"Воспитательный час как средство формирования культуры поведения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью" (конспекты)

Автор: Сметанина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат(VIII вида) № 28
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитательный час как средство формирования культуры поведения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью" (конспекты)
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Воспитательный час как средство формирования культуры поведения

у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»


Сметанина Наталья Владимировна, воспитатель С(К)ОШ-И № 28 (VIII вида) города Якутска Республики Саха (Якутия) Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Воспитание навыков и привычек культурного поведения, конечно же, должно начинаться в семье, но и также немаловажна систематическая работа по этому направлению в школе. Но так как наши дети обучаются и воспитываются в условиях детского дома, то работа ведется непосредственно комплексно, то есть в этот процесс включаются все его участники: учителя, классный руководитель и воспитатели семейных групп. В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников с интеллектуальной недостаточностью заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил). Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д. В нашей работе мы предлагаем разные варианты проведения воспитательных часов, посвященных культуре поведения: беседы, кукольные спектакли, инсценированные стихотворения, посиделки и т.д. Основное внимание мы уделили таким вопросам культуры поведения как личная гигиена, уважительное отношение к старшим, правила поведения в общественных местах. Мы хотим добиться такого результата, чтоб учащиеся младших классов с интеллектуальной недостаточностью смогли свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях, приобрели уверенность в себе. «Человек человеку - друг» - это принцип - один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». Это все говорит о том, что
культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности. Основной путь накопления детьми с интеллектуальной недостаточностью положительного нравственного опыта - деятельность и общение, направляемое учителем в классе, семейной группе, в разнообразной совместной общественной работе. Культурному поведению, умению совместно и дружно жить, чувствовать и действовать, нужно также учить, как учат читать и писать. Культурное просвещение учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы занимает большое место в проведении воспитательных часов. Проведение воспитательных часов по привитию культуры поведения отличаются многообразием своего содержания, живостью своих методов и поэтому представляют воспитателю благоприятные возможности для культурного развития и воспитания таких детей. Важнейшей функцией педагога является развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Одной из основных форм воспитательной работы был и остается воспитательный час, который играет очень большую роль в воспитании учащихся, если он задуман интересно и необычно. Свободное общение позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере и при этом решать серьезные нравственные проблемы. Выбор формы воспитательного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей группы, от возрастных особенностей детей. По мнению Л.И. Маленковой, «воспитательный (классный) час - это та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания - не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным». Для подготовки и проведения воспитательного часа может быть составлен определенный алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы ее таковы. 1. Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель формулирует несколько (2 - 3) задач, которые представляются реальными в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для учителя).
2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: например, вечер отдыха, кукольное представление, беседа, театрализованная игра, игровая программа. 3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления. 4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и так далее. 5. В проведении самого воспитательного часа важны такие его элементы, как: - начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно - поэтический, философский, публицистический эпиграф) - для создания психологического настроя; - содержательная часть (как предметная деятельность учащихся и учителя, направленная на достижение предметной и воспитательной цели); - аккордно - финальная часть: принятие решения, обращение, определенные ритуалы завершения (песня, речевка, награждение победителей, взаимные благодарности и т.д.) - создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность. 6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: 1 - обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем. 2 - собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата, который может включать такие элементы: - мера достижения цели и решение стратегических и тактических задач; - характеристика эффективности избранных средств, методов и приемов; - степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и т.д.); - логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность; - характер педагогического мастерства педагога, проявление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и т.д. - место проведенного мероприятия в системе воспитательной работы с группой, в общешкольной системе и логике воспитания. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: «изумление человеком вот что должно быть красной нитью всего школьного
воспитания». Воспитательные часы являются основным компонентом системы работы педагога. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта педагога и школьных условий. Сегодня не в каждой школе есть требования проводить воспитательные часы. Ведь это должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по - своему: кто - то решит, что на воспитательном часе надо, прежде всего, решать так называемые организационные вопросы. Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете педагогов. Так можно ли говорить о каких - либо правилах в организации воспитательных часов? Педагог исходит из особенностей своей группы. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с группой на учебный год, педагог определяет в нем и роль воспитательных часов. Воспитательный час открывает широкий простор для проявления активности учащихся, самодеятельности и творчества. Воспитательный час дисциплинирует учащихся, способствуют развитию чувства ответственности. Эта форма занятий строится на интересе, инициативе учащихся. Если педагог не организует воспитательный час с детьми, у него мало контактов с детьми и ему нелегко судить об интересах и стремлениях своих воспитанников. Слабое знание детей не позволяет педагогу найти кратчайший путь к сердцу каждого. Между тем, только проникновение во внутренний мир ребенка дает возможность постичь пути нравственного формирования каждой личности школьника. Это разнообразная коллективная деятельность учащихся, которая имеет существенное значение для формирования их нравственных поступков. Коллективная работа сближает детей, воспитывает в них чувство дружбы, товарищества и справедливости. Можно сделать небольшой вывод о том, что «воспитательный час - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, прямого общения педагога с учащимися». Повышенная внушаемость школьников с интеллектуальной недостаточностью делает их восприимчивыми и к отрицательному воздействию, которому они могут подвергаться со стороны несознательных детей и взрослых. В этой связи возникает необходимость в систематической коррекционно-воспитательной работе, имеющей целью формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний. Основное требование к использованию данных методов - опора на имеющиеся у детей правильные представления о нравственности, которые складываются под влиянием жизненного опыта, общения, требований
