"Питание и здоровье"

Автор: Рогозина Надежда Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Никольск Вилегодского района, Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Питание и здоровье"
Дата публикации: 22.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Факультативное занятие. 3 класс.

Тема:
«Питание и здоровье».
Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия:
45 минут
Цель:
создать условия для формирования представлений о значении питания в жизни человека.
Задачи:

Образовательные :
дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека; что такое полезная пища и почему она должна быть разнообразной;
Развивающие :
создать условия для формирования коммуникативных навыков; развивать любознательность, расширять кругозор;
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Ход занятия.

1.Организационный момент.
Добрый день и добрый час! Я приветствуем всех вас! Наша встреча необычна, Нравственна и эстетична! Расскажу я вам друзья, Без чего нам жить нельзя! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
2. Объявление темы.
А о чём мы будет говорить на занятии, вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите из них кроссворд.

Продукты питания
Слушаем внимательно, Отгадываем старательно.
Загадки.
1. Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: Красный, красный Он внутри. (Арбуз) 2. Растут на грядке зеленые ветки, А на них - красные детки. (помидор). 3.От него — здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода.(молоко) 4. 3 2 1 р ы с составь слово по числам. (сыр) 5. Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда, Живое выбежало чудо. (яйцо) 6. Вверху зелено, внизу красно, В землю вросло. (свёкла) 7. Огородная краля Скрылась в подвале, Ярко-жёлтая на цвет, А коса-то, как букет. (морковь)
8. Разные ношу одежды, Но внутри я, как и прежде: Карамельна, шоколадна, И сгущённа, мармеладна. И с изюмом, и с орешком, Вместе с кремом, вперемешку... Во всём мире знают дети, Нет вкусней меня на свете! Разверните, посмотрите, И сразу в рот меня кладите. Тут уж точно нет секрета. Как зовут меня? (конфета)
а

р

б

у

з

п

о

м

и

д

о

р

м

о

л

о

к

о

с

ы р

я

й

ц

о

с

в

е

к

л

а

м о

р

к

о

в

ь

к

о

н

ф

е

т

а

-
Какое слово ключевое? (
здоровье
) - Что такое здоровье? (ответы детей) - А где мы можем найти точное определение, что же такое здоровье? (словарь, интернет)
Дети находят определение в словаре и читают его.

- Так о чем пойдет речь на нашем уроке? - Из чего состоит наш кроссворд? Что обозначают слова? (продукты питания) - Кто сможет сформулировать тему урока?
Тема нашего занятия

«Питание и здоровье »
- Ребята, мы не раз говорили о здоровом образе жизни. А сегодняшнее занятие будет посвящено здоровому питанию. - Как вы считаете, мы достаточно много уже знаем о здоровом питании? - А кто хочет ещё об этом поговорить?
3. Целевая установка.
- А что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? (говорят дети, а учитель фиксирует эти вопросы на доске) Что такое здоровое питание ? Какие продукты полезные, а какие вредные ? Как питание связано со здоровьем? Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.
4. Изучение нового материала .
На прошлом уроке мы говорили о человеке ,что человек –существо разумное : он научился круглый год обеспечивать себя пищей. - Зачем человеку пища? Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Сегодня мы продолжим постигать тайны здорового образа жизни человека. Мы узнаем о составе пищи, и какую пищу необходимо принимать человеку.
Есть такая пословица: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей» Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток. – Какой вывод сделаем? - Чем питаются животные? Одни из них едят только растительную пищу и их называют травоядными. Назовите травоядных животных? Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. Назовите представителей хищников? И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно. И у них редко болят желудки. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням. Но далеко не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.  Одни продукты помогают расти и развиваться организму – это
белки
(строители) (сыр, мясо, рыба, яйца, молоко)  Другие продукты содержат
жиры,
которые помогают защищать организм, не уставать. (масло, орехи, сметана)  Третьи продукты содержат
углеводы,
которые дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, крупы, овощи, фрукты, мука, картофель) - А ещё в продуктах много веществ, которые и помогают организму расти, и развиваться. А какие сейчас узнаем.
Работа в группах.

На столе лежат картинки, а внизу под картинкой написано задание, если вы его правильно выполните, поставите буквы в нужном порядке,то назовёте это слово: 1. Виноград (1 буква слова) в 2. Апельсина (7 буква слова) и 3.Гранат ( 5 буква слова) т 4. Ананас (1 буква слова) а 5. Лимон (3 буква слова) м 6. Слива (3 буква слова) и 7. Малина ( 5 буква слова) н 8. Тыква (2 буква слова) ы - Какое слово получилось?
(Витамины)
Заглянуть в словарь. (дети работают со словарём)
Витамины
– это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека, помогают организму расти, и развиваться. Без витаминов человек болеет. Выступление детей.
Витамин С
А вот и я –самый популярный витамин .Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах , ягодах: в плодах шиповника ,в лимонах, капусте ,картофеле ,луке , укропе и т.д.Догадались ,кто я ?Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням ,то немедленно ешьте продукты с витамином С.
Витамин А
У вас снижается зрение ? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам , конечно ,не хватает меня .Догадались .кто я ? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах ,в моркови ,салате ,шпинате ,икре .Я буду рад встрече с вами ребята ! А так же я запрятан в, яблоках, зелени, луке, горохе, молоко.

