вырезанки.

Задача урока:

Познавательная: Ознакомить

учащихся с возникновением

кукол в Тульской области

Значение кукол в Древней

Руси. Разнообразие их

выполнения.

Развивающая: Развивать у

детей творческое

изображение при

изготовлении кукол.

Развивать навыки в

декоративно - творческом

конструировании.

Воспитательная:

воспитывать любовь у детей

к истории России на основе

отношения детей к играм,

игрушкам.

основы, гуашь, кисти,

спичечные коробки,

методические таблицы,

современные игрушки из

пластмассы, резины, меха,

(интересных

выразительных форм и

декора)

Для учащихся: пластилин,

стеки, грунтовка

(водоэмульсионная краска

или мука + клей ПВА)

стеклянный флакон,

гуашь, кисти, дощечки

кусков ДВП (подставка),

солома, нитки, заготовки

из дерева ( брусочки из

сучков), шишки, бумага,

тампоны, ткань.
27 - 28
«По следам сказок»

Цель урока: выполнить

иллюстрацию к одной из

предложенных сказок с

учётом интересно

придуманного сюжета с

героем или героями

композиции. Подобрать

цветовое решение и выделить

красочно и ярко героя или

героев картины

Задача урока:

Познавательная: Расширять

представление о

многообразии

художественных материалов,

их выразительных

особенностях (акварель,

гуашь, пастель).

Формировать умение

владения живописными

материалами.

Совершенствовать знания по

цветоведению ( какие цвета

можно применять рядом для

наиболее яркого звучания, а

какие нет). Цветовой круг,

Зрительный ряд:

репродукции картин;

В.Васнецова «Алёнушка»,

«Три царевны подземного

царства», «Иван царевич

на сером волке», «Ковёр

самолёт», М.Врубель

«Царевна Лебедь»

Царевна Волхова – Н.

Рерих.

Литературный ряд:

Русские народные сказки,

сказки авторов А. С.

Пушкин «Сказка о царе

Салтане», «Сказка о

мёртвой царевне и семи

богатырях».

Музыкальный ряд: песни к

мультфильмам «По

дороге с облаками»;
3

что это такое?

Совершенствовать знания о

композиционном решении

изображения.

Развивающая: Развивать

способность к анализу и

синтезу Формировать

творческую фантазию

учащихся. Развивать умения

анализировать авторские

работы и работы

одноклассников. Объективно

оценивать их. Находить пути

решения допущенных ошибок.

Учить грамотно передавать

сюжет композиции

ориентируясь на схемы,

последовательно излагать

содержание.

Воспитывающая:

Воспитывать интерес к

литературным

произведениям и пониманию

художественных

произведений через анализ

народных и авторских сказок.
29
«Овощи на столе

здоровье в семье»

Цель урока
:
Выполнить

приёмом наложения овощи.

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с различными техниками.

Интересные факты из жизни

растений (приключение

скворца).

Развивающая: Развивать

умения самостоятельно

анализировать натуру,

выделяя особенности

строения, формы,

пространственного

положения, цветовой окраски,

распределения светотени на

поверхности изображаемого

объекта.

Воспитательная:

Воспитывать интерес и

понимание творчества

художников, экологическую

Оборудование

Для учителя: муляжи

фруктов, таблицы

поэтапного выполнения

фруктов, таблицы с

цветным изображением

различных фруктов.

Для учащихся:

акварельные краски,

кисточки, баночка для

воды.
3

культуру.
30
«О чём рассказали

яблоки»

Цель урока: выполнить

поэтапно акварельными

красками фрукты, передавая

объём, применяя разные

приёмы работы

акварельными красками – по

сухой, по сырой бумаге,

вливания одного цвета в

другой.

Задача урока:

Познавательная: Ознакомить

учащихся с тремя основными

правилами работы

акварелью. Интересные

факты из жизни растений.

Знакомство с творчеством

художника Ивана

Трофимовича Хруцкого и

Мартирос Сергеевич Сарьян.

