"Проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Афанасьева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №19 "Родничок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 23.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного

возраста
Особенность сегодняшней ситуации в системе дошкольного образования в том, что она претерпевает ряд изменений, обуславливающих внедрение инноваций в практику воспитания детей дошкольного возраста. Проект Министерства образования и науки РФ “О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации” предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени – предшкольного образования. Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. До этого существовало общее понятие « подготовка к школе» и особых требований к старшему дошкольнику не было. Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, т.к. отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовке к школе. Идея предшкольного обучения рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создание условий для получения образования максимально большим количеством детей. Психолого-педагогические исследования, проводившиеся в последние годы в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и других научных учреждениях, а также за рубежом, показали, что у детей дошкольного возраста значительно большие психофизиологические возможности, чем это предполагалось до сих пор и что в условиях специально организованной работы они способны усвоить такие знания, овладеть такими умственными операциями, приобрести такие нравственно-волевые качества, которые прежде считались доступными лишь детям значительно более старшего возраста. В отечественных исследованиях готовность к обучению в школе рассматривается как многокомпонентное образование (Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова), как системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения (А.В. Запорожец). Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцирование восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладению на слух разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций. Личностная готовность предполагает сформированность "внутренней позиции школьника" (Л.И. Божович). Это сплав двух потребностей - познавательной (потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками, знаниями) и социальной (потребность в
общении со взрослым на новом уровне). Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. Социально-психологическая готовность это - формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Психологическая готовность к школе - это итог всестороннего развития личности ребенка 6-7-летнего возраста. Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами "специфически детской", по выражению А.В. Запорожца, деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т.п.). Психологическая готовность к школьному обучению и воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий; включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней; создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности; понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми; педагогическое просвещение родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению; осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. На сегодняшний день по России более 55 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения или дошкольные группы. Около 45 % детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Только половина детей посещает ДОУ. Остальные получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, не сформированы социально-коммуникативные навыки. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.
Решение проблемы охвата детей дошкольным образованием имеет огромное значение, поскольку от его уровня зависит успешность жизни ребенка, т.к. предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. В качестве ключевого решения данной проблемы рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5-лет 6 месяцев до 7 лет, в так называемый синзитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере, т.е. речь идет о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, ориентированных на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. Остается без внимания социальная составляющая образования, связанная с приобретением навыков эффективного общения с разными людьми, сотрудничества, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п. Отсутствует согласованность программ дошкольных учреждений и школ. Сегодня происходит фактический перенос программы 1-го класса в дошкольное учреждение. При поступлении ребенка в школу происходит резкая смена социального статуса, повышаются требования к нему со стороны разных взрослых, отсутствуют условия перехода к новым учебным формам. Изменяется режим дня, повышается физическая и психическая нагрузка у вчерашнего дошкольника, и при этом в школьном пространстве отсутствуют возможности для разгрузки. Наблюдается непонимание и неприятие школьными педагогами игровых и непосредственных форм поведения, которые еще являются преобладающими у детей 6-7 лет. Введение новой формы образования обусловлено общественным запросом со стороны государства; необходимостью сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально- экономических условиях; увеличением процента охвата детей дошкольным образованием. Педагогам это позволит создать условия для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Новая модель дошкольного и предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев: равные стартовые возможности обучения, вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ, приобретение детьми в детском саду опыта общения со сверстниками, сохранение самоценности дошкольного возраста, что должно стать концептуальной основой предшкольного образования, его непреходящего значения для развития человека в целом (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.) Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые первые годы жизни. Необходимо учить детей играть! В основе организации
педагогического процесса на предшкольном этапе обучения должны быть игровые технологии. В игре развивается творческое воображение, происходит становление произвольной памяти и внимания, создаются условия для формирования новых интеллектуальных операций. Сегодня общепризнанным является то, что необходимо организовывать и процесс постановки и принятия учебной задачи дошкольником, и процесс обучения ребенка конкретным действиям. При этом важнейшей задачей современной системы образования является: формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готовность к школе и развитие «умения учиться». Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе познавательной деятельности является наиболее подходящим для полноценного развития дошкольников. В традиционных программах выделяют блок работы с детьми старшего дошкольного возраста, однако существуют специально разработанные программы для реализации предшкольного обучения. Среди них программа комплексного обучения и развития детей 5–6 лет “Предшкольная пора”, созданная под руководством профессора Н.Ф. Виноградова направлена на развитие тех качеств и видов деятельности, которые определяют становление познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа построена не по областям знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольника: особенностями его мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; ценностного отношения к окружающему миру и к себе. Программа “Детский сад 2100”, разработанная авторским коллективом (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова), является одним из структурных компонентов образовательной системы “Школа 2100”, что реально позволяет ей решить проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы “Школа 2100”. Для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают “открытия”, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии. В ДОУ организация предметно-развивающей среды и всего воспитательно-образовательного процесса направлено на всестороннее развитие личности ребенка. В детском саду его жизнь организована по законам дошкольного детства: сбалансированное питание, рациональный режим дня, учитывающий биоритмы детского организма, пребывание на
свежем воздухе, комплекс проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий, правильное чередование занятий, двигательной деятельности и отдыха, дифференцированные учебные нагрузки с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Подготовка в детском саду не носит узкопредметный характер, а решает целый спектр задач, связанных с общим развитием ребенка, формированием способностей - умственных, познавательных, сенсорных, социально-коммуникативных, содействующих успешному обучению в школе. Как показывают современные исследования, наблюдения учителей-практиков 80% детей, посещавших ДОУ, хорошо адаптируются в школе. Основная цель работы предшкольного образования – формирование готовности к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе. Содержание предшкольного образования носит ориентированный характер: формирование положительной самооценки, уверенности в себе, формирование стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру, развитие мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции, формирование коммуникативных умений и навыков, становление основ духовно-нравственного облика личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей, овладение средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения), формирование «детской компетентности» в различных сферах деятельности, сохранение и восстановление здоровья. Вариативность в образовании должна рассматриваться в самом широком смысле: разнообразие типов и видов ДОУ, многообразие образовательных программ, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и воспитание, разнообразные формы пребывания детей в ДОУ, соответствующие запросам и возможностям родителей. Условиями эффективного предшкольного образования должны стать: учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, адекватное медико-психологическое сопровождение, предоставление широкого спектра деятельности для выбора ребенку и его семье. Таким образом, актуальная для родителей и школы проблема готовности ребенка к школе решается не на привычном уровне (умение считать, писать, логически мыслить), а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка. Социальным эффектом модели предшкольного образования станет смена позиции родителей из наблюдателей в активных помощников. И, конечно, решающую роль в решении назревших проблем дошкольного образования должны сыграть государство и общество. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей по предшкольному образованию является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем, участия
в методических объединениях, семинарах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы в 1 классе. Воспитатель и учитель имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема предшкольного образования может быть успешно решена при тесном взаимодействии воспитателей, родителей, учителей. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения этой задачи.