Витамин Д
Я- редкий ,но ,пожалуй ,один из самых важных витаминов –витамин Д ! Меня можно найти в сливочном масле ,в яйце , твороге , в говяжьей печени ,в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком .Как и всему живому ,вам для хорошего роста необходимо солнышко .А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь ,как рахит
Витамин В.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В. Обращайтесь к таким продуктам , как: хлеб ,каши, молоко ,сыр, йогурт , яйца. Как же определить ,что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало :ведь при нехватке нас у вас образуются трещины ,язвочки в уголках рта ,шелушение кожи…
Учитель:
Все эти продукты разные , и полезные вашему организму, особенно овощи и фрукты . Овощи выращивают во всех странах мира .Они не только вкусны ,но и очень полезны. Они богаты витаминами , есть их нужно круглый год, даже за полярным кругом это далеко на севере выращивают овощи ,например капусту кольраби .В ней витаминов не меньше ,чем в лимоне. Много витамина С и в квашеной капусте .Сейчас как раз такое время ,что человеку необходимы витамины, потому что весна и запас витаминов в организме закончился. В Англии капусте даже поставили памятник. Овощи не только сохраняют здоровье ,но и помогают вернуть его тем ,кто заболел. В старину в России сложили поговорку : «Лук от семи недуг.» Когда мы чистим лук или чеснок ,то у нас на глазах выступают слезы ?Из разрезанной луковицы вырвались летучие вещества –эфирные масла .Они защищают растение ,но еще убивают все вредные бактерии вокруг нас . Фасоль горох ,бобы называют растительным мясом- они богаты белком, без которого организм человека развиваться не может. В репе ,моркови ,томате ,перце ,во всех овощах красноватого цвета есть витамин А, который помогает ребятам расти ,оберегает от куриной слепоты и заразных заболеваний. -А какие витамины растут у нас на грядках? (Корзинка с овощами. Дети называют овощи , а учитель выкладывает их на стол)

Ученик:
Чтоб расти – нужен белок . Для защиты и тепла , Жир природа создала. Как будильник, без завода – Не пойдет ,не так ,не так. Так и мы без углеводов Не обходимся никак. Витамины просто чудо Сколько радости несут Все болезни и простуды Перед ними отвернут . Вот поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда Важнейшее условия! Физкультминутка. Раз, два - мы считаем И шагаем, и шагаем. Три – четыре, три – четыре Руки в стороны пошире. А теперь все потянули. Оглянулись, улыбнулись Вместе дружно все присели, Потом встали, полетели.
Чтоб здоровым, сильным быть Со спортом мы должны дружить! - А все ли продукты, которыми питается человек бывают полезны для здоровья? Иногда продукты становятся
вредными
и даже
опасными
для нашего организма .
Сценка «Ох, зачем я съел пирог?»
(выходит Карлсон с банкой варенья)
Карлсон
: Еще ложечку одну... Ой! Ушла она ко дну. А! Залезу прямо так- Я руками есть мастак! (залезает в банку рукой и облизывает пальцы) Пообедал я отлично. Этим джемом земляничным. Третью банку съел с утра. А теперь лететь пора. (Нажимает на моторчик, а он не заводится) Мама! Что же такое творится? Мотор мой не хочет никак заводиться.
Ученик
: Здравствуй, Карлсон!
Карлсон
: Привет...
Ученик:
Что грустишь ты, дай ответ.
Карлсон:
Я обкушался варенья! А еще было печенье. Торт и множество конфет: Очень вкусным был обед. А теперь мотор заглох... Ох, зачем я съел пирог?

Ученик:
Где же ты сегодня был?
Карлсон
: Слон обедать пригласил, Отказать ему не смог. Ох, зачем я съел пирог? А все жадности микроб. Если б не было его, Не случилось ничего!
Ученик
: Карлсон! Ты не ворчи! Лучше о еде молчи! Сам во всем ты виноват: Ел и ел ты все подряд!
Учитель:
Наверное, придётся позвать на помощь доктора.
Доктор Здоровая пища советует
: Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. -Что означает умеренность? (Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.) -Что значит разнообразие? (Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, поэтому необходимо есть разную пищу.) Ребята, мера нужна и в еде, Чтоб не случиться нежданной беде, Нужно питаться в назначенный час В день понемногу, но несколько раз. Этот закон соблюдайте всегда. И станет полезною ваша еда!
Плюшки, конфеты, печенье, торты- В малых количествах детям нужны. Запомни, Карлсон, простой наш совет, Здоровье одно, а второго – то нет!
Работа в парах.

Игра «Вкусно или полезно»
- Выбери названия вкусных или полезных продуктов: Сыр, чипсы, масло, кола , виноград, рыба, яйца, конфеты, хлеб, варенье, лимонад, молоко, чеснок, капуста, торт, творог, кофе, сухарики со вкусом бекона. - Какие из продуктов вы больше всего любите?
Работа в группах

Собери пословицы.
Сладостей тысячи, ………….. (а здоровье одно.) Овощи, фрукты – ……………..(полезные продукты.) Будешь “Колу” пить, смотри,……( растворишься изнутри. ) Будешь кушать “Сникерс” сладкий, …………..(будут зубы не в порядке. ) - Давайте попробуем сформулировать правила питания.
Работа в группах.
(Выдать листочки с правилами, а дети вставляют нужные слова.)
Сформулируйте правила питания:
1.Каждый день употреблять
разнообразную
пищу . 2. Основную массу пищи должны составлять
овощи и фрукты
. 3. Пищу необходимо хорошо
пережевывать
, чтобы смочить слюной. 4. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, желательно есть в
одно и то же
время. 5. Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть
полезные
продукты.

4. Итог:
Человеку нужно есть , Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь ,дружить ,смеяться, Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь. - Давайте вспомним, какие вопросы у вас возникли в начале занятия? - Смогли ли вы сегодня получить на них ответ?
5. Рефлексия:
- Понравилось ли вам работать на занятии? (дети показывают открытую ладошку) - Что больше всего понравилось? - Какое желание у вас возникло? (выставляют карточки под таблицей)