"Системно-деятельностный подход в работе классного руководителя"

Автор: Вахрушина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"Гимназия № 6"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в работе классного руководителя"
Дата публикации: 24.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Системно-деятельностный подход в работе

классного руководителя

Вахрушина Светлана Владимировна

МАОУ«Гимназия №6»

г. Пермь
В школу России пришел новый образовательный стандарт, который предъявил определенные требования к деятельности учителя и классного
руководителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. С введением новых стандартов термин «деятельность» входит в практику образования. Что значит «деятельность»? «Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового».(А.Б.Воронцов) Сегодня главная цель образования–это развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Что предполагает системно-деятельностный подход?Это: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Нельзя отрывать понятие системно-деятельностного подхода от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, он учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе
которой обучающийся открывает для себя новое, учится действовать, чувствовать, принимать решения. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов в учебной и внеурочной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации: 1. Использование дифференцированных заданий. 2. Включение в образовательный процесс ИКТ. 3. Использование метода проектов. В чем актуальность проектной деятельности в начальной школе? Это: 1. Возможность самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач. 2. Приобретение коммуникативных умений и навыков, исполняя разные роли (лидера, посредника, исполнителя..) 3. Умение пользоваться исследовательскими методами: сбор и анализ информации, выдвижение гипотез, выводы, заключения. 4. Включение в процесс трех субъектов проектной деятельности: учитель, ученик, родитель. 5. Развитие важных качеств :самостоятельность, креативность, инициативность. Выбор тематики проектов может быть различным: 1.Тематику может предложить учитель, учитывая учебную ситуацию по конкретному предмету. 2.Тему проекта может предложить ученик, особенно для внеурочной деятельности. 3.Тематика проекта может быть предложена родителями. Проект 1 «β» класса (предложен учителем в рамках предмета «Окружающий мир») «Кафе для птиц» Цель: Активизация деятельности по формированию современного экологического мышления у ребенка. Задачи: - Стимулирование образного мышления и творческого воображения в процессе работы над поделками. - Привлечение внимания родителей к экологическому воспитанию детей. - Побуждение к творческому союзу детей и их родителей. По предметному содержанию: межпредметный
Тип : практико- ориентированный (прикладной), творческий, в течение трех месяцев. Продукт проекта: кормушка для птиц Форма представления: фотоотчет этапов изготовления домика Количество участников- 18 семей из 30 Этапы изготовления кормушки: Семья Пугиных Фото 1.Сбор информации, выбор модели кормушки Фото 2.Воплощение идеи Фото 3.Сборка дома из брусочков
Фото 4. Покраска домика. Фото 5. Домик готов принять гостей. Чему научились? (по итогам анкетирования детей) 1 чел- научился думать. 2 чел.-научился закручивать болты 3 чел.-научился шкурить 3 чел.-научился помогать родителям 4 чел.-узнал о разных видах кормушек 5 чел.-научился пилить (по итогам анкетирования родителей) 2 семьи- не знали, что работать в проекте так ответственно 3 семьи- предоставили полную свободу в выборе формы домика ребенку 4 семьи- важно было привить ребенку навыки работы с разными инструментами 4 семьи- много прочитали материала о формах домиков 5 семей- этот проект нас очень сблизил
Фото 6. Участники проекта. Проект «МИР» .Мы изучаем, исследуем, развиваемся. (предложен родителями) Направления 1 класса : «Мир глазами детей» Цели: на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей. За да чи проекта: 1.Привлечение всех учеников и членов их семей к участию в проекте. 2. Реализация плана-графика проекта. 3. Представление годового отчёта по достигнутым результатам проекта. Главное направление текущего года - обучение умению видеть прекрасное, интересное в окружающей нас жизни и умение показать это фотографическими средствами посредством выставок и конкурсов. В рамках проекта проведены: Мастер-класс «Начинающий фотограф-художник» (Январь) Фото-кросс «Весенний пейзаж» (март-апрель) Виртуальные фотовыставки: -Зимняя сказка (январь) -Мои любимые животные (февраль) -Весна пришла (март)