Развивающая: Развивать

умения самостоятельно

анализировать натуру,

выделяя особенности

строения, формы,

пространственного

положения, цветовой окраски,

распределения светотени на

поверхности изображаемого

объекта.

Воспитательная:

Воспитывать интерес и

понимание творчества

художников, экологическую

культуру.

Оборудование:

Для учителя: муляжи

фруктов, таблицы

поэтапного выполнения

фруктов, таблицы с

цветным изображением

различных фруктов.

Зрительный ряд:

репродукции с картин

художников И.Т. Хруцкого

«Цветы и плоды»: М.С.

Сарьян «Ереванские

цветы»

Для учащихся:

акварельные краски,

кисточки, баночка для

воды.
3 31
«На земле исчезают

цветы»

Цель урока: рисование цветов

акварелью.

Задача урока:

Познавательная: Расширять

представление о

многообразии

художественных приёмов

работы акварельными

красками. Совершенствовать

знания о композиционном

решении изображения.

Оборудование:

Для учителя: таблицы по

цветоведению, таблицы

поэтапного выполнения

фруктов.

Для учащихся акварельные

краски, альбом.
3

Развивающая: Развивать

умение делать простейшие

умозаключения и отвечать на

вопросы, активизировать

словарь. Развивать у учащихся

моторику, координацию,

усидчивость, аккуратность,

самоконтроль, умение

доводить порученное дело до

конца

Воспитательная:

Формировать Экологическую

культуру детей младшего

возраста, умение любить и

сопереживать.
33 - 32
Знакомство с жанром

натюрморта

Цель урока: Создать

натюрморт по настроению

(радостный, грустный,

спокойный, тревожный)

используя для этого гаммы

цветов тёплые или холодные.

Задача урока:

Познавательная: Знакомство

с более сложными по

содержанию натюрмортами.

Их видами (натюрморты

смешанные, сюжетные –

типа десерт)

Развивающая: Развивать

умения последовательно

рассматривать

художественную картину,

умения давать эстетические

оценки и высказывать

развёрнутые доказательные

суждения, используя при этом

«искусствоведческие»

термины, образные слова и

выражения. Развивать

зрительные представления и

впечатления от натуры,

чувство пропорции,

соразмерности.

Воспитательная: Прививать

любовь и понимание

художественных

произведений на основе

Для учителя:

Зрительный ряд:

репродукции с картин

художников И.Т. Хруцкого

«Цветы и плоды»: М.С.

Сарьян «Ереванские

цветы»; «Снедь

Московская: хлебы»

(И.И.Машков); «Букет

цветов, бабочка и

птичка» (Ф.П.Толстой):

«Натюрморт с

самоваром»

(И.И.Машков).

Оборудование:

Методическая таблица

Последовательность

ведения живописной

работы (натюрморт);

наброски с натуры овощей

и фруктов: картинки с

фруктами и овощами,

муляжи.

Для учащихся: акварель,

гуашь, бумага, кисти,

графические материалы.
3

анализа картин известных

мастеров.
34
Искусствоведческая

викторина.

Вид занятий: игровые формы,

конкурсы, соревнования,

творческие задания, чтение

сообщений.

Цель урока:

Подведение учебно –

воспитательной работы за

год.

Задача урока:

Познавательная:

Эстетическое сопереживание

и восприятия разных видов

изобразительного –

искусства, литературы и

музыки.

Развивающая: Формировать

социально – значимые мотивы

учения, культуры поведения,

трудовой дисциплины.

Воспитательная:

воспитывать у учащихся

ответственность за

порученное дело, умение

работать самостоятельно,

подбирать и хранить

материал, умение применять

полученные задания в

командной работе.

Оборудование:

Для учителя:

Методические таблицы,

репродукции работ

художников, о которых

говорится в заданиях.

Предметы, изделия

художественных

народных промыслов

(Хохлома, Северная двина);

раздаточный материал к

заданиям (карточки,

трафареты) - карточки

разных цветов, которые

даются за правильный

ответ, краски, бумага.

Для учащихся: альбомы,

краски, ручки, тетради,

графические материалы,

творческие работы,

бумага для ответов.
3