"Животные нашего края"

Автор: Побрус Инна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Покачи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Животные нашего края"
Дата публикации: 19.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Покачи

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

игры-викторины

по экологическому воспитанию

«Животные нашего края»

для обучающихся 1-Б класса

учителя начальных классов

Побрус Инны Николаевны


Пояснительная записка
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия игры-викторины по экологическому воспитанию «Животные нашего края» предназначена для применения в урочной и внеурочной деятельности при закреплении: «Кто такие звери?», «Кто такие птицы?», «Кто такие рыбы?» раздела «Кто и что?» рабочей программы по окружающему миру. Экологическое воспитание – это сложный, длительный процесс. Конкретные его результаты будут заметны не сразу. Поэтому нужно обеспечивать непрерывность этого процесса на всех ступенях образования: от детского сада и начальной школы через среднюю школу до высшего учебного заведения. Только в этом случае человеку можно привить любовь к родному краю, воспитать в нем патриотические чувства, повысить его экологическую культуру. Проведение урока в виде игры-викторины поможет сделать урок живым и интересным. Компьютерная презентация позволит ярко и лаконично представить весь материал мероприятия. Ученики в доступной и увлекательной для них форме получат знания о животных и природных богатствах родного края, быте и традициях коренных народов севера, рассматривая их в неразрывном органичном ом единстве.
Цель:
Закрепление знаний учащихся об изученных видах животных нашего края и ознакомление с бытом и традициями коренных народов севера.
Задачи:

образовательные:
 сформировать у учащихся специальные знания, умения, практические навыки;  проверить и закрепить знания учащихся о животных нашего края;  познакомить с легендами и загадками о животных хантыйского народа;
развивающие:
 развивать познавательную активность, путём вовлечения детей в самостоятельный поиск информации;  развивать познавательный интерес к животному миру родного края;  развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, общий кругозор школьников;
воспитательные:
 обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;  воспитывать экологическую культуру, патриотические чувства;  формировать у учащихся личную ответственность за сохранение животного мира и природных богатств родного края;  воспитывать уважение к традициям и культуре коренных народов севера;  формировать чувство бережного отношения к природе, ответственности и гордости за нетронутую природу родного края.
Ведущие принципы:
экологический и нравственно-эстетический принципы.
Форма проведения занятия:
игра-викторина.
Тип занятия:
комплексное применение знаний и способов деятельности.
Методы
соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся:
 словесный (объяснение, инструктаж, вопросы, рассказ гостя).  наглядный (картинки, слайды, карточки – рисунки, выставка книг по теме).  частично – поисковый (сообщения учащихся, подборка материала из книг, учебника ,интернет ресурсов к занятию).  игровой (игра «Кормушка», игра – пантомима «Изобрази птицу» и т.д.).
Формы организации деятельности:
групповая и индивидуальная форма работы.
Возраст
: 7 лет
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация Microsoft Power Point.
Материалы к мероприятию :
наглядные пособия, картинки, слайды, карточки – рисунки, карточки с заданиями, выставка книг по теме, костюмы хантов, бубен.
Этапы занятия:

1.

Вступительная часть:
 Вступительное слово учителя.
2.

Основная часть:
 Разминка (вопросы, загадки, поговорки);  Игра «Собери пазлы»;  Подвижная хантыйская игра «У оленя дом большой»;  Игра «Портрет птички»;  Игра «Кормушка»;  Игра «Узнай птицу по её голосу»;  Игра «Рябинка»;  Игра «Найди рыбу»;  Викторина «Угадай-ка»;  Сообщения учащихся;  Викторина «Как вести себя в природе?»
3.

Заключительная часть:
 Рассказ гостьи: «Легенда о медведе», «Медвежий праздник»;  Танец народов ханты;  Слово жюри.
4.

Рефлексия.

5.

Фото на память с гостями занятия.


Ход игры-викторины «Животные нашего края

»

(слайд 1)

I.

Вступительная часть (слайд 2 фильм)

Слово учителя:
Добрый день, ребята! Вы посмотрели небольшой отрывок из фильма. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?
(слайд 3)
Правильно, молодцы – о животных! Но сегодня мы проведем наше занятие в необычной форме, в форме игры-викторины. Мы разобьемся на три команды. У каждой команды будет свое название: «Воробьи», «Синицы», «Голуби». Наблюдать за нашей игрой и оценивать результаты будет строгое жюри.
II.

