"ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ"

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ"
Дата публикации: 17.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (игра на детских музыкальных инструментах) Кузнецова Т.В., музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида На музыкальных занятиях в ДОУ широко используются так называемые простейшие музыкальные инструменты. В процессе инструментального музицирования решается ряд задач: 1. Повышение интереса детей к музыкальным занятиям 2. Развитие музыкальных способностей дошкольников 3. Осмысление жанровой принадлежности музыкальных сочинений 4. Обогащение художественного опыта ребёнка 5. Развитие чувства ансамбля 6. Формирование дифференцированного слышания музыки 7. Приобретение навыка игры на простейших музыкальных инструментах. В настоящее время существует несколько типов классификации детских музыкальных инструментов (ДМИ). Традиционная классификация ДМИ (по способу звукоизвлечения): 1. Струнные инструменты: цимбалы, цитры, детская арфа, детские гусли. 2. Клавишные: пианола, детское пианино. Часто в это группе выделяют подвид – клавишно-язычковые инструменты: детский баян, детский аккордеон, детская гармошка. 3. Ударные инструменты:  ритмические: бубен, барабан, треугольник, маракас, трещотки, деревянные ложки, кастаньеты и др.;  мелодические: металлофон, ксилофон и т.д. 4. Духовые: флейта, рожок, триола. На занятиях инструменты 4-ой группы используются крайне редко и с большой осторожностью, т.к. игра на них, а также хранение требуют соблюдения особых санитарно-гигиенических норм. К окончанию пребывания в ДОУ: 1. Дети должны знать названия инструментов 2. Уметь различать на слух тембр каждого инструмента и осознавать его выразительные возможности. 3. Овладеть приёмами и способами игры на различных ДМИ. 4. Освоить навыки ансамблевого исполнения. 5. Знать расположение регистров на звуковысотных инструментах. 6. Уметь ориентироваться в записи несложных партитур. К числу основных видов инструментального музицирования относится сольное, групповое и коллективное исполнение музыкальных произведений: 1
 исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым песням;  сопровождение произведений классической музыки  собственная импровизация на ДМИ Следуя основному принципу обучения от простого к сложному, знакомство учащихся с этим видом деятельности начинается с самых простых ударных ритмических инструментов. Несмотря на доступность и простоту, выразительные возможности таких инструментов очень велики. Одни из них обладают «стучащим» тембром (деревянные ложки, трещотки). Существуют инструменты со «звенящим» тембром (треугольник, колокольчик, бубенцы). Третья разновидность имеет «шуршащий» тембр: маракас, погремушка, коробочка и т.д. Гулкое, резонирующее звучание создают бубен и барабан. Внутри каждой группы инструментов каждый отдельный инструмент имеет свои неповторимые краски. Напр., среди «звенящих» инструментов треугольник звучит мягко, волшебно, «тарелочки» – ярко и празднично, а колокольчики – нежно, звонко. Используя разножанровую музыку (танцевальную, песенную, маршевую) школьники более точно ориентируются в мире музыки, в определении её характерных особенностей, в выборе музыкального инструментария. Маршевая музыка в сознании детей ассоциируется со звучанием трубы и барабана. На барабане можно отметить метрическую пульсацию или только сильные доли, характерную ритмическую формулу. Песенная музыка лирического характера требует мягкого, тонко звенящего тембра ДМИ. Прежде чем поручить партию на каком-либо муз. инструменте, пусть даже самом простом, ребёнка необходимо научить играть на этом муз. инструменте. Сопровождать игрой на инструментах можно детские песни, а также произведения инструментальной и оркестровой музыки. Танцевальная музыка требует от исполнителей правильного выбора муз. инструментов. Можно исполнять метрическую пульсацию, акценты, ритм, особенности фразировки (напр., чередование коротких и длинных муз. фраз в «Арагонской хоте» Глинки). Успешность инструментального музицирования на уроках даёт импульс для продолжения этой работы во внешкольное время, для создания детских инструментальных ансамблей и оркестров. 2