"Мы - друзья природы"

Автор: Кузнецова Ирина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района"
Населённый пункт: п. Ровеньки Белгородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мы - друзья природы"
Дата публикации: 19.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Кузнецова И. В.
В системе экологического образования и воспитания младших школьников большую роль играет внеклассная работа. Определяя содержание внеклассной работы в своем классе, я стараюсь исходить из принципов: связи с жизнью, с проблемами, которые решает район, область, страна; связи с программным материалом по предмету «Окружающий мир»; соответствия содержания внеклассной работы возрасту учащихся, их умственному развитию и интересам. Так же в основу внеклассной работы проводимой мною поставлен краеведческий принцип изучения и охраны природы. Примером такой работы является экологическое мероприятие «Мы – друзья природы», которое было подготовлено и проведено с учащимися 4 класса.
Экологическое мероприятие «Мы – друзья природы»

Цели:
способствовать формированию у обучающихся представлений о целостности мира природы, общества и человека; развивать у учащихся умение давать оценку поведению окружающих и оценивать собственные поступки; воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю.
Оборудование:
фонограммы песен, фонограмма с пением птиц, компьютерная презентация, карточки для проведения конкурсов, костюмы для инсценировок.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»

Учитель
. Дорогие ребята, ежегодно 22 апреля жители 136 стран мира проводят различные акции посвященные Дню Земли. Жители этих стран обеспокоены состоянием окружающей среды. Я приглашаю вас сегодня присоединиться к этим людям и отправиться в ближайший лес, для того чтобы узнать не нуждается ли он в нашей помощи. Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо многое знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. Дети делятся на две команды. Каждой команде вручаются карточки с названием различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, полиэтиленовый пакет, консервы, зонтик, хлеб, утюг, ролики, теннисные ракетки, зубная щетка, мыло, компас, коньки, учебники. Выберите предметы, необходимые для похода. ( На выполнение задания дается одна минута)
Учитель.
Все готовы? Пора в путь!
Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать».
(Слайды с изображением картин природы Белгородской области.)
Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, - мы свои!
Лес.
Здравствуйте, ребята! Я – Царь леса. Я охотно покажу вам свои владения, если вы ответите мне: - Для чего людям нужен лес?
Учитель.
Ребята, давайте ответим: Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен?
Дети дают свои ответы. (
Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают о жары, а зимой спасают от холода и т. д.)
Ученик
. В историческом прошлом нашей области лес служил преградой от набегов татаро – монгольской орды и крымских татар. В 18 веке дубравы использовались для поставки древесины для строительства русского флота. По указу Петра 1 лес строго охранялся, что способствовало сохранению его в качестве заповедного.
Ученик.
А еще некоторые деревья не позволяют нам забыть о нашем прошлом. На сорок метров в диаметре раскинул свои ветви могучий великан – дуб в с. Дубовое Белгородского района, посаженный в 1654 году в знак дружбы между Россией и Украиной.
Лес
. Ребята, а вы хорошо знаете деревья и кустарники, которые растут в нашем лесу? Тогда я предлагаю вам поиграть в игру. Дети встают в круг, ведущий – в центр круга. Когда ведущий назовет какое- нибудь дерево леса (например, березу), дети должны поднять руки вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с опущенными руками, назовет травянистое растение (например, тысячелистник), дети должны присесть. Ведущий перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, душица, береза, ель, подорожник, сосна, калина, клен, ива, зверобой, ландыш и т.д.)
Лес.
Молодцы, ребята! Отправляйтесь путешествовать по моему лесу, но помните: Лес много вам даёт, А взамен ничего не берёт. Будьте добрыми к нему.
Учитель
. Чтобы веселее было идти, споём песню “Русский лес”.
Учитель.
Ребята! Какие сказочно красивые деревья вокруг! Но что это за шум? Деревья бунтуют. Давайте подойдём поближе, послушаем и скажем: - Почему бунтуют деревья?
Сценка “Бунт деревьев”.