Основная часть

Учитель:
Мы с вами живем в маленьком красивом городе с интересным названием. (Дети называют) - А где находится наш город? (Называют округ и страну)
(слайд 4)
-Что вы видите на экране?
(слайд 5)
Какие это флаги? Молодцы! А сегодня на нашей игре-викторине мы с вами постараемся больше узнать о животном мире именно нашего края – Ханты-Мансийского автономного округа.
(слайд 6)
Помогать мне сегодня будут гости, Матвеева Татьяна Максимовна и ее дочь Маша. ( В класс входят под звуки бубна в национальных костюмах Татьяна Максимовна и Маша)
(слайд 7)

Татьяна Максимовна:
Ребята, что вам известно о народах ханты и манси? Где они проживают? Чем занимаются?
(слайд 8)
А вы знаете, чтобы помочь коренным народам оберегать природу, животный мир, нам надо как можно больше знать об этом мире природы. И сегодня мы проверим, что вы знаете о животных, птица, рыбах нашего края. 
Разминка:

вопросы:
- Кого принято считать хозяином тайги?
(слайд 9)
- Кого называют сохатым?
(слайд 9)
- Хитрая рыжая плутовка?
(слайд 9)

Учитель:
- А теперь давайте вспомним наших пернатых друзей. Вам нужно отгадать загадку и изобразить птицу (о синице, дятле и глухаре) . На слайде появляются картинки птиц)
(слайд 10)

загадки:
Ребенок с каждой команды загадывает загадку противоположной команде. Отгадки появляются на экране: белка, заяц, олень.
(слайд 11)

поговорки:
Ребята, в пословицах и поговорках часто людей сравнивают с животными. На примере животных показывают человеческие недостатки. Вы должны дополнить поговорку и объяснить ее значение.
(слайд 12)
( На слайде поговорка, после правильного ответа – картинка) 
Игры:

Игра «Собери пазлы»
(У каждой команды получится картинка с изображением животного)
(слайды 13, 14)

Подвижная хантыйская игра «У оленя дом большой
» (Проводит гостья мероприятия Маша)
(слайд 15)


Игра «Портрет птички»
Нужно соединить линией птицу и ее название.
(слайд

16, 17)

Игра «Кормушка»
Скоро наступит зима. Многие птицы нуждаются в помощи. Как мы можем им помочь? Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру «Кормушка». Вы – птички. Я разбрасываю корм (шарики), а вы за одну минуту должны собрать зернышки, каждая команда в свое ведерко. Летите сюда птички: голуби, воробьи, синички.
(слайд 18)

Игра «Узнай птицу по её голосу»
Нужно соединить стрелками названия птиц и их голоса. (У каждой команды на столе карточка)
(слайд 19)

Игра «Рябинка» (слайд 20)
Отгадайте загадку: Ягоды не сладость, Зато глазу радость. И садам украшенье, А друзьям угощенье. (рябина) Теперь для вас следующее задание. Чья команда «склюет» быстрее ягодки. ( На доске развешаны рисунки с изображением веточек рябины. На двухсторонний скотч прикреплены «ягодки». По команде участники всех трех команд по очереди подбегают к доске и снимают «ягодки».)
Игра «Найди рыбу»
Ребята, мы еще не всех животных вспомнили. Узнайте, о ком я говорю.
(слайд 21)
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. Вильнёт хвостом туда – сюда И нет ее, и нет следа. (рыба) А сейчас постарайтесь справиться со следующим заданием: соедините картинку с изображением рыбы и её название.
(слайд 22)

Учитель:
Ребята, а вы знаете, что на Земле есть животные, которых осталось очень мало. Исчезающие виды заносят в специальную книгу. Как она называется? К сожалению, и в нашем округе есть исчезающие виды животных. Сейчас вы сами должны узнать, какие животные нашего края занесены в Красную книгу России.
(слайд 23)

Викторина «Угадай-ка»
Вам нужно вычислить пример. ( Ответ примера будет ответом на вопрос. У каждой команды карточка с заданием (краснозобая казарка, сокол – сапсан, бобр)
(слайд 24)

Учитель:
Для чего исчезающие виды животных заносят в Красную книгу?
Выступления детей:
Небольшие сообщения заранее подготовленных учащихся о представленных животных.
(слайд 25)

Викторина «Как вести себя в природе?»
Ребята, как мы должны относиться к природе? Сейчас мы это проверим. ( Ребята выбирают правильную карточку- картинку)
(слайд 26)

Подведение итогов:
О ком мы сегодня говорили? Как нужно относиться к природе?
III.

