"Профессиональный патриотизм современного педагога и этнокультурный процесс"

Автор: Ромашкина Румия Фатиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Лесная сказка"
Населённый пункт: г.Балашиха
Наименование материала: Эссе
Тема: "Профессиональный патриотизм современного педагога и этнокультурный процесс"
Дата публикации: 19.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эссе на тему: «Профессиональный патриотизм современного педагога и

этнокультурный процесс в МБДОУ №19 «Лесная сказка»

«Профессиональный патриотизм – ценностный

принцип человека, представителя педагогической профессии,

характеризующийся устойчивым отношением:

- к родной культуре, как источнику развития

- к себе, как ее носителю и источнику саморазвития

- к субъектам педагогической деятельности и общения

(обучающимся, родителям, коллегам) как источникам взаиморазвития.»

А. А. Майер
Актуальность обращения к данной теме обусловлена становлением гражданского общества, переходом к демократической системе управления государством, что в свою очередь определяет необходимость и важность проявления каждым человеком гражданско–патриотического поведения, в основе которого и лежит этнокультурное своеобразие, национальная принадлежность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», его новой редакции, подчеркивается, что система образования направлена на «…свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, бережного отношения к природе и окружающей среде; …защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; …создание благоприятных условий для интеграции системы образования…». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовательного учреждения утверждает следующие принципы: -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Согласно ФГОС часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально- культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В законе «Об образовании », статье 6 «Гарантии по воспитанию в образовательных учреждениях» говорится об обеспечении следующих гарантий: - воспитательный процесс, ориентирован на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с социумом, природой, самим собой; - формирование у обучающихся уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям,
толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом; Интеграция дополнительного и дошкольного образования, на современном этапе, становится необходимой, так как в нынешних условиях невозможно эффективно решать вопросы образования ребенка без широкого привлечения в этот процесс действующих социальных институтов, в частности учреждений дополнительного образования. Создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. А также детский сад приобретает импульс для развития и саморазвития. Развитие ДОУ за счет использования потенциала дополнительного образования происходит и у нас. Осуществление воспитательно-образовательной деятельности, обеспечение качества дошкольного образования невозможно без развития системы социального партнёрства и взаимодействия с компетентным педагогическим коллективом. На мой взгляд такое взаимодействие позволяет: - расширить спектр предоставляемых услуг; - рационально использовать как собственные ресурсы, так и ресурсы социальных партнёров; - привлекая к работе высококвалифицированные кадры: тренеров- преподавателей школы, педагогов и специалистов, социальных партнеров, расширяются границы доступности услуг дополнительного образования и повышения профессионального роста педагогических кадров; - обеспечить воспитанникам выход в открытое образовательное пространство города, области, региона, России; Для этого руководством нашего сада был разработан и систематизирован комплект методических документов по этнокультурному воспитанию через взаимодействие с социальными институтами.
Цель:
Обеспечить целостное развитие ребенка в процессе этнокультурного образования через системное взаимодействие ДОУ с социумом.
Задачи:
 Выявить уровень готовности педагогов ДОУ к реализации этнокультурного подхода в процессе взаимодействия с другими учреждениями образования и культуры;  Определить алгоритм повышения профессионального уровня педагогов в решении вопросов по организации взаимодействия с другими учреждениями образования и культуры;  Выявить пути взаимодействия с другими социальными институтами;  Создать модель сотрудничества с социальными институтами;  Разработать мониторинг для отслеживания результатов взаимодействия ДОУ с другими учреждениями.  Разработать и апробировать комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми на основе регионального материала и интеграции с другими социальными институтами.
