"Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (ФГОС) к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской"

Автор: Шептицкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Стан-Бехтемирская СОШ" Бийского района Алтайского края
Населённый пункт: с.Стан-Бехтемир
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (ФГОС) к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской"
Дата публикации: 22.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Стан-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО протокол № __ от _________ Руководитель МО _________ Шептицкая Т.И.
Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»
для 5 класса основного общего образования Составитель программы: Шептицкая Т.И., учитель русского языка и литературы высшей категории 2015 год
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР _____________ (Осадчева Е.В.)
УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «Стан-Бехтемирская СОШ» _______________ (Ваняев А.В.) Приказ № ______ от _______ 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы. 4. Рабочей программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский //– М.:Просвещение, 2015.-с.4-40; 5. Приказа Минобразования и науки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 6. Учебного плана муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стан- Бехтемирская СОШ» Бийского района Алтайского края на 2015 – 2016 учебный год. 7. Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога «Стан- Бехтемирская СОШ». Программа реализуется учебником «Русский язык: 5 класс», Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. /Научный редактор Н. М. Шанский. Москва, Просвещение, 2015. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:  пояснительную записку;  учебно-тематический план;  содержание учебного курса;  поурочное планирование;  планируемые образовательные результаты;  критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения  лист внесения изменений в Рабочую программу
Настоящая программа рассчитана
на 5 часов в неделю (175 часов в год)
и является программой базового уровня обучения. В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП , образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Цели обучения
• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечи вающих свободное владение русским литератур ным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодейст вию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуа циях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расши рение круга используемых грамматических средств; • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информацион ный поиск, извлекать и преобразовывать необхо - димую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Реализация указанных целей достигается в процес се формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингви стической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач
• Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; • формирование прочных орфографических и пунк туационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словар ного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системно сти, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навы ков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обуче ния. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как
основы для овладения учебным мате риалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм ра боты: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает усло вия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и со знательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процес сы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки, рас крывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемствен ности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематическо го повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, раз - нообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выде лять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между граммати ческим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный пред мет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки само стоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв но связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении:
развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информа ционно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик тантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Про веряю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и
пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно- научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-тематический план курса



п/п

Раздел

Кол-во

часов

Из них

Развит

ие

речи
1. Язык и общение 3 1 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем 20 3 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 30 7 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 15 3 5. Лексика. Культура речи. 8 2 6. Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 4 7. Морфология. Орфография. 70 14
Культура речи. Имя существительное 21 4 Имя прилагательное 14 4 Глагол 35 6 8. Повторение и систематизация изученного 7 2 всего 175 50
Содержание программы

Язык и общение.
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограммы. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание согласных , непроизносимых согласных в корне слова. Буквы –и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов со словами. Части речи. Глагол. Тся- ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами. Имя существительное. Е- И в окончаниях существительных. Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных. Местоимения. Тема текста. Основная мысль текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь Диалог. Письмо.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Фонетика. Гласные и согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. Двойная роль букв – е, ё, ю, я -.Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повествование, описание предмета.
Лексика. Культура речи.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы, Антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка, Чередование звуков. Беглые гласные. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы –з-с-
на конце приставок. Буквы о-а в корне –лаг-лож-. Буквы о-а в корне раст-рос. Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы ы-и после ц. Рассуждение.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Имена существительные собственные и нарицательные. Морфологический разбор имени существительного. Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
.
Доказательства в рассуждении.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных; прилагательные полные и краткие, морфологический разбор имени прилагательного. Описание животного
Глагол.
Глагол как часть речи. Не с глаголом. Неопределенная форма глагола. Правописание –тся- ться в глаголах. Виды глагола. Буквы е-и в корнях с чередованием. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа. Рассказ, невыдуманный рассказ о себе.
Повторение и систематизация изученного
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление Ъ и Ь знаков. Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

Поурочное планирование курса




п\п

Тема

Планируемые образовательные результаты

Информаци

онные

ресурсы,

средства

обучения

Формы и

методы

обучения

Личностные (ЛУУД)

Метапредметные

(КУУД, ПУУД, РУУД)

Предметные

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2+1)
1 Язык и человек. Общение устное и письменное. Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя. Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования; вести поиск информ. в СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; работать в группах. Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. ПК, экран, проектор, презентация, учебник Фронтальн ая, индивидуа льная 2 Читаем учебник. Слушаем на уроке. 3 Стили речи. Стремление к речевому совершенствовани ю. Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия. Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания; преобразовывать текст художественного стиля в научный. ПК, экран, проектор, презентация, учебник Фронтальн ая, групповая
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17+3)
4 Звуки и буквы. Произношение и Строить рассуждение, аргументировать свое Знать о соотношении произношения и Раздаточный материал Парная, фронтальн
Творческих работ: 18 Контрольных работ: 11

