"Особенности обучения иностранному языку детей с дислексией".

Автор: Половодова Елена Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Нязепетровск, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности обучения иностранному языку детей с дислексией".
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель английского языка МКОУ СОШ №2 г. Нязепетровска, Челябинской области Половодова Елена Анатольевна

Особенности обучения иностранному языку детей с дислексией.
Обобщение опыта британских, американских и российских педагогов.
Обучая детей английскому языку со 2-го по 11 класс, я увидела, что в каждом классе есть несколько учащихся, которые стараются изо всех сил, прилагают много сил и времени на изучение английского языка, но хорошо прочитать текст или выполнить необходимые задания не могут. Таких детей мы часто называем ленивыми, недобросовестными или немотивированными. Причина плохой успеваемости и возникновения трудностей в изучении английского языка часто кроется в особенной анатомии мозга таких детей, а не в их отношении к предмету. В этой статье собраны основные особенности детей с признаками дислексии по материалам зарубежных исследований и мнениям родителей дислексиков. Надеюсь, она поможет Вам лучше понять своих учеников. Под дислексией специалисты в России, США и Великобритании понимают избирательное нарушение способности чтения, которое поддается коррекции. Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость не только по английскому языку, но и по другим школьным предметам. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы с чтением, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей эти проблемы со временем пропадают, и они овладевают техникой чтения. Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методики корректировки. Ученые выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей. При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.
Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть. В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать "отлынивать" от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям. Владимир Маяковский, Федор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз, Генри Форд, Уолт Дисней — вот далеко не полный список известных всему миру людей, имеющих диагнозы дислексия или дисграфия. Что позволило этим людям, имея такие серьезные нарушения, стать выдающимися людьми? Они развивали свои сильные стороны. Ученые из разных стран выделили следующие особенности детей с дислексией.
Они читают по-другому.
Анатомия мозга, а точнее именно та часть мозга, которая отвечает за понимание речевых операций, у детей с признаками дислексии работает иначе, чем у остальных детей. При чтении мозг переводит символы (буквы) в звуки. Звуки должны быть объединены в слово со значением. Те части мозга, которые выполняют всю эту работу, у дислексиков менее развиты, поэтому, для компенсации они подключают другие части мозга при чтении, которые обычные люди не затрагивают при этом процессе. Помочь им в этом могут специализированные программы для обучения чтению, мультисенсорный подход к обучению и аудиокниги. Прослушивание, а не прочтение школьной программы поможет им идти наравне со сверстниками. 2.
Они не преодолеют дислексию, читая больше.
Заставляя ребенка больше читать, вы не только не сделаете ему лучше, но и вызовете ненависть к обучению. Несомненно, чтение для ребенка-дислексика, как и любого другого человека несет несомненные преимущества: получение новой информации, развитие воображения, выдержки и так далее. Но заставлять его читать в традиционной манере, нельзя. Это приведет только к разочарованию в себе, гневу и проблемам с поведением. Представьте, что Вас изо дня в день силком заставляют ходить на работу, в которой вы ничего не понимаете, и у вас нет шансов ее освоить. И вы при этом постоянно подвергаетесь крикам и критике. Какие у вас шансы на успех? Нулевые. 3.
Они не ленивые!
Недиагностированных дислексиков часто называют ленивыми и немотивированными. А вы просто подумайте: — Они не могут воспринимать задания в несколько пунктов. Например, учитель произнес инструкцию из трех пунктов, которые должен выполнить класс. И пока он произносит вторую и третью, мозг дислексика все еще работает над первой. И каковы шансы на то, что задание будет выполнено правильно? — Во время чтения в классе ребенок может еще только осмысливать содержание первого предложения, когда одноклассники уже перешли к пятому или шестому. — Выполнение тестов и письменных заданий занимает у ребенка-дислексика намного больше времени. И хорошо, что многие учителя это понимают и дают ему дополнительное время. Но нужно
не забывать о том, что они и устают быстрее других детей. Ребенок может быть очень уставшим, и по этой причине плохо выполнит задание. Ему необходимо больше перерывов, чем другим детям. 4.
Они нуждаются в дополнительной помощи специалистов вне школы.
В нашей стране, нужно признать, таких специалистов не так много, но они есть. И если у родителей есть возможность к ним обратиться – это несомненно облегчит жизнь ребенка. Согласно некоторым исследованиям, благодаря нейропластичности мозга (возможности мозга меняться под воздействием опыта) навыки чтения у дислексиков могут улучшиться. В этой ситуации учитель может провести беседу с родителями. 5.
Они «не видят» деталей или в обратном порядке.
Они видят «целостность» слова, и при этом могут заметить, что со словом «что-то не так», если оно написано не так, как, например, в учебнике. Прекрасной иллюстрацией этого процесса является открытие, совершенное Кэрол Грейдер, молекулярным биологом с дислексией, получившей за него Нобелевскую премию в 2009 году. Она смотрела в микроскоп на ДНК человека и увидела, что «что-то не так». Таким образом был открыт важный фермент, использующийся сейчас в борьбе с раком и преждевременным старением. Это еще один подарок миру от дислексиков. 6.
Им необходимо «слышать знания».
Аудиокниги, и прочтенные вами несколько раз в слух задания, помогут вашему ребенку не отставать от сверстников.
Им необходим специальный учебный план и условия обучения.
Понимаю, что в нашей стране опять же это не так просто, однако, попробуйте быть в постоянном контакте с такими детьми и их родителями. Возможно какие-то задания можно разрешить сдавать устно, на словарных диктантах таким детям давать только часть слов, или дополнительное время на выполнение заданий на уроках. Все индивидуально. Ученые единогласны во мнении, что если учитель не попробует выработать особые условия для таких детей, шансов на успешное обучение языку у них не будет никаких.
Они не организованы.
Их способность видеть «вообще», а не «в частности», несет в себе несколько негативных моментов. Один из них – неряшливость. Комнаты детей-дислексиков часто в большем беспорядке, чем комнаты обычных детей. В более старшем возрасте у дислексиков возникают проблемы с организацией и управлением своим временем. Тут им на помощь придут многочисленные будильники, телефоны и прочие гаджеты, а также расписание с картинками перед рабочим столом. 9.
Они чувствуют себя глупыми.
Они знают, что их одноклассники читают лучше, быстрее выполняют задания, быстрее запоминают новую информацию. Несомненно, это влияет на самооценку дислексиков не в лучшую сторону. Конечно, многое зависит от учителей, ведь они могут как опираться на сильные стороны учеников перед классом, так и публично унижать. Однако, и родители могут помочь. Успехи в любом творческом увлечении: рисование, музыка, спорт – все это поднимет самооценку у ребенка и это разумеется отразится на его общении с одноклассниками. Главное – понять, что именно его увлекает и не мешать ему развиваться в этом направлении. 10.
Они должны общаться.