Мальчик
. Рисую я, рисую, как попало. (Рвёт бумагу) Тетрадь взял большую, Бумаги в ней мало. Не так нарисовал. (Рвёт)
Ещё листок порву я И всё начну сначала. (Ломается карандаш) Очень сильно нажал. (Точит, ломает, бросает карандаш) Ничего им теперь не нарисуешь. Буду делать голубей. (Делает)
Дерево
. Остановись! Посмотри, сколько ты испортил бумаги, карандашей.
Мальчик.
Ой! Кто это говорит?
Дерево.
Это я, Дерево.
Мальчик
. Как Дерево? Разве деревья умеют разговаривать?
Дерево
. Да, когда они больше не могут молчать. Разве ты не знаешь, что бумагу делают из дерева?
Мальчик.
Подумаешь. Не имеешь права меня учить и ругать!
Дерево
. Не имею права? Эй, братья и сёстры мои, деревья. Сюда! Ко мне! (Вбегают деревья)
Мальчик.
Что вам от меня надо?
Ель.
Это ты рвал бумагу?
Рябина
. Это ты портил её и бросал?
Ель.
Это он оборвал у нас ветки.
Дуб.
Это он резал острым ножом нашу кору!
Мальчик
. Ой! Разойдитесь! Пропустите меня!
Дуб
. Что нам с ним делать?
Берёза
. Его надо наказать!
Мальчик.
Не надо! Я боюсь!
Рябина
. Давайте разорвём его так, как он рвал тетради.
Мальчик.
Ой! Мама!
Дуб.
Надо сделать из него бумагу.
Мальчик.
Мамочка! На помощь! (плачет)
Рябина.
Хорошо бы его поточить, как он точил карандаши.
Ель.
Надо оборвать ему уши, как он оборвал наши ветки.
Мальчик.
Ой! Мамочка! Мне будет больно?!!
Ель.
А разве нам не было больно??!
Мальчик.
Я больше не буду.
Берёза.
Мы тебе не верим.
Мальчик.
Честное слово.
Учитель
.- Прав ли мальчик? -Как надо вести себя по отношению к деревьям? ( Нельзя рубить деревья. Нельзя ломать ветки деревьев. Нельзя повреждать кору деревьев. Нельзя оставлять надписи на природных объектах.) - Мальчик, ты понял?
Мальчик
. Я всё понял. Я всегда буду беречь деревья и всё, что из них делают. Отпустите меня, пожалуйста, домой.
Дерево
. Нет! Погоди! Собери бумагу, которую ты испортил и сдай её в утиль.
Ученик
. Храните дерево от топора: Оно высокое и вековое. Даёт нам тень,
Когда стоит жара, Оно чарует всё живое!
Конкурс «Оцени ситуацию».
Учитель делит ребят на две команды и предлагает разным детям поочередно то из одной, то из другой команды, оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что нет. Сюжеты, в которых дети должны разобраться. – Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик. – Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (гнездо соловья). Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула на место. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. Ребята гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но так и не нашли своего любимца.
Учитель
: Ребята! Чтобы сохранить наши леса, каждый из вас может: - посадить хотя бы одно дерево возле школы или около дома и ухаживать за ним. А сейчас продолжаем наше путешествие. Ученик читает стихотворение Игоря Чернухина. Звучит песня жаворонка. Белохатье мое, Белогорье- Степь Поля Да вербняк на лугу Ничего мне не надо другого, Ничего так любить не смогу И гремите, соловушки, звонко Вашей песне я сам подпою – Хорошо на родимой сторонке, В ветровом и раздольном краю! Белохатье Мое, Белогорье – Степь, Поля, Да вербняк на лугу. Ничего мне не надо другого, Ничего так любить не смогу.

Ученик.
Как здесь красиво! ( Слайд с изображением лесной полянки.) Вон кузнечик поскакал! Какая чудесная бабочка полетела. А запахи: клевер, ромашек – море, колокольчики зазвенели.
Учитель
: Ну, тут, наверное, проблем нет!
Ученик
. Но, что это? Прислушайтесь! (Слышен плач. На сцену выходит Мудрый светлячок, несет фонарик.)
Мудрый светлячок
: Ой, ой, ой, почему я не такой, как другие светлячки? Мой фонарик разбит. Кому сверкать, а мне страдать, опять пылать, сгорать. Что за несчастье?! Ой, я сам не свой!
Ведущий.
Что с тобой случилось, бедолага?
Мудрый светлячок
. Искал я росинку, чтобы напиться, Да на стекляшку наступил, Мне она вонзилась в лапку И фонарик я разбил. Видно кто – то отдыхал тут И бутылку здесь разбил. Отдохнув, пошел он дальше, За собой убрать забыв. А теперь хожу, ищу я, Кто поможет мне в беде. -Ой! Сколько мусора!?! Нужно его собрать, и постараться снова зажечь мой фонарик.
Учитель
. Не плачь, Мудрый светлячок, можно мы тебе поможем?
Мудрый светлячок
. Мне может помочь только тот, кто является настоящим другом природы. Друзья, за год в нашей области образуется около 3 млн. тонн отходов человеческой деятельности. Среди них такие как стекло, пластик, жесть. А вы знаете, что стекло — материал очень прочный. Археологи находят стеклянные сосуды, которым 4 тысячи лет. Считается, что время распада стекла — 10 тысяч лет. Еще среди современных материалов очень популярен пластик. Пластик — это материал, который может оказать вредное влияние и на растения и на животных и на человека. Наверное, не стоит дожидаться, пока все луга и леса в окрестностях поселков и городов Белгородской области будут завалены мусором. (Демонстрируются слайды соответствующие вышесказанному) Вот вы, например, знаете куда нужно девать мусор если вы находитесь на природе?
Ответы детей из зала.