Планируемые образовательные результаты

освоения курса русского языка в 5 классе



Личностными результатами
освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными
результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; 11
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования 12
выразительных средств языка; 8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений

учащихся в 5 классе
Оценка
личностных результатов
в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям: - соблюдение норм и правил поведения; - прилежание и ответственность за результаты обучения; - готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории; - наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета. Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся. Оценивание
метапредметных результатов
ведется по следующим позициям: - способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основным объектом оценки
предметных результатов
является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП по

русскому языку

1.

Стартовая диагностика.
Стартовая диагностика проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний, уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты.
2.

Тематические контрольные работы по классам.

3.

Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.*
4.

Итоговая оценка.
Итоговая оценка выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических 13
контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы. В 9 классе к этим оценкам может быть добавлена оценка за работу, выносимую на итоговую государственную аттестацию (ГИА).
5.

Оценка проектной и исследовательской деятельности.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого

обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной

оценки по любому учебному предмету.

Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является

одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП
, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является
: • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Критерии оценивания по русскому языку
Составлены на основании следующих документов: - «Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по русскому языку»\\ Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык, М., Просвещение, 1992. - Положения о формах текущего контроля по предметам МКОУ «Стан- Бехтемирская СОШ» - Положения о рабочей программе по учебному предмету
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика следует учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится
, если ученик: 14
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится
, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится
, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится
, если ученик обнаруживает незнаниебольшей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ

Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100- 110, для VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объём контрольного словарного диктанта может состоять из следующего количества слов: для V класса –10-15 (15-20), для VI класса – 16- 20 (20-25), для VII класса – 25-30, для VIII – IX – 30-35 (35-40), для X-XI классов –40-45 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. 15
Примечания: 1 Слов с непроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть в 5-м классе — до 5, в 6—7-х классах — до 7, в 8—9-х классах — до 10. 2 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на двух — трех предыдущих уроках. При оценке диктанта
исправляются, но не учитываются
орфографические и пунктуационные ошибки: - в переносе слов; - на правила, которые не включены в школьную программу; - на еще не изученные правила; - в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; - в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки(искажение звукового облика слова: рапотает; пропуски букв: роман стоится; перестановки, замены, добавление букв: пордуктов, лешендарное, дашже). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки орфографические: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и ипосле приставок; 6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); 7)в собственных именах нерусского происхождения; пунктуационные: 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок . Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в здании; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку. Диктант оценивается одной отметкой. 16
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При этом орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Отметки Основные критерии оценки содержание и речевое оформление грамотность «5» 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок 1негруб. или 1негруб. или 1 «4» I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок 2 / 2 / 2 1 / 3 / 2 0 / 4 / 2 «3» 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок 4 / 4/ 4 3 / 5 / 4 0 / 7 / 4 (в 5 классе – 5 / 4 / 4) «2» 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок 7 и более / 7 и более / 7 и более 17
однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения : вV классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений : в V классе — 0,5-1 страницы, в VI классе — 1,0-1,5 страницы, в VII классе — 1,5-2,0 страницы, в VIII классе — 2,0-3,0 страницы, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XIклассов – 5,0- 7,0страницы. ( Указанный объем сочинений является
примерным
потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка) Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (по нормативам оценки контрольных диктантов).
Критерии и нормы оценивания сочинений и изложений
Примечания: 1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» 18
ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценкаобучающих работ
При оценке письменных обучающих работ учитываются: - степень самостоятельности учащегося; - этап обучения; - объём работы; - чёткость, аккуратность, каллиграфия. Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо два исправления ошибок. (Исправлять ошибку рекомендуется ручкой: аккуратно зачеркивается буква (слово) и надписывается нужная
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
УМК  Рабочая программа. Русский язык. 5-9 класса»Предметная линия учебников Т.В.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. Москва, Просвещение,2011  «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях».Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2015  «Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2015 Методическая литература для учителя  О.В.Беляева, О.А.Даценко. Поурочные разработки. 5 класс  А.М.Якунина. Тесты.Русский язык; 5 класс  И.В.Текучева. Тесты по русскому языку; 5 класс  Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку;  О.В.Савченко. Рабочая тетрадь по русскому языку; 5 класс  Б.А.Макарова. 25 формул по русскому языку. 5-11 кл.;  М.Е.Кривоплясова. Цифровые диктанты по русскому языку. 5-7 кл; 19
 С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку. 5 кл;  А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 5 кл; Дополнительна я литература для учителя и учащихся  Большой фразеологический словарь. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010  Большой толковый словарь пословиц и поговорок. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010  Энциклопедический словарь юного филолога. Москва, «Педагогика», 1984  Е.М.Поспелов. Школьный топонимический словарь. Пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Москва, «Просвещение», 1988  В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая и др. Школьный словарь иностранных слов. Пособие для учащихся. Москва, «Просвещение», 1983  З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. Пособие для учащихся. Москва, «Просвещение», 1987  Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. Москва, «Просвещение», 1969  Л.Н.Семушкина. Культура русской устной речи. Словарь- справочник. Москва, Айрис-пресс, 2006 ЭОР, ЦОР, Интернет- ресурсы  school-collection.edu - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  ed.gov - сайт Министерства образования РФ.  ege.edu - официальный информационный портал ЕГЭ  fipi - Федеральный Институт Педагогических Измерений  school.edu - Российский общеобразовательный портал  ps.1september - газета Первое сентября  zavuch - ЗАВУЧ.ИНФО Оборудование Компьютер, проектор, интерактивная доска, МФУ, колонки (2 шт) 20

