"Неделя истории в школе"

Автор: Шахрова Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Задворковская средняя школа
Населённый пункт: Нижегородская обл., Воскресенский район, д.Задворка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Неделя истории в школе"
Дата публикации: 19.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Неделя истории в школе
Подготовила и провела учитель истории МОУ Задворковской

средней школы

Шахрова Татьяна Александровна


Задачи проведения Недели истории: -усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, -понимание закономерностей, связь их с современностью; -сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя; -развитие познавательного интереса, любознательности учащихся. Для того, чтобы неделя истории прошла удачно, требуется большая подготовка: необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание; определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя; составить план проведения Недели истории, где указываются темы и формы занятий, дата их проведения. Проведение Недели истории – одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели истории между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга. Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям: *определение содержания работы; *постановка учащимся заданий; *указание основных источников получения знаний; *помощь в выборе форм работы; *консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности; *изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений; *участие в оформлении собранного учащимися материала; *использование этого материала в учебной работе. Неделя истории способствует формированию интереса к изучаемому предмету, расширению исторических знаний учащихся. Большое значение играют современные информационные технологии, они могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и проведении Недели истории. Я хотела бы поделиться опытом проведения некоторых мероприятий:

1-й день.

Открытие недели истории.

Викторина по истории олимпийских игр.

Цель игры
: повторить, обобщить, закрепить изученный материал по истории Древней Греции. Освоение учащимися игровых технологий.
Задачи игры:
повторение материала, закрепление знаний, умений, навыков; развитие творческих способностей учащихся; усвоение игровых дидактик и правил игры. Участники: школьники 5-6-х классов, жюри, ведущий, болельщики. иллюстрации с изображением памятников архитектуры. 1 посол: В честь бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года. 2 посол: Объявляется священный мир во всей Элладе! 1 посол: Все военные действия должны прекращаться! 2 посол: Горе тому, кто поднимает меч на путника, идущего в Олимпию! Даже пираты- гроза морей не осмеливаются перед гневом Зевса и Посейдона напасть на корабли эллинов! 1 посол: Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится пойти войной соседа! 2 посол: Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на священные игры! (послы уходят) Ведущий: А мы приглашаем учащихся 5-6 классов принять участие в конкурсе « Знаешь ли ты историю Олимпийских игр?» ( Все учащиеся могут отвечать на вопросы, указывая правильный ответ.) - Выбери правильный ответ: 1) Первые Олимпийские игры состоялись в … а) 776 г. до н. э.; б) 677 г. до н. э.; в) 431 г. до н. э. 2)Игры проводились в … а) Олимпии; б) Марафоне;
в) Афинах. 3) Олимпийские игры проводились в честь … а) Афины; б) Зевса; в) Посейдона. 4) На время Олимпийских игр прекращались … а) торговые операции; б) войны; в) хозяйственные работы. 5) Женщина, оказавшаяся на Олимпийских играх, приговаривалась к … а) изгнанию из Греции; б) смерти; в) тюремному заключению. 6) Участник Олимпийских игр назывался … а) спортсмен; б) атлет; в) олимпиец. 7) Площадка для состязания атлетов называлась … а) сцена б) арена; в) ипподром. 8) В Олимпийских играх могли участвовать … а) все мужчины, жившие в Греции б) свободные эллины; в) зажиточные свободные мужчины Эллады. 9) Игры проводились каждые … а) три года; б) четыре года; в) пять лет. 10) Главное состязание называлось … а) четырёхборье; б) трёхборье; в) пятиборье. 11) В колесницу впрягали .. а) 4 лошади; б) 2 лошади; в) 3 лошади 12) Победитель игр награждался … а) лавровым венком; б) медалью; в) оливковым венком.
13) Кому приносил в дар свой венок победитель?... а) матери; б) богам; в) тренеру. 14) Победитель одевал одежды … а) пурпурного цвета; б) белого цвета; в) жёлтого цвета. ( Участники игры, правильно ответившие на вопрос, получают фишку. Кто наберёт больше фишек тот и является победителем.)
2-й день