Ученик.
Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу. Звучит стихотворение белгородского поэта Игоря Чернухина «Доверие». Уйди из дома в чисто поле И приглядись к земле родной, - Там все слилось: Покой и воля И свет небесный и земной. И если ты умом не нищий
Среди просторов ты поймешь: Кому с любовью птицы свищут И низко кланяется рожь. Не сотвори огонь вселенский, Природы «царь» и чародей. Ведь эти холмы перелески Душе доверились твоей Они с надеждою утрами Встают… Твоя душа добра ли?
Учитель.
Никуда, Мудрый светлячок, тебе ходить больше не надо. Ты нашел кого искал. Наши ребята друзья природы, птиц и зверей, они помогут и тебе и природе. - Мы полянку уберем, весь мы мусор соберем (дети собирают мусор) и починим твой фонарик (чинят фонарик).
Мудрый светлячок
. Спасибо, вам ребята, за то, что вы помогли мне. Я вижу, что вы действительно настоящие друзья.
Ученик.
Ну, теперь порядок!
Появляется девочка в костюме Ромашки.

Ромашка.
Как ты ошибаешься! Посмотрите на меня. Вы знаете кто я? Сердцевина желтая у цветка того. Будто крошка солнышка забралась в него. Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям, но оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня, пожалуйста! Кто будет вас лечить, если мы исчезнем? Ведь в нашей области заготовка лекарственного сырья ведется по 26 видам растений! Конкурс между двумя командами.
«Кто больше знает лекарственных

растений Белгородской области
» (Учитель демонстрирует слайды с изображением лекарственных растений)
Ромашка
. Ребята, а вы знаете, когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается большое количество питательных веществ: цветки - в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его, корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
Ромашка.
Ребята, из - за неразумного использования растений человеком некоторым растениям нашей области грозит исчезновение. На лугах, на холмах и склонах оврагов уже очень редко можно встретить такие растения как: пион тонколистый, прострел луговой, Венерин башмачок настоящий, полынь беловойлочная, волчеягодник Софии, сон – траву, копеечник украинский, левкой душистый. Все эти растения занесены в Красную книгу Российской Федерации. (Б. 301) (Учитель демонстрирует учащимся слайды с изображением перечисленных растении) Ученик: С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у цветов, И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди плачут И росу роняют на песок.
Ученик.
- Не волнуйся, ромашка! У людей есть одно замечательное свойство, которое состоит в том, что они умеют исправлять свои ошибки. Примером этого является создание заповедников и заказников. Наша область является тому подтверждением. В Белгородской области создан государственный заповедник «Белогорье», на территории которого находится под охраной такое дерево как сосна меловая, а так же создано 208 заказников, памятников природы, родников, а у нас в Ровеньском районе имеется национальный парк по р. Айдар. (Учитель демонстрирует слайды) Мы будем вас беречь и посадим еще много новых цветов. Дети берут цветы, сделанные из бумаги и «высаживают» их на полянке.
Ромашка.
Ах, как мне это нравится! (Показывает на изображение «цветущего луга».)
Ученик
: Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг! Природа наш хороший, Наш добрый верный друг. Для нас лесной кузнечик споет среди травы. А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Учитель
. А нам пора возвращаться. Наше путешествие подошло к концу. И в завершении нашего путешествия я хочу рассказать вам притчу: «Ученики решили провести своего учителя, доказать, что он может ошибаться. Один из учеников взял в руки птенца. Все договорились, что если учитель скажет, что птенец жив, то ученик задушит его, а если скажет, что птенец мертв, то ученик раскроет ладони и все увидят, что птенец жив. Таким образом, учитель обязательно ошибется. Когда ученики пришли к учителю и спросили его: « Жив птенец или мертв?» – тот мудро ответил: «Все в ваших руках». Я рассказала вам эту притчу для того, чтобы вы не забывали, о том, что все живое вокруг находится в ваших руках и о том, что маленькие люди тоже могут творить большие дела.
Ученик
. Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. И прекрасна жизнь вокруг, Человек природе – друг!
Мудрый светлячок
. Вы друзья не подкачайте, Правдивыми и честными быть обещайте.
Дети.(хором) Обещаем!
Мудрый светлячок
. Не обижать ни птахи ни сверчка, Не покупать для бабочки сачка. Дети. (хором) Обещаем!
Мудрый светлячок
. Любить цветы, леса, простор полей. Все, что зовется Родиной твоей. Дети.(хором) Обещаем! Литература 1. Белгородоведение.//Под ред. Шаповалова В.А. - Белгород, 2002. 2. Гордеева В. А. и др. Путешествие Лучика.//ж. «Начальная школа» 1999.№12. 3. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы//ж. «Начальная школа» 2004 №6. 4. Щербакова О. Лето, лето.//Газета «Начальная школа» 2001 №19. 5.Пильщикова Е. и др. Путешествие в Экоград.// газета «Начальная школа» 2001 №20 6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М.,2003 Трудно переоценить роль внеклассных занятий по предметам в начальной школе. Мало того, что они существенно углубляют знания полученные учащимися на уроках, они позволяют выйти далеко за рамки программы, расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения. Целенаправленное изучение экологической ситуации, которая сложилась на территории родного края, помогает школьникам осваивать моральные и нормативные отношения к природе. Изучая окружающую среду на внеклассных занятиях, младшие школьники на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде.