"Формирование лексико-грамматических представлений у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на этапе автоматизации звуков"

Автор: Мельникова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 87
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование лексико-грамматических представлений у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на этапе автоматизации звуков"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА

ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ»
Мельникова Наталья Вячеславовна учитель – логопед МБДОУ № 87 город Мурманск Одним из важнейших направлений работы учителя - логопеда является формирование фонетической стороны речи дошкольников. Работа над звуком от постановки до употребления в самостоятельной речи - это выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. В своей работе мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приемы работы и удержать интерес и внимание детей в процессе коррекции. Как сделать занятия по автоматизации звуков не только интересными и разнообразными, но в то же время, продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные приемы, оптимальные варианты применения различных средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения. Для оптимизации коррекционного процесса считаю оправданным и эффективным использование этапа автоматизации звука для коррекции лексико - грамматического строя речи, развития связной речи. В индивидуальной совместной деятельности с воспитанниками можно включать задания на формирование лексико-грамматических категорий в процесс автоматизации звуков. Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то предлагаемые задания имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования, закрепление правильного произношения отрабатываемого звука, развитие моторики. Речевой материал подобран с учетом звуков, часто нарушаемых в произношении. Это позволяет решить сразу несколько задач: - пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения; - повысить познавательную активность и работоспособность детей; - активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; - закрепить знания, полученные на занятиях по формированию лексико- грамматического строя и совершенствованию связной речи; - сократить время при подборе необходимого речевого и дидактического материала при подготовке к занятию; - разнообразить задания в процессе автоматизации звуков; - многофункциональность использования заданий позволяет учитывать возрастные особенности и возможности воспитанников.
Структура таких заданий составлена таким образом, что дает возможность использовать их как в ДОО, так и дома на любом этапе работы, на нескольких занятиях, одновременно решая различные задачи. Практический опыт работы с детьми показывает, что опосредованный характер обучения и создание проблемной ситуации с опорой на знания и жизненный опыт дошкольника, позволяет детям наиболее эффективно и часто, незаметно для себя усваивать правильное звукопроизношение. Использование разнообразных методов и приемов по автоматизации звуков дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, нет места монотонности и скуке, дети чувствуют себя более успешными. Вариативные методы и приемы позволяют разнообразить этап автоматизации звука, развивают фонематический слух, восприятие, мыслительную деятельность, внимание, память (зрительную, слухоречевую), а так же расширяют словарный запас ребенка, формируют и совершенствуют навыки правильного употребления грамматических категорий и совершенствуют связную речь. Ниже представлены примеры заданий для автоматизации поставленных звуков и отработке лексико-грамматических категорий.


Автоматизация звуков «С», «З»


в лексико – грамматических упражнениях с картинками
























Задания для ребёнка: 1.Назови все картинки, правильно проговаривая звуки «С», «З». 2.Соедини линиями картинки, в названии которых есть звук «С» со снеговиком. 3.Определи на слух и назови, в каком месте каждого слова находится звук «С» (в начале слов, в середине слова или в конце слова) 4.Соедини линиями картинки, в названии которых есть звук «З» с зайцем. 5.Определи на слух и назови, в каком месте каждого слова находится звук «З» (в начале слов, в середине слова или в конце слова) 6.Отхлопай каждое слово по слогам. 7. Назови каждое слово ласково. 8.Скажи каждое слово со словом «много» (много стаканов). Контролируем правильные окончания слов. 9. Посчитай каждую картинку до 5 (одна гроза, две грозы, три ….). 10.Ответь на вопросы правильно полным ответом: Туча в грозу – какая туча? - …. грозовая туча. Рога у козы – чьи рога? – …… козьи рога Скакалка из резины – какая скакалка? - ….. резиновая скакалка Стул из пластмассы – какой стул? – …… пластмассовый стул Скамейка в саду – какая скамейка? - ….. садовая скамейка Салат из капусты – какой салат? - …. капустный салат Сок из ананаса – какой сок? - …… ананасовый сок Гнездо ласточки – чьё гнездо? - …. ласточкино гнездо Стакан из стекла – какой стакан? - ….. стеклянный стакан 11.Расскажи что-нибудь про каждую картинку, т.е. составь с каждым словом предложение. 12.Раскрась картинки карандашами.
Автоматизация звуков «Ш», «Ж»


в лексико – грамматических упражнениях с картинками
Задания для ребёнка: 1.Назови все картинки, правильно проговаривая звуки «Ш», «Ж». 2.Соедини линиями картинки со звуком «Ш» со змеёй. 3.Соедини линиями картинки со звуком «Ж» с жуком. 4.Отхлопай каждое слово по слогам. 5.Назови каждое слово ласково. 6.Скажи каждое слово со словом «много» (много пружин). Контролируем правильные окончания слов. 7.Посчитай каждую картинку до 5(одна пружина, две пружины, три ….). 8.Ответь на вопросы правильно полным ответом: Если пружина из металла, значит, она (какая?) - ….. металлическая пружина Если пушка из железа, значит, она (какая?) - ….. железная пушка Уши у жирафа - чьи уши? - …. жирафьи уши Катушки из дерева – какие катушки? - …… деревянные катушки Нож для кухни – какой нож? - ….. кухонный нож Подушка из пуха – какая подушка? – ….. пуховая подушка Голова у лошади – чья голова? - …. лошадиная голова 9.Расскажи что-нибудь про каждую картинку, т.е. составь с каждым словом предложение. 10.Раскрась картинки карандашами.
Автоматизация звука «Л»


в лексико – грамматических упражнениях с картинками
Задания для ребёнка: 1.Назови все картинки, правильно проговаривая звук «Л» (лампа, стол, лось, лодка, осёл, ложка, дятел, лыжи, стул, ласточка, лошадь, факел). 2.Определи на слух и назови, в каком месте каждого слова находится звук «Л». 3.Отхлопай каждое слово по слогам. 4. Назови слова ласково (кроме слов: лось, дятел, ласточка, факел). 5.Назови слова по образцу: лампа – лампы, стол – столы и т. д.). 6.Скажи каждое слово со словом «много» (много ламп, …). 7. Посчитай каждую картинку до 5 (одна лодка, две лодки, три ….). 8.Ответь на вопросы правильно полным ответом: - Вспомни и назови, какие бывают столы. Стол для кухни – какой? – кухонный стол (для журналов - …, для школы - ….., для письма - …, для компьютера - ….., для кукол - ….). - Назови: Рога у лося – чьи? - … лосиные рога. Голова у лося - чья? - …… Туловище у лося – чьё? - …. Копыта у лося – чьи? - … - Повтори несколько раз быстро и правильно: «В лодке смелый Володька». - Осёл – это дикое или домашнее животное? Объясни, почему? Назови, каких домашних животных ты ещё знаешь. - Как называется человек, который катается на лыжах? Мальчик - …. лыжник, девочка - …. лыжница, спортсмены - …. лыжники. Какие зимние виды спорта на лыжах ты знаешь? (
л
ыжные гонки, биат
л
он, прыжки с трамплина). - Назови, какие части есть у стула, покажи их (сидение, спинка, ножки). - Назови: Хвост у лошади – чей? - …. лошадиный хвост. Грива у лошади – чья? - ….. Назови семейство лошади – лошадь, конь, жеребёнок. 9.Со словами - лампа, ложка, дятел, факел – составь предложения. 10.Раскрась картинки карандашами.