Загадочное Средневековье
Игра-викторина по истории Средних веков для учащихся 7-9х классов
Цель:
повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории средних веков.
Оформление
: высказывания великих людей о средневековье, оформление класса.
Оборудование
: иллюстрации с изображениями различных исторических эпох, два рисунка с изображением пира, конверты с литературными загадками, два кроссворда, листы с заданиями к Участники: ведущий, две команды по семь участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание
: придумать название, герб, девиз своей команды, выбрать капитана.
Ведущий
: Добрый день, уважаемые участники и гости! Сегодня мы с Вами отправимся в «Загадочное Средневековье». Одни считают его временем упадка, варварства и жестокости. Другие, временем, когда расширялся круг народов, осваивались новые территории, возникали замки, города, государства, сохранившиеся и поныне. Средневековье, это сложная и противоречивая эпоха. И сегодняшнее мероприятие поможет нам лучше понять то далёкое время, увидеть людей того времени, глубже и ближе познакомиться с их жизнью, бытом и нравами. Итак, начинаем! Сегодня у нас будут соперничать две команды (представление команд и капитанов). Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри).
Ведущий
: Уважаемые капитаны! Действительно победа в следующем туре зависит только от вас. Мы приветствуем вас аплодисментами и просим пройти к нам. Внимательно послушайте задание и посмотрите на иллюстрации.
1- й тур:
Перед вами четыре иллюстрации, характеризующие различные периоды развития человеческого общества. Вам предлагается выбрать те, которые относятся к теме нашей игры (средневековью) и обосновать свой выбор. (Капитаны дают ответ, жюри подводит итоги.)
2-й тур:

Ведущий
: «Блиц-тур» – это соревнование в целом команды и каждого участника в отдельности. В конкурсе, таким образом, должны будут принять участие все члены обеих команд. «Блиц-тур» проводится в быстром темпе «вопрос – ответ». Если участник не отвечает на заданный вопрос, он выбирает одного болельщика в зале, который может ему помочь.
вопросы:
Состязание средневековых рыцарей (Турнир) Народный герой средневековой Чехии (Ян Жижка) Отрезок времени, равный 100 годам (Век) Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий) Кочевые арабы (Бедуины) Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное) Все работы на феодала (Барщина) Церковный суд в средневековье (Инквизиция) Священный город христиан (Иерусалим) Священный город мусульман (Мекка) Человек, дающий деньги под проценты (Ростовщик) Сбор в пользу государства (Налог) Новая религиозная философия, возникшая в средние века (Схоластика) Владения римского папы (Ватикан)
Ведущий
: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты «Блиц-тура» и общий итог.
3-й тур:
Ведущий: 3 тур называется «Загадка из Средних веков». Каждой команде вручается конверт, где находится литературная загадка. Ваша задача, как можно
быстрее открыть конверт, прочитать загадку, обсудить варианты и дать правильный ответ. Загадка 1. О ком А.Майков написал это стихотворение? ( Приложение № 1) Бой, кипел… Она скакала На коне, на вороном – Гордо поднято забрало, С орифламмой и копьём, И везде, где чуть опасно, Уж, звенит, на страх врагам, Этот звонкий, этот ясный Женский голос по рядам. Загадка 2.О каком событии начала XV века идёт речь в стихотворении А.Майкова? В длинной речи доктор чёрный, Перебрав все истязанья, Предлагал ему соборно Присудить колесованье, Сердце, зла источник, кинуть На съеденье псам поганым, А язык, как зла орудье, Дать склевать нечистым вранам Самый труп предать сожженью, Наперёд прокляв трикраты, И на все четыре ветра Бросить прах его проклятый… (Представители от команд дают ответы, жюри оглашает результаты.)
4-й тур:

Ведущий
: Следующее задание по нраву придётся тем, кто любит разгадывать чайнворды. Представителям от команд получить чайнворды и приступить к их выполнению. (Приложение 2) Желаем удачи!
Игра с болельщиками.
- болельщики отвечают на вопросы ведущего и могут отдать заработанные очки своей команде.
вопросы:
1. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это один город); 2. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной); 3. Где в истории воевали цветы? (В Англии - война Белой и Алой роз); 4. Когда Русью правил «денежный мешок»? (14 век-Иван Калита); 5. Когда в истории России в почёте была метла? ( При Иване Грозном метлу возили с собой опричники); 6. Когда в военной истории нашей страны опасность представляла свинья? (Клином или «свиньёй» наступали немецкие рыцари в Ледовом побоище.)
(Жюри оценивает правильность выполнения кроссвордов, сообщает результаты конкурса и общий итог.)
5-й тур:

Ведущий:
Представьте, что вы живёте в средневековую эпоху. Как бы вы накрыли праздничный стол? Это вам сейчас предстоит сделать, дорисовав рисунок. (Командам вручаются листы, на которых изображены средневековые застольные сцены, но столы пусты, их задача расположить кушанья и яства популярные в средние века на столах.) (Приложение 3) (Жюри проверяет, правильно ли были выбраны средневековые кушанья и объявляет результаты.)
6-й тур – заключительный!