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, способствует становлению конструктивных взаимоотношений педагогов с родителями, основанных на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования . Инновационная деятельность нашего дошкольного учреждения осуществляется на основе реализации этнокультурного подхода. Именно этнокультурный подход в образовании обеспечивает целостное гармоничное развитие ребенка, помогает определить его национальную принадлежность и ощутить себя представителем той или иной национальности. В детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческого начала: основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка ко всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. Дошкольное учреждение расположено в сельской местности, где еще живут носители (дедушки и бабушки) народной культуры русскоязычного населения Балашихинского района и деревни Черное, богатого своими традициями. Парадокс заключается в том, что педагоги, призванные воспитывать патриотические чувства и гражданскую позицию у детей, сами не знают о том богатейшем потенциале, который содержится в местности, жителями которой они являются. Обращение к данной теме вызвано также и реально сложившимся в практике дошкольного учреждения противоречием. С одной стороны очевидна необходимость реализации этнокультурного подхода в образовательной деятельности дошкольного учреждения, с другой – недостаточной этнокультурной грамотностью педагогического коллектива. Для устранения данного противоречия руководству сада необходимо было разработать адекватную особенностям ДОУ систему взаимодействия с социальными институтами, которая расширит возможности дошкольного учреждения, повлечет за собой рост профессионального мастерства всех педагогов ДОУ, что в конечном итоге приведет к повышению качества дошкольного образования. Для этого была разработана программа
«
Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах этнокультурного образования детей в процессе взаимодействия с другими социальными институтами», проект рабочей программы «История родной деревни»
(социально-личностное развитие ребенка), планы взаимодействия с другими учреждениями образования и культуры и др.
Предполагаемые результаты:
 определение системы взаимодействия с учреждениями образования и культуры;  обогащение этнокультурной среды дошкольного учреждения;  участие в конкурсах и методических выставках образовательных программ и проектов регионального и всероссийского уровней;  распространение передового педагогического опыта по этнокультурному направлению деятельности учреждения через публикацию в методических изданиях разного уровня;  повышение профессионального мастерства педагогов в решении вопросов по организации взаимодействия с другими учреждениями образования и культуры;  повышение качества образовательного процесса в ДОУ через тесное сотрудничество с родителями и интеграцию деятельности с социальными институтами. В результате сложившейся системы взаимодействия вырос авторитет дошкольного учреждения, его имидж. В процессе взаимодействия с социумом в дошкольном учреждении создана этнокультурная предметно – развивающая среда, способствующая становлению основ национального самосознания у детей: уважения к своему народу, его традициям, обычаям, понимание и принятие их. Активная деятельность детей в создании развивающей среды способствует пробуждению любви к природе, проявление заботливого отношения, участия, обретения навыков общения. «Традиционный русский костюм» позволяет сразу погрузиться в атмосферу нарядов русского человека, увидеть богатство и разнообразие стилей, индивидуальность почерка; мини-галерея «Природа Подмосковья» открывает неповторимый колорит русской природы во все времена года; аллея сказок ненавязчиво способствует становлению мифопоэтической картины мира ребенка. В результате взаимодействия с семьями воспитанников наблюдается динамика участия заинтересованных родителей и представителей различных организаций в решении актуальных вопросов формирования нравственной позиции дошкольников, что поистине делает данное направление приоритетным и повышает качество образовательного процесса в дошкольном учреждении. Тесное сотрудничество обеспечивает наличие у детей устойчивого интереса к жизни родного села в настоящем и прошлом, проявления заботливого отношения к односельчанам, обогащение представлений детей об окружающем мире и обретение способов позитивного разновозрастного взаимодействия. Данное сотрудничество выводит педагогический коллектив на новый качественный уровень. Педагогическому коллективу предоставляется
возможность для обогащения теоретического потенциала, повышения педагогического мастерства и практического опыта, развития самооценки и способности к самопрезентации через участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, методических выставках, экспедициях к старожилам села, в сотрудничестве с «организацией совета ветеранов Балашихинского района д.Черное» и т.д. Таким образом, взаимодействие с социальными партнерами, является важнейшим условием развития современного образовательного учреждения, так как раскрывает границы образовательного пространства, целостное всестороннее развитие детей и педагогов, и влияет на повышение имиджа дошкольного учреждения.