Лист изменений в рабочей программе

2014-15 учебный год
Основания для внесения изменений: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ № урока Тема урока Дата по плану Дата проведения 21
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Стан-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Русский язык»
для 5 класса основного общего образования на 2015 – 2016 учебный год Составитель: Шептицкая Т.И. 22
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР _______________ (Осадчева Е.В.) «___» _______________ 201 __ г.
23
№ № в теме Дата Тема урока
2+1 Язык – важнейшее средство общения
1 1 Язык и человек. Общение устное и письменное. 2 2 Читаем учебник. Слушаем на уроке. 3 3 Урок развития речи. Стили речи
17+3 Вспоминаем, повторяем, изучаем
4 1 Звуки и буквы. Произношение и правописание 5 2 Орфограмма. 6 3 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 7 4 Правописание проверяемых согласных в корне слова 8 5 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 9 6 Буквы и, а, у после шипящих 10 7 Разделительные ъ и ь 11 8 Раздельное написание предлогов с другими словами. 12 9 Диктант по теме «Повторение» 13 10 Урок развития речи. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение «Хитрый заяц» (По Г. А. Скребицкому) 14 11 Части речи. Глагол. 24
15 12 Правописание
-ТСЯ
и
–ТЬСЯ
. 16 13 Личные окончания глаголов 17 14 Урок развития речи. Тема текста 18 15 Имя существительное 19 16 Имя прилагательное 20 17 Урок развития речи. Сочинение по картине. Описание картины. (А. А. Пластов.«Летом») 21 18 Местоимение 22 19 Урок развития речи. Основная мысль текста 23 20 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»
23+7 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
24 1 Синтаксис. Пунктуация. 25 2 Словосочетание 26 3 Разбор словосочетания 27 4 Предложение. 28 5 Урок развития речи. Сжатое изложение. (В.П.Катаев) 29 6 Виды предложений по цели высказывания 30 7 Восклицательные предложения 31 8 Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении. 32 9 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. 25
33 10 Сказуемое 34 11 Тире между подлежащим и сказуемым. 35 12 Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. 36 13 Дополнение. 37 14 Определение 38 15 Обстоятельство 39 16 Предложение с однородными членами 40 17 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 41 18 Предложения с обращениями. 42 19 Урок развития речи. Письмо 43 20 Синтаксический разбор простого предложения 44 21 Сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки») 45 22 Пунктуационный разбор простого предложения. 46 23 Простые и сложные предложения 47 24 Синтаксический разбор сложного предложения. 48 25 Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» 49 26 Прямая речь 50 27 Диалог. 51 28 Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация» 52 29 Сжатое изложение (по Е.Мурашовой) 26
53 30 Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»
(12+3) Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
.
Культура речи.
54 1 Фонетика. Гласные звуки 55 2 Согласные звуки. 56 3 Изменение звуков в потоке речи 57 4 Согласные твердые и мягкие 58 5 Урок развития речи. Повествование
.
Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский.«Шкатулка») 59 6 Согласные звонкие и глухие. 60 7 Графика. Алфавит 61 8 Урок развития речи. Описание предмета. Сочинение-описание 62 9 Обозначение мягкости согласных с помощью Ь 63 10 Двойная роль букв е, ё, ю,я. 64 11 Орфоэпия 65 12 Фонетический разбор слова 66 13 Повторение по теме «Фонетика» 67 14 Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») 68 15 Диктант и проверочная работа по теме «Фонетика»
Лексика. Культура речи (6+2)
69 1 Слово и его лексическое значение. 27
70 2 Многозначные и однозначные слова. 71 3 Прямое и переносное значение слов. 72 4 Омонимы 73 5 Синонимы. 74 6 Урок развития речи. Описание картины Грабаря «Февральская лазурь». 75 7 Антонимы. 76 8 Урок развития речи. Подробное изложение (К.Г.Паустовский, «Первый снег») по упр.367 77 9 Повторение по теме «Лексика»
Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4)
78 1 Морфема - минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. 79 2 Окончание 80 3 Основа слова 81 4 Урок развития речи. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 82 5 Корень слова 83 6 Урок развития речи. Сочинение-рассуждение 84 7 Суффикс 85 8 Приставка. 86 9 Урок развития речи. Выборочное изложение с изменением лица 87 10 Чередование звуков. Беглые гласные. 28
88 11 Варианты морфем. 89 12 Морфемный разбор слова. 90 13 Правописание гласных и согласных в приставках. 91 14 Буквы З и С на конце приставок 92 15 Буквы а-о в корне –лаг-лож 93 16 Буквы а-о в корне -раст-рос- 94 17 Буквы
Ё-О
после шипящих в корне. 95 18 Буквы
Ы-И
после
Ц
96 19 Повторение по теме «Морфемика. Орфография» 97 20 Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» 98 21 Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте. 99 22 Урок развития речи. Сочинение по картине (П. П. Кончаловский.«Сирень в корзине»)
Морфология. Орфография. Культура речи. (17+4) Имя существительное
100 1 Имя существительное как часть речи. 101 2 Урок развития речи. Доказательства в рассуждении. 102 3 Сочинение-рассуждение 103 4 Имена существительного одушевленные и неодушевленные 104 5 Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных 105 6 Род имён существительных. 29
106 7 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 107 8 Урок развития речи. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница») 108 9 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 109 10 Три склонения имен существительных. 110 11 Падеж имен существительных 111 12 Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 112 13 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 113 14 Урок развития речи. Изложение с изменением лица 114 15 Урок развития речи. Изложение с изменением лица 115 16 Множественное число существительных 116 17 Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных 117 18 Повторение и проверочная работа по теме «Имя существительное». 118 19 Морфологический разбор имени существительного 119 20 Урок развития речи. Сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье») 120 21 Урок развития речи. Сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье») 121 22 Диктант по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное (10+4)
122 1 Имя прилагательное как часть речи. 30
123 2 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 124 3 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 125 4 Урок развития речи. Описание животного. Изложение (А. И. Куприн.«Ю-ю») 126 5 Полные и краткие прилагательные. 127 6 Урок развития речи. Описание животного на основе изображенного. 128 7 Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение») 129 8 Морфологический разбор имени прилагательного 130 9 Урок развития речи. Сочинение «Как я испугался» 131 10 Повторение по теме «Имя прилагательное». 132 11 Диктант и проверочная работа по теме «Имя прилагательное». 133 12 Повторение по теме «Имя прилагательное». 134 13 Урок развития речи. Сочинение «Мое любимое животное» 135 14 Повторение по теме «Имя прилагательное».
29+6 Глагол.
136 1 Глагол как часть речи. 137 2 Не с глаголами. 138 3 Не с глаголами 139 4 Урок развития речи. Рассказ 140 5 Неопределенная форма глагола. 141 6 Неопределенная форма глагола 31
142 7 Правописание –тся и –ться в глаголах. 143 8 Виды глагола 144 9 Виды глагола 145 10 Буквы е-и в корнях с чередованием 146 11 Буквы е-и в корнях с чередованием 147 12 Урок развития речи. Невыдуманный рассказ о себе 148 13 Контрольный диктант по теме «Глагол» 149 14 Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте. 150 15 Время глагола 151 16 Прошедшее время 152 17 Настоящее время 153 18 Будущее время 154 19 Спряжение глаголов 155 21 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 156 22 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 157 23 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 158 24 Морфологический разбор глагола 159 25 Урок развития речи. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт») 160 26 Урок развития речи. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт») 32
161 27 Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа 162 28 Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. 163 29 Употребление времен 164 30 Употребление «живописного настоящего» в повествовании. 165 31 Повторение по теме «Глагол» 166 32 Повторение по теме «Глагол» 167 33 Урок развития речи. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку») 168 34 Урок развития речи. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»). 169 35 Диктант и проверочная работа по теме «Глагол»
5+2 Повторение и систематизация изученного.
170 1 Разделы науки о языке. 171 2-3 Урок развития речи. Сочинение на одну из тем по выбору учащегося 172 4 Орфограммы в приставках и в корнях слов 173 5 Орфограммы в окончаниях слов. 174 6 Употребление Ъ и Ь. 175 7 Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложении с прямой речью 33
34