"Основные принципы решения проблемы готовности ребёнка к школе".

Автор: Золотых Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №19 "Родничок"
Населённый пункт: г.Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные принципы решения проблемы готовности ребёнка к школе".
Дата публикации: 21.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема выступления: «Основные принципы решения проблемы готовности ребёнка к школе». Авторы: Золотых Ольга Александровна воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №19 «Родничок», г. Старый Оскол Белгородской области. Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована как проблема несколько десятилетий назад. Понимание этого вопроса постоянно уточняется и конкретизируется.
Подготовка к школе – процесс сложный и многослойный, включающий в себя разнообразные компоненты. Сначала основное внимание было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, в настоящее время на первое место выдвинут вопрос - какие условия нужно создать для обеспечения эффективного поступательного развития ребёнка, его осознанного умения использовать разные способы и приёмы познания. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность. Развивая у ребенка навыки общения и сотрудничества, попутно решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации к школе. Соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребенку переход от дошкольной жизни к школьной. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе ) и мыслительными ( обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности. Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче, быстрее. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Познавательный материал используется в определенной системе, основанной на следующих принципах: Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальной нагрузки. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Дифференциальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов. Непрерывность и преемственность педагогического процесса. Опора на жизненный опыт ребенка. Позитивный центризм – отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста. В процессе работы решается целый комплекс задач: создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению; включение в работу системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции. Интеграция – процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему: - формирование психологической готовности к школе; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию размышлению; - преодоление интеллектуальной пассивности у детей посредством создания и решения проблемных ситуаций,
- формирование навыков решения проблемных ситуаций, самостоятельного поиска ответов; - развитие познавательного интереса и понимания наглядно выраженных временных, пространственных, функциональных, причинно–следственных связей; а так же умения пользоваться схемами, моделями. При выборе способов воздействия необходимо учитывать следующие рекомендации по развитию познавательной активности: 1. Предоставление ребенку возможности свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает. 2. Позитивная мотивация для той или иной деятельности. Для ее формирования необходимо постоянное подтверждение правильности действий ребенка, а так же создание ситуации успеха. 3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания. 4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия. 5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании). 6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого. 7. Необходимо побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие ответы. 8. Показателем успешного обучения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку, и снижает активность. Необходимо постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы. Интерес – самый лучший стимул для занятий, он помогает ребенку развиваться по- настоящему творческой личностью и дает ему возможность получать радость от интеллектуальных занятий. Немаловажно стабильное использование в работе с детьми развивающих заданий и игр, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, целенаправленных и произвольных форм поведения, дидактических игр на конструирование. Существенным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи. Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску.