"Организационная сторона деятельности логопункта в ДОУ"

Автор: Матвеева Виктория Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №59 "Золотая рыбка" Щелковского муниципального района Московской области
Населённый пункт: г.Щелково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организационная сторона деятельности логопункта в ДОУ"
Дата публикации: 21.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка на тему: «Организационная сторона деятельности логопункта в ДОУ» . В современной системе дошкольного образования основательно раскрыты научно- методические подходы к разработке задач и содержания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Однако вопрос организационной стороны деятельности учителей- логопедов, до сих пор остается открытым как для опытных, так и для начинающих специалистов. Одна из причин – отсутствие единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию. Важную роль в организации работы логопедического пункта имеет создание «Положения о логопедическом пункте» Одним из главных пунктов в этом положении являются- права и обязанности сторон, с которыми знакомят родителей на первом организационном родительском собрании под подпись. При спорных вопросах о деятельности логопункта можно всегда опереться на это положение. На первом педсовете обязательно утверждается приказ о работе логопункта в новом учебном году. В положении о логопункте МДОУ , с которым знакомим родителей в начале учебного года, начиная со средней группы, доводим до сведения родителей, в каких случаях возможно отчисление ребенка: - пропуски детского сада более 3 месяцев по неуважительной причине - систематическое невыполнение требований учителя-логопеда При проведении логопедического обследования воспитанников ДОУ важно увидеть динамику развития речи ребенка в течении учебного года. Приведенный ниже листок обследования и динамики речевого развития позволяет это увидеть.
Груп -па дата Состоян. артик аппарата Состоян. фонемат. восприятия Состояние звукопроизно -шения Состояние общей и мелкой моторики Состоя- ние связной речи Услов- ная групп -па Нача -ло года Конец года По результатам обследования каждый из детей , начиная со средней группы, может быть отнесен к одной из групп. Дети второй младшей группы из-за возрастных особенностей развития речи относятся к подгруппам по несколько другим параметрам: Условные обозначения: • 1 гр. – выраженное отставание в речи • 2 гр. – значительное отставание в речи • 3 гр. – незначительное отставание в речи • 4 гр. – развитие речи в пределах допустимой нормы Образец таблицы: Список детей 2 младшей гр. № Фамилия, имя ребенка Дата рождения Речевое развитие примечание Начало года Конец года Дети других возрастных групп , не прошедшие ПМПк и ПМПК относятся к следующим группам: 1 группа. Речевое развитие ребенка соответствует возрасту (дефектов звукопроизношения нет, либо дефекты возрастные, фонематическое восприятие не нарушено) 2 группа. Речевое развитие ребенка подлежит динамическому наблюдению ( имеются незначительные дефекты звукопроизношения, находящиеся на грани возрастной нормы, либо
звук находится на стадии автоматизации). Такие дети подлежат осмотру и при необходимости переводятся в следующую категорию. 3 группа. Речевое развитие ребенка нуждается в коррекции, имеются дефекты звукопроизношения, не соответствующие возрасту. 4 группа. Дети нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения ( т.е. в переводе в специальный детский сад). Для детей средней группы таблица по результатам обследования следующая: № Фамилия, имя ребенка Дата рожден Логопедическое заключение ПМПК или состояние речевого развития (условная группа) Дата зачисления на логопункт Примеч а ние Список детей подготовительной группы отличается от предыдущих, п.ч. многие дети завершили курс занятий на логопункте. Список детей подготовительной группы: № Фамилия, имя ребенка Дата рожд. Логопедическое заключение ПМПК Дата зачисления на логопункт Дата отчисления с занятий Примеча- ние Речь N Приведенные выше таблицы по группам целесообразно разложить по папкам: « Журнал обследования речи детей___группы логопункта ДОУ»которые включают в себя листы обследования и динамики речевого развития Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Чтобы родители серьезно относились к развитию речи ребенка, хорошо зарекомендовали себя «Экраны звукопроизношения» которые находятся в «Уголке логопеда» в раздевалке.
Существуют случаи , когда логопед приглашает родителей на консультацию по вопросам автоматизации звукопроизношения дома , постоянного невыполнения просьб и требований, а они не приходят. Тогда стоит пригласить письменно, используя следующую форму:

Приглашение на консультацию Уважаемая_____________________________________________ Приглашаю Вас на консультацию к учителю-логопеду ДОУ д/с ____с __00 до __00 . Довожу до вашего сведения ,что ваш ребенок __________________________________________ зачислен на логопункт ДОУ _____для занятий с логопедом. Согласно п.3.6. « Положения о логопедическом пункте при___ дошкольном образовательном учреждении где указанно : 1.« Родители обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 2. В случае, когда родители систематически ( более 3 месяцев) не обращают внимание на закрепление правильного произношения, не выполняют задания учителя-логопеда, с письменного уведомления ребенок отчисляется с логопункта ДОУ». Дата_________________ Планируя свою работу с родителями необходимо оформить «Журнал консультирования родителей»: № дата Ф.И. ребенка и родителей (или законных представителей) Тема консульта- ции Рекоменда ции Примеча ние
Бывают случаи когда дети , зачисленные на занятия пропускают детский сад более 3 месяцев по неуважительной причине, систематическое не выполняют требований учителя- логопеда, не прислушиваются к рекомендациям. Учителю-логопеду на логопункте приходится предупреждать таких родителей об отчислении, предлагаю текст, который я использую ниже. П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е Ваш ребенок ________________________________________ Зачислен на логопункт ДОУ д/с для занятий с логопедом. Довожу до вашего сведения о нарушении Вами п.3.6. « Положения о логопедическом пункте дошкольном образовательном учреждении __» где указанно : 1.« Родители обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 2. В случае, когда родители систематически ( более 3 месяцев) не обращают внимание на закрепление правильного произношения, не выполняют задания учителя-логопеда, с письменного уведомления ребенок отчисляется с логопункта ДОУ». С предупреждением ознакомлен(а)______________________ Дата_________________ На логопункте логопеды часто сталкиваются с родителями, которые не хотят видеть серьезные речевые проблемы , задержку психоречевого развития а иногда и умственную отсталость. Логопед старается, посылает к разным специалистам а родители, ничего делать не хотят. К 6-ти годам, они вдруг понимают , что проблема никуда не ушла и начинают обвинять всех, кроме себя. Чтобы раз и навсегда избежать таких неприятных ситуаций предлагается всем завести «Журнал исходящей документации логопункта» В него заносятся все выданные направления , а главное результат. Все направления и приглашения даются в 2-х экземплярах под подпись, один образец остается у логопеда Журнал регистрации исходящей документации логопункта МБДОУ
№ дата Исходящий документ Результат ЛИТЕРАТУРА: 2. Боровцова Л.А. « Документация учителя-логопеда ДОУ» Издательство «Сфера», 2010г.. – 65 с. 2.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М., 2003 3. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ /Под ред. Е.А.Каралашвили. – М. 2006 4. В.О.Йощенко «Руководство по организации работы логопеда в ДОУ(Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ) Издательство АРКТИ, Москва, 2008 Анкета автора: Матвеева Виктория Викторовна 30.06.1973 г.р. Учитель-логопед высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №59 «Золотая рыбка» Щелковского муниципального района Московской области Домашний адрес: 141109 г.Щелково Московской области ул.Комсомольская д.2 кв.16 e-mail: vikvik35@yandex. ru телефон 89031042501
паспорт : 4608 476026 выдан ОУФМС России по Московской обл. в Щелковском районе 24.12.08г. ИНН : 490901510358 Страховое пенсионное: №059-708-716-04