Их низкая самооценка может привести к тому, что они начнут избегать социальной активности и общения с новыми людьми. И в этот момент родителям очень важно занять активную роль в социализации своего ребенка. Кружки, секции, спортивные мероприятия, клуб любителей бабочек… – все, что угодно. Главное – общение со сверстниками. 11.
Уровень их интеллекта средний, или выше среднего.
У огромного количества талантливых людей, есть или была дислексия. Начиная от Альберта Эйнштейна и заканчивая Стивом Джобсом. Нет ни одной сферы деятельности, в которой бы дислексики не преуспели. Не забывайте напоминать об этом своему ребенку, особенно когда он получит очередную двойку за чтение на скорость. 12.
Им нужны гаджеты и новые технологии.
С развитием технологий появляется большое количество приложений и программ, облегчающих жизнь дислексикам. Например, преобразователь печатного текста в аудио просто необходим. Фонетические игры, доступные в различных детских приложениях, желательны. По собственному опыту могу заметить, что ученики-дислексики действительно лучше воспринимают и запоминают информацию с экрана монитора, особенно, если разрешить им самим делать для себя задания, или они видят, как это делается технически.
Они устают от мелких деталей и мелкого печатного шрифта.
Особенно это касается учебников и рабочих тетрадей. Тот же самый текст из учебника, но более крупным шрифтом будет прочитан и понят дислексиком лучше. Кроме того, они быстрее утомляются от концентрации своего внимания на одной и той же деятельности. Если в среднем школьники могут заниматься чтением и письмом непрерывно в течении 20-30 минут, то дислексику необходим перерыв после каждых 10 минут. В противном случае дети могут жаловаться на головную боль и головокружение. 14.
Они видят то, что не видят другие.
Многие дети-дислексики утверждают, что слова двигаются по странице, что слова покрываются темными пятнами или «бликуют». Легко подумать, что они это все выдумывают. Нет. Для них это так же реально, и это им мешает читать. 15.
Они визуалы.
Лучше всего они запоминают информацию по картинкам и тактильным ощущениям. Картинки как бы «запечатываются» в их памяти. Если провести визуальное представление о каком-либо понятии, оно запомнится лучше. То, что они читают остается в их памяти, к сожалению, не так хорошо. Позвольте своим детям «зарисовать» самим новую информацию или выстроить из кубиков новое слово. Это увеличит шансы на запоминание в разы. 16.
Их нельзя «подводить под одну гребенку».
Каждый ребенок с дислексией индивидуален. Симптомы дислексии имеют очень большой диапазон. В кого-то из них есть Синдром Дефицита Внимания, у кого-то нет. Для некоторых из них сложно выражать свои мысли словами, а кто-то наоборот – излишне говорлив. У кого-то средние интеллектуальные способности, а кто-то действительно одарен. Поэтому невозможно «лечить» и «воспитывать» одинаково. 17.
Они находятся в состоянии стресса и раздражения от своей особенности.

Поставьте себя на место своего ребенка и взгляните на мир глазами дислексика. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и поощрении. Любые замечания из серии «старайся лучше» — это тупик. Они действительно стараются учиться! 18.
Они будут дислексиками всю жизнь.
Но при помощи родителей, грамотных специалистов и «гибкости» учителя они несомненно смогут адаптироваться к нашей системе образования, получить высшее образование и найти свое место в жизни. 19.
Они вносят большой вклад в развитие нашего общества.
Благодаря тому, что они креативны и визуалы, они часто «видят» решения проблем, которые недоступны всем остальным. В этих случаях дислексия – это дар, а не недуг. 20.
У них особенный слух.
Возможно потому, что они не могут в полной мере использовать свой зрительный канал для обучения, их слуховой канал развит сильнее, в качестве компенсации. Тем не менее, они часто не в состоянии отфильтровывать звуки и шумы вокруг себя, что значительно влияет на их способность сосредоточиться. Использование наушников при аудио обучении или берушей во время выполнения домашнего задания сильно им поможет. Каждый из нас имеет свои сильные стороны и свои проблемы. Дети с дислекией ничем от нас не отличаются. К сожалению, процесс обучения традиционно неразрывно связан с чтением, и они находятся в невыгодном положении. Однако, жизнь быстро меняется, и с развитием современных технологий, возможно, мы скоро достигнем того, что процесс обучения будет подходить для всех без исключения.