Ведущий:
Это наш последний конкурс и именно он повлияет на исход игры. Мои помощники дадут каждой команде лист с планом феодального поместья и заданиями. (Приложение 4) Каждой команде на его выполнение даётся 7 минут. После выполнения один из участников команды должен представить задания. Приглашаются по одному участнику от команд для представления феодального поместья.
Ведущий
: Вот и закончилось наше «Путешествие в Средневековье». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителей!
Приложение № 1
Загадка 1. О ком А.Майков написал это стихотворение? Бой, кипел… Она скакала На коне, на вороном – Гордо поднято забрало, С орифламмой и копьём, И везде, где чуть опасно, Уж, звенит, на страх врагам, Этот звонкий, этот ясный Женский голос по рядам. Загадка 2.О каком событии начала XV века идёт речь в стихотворении А.Майкова? В длинной речи доктор чёрный, Перебрав все истязанья, Предлагал ему соборно Присудить колесованье, Сердце, зла источник, кинуть На съеденье псам поганым, А язык, как зла орудье, Дать склевать нечистым вранам Самый труп предать сожженью, Наперёд прокляв трикраты,
И на все четыре ветра Бросить прах его проклятый…
Чайнворд Приложение № 2.
1. 2. 3. 11. 12. 13. 10. 4. 9. 14. 16. 8., 15. 5. 7. 6. 1.Религия, основанная Мухаммедом. 2.Государство, во главе которого стоит один человек. 3.Ежегодные торги в средневековой Европе. 4.Лженаука, целью которой было получение золота. 5.Снаряд для стрельбы. 6.Вид феодальной повинности крепостных крестьян. 7.Человек, занимающийся обработкой земли. 8.Сбор в пользу государства. 9.Титул представителя класса феодалов. 10.Крупный феодал, управляющий частью государства в империи Карла Великого. 11.Земля, которой владел феодал. 12.Повинность в пользу церкви. 13.Представитель знатного рода. 14.Военное состязание рыцарей. 15.Человек, занимающийся изготовлением различных изделий.
16.Человек, наживающий своё богатство путём эксплуатации наёмных рабочих.
Приложение № 3. Средневековая Европа

Напишите название продуктов средневекового застолья


Приложение № 4. Феодальное поместье

1.Найдите на плане:
а) замок; б) деревню; в) лесные угодья; г) реку; д)пастбище; е)пахотные земли; ж) огороды

6.

2. Закрасьте любыми тремя выбранными цветами.
1 цвет — объекты и угодья, находящиеся в пользовании только феодала; 2 цвет — объекты и угодья, находящиеся в пользовании только крестьян; 3 цвет — объекты и угодья, находящиеся в пользовании и феодалов, и крестьян.

3-й день

Выпуск стенгазет.
5 класс- Древний мир. 6 класс- Средневековье. 7-8 классы - Новое время. 9 класс- Современник.
Разгадывание кроссвордов .

Кроссворд
1. Первая русская крепость, построенная на Азовском море. 2. Крепость, взятая войсками Петра I на Азовском море. 3. Город, отошедший к России по условиям «вечного мира» с Польшей. 4. Село, ставка юного царевича Петра I. 5. Цель Крымских походов, город, к которому подошли войска В. В. Галицина. 6. Страна, где Пётр I обучался кораблестроению.

4-й день

Игра «Звёздный час».

Цель:
повторить материал по отечественной истории, способствовать формированию интереса к истории России. В игре принимают участие ребята 8 класса (Даты, имена, названия выставляются на доске)
Задание № 1 .
1. 1242г . 2. 1380 г. 3. 1709 г. 4. 1812г. а) Куликовская битва произошла в … б) Бородинское сражение было в … в) Александр Невский разгромил немецких рыцарей в …
Задание № 2.
1. А. В. Суворов; 3. М. Ил. Кутузов; 2. Пётр I; 4. М. В. Ломоносов. Кто сказал эти слова? а) «Тяжело в учении - легко в бою». б)«… когда уничтожится армия, то погибнет Москва и Россия. Приказываю отступать!» в) «Не быть подобным мужику, что на солнце валяется». (правило жизни чьё?)


