"Игра как способ повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Автор: Лапина Евгения Вячеславовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: "Ленинская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г. Ленинск Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как способ повышения эффективности познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Дата публикации: 20.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игра как способ повышения эффективности

познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Уроки по игровой методике способствуют общему развитию личности, умению работать в команде, когда во время сплоченной работы можно решить поставленную проблему. Существует весьма распространенное мнение, что задача школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ученик. Но есть ещё один элемент, роль которого в школьной жизни огромна, - это отношение к тому, что знаешь, умеешь и делаешь [2]. Что происходит со знаниями? Они растут: у одних быстро, у других - не очень. С отношением – сложнее. Оно не растет и не убывает – оно меняется, меняется порой быстро и непредсказуемо. Восторг и радостное потрясение, которое испытывал на первых уроках химии, завтра могут уйти, и все станет привычным, ожидаемым, нормальным. За ощущением предсказуемости последует безразличие, а если представить самое худшее, то и раздражение и отвращение. Впрочем, такой ряд вовсе не закономерен: любое состояние может оказаться переломным, и безразличие снова станет сначала заинтересованностью, а затем восторгом. Гуманистический подход к конструированию педагогической деятельности приводит многих исследователей ( Е.В. Бондаревская, Н. М. Борытко, О.С. Газман, В. В Сериков, И. С. Якиманская и др.) к категории педагогической или дидактической ситуации как «системы внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность ». В отличие от прямых воздействий педагогические условия придают индивиду «ценность, одноактность и неповторимость всех жизненных положений, открывают путь переживанию и деятельности». Целостность научной картины мира в сознании, обусловленном наличием логических связей между отельными элементами. Недостаток, какого–либо звена приводит к разрыву логических связей. Необходимость приобретения конкретного знания для придания целостности субъект определяет самостоятельно. Учащийся ориентируется на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивает и выбирает информационный материал, переводит знания, умения и навыки, получение при изучение различных предметов , на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий [3]. Игровая деятельность учащихся – одно из самых эффективных средств физического и интеллектуального развития личности ребенка, доступных для введения в практику учителя и любимых детьми. «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений», - писал В. А. Сухомлинский. Неинтересно и безрадостно, оказывается, жить в школе ребенку без игры и театрализации, погружения в мир фантастики и приключений. Самостоятельная деятельность учащихся в игре способствует раскрытию творческого потенциала личности каждого ребенка и коллектива, созданию на уроке радостного настроя, воспитанию культуры общения, появлению желания самообразования у школьников. Игра требует максимальной отдачи, учит быстро ориентироваться в изученном материале, логически мыслить, быстро принимать решения и нести ответственность за них перед командой. Правильная, продуманная организация игры предусматривает установление определенных правил, обязательных для учителя и ученика, а значит, исключает возможность субъективной оценки и приучает ребят самостоятельно оценивать уровень своих знаний в сравнении с подготовкой других. Основной мотив игры не результат, а процесс. Это усиливает ее развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и
образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов – их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний ( уроки-путешествия ) - к объяснениям (уроки- экспедиции, исследования). Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизируется учебный процесс. Для игровых форм урока характерно: - моделирование определенных видов практической деятельности; - моделирование условий, в которых протекает деятельность; - наличие ролей, их распределение между участниками игры; - различие ролевых целей участников игры; - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; - наличие общей цели у всего игрового коллектива; - групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры. Процесс игры способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативности знаний [4]. Игры часто используются мною на различных уроках: изучение нового материала, обобщающих, заключительных по теме. Особое место занимают обобщающие интегрированные уроки химии-биологии. Например, игры – упражнения я провожу как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новый ситуации. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, загадки. Эффективно использовать такую работу при изучении тем: «Химические элементы», «Основные классы неорганических веществ», «Металлы и неметаллы». Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысливания и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. В этой форме проходят уроки по темам: «Периодическая система химических элементов», «Путешествие в мир кислот », «Углеводороды». Игра-соревнование может включать в себя все виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра–соревнование позволяет мне в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.. В какой форме проходят интегрированные уроки химии и биологии по темам «Обмен веществ и энергии. Круговорот веществ», «Кислород». Перед современным педагогом стоит непростая задача: сегодня, в начале 21 века, необходимо не только снабдить учащихся крепкими, фундаментальными знаниями, но и научить их самостоятельно находит решения встающих на пути проблем. Ритм современной жизни диктует свои правила – в дальнейший успех ребенка в жизни во многом зависит от навыка рассматривать проблему с точки зрения исследователя и умения сделать выбор в направлении ее решения.
Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требует ориентировать образование на не достигнутый еще уровень науки и техники. Эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию [1]. Иван Алексеевич Сикорский, размышляя об умственном и нравственном развитии детей, писал: « Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли…» Активизация познавательной активности и развитие интеллектуального мышления – те проблемы, которые решаются в процессе игротворчества, коллективного радостного действия учителя и учеников. В состоянии эмоциональной приподнятости. Проверка знаний на обобщающем уроке в форме игры ненавязчива, не вызывает у ребенка неприятных ощущений, а усвоение, после неоднократного повторения в различных вариантах, достаточно эффективно. К тому же игра предъявляет ребенку и нравственные критерии, вырабатывает понятия справедливости, честности, ответственности перед командой. Развитие коммуникативных компетенций, доброжелательного отношения друг к другу – важный аспект игры, как и вежливость, корректность, тактичность. Для учителя важно не просто выдать знания, а « погрузиться в игру», объединить ее одним сюжетом. Стать на один урок « экскурсоводом», сыграть роль « банкира» или « судьи». Если это удается, ребята отзываются на творческие предложения учителя и урок становится праздником, которого ждут дети и педагог. « Игра – восьмое чудо света!» говорит замечательный педагог С.А. Шмаков, так пусть чудо совершается на уроке!
Список литературы:
1. Антонцева Н.А. Развитие исследовательской компетенции учащихся / Н. А. Антонцева.// Сб. « VIII Областной фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов». Волгоград, 2009. 640с. 2. Данилов С.В. Праздник длиною в учебный год/ С.В Данилов, Л.С. Илюшин. М.: «КАРО», 2001. 574с. 3. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Ч.2. Ростов- на- Дону: « Учитель», 2005.288с. 4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии / Е.В. Тяглова М.: « Глобус», 2008. 224с.