Заключительная часть

Рассказ гостьи Матвеевой Татьяны Максимовны: «Легенда о медведе» и

«Медвежий праздник»
В начале занятия мы вспоминали хозяина тайги. А вы знаете, что для хантов медведь – это священное животное.
Существует хантыйская легенда о медведе.
(слайд 27)
Не знаю, правда это или нет, что раньше медведь был богом, у него были дети. И вот (дети есть послушные и непослушные) одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал: Иди куда хочешь. Маленький медведь упал на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает: «Пропаду теперь: ни вверх нельзя продвинуться, ни на землю опуститься. Съедят меня, наверное, черви». И, правда, подох медведь, стали из него выпадать черви на землю. Из больших червей вырастали, большие таежные медведи, а из маленьких... северные медведи без хвостов. А еще в хантыйских деревнях и стойбищах каждый год отмечают «Медвежий праздник». Ханты поклоняются медведю, приносят ему свои дары, угощения.
(слайд 28)
На медвежьем празднике можно увидеть хантыйских мастериц в расшитых рукавицах, смелых охотников, исполняющих танец с ритуальными палками, удивительный календарь в виде деревянной палки, на которой отмечалась количество спетых на праздники песен, а также можно было увидеть выступление театра марионеток. На празднике все веселятся, поют песни, исполняют хантыйскую музыку, играют в национальные игры. Давайте и мы с вами вместе станцуем хантыйский танец.
Танец народа ханты
(Маша танцует под музыку танец)
(слайд 29)

Учитель:
У нас получилось увлекательное занятие. Все хорошо потрудились. Попросим наше жюри объявить результаты игры-викторины. (После слов жюри всем обучающимся вручаются закладки с изображением животных.)
(слайд 30)

IV.

Рефлексия
И в завершении нашего занятия по теме: «Животные нашего края», ребята, подойдите, пожалуйста, к доске и прикрепите ту картинку с личиком, которая бы отражала ваше настроение, с которым вы сегодня принимали участие в игре- викторине.
(слайд 31)

V.

Фотография на память с гостями (слайд 32)


Используемая литература
1. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [Электронный ресурс]. – Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2004. – 1 оптич. диск (CD-ROM). 2. «Мы – дети природы»: Рабочая тетрадь по краеведению. 1-2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты- Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. 3. «Мы – дети природы»: Хрестоматия по краеведению для 1-2 классов / Сост.: Н. Г. Богордаева, Л. Г. Демус и др. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. – 158 с. 4. «Заповедник «Малая Сосьва»» фотоальбом/ А. М. Васин, А. Л. Васина – Москва «Унисерв», 2000. 5. googlesearch





Приложение 1

Загадки
Чёрный жилет, красный берет, Нос — как топор, хвост — как упор. (дятел) Спиною зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (синица) По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, да не лисица. (Белка) По полю скачет, ушки прячет Встанет столбом, Ушки торчком. (Заяц) Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень)



Приложение 2



«Узнай птицу по её голосу»
Соедини стрелками названия птиц и их голоса. Сорока чирикает Гагара ухает Гусь курлычет Журавль гогочет Филин стрекочет Воробей плачет и стонет Приложение 3
«Портрет птички»

Соедини название птицы с картинкой. Синица Поползень Снегирь Свиристель Воробей Приложение 4

«Найди рыбу»


Подставь название. карась ёрш щука сом Приложение 5

«Рябинка»
Приложение 6
«Угадай – ка»


3

8

7

9 + 1 - 2 =
Приложение 7

«Как вести себя в природе?»



Приложение 8
Легенды ханты и манси

Легенда о медведе
Не знаю, правда или нет, что раньше медведь был богом, у него были дети. И вот (дети есть послушные и непослушные) одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал: Иди куда хочешь. Маленький медведь упал на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает: «Пропаду теперь: ни вверх нельзя продвинуться, ни на землю опуститься. Съедят меня, наверное, черви». И, правда, подох медведь, стали из него выпадать черви на землю. Из больших червей вырастали, большие таежные медведи, а из маленьких... северные медведи без хвостов.
Легенда о горностае
Это было в то далекое время, когда все нынешние животные жили уже на земле, но не все еще были такими, как сейчас. Горностай в то время был темно- рыжим. Однажды наступила лютая зима... Умирающий от холода и голода горностай прибежал к чуму, взобрался наверх, к дымнику, сел у края погреться. От тепла его разморило, он и задремал. Старик в это время вошел в чум. Чуткий горностай встрепенулся, сорвался... и плюхнулся прямо в казан с горячей водой... Старик быстро выловил его. Горностай был чуть жив, а шерсть с него вся сошла. Старик бережно ухаживал за зверьком, и вскоре тот поправился, вместо темно-рыжей шерсти на нем выросла белоснежная. Горностаю жилось легко, ведь он ел готовую пищу, которую приносил с охоты старик. На случай неудачной охоты старик берег небольшой запасец сала. Однажды он увидел на нем следу острых зубов горностая. Сильно рассердившись, старик решил проучить воришку. Он сделал вид, что ушел на охоту, а сам, взяв обгорелую головешку, бесшумно вошел в чум. Но горностай был верткий из вертких, он сумел увернуться от удара, и старик задел только самый кончик его хвоста... С тех пор о горностае говорят: зверек с отметиной.

Легенда о глухаре


Когда-то жили все птицы вместе и не улетели в теплые края. Стало холодно, собрались все вместе и решили завтра лететь. Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, откуда должны были улететь птицы, но место было пустое, птицы уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели. Весной птицы прилетели. Он рассказал, как Приложение 9

Сказки дедушки Максима



Глупая мышка
(записана со слов жителя п.Аган Покачева Максима Еремеевича) Встретились как - то осенью в Покачёвском бору мышка и бурундук . Вышел у них спор : кто из них лучше запасы на зиму спрячет . Спорят , каждый свою правоту доказывает . Вот спорили они , спорили и решили , что надо каждому спрятать припасы в надёжное место , а зимой встретиться и разрешить спор . Думал бурундук , думал и не придумал ничего более надёжного , чем дупло дерева . Мышка же была горделива и очень хотела выиграть спор . Долго она размышляла . А потом взглянула на небо и , увидев маленькую тучку , решила : « Закопаю в норку под этой тучкой ! » Прошла осень , задули холодные зимние ветра – пора доставать съестные запасы . Встретились два спорщика на том же месте . Бурундук достал орешки из дупла . Мышка же решила удивить бурундука . Она сделала таинственное лицо и сказала : « А я спрятала свои зёрнышки вот под этой тучкой» . Мышка и бурундук подняли головы вверх , но небо над ними было голубое без единой тучки . Так глупая мышка поплатилась своими припасами за горделивость и хвастливость .

Кедровая шишка
Автор: Матвеева Т.М. В одном хантыйском селении , что на реке Аган жили старики : Максим и Валентина . Дети у них выросли и разъехались кто - куда . Как - то осенью отправила бабушка деда в лес за грибами на супчик . Дед Максим знал в округе все таежные тропы , ягодные , да грибные места , поэтому набрал грибов быстро . Радостный возвращался он по узенькой лесной тропинке домой с полным берестяным туесом за плечами . Вдруг он услышал чьё - то тихое и очень печальное всхлипывание . Подняв голову , он увидел на сосне белочку , которая горевала , что у неё не готовы припасы на зиму . Ни долго думая дедушка отдал все грибы белочке , а она подарила ему кедровую шишку лилового цвета . До наступления холодов дед Максим успел сделать запасы грибов на зиму . Но долгими зимними вечерами именно эта кедровая шишка , поставленная между оконными рамами для красоты , согревала душу старикам , давала надежду на новую осень .