Задание № 3.
1. Санкт – Петербург; 3. Киев; 2. Москва; 4.Новгород. а) Какой из этих городов самый старый? б) Какой город называют «окно в Европу»? в) Город, в котором был открыт первый российский университет?
Задание № 4.
1.Архангельск; 3. Таганрог; 2. Астрахань; 4.Тула. а) Какой город не является морским портом? б) Город, место которого определил Пётр I? в) Какой город не является столицей ханства, присоединён к России в 1556 году?
Задание №5.
(Для болельщиков) Составьте как можно больше слов по теме «История».

Задание № 6.Финал (2 игрока
) Составить новые слова из слова КУНТСКАМЕРА. Примерные слова: 1.камера, 6. аркан, 11. каска, 2. мера, 7. арка, 12.метр, 3.стакан, 8. рама, 13.камета, 4. куст, 9. нектар, 14. каста, 5. уста, 10. тара, 15. тумак. Награждение победителей!!!
5-й день.

Викторина «Умники и умницы».
(участвуют учащиеся 6-9 классов).
I тур.
(Участники, получившие за правильные ответы фишки, выходят во второй тур). 1. Первобытное жилище древнейших людей. ( пещера) 2. Материал из которого изготавливали орудия труда древние люди. (камень) 3. Коллектив людей, произошедших от общего предка. (род) 4.Союз нескольких родов. (племя) 5. Первый металл открытый древними людьми. (медь) 6.Глава воинов племени. (вождь) 7. Где был изобретён первый алфавит? (Финикия) 8. Как называется самая высокая гора в Греции? ( Олимп) 9. Как называли древние греки человека, умеющего красиво говорить? (оратор) 10. Город, основанный Александром Македонским в Египте. (Александрия)
II тур.

(5 участников, набравших наибольшее количество фишек, выходят в третий тур)
Вопросы:
1. Первобытное жилище древнейших людей. (пещера) 2. Материал из которого изготавливали орудия труда древние люди. (камень) 3. Коллектив людей, произошедших от общего предка. (род) 4.Союз нескольких родов. (племя) 5. Первый металл открытый древними людьми. (медь) 6.Глава воинов племени. (вождь) 7. Где был изобретён первый алфавит? (Финикия) 8. Как называется самая высокая гора в Греции? ( Олимп) 9. Как называли древние греки человека, умеющего красиво говорить? (оратор) 10. Город, основанный Александром Македонским в Египте. (Александрия)
III тур.
(2 участника, набравшие самое большое количество фишек за правильные ответы, выходят в финал).
Вопросы:
1. Сплавом, каких металлов является бронза? (Медь и олово). 2. Сборщик дани у монголо-татар. (Баскак). 3.Сбор мёда диких пчёл. (Бортничество). 4.Грамота на княжение. (Ярлык) 5. Династия царей, правивших в России с 1613 по 1917 год. (Романовы). 6. Первая русская крепость, построенная на Азовском море. (Таганрог). 7. Вывоз отечественных товаров за границу .(Экспорт). 8.Ввоз иностранных товаров. (Импорт).
9.Турецкая крепость, взятая войсками А. В. Суворова. (Измаил). 10.Изобретатель паровой машины в России. (Ползунов).
Финал:
Название первой русской газеты. (Ведомости). 1. Первый в России музей. (Кунсткамера). 2. Место рождения М. В. Ломоносова. (Холмогоры). 3. Какой месяц считался первым в году до 18 века? (Сентябрь). 4. Как на Руси в старину называли мальчика – подростка? (Недоросль) 5.Человек, без которого не может существовать ни одна армия на свете? (Солдат).
Награждение победителя!!!!!

Список использованной литературы:
1. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин «Внеклассная работа по истории», Саратов ОАО «Издательство «Лицей»-2003г. 2. В.В. Сухов и др. «Дидактические материалы по истории и древнего мира и средних веков», 5-6 кл., Москва «Дрофа»- 2000г. 3. Б.Е. Андюсев «Опорные конспекты по истории древнего мира», 5кл., Москва «Владос»- 1999г. 4. Б.Е. Андюсев «Опорные конспекты по истории средних веков», 6 кл., Москва «Владос»- 1999г.