окружающих и собственных оценок. Нужно заметить, что первоначальные бытовые и житейские представления о добре и зле у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неверными. Это говорит не только о том, что они больше подвержены негативным влияниям, но и тем, что до школы они не получают специального воспитания. С помощью методов нравственно - этического воспитания, с учетом психологических и возрастных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, педагог вскрывает и преодолевает ложность неверных представлений о нравственности. Итак, можно сделать небольшой вывод из всего вышесказанного о том, что планомерная работа по воспитанию у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимых культурных навыков во время воспитательных часов, закрепление этих навыков и повседневная опора на культурные нормы поведения, с тем, чтобы следование им стало их привычкой; это поможет выпускникам специальных коррекционных школ более успешно войти в трудовую жизнь, выполнять общественно полезную работу на производстве и в семье, быть полезными членами общества. Процесс формирования общекультурных представлений у детей с нарушением интеллекта является длительным и очень трудоемким. Самое главное, на что стоит обратить внимание: это опора на ранее сформированные представления о морали и нравственный опыт учащихся специальной коррекционной школы. Для любого ученика, будь то ученик специальной коррекционной школы или ребенок, не имеющий отклонений в развитии, педагогом должна быть выработана определенная программа, направленная на развитие его нравственных, положительных качеств личности - доброты, справедливости, уважения к старшим, порядочности по отношению к окружающим, бережливости, трудовой активности. Важно, чтобы человек не только слепо подчинялся высшим моральным нормам, принятым в обществе, но и осознавал их глубинное внутреннее значение для самого себя. Деятельность становится интересной и значимой для ребенка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на умственно отсталых подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности. Коррекционная направленность воспитательных часов состоит в том, что учащимся младших классов с интеллектуальной недостаточностью предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, и быть оцененным другими в ходе участия в воспитательном часе. И, самое главное, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и педагогами и выбрать приемлемую форму поведения. Воспитательный час, в отличие от учебной деятельности не только представляет возможность учащимся свободу выбора, но и создает условия для формирования нравственно - поведенческих качеств, выполнения
общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Участие в нравственно - культурной деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, к своему труду, природе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения ребенка. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью является членом коллектива. Несмотря ни на что, школьник живет по законам коллектива. Микроклимат классного коллектива, его нравственные ценности влияют на формирование моральных качеств каждого ученика. Содержание и методы воспитательных часов должны обеспечивать преодоление недостатков развития ребенка, затрудняющих усвоение нравственных понятий и моральных норм, а также социальную адаптацию в обществе и быту. Воспитательный час организуется с учетом возрастных особенностей детей, интересов учащихся, с учетом их психофизических особенностей. Мы предлагаем разные варианты проведения воспитательных часов, посвященных культуре поведения: беседы, кукольные спектакли, инсценированные стихотворения, посиделки, тематические праздничные вечера, игровые практикумы и т.д. Основное внимание мы уделяем таким вопросам культуры поведения как личная гигиена, уважительное отношение к старшим, правила поведения в общественных местах. Игра, театрализация, рифмованные стихотворения - вот основные аспекты разговора о культуре поведения с учащимися младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Ребенок познает мир играя. Используя игровую природу ребенка, педагоги смогут вести разговор о нормах культурного поведения непринужденно и легко. Путем наглядности и доступности, возможно объяснять подрастающему поколению, как и в каком случае себя нужно вести, чтобы суметь быть приятным во всех отношениях человеком и уметь противостоять грубости. Таким образом, программа культурного воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью очень обширна, она охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества участников этих отношений. Структура воспитательного часа слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанниками своей жизни по отношению к окружающей действительности. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что воспитательный час позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся нравственного воспитания учащихся, развития познавательных процессов, а также формирования личности в целом. Он обладает не только возможностями развития и коррекции познавательной и эмоционально - волевой сферы ребенка, но и становления личности такого ребенка, поскольку участие в этом процессе создает условия и возможности для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация воспитательного часа в специальных образовательных учреждениях имеет коррекционную направленность. Список литературы 1. Ерошенков И.Н. Культурно - воспитательная деятельность среди детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Владос, 2004. -221с. 2. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы //Учебно-методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 272с. 3. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей /Под ред. Е.Д. Худенко - М.: АРКТИ, 2007. - 312с. 4. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1965. - 140с. 5. Точилина Л.Н. Нравственно - этическое воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. — 2003. - №2. - С.40 -44 6. Чернышева Е.М. Материалы методического совещания учителей по теме «Коррекционно - развивающая среда как средство социализации детей с проблемами в умственном развитии».// Дефектология. - 2002. - №3. - С.65 - 7