Напоминание

"Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Мызрова Светлана Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 205"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста.
В наше время наиболее актуальной становится проблема воспитания разносторонне развитых, образованных, высоко-интеллектуальных членов общества. И работа над решением этой проблемы должна начинаться уже с самого раннего возраста детей. Самое главное для воспитателя - это обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие детей, т.к. годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления совершенно новые, ранее отсутствующих психических особенностей. Каждый год в психике ребенка появляются новые черты, и воспитатель должен стремиться создать наилучшие условия для их дальнейшего становления и раскрытия. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Воспитатель может и обязан помочь ребенку развить и реализовать свои возможности. Не нужно жалеть затраченного времени. Оно многократно окупится. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. Основным видом деятельности младших дошкольников является
игра
. У них доминирует непроизвольная, эмоциональная память. Поэтому, опираясь на данные характерные особенности детской психики, свою работу по развитию памяти необходимо строить на основе интереса их к изучаемому материалу. И прав был французский писатель А.Франсу: “Учиться можно только весело … Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.” Уже давно доказано, что “непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека”, т. е. ребенок лучше оставляет в своей памяти то, с чем он совершал действия. Целесообразно организовывать разнообразную деятельность дошкольников (игровую, трудовую, учебную) соответствующим образом. Использовать различные формы ее организации: фронтальную, индивидуальную, групповую, самостоятельную работу, работу с раздаточным материалом. Включать в нее элементы театрализованных действий, игровые моменты, занимательные вопросы, проблемные ситуации, сюрпризные моменты, яркие наглядные пособия и другое. Особенно легко запоминается и сохраняется материал, с которым маленький ребенок, что-то делал: ощупывал, подбирал пары, вырезал, строил, перекладывал, изображал …
Этот действенный практический путь восприятия надолго сохраняет свое преимущество против запоминания только путем зрительного (или тем более, слухового) восприятия заучиваемого материала. Поэтому на занятиях при знакомстве с новыми предметами, их свойствами нужно дать детям возможность изучить новый материал “со всех сторон”. При этом большую помощь оказывает тактильная память. Для ее развития можно использовать такие игры, как “Чудесный мешочек”, “Занимательные дощечки”, “Разноцветные полоски”, “Найди, что опишу”, которые помогают детям изучить и запомнить предметы на ощупь. Память очень тесно связана с речью. Ее развитие у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Работая с трехлетними детьми, необходимо решить три основные задачи: 1.обогащать словарь детей; 2. добиваться чистоты звукопроизношения; 3. воспитывать связную речь детей, т. е. учить их строить простые предложения. В результате систематических бесед обогащается словарь ребенка. На четвертом году жизни дети, осваивая новые слова, включают их не только в пассивный, но и в активный словарь, объем которого быстро растет, благодаря памяти. Более значимую роль в жизни ребенка на этом этапе развития имеют зрительная и слуховая память, т. к. большая часть информации к детям попадает именно через эти органы чувств. Для развития слуховой памяти нужно разучивать с детьми стихи, потешки, песенки, пословицы, загадки, считалки и т. д. Каждый день должен начинаться с речевой гимнастики, во время которой дети разминают не только свой язычок, но и тренируют память. Фольклорный материал желательно использовать как на занятиях, так и во время других режимных моментах: при умывании, при укладывании спать и т.. Используйте игры: “Повтори фразу”, “Запомни слова”, во время которых активно тренируется слуховая память. Очень нравятся детям такие игры, как “Что звучит?”, “Игра с колокольчиками”, “Кто позвал тебя, узнай”, в которых развивается не только память, но и музыкальный слух, чувствительность к звукам. Для развития зрительной памяти тоже можно использовать различные игры, например: “Опиши по памяти”, “Найди, что опишу”, которые помогают развивать и речь. Очень нравятся детям такие игры, как: “Что изменилось”, “Прибавилось или убавилось”, “Повтори по порядку”, где, играя с привычными игрушками, ребята не заметно для себя развивают свои способности. В этих играх на первоначальном этапе используются 4 предмета, постепенно их количество увеличивается, тем самым усложняя саму игру. Так же можно предложить детям настольно-печатные, разрезные 2
картинки, пазлы, где дети собирают предметные и сюжетные картинки из составных частей, которые (для усложнения задания) постепенно уменьшаются в размере, а их количество растет. На начальном этапе необходимо использовать вспомогательные картинки (образцы). Перед прослушиванием того или иного произведения нацеливайте детей, читайте, используя зрительные образы, а после первичного прослушивания материала детьми выясняйте полноту восприятия его по средствам вопросов. Если ребята поймут сюжет, им намного легче будет запомнить все произведение. У детей доминирует непроизвольная память. Наиболее легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Поэтому при знакомстве с рассказом или сказкой необходимо использовать эмоциональное воспроизведение текста, при чтении и заучивании материала – демонстрировать рисунки на фланелеграфе, на магнитной доске, яркий наглядный материал или использовать настольный или кукольный театры, где дети могут взять героев в руки, рассмотреть их, а затем и поиграть. Так же эффективны опорные картинки, которые помогают запомнить и воспроизвести текст в правильном порядке. Детям очень нравятся словесные игры, подвижные игры со словами и физкультминутки, где они запоминают не только слова, но и движения. При этом развивается как слуховая, так и моторная память. Так же эффективны такие упражнения, как “Доскажи словечко”. В них дети запоминают рифмующиеся слоги и повторяют их, либо добавляют слова по смыслу. Но во втором случае стихотворение должно быть прочитано заранее и целиком. Для развития моторной памяти можно использовать следующие игры: “Запомни движение”, “Слушай и исполняй”, “Как?” Чем более активной и содержательной будет деятельность детей с материалом, тем выше окажется продуктивность непроизвольного запоминания ими материала. И все это можно достичь через игровую деятельность, так как игровой метод является лучшим в развитии познавательных способностей детей, в том числе и памяти. 3