-Птицы (апрель) -Цветущий май (май) С работами по данному проекту можно познакомиться на специально разработанном сайте Арт-проект «МИР» (Мы Исследуем Развиваемся) И на нашей страничке ВКонтакте Гимназия №6, 2"б"класс (в фотоальбомах ребят) Фото 7-8.Итоги фотокросса Чему научились?(по итогам анкетирования ребят) -Держать фотоаппарат -Правильно фотографировать -Радоваться тому, что получается -Видеть интересное в природе -Узнал про «стиль» и «обработку» фотографии
-Хочу продолжения… В ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях: -консультировать; -отслеживать выполнение плана; -помогать в предварительной оценке проекта; -участвовать в редактировании фотографий Куратором и руководителем данного проекта стала бабушка первоклассника-Быстрова Наталья Яковлевна, преподаватель лицея №2 города Перми. А помощниками первоклассников выступили ученики Быстровой Н.Я: Сметанина В.С , Конькова Л.Л , Плешкова П.С , Банникова Ю.Г , Хоменкова Ю.А Они определили для себя значимость проекта таким образом: Актуальность проекта- Фотография занимает одну из ведущих позиций в рейтинге увлечений молодых людей. Новизна проекта- Проект уникален, так как ориентирован на маленьких детей . Цель проекта-
-
Научить малышей азам фотоискусства и правильной съёмке; - Развить личностные качества, чувство гармонии и красоты; -Знакомить с историей Перми и природой родного края посредством фото; -Научить видеть интересное в обыденной жизни Задачи проекта- -Изучить основные функции фотоаппарата; - Изучить основы композиции; -Знакомить детей с фотоработами мастеров; -Учить детей на практике посредством фото кроссов; -Проводить анализ детских фоторабот как очно, так и онлайн; -Работать с родителями детей Ожидаемые результаты- -Сформированное различие понятий: фотография – в общем и фотографии как искусства; -Взгляд на вещи уже со стороны знающего человека, а не простого обывателя; -Сформированная мотивация к изучению окружающего мира посредством фото; -Выражение индивидуальности в фото
.
Итог проекта:
-юный фотограф уже имеет представление о таких понятиях, как «стиль фото» и «обработка фото» ; -в основном умеет выразить свои впечатления и эмоции в фото. Перспективы развития проекта- -Проведение фото кроссов и выставок работ малышей -Работа с родителями -Развивающее обучение посредством введения тематических фото мероприятий Данный проект долгосрочный.
Направления 2 класса: «Фотография подобна цитате…»
«В эру, перегруженную информацией, фотография предоставляет единственную быструю возможность понять что-либо и самую компактную и честную форму для его запоминания. Фотография подобна цитате, меткому замечанию или пословице». (Сьюзан Зонтаг). Задачи: -развитие зрительного восприятия воспитанников, фотографического видения, композиции -воспитание подростков в атмосфере сотрудничества, доверия. -обеспечение педагогических условий для развития личности школьника с учётом его возрастных особенностей и способностей. -формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности. План работы в рамках классного проекта «МИР» ( второй класс) 1.) 1 четверть-конкурс фотографий по темам: « Мои воспоминания о лете», « Золотая осень». Форма отчета- фотовыставка работ с определением лучшей призовой тройки , путём голосования ребят. (Работы-победители представлены на сайте арт-проекта " МИР) 2.) 2 четверть-тематика фотографий : « Будем здоровы. Семейные рецепты Здорового Образа Жизни». Форма отчета- фотовыставка работ с определением лучшей призовой тройки , путём голосования ребят. (Работы-победители представлены на сайте проекта( сайт Арт-проект" МИР").
Фото 9-11. Дипломы участников тематических конкурсов. 3.) 3 четверть .Тема фотографий: « Мои достижения». Форма отчета- фотовыставка работ с определением лучшей призовой тройки , путём голосования ребят. (Работы-победители представлены на сайте проекта( сайт Арт-проект" МИР"). В этом учебном году выделены новые направления работы: 1.Создание АРТ-студии « b-фильм». Цель — обучение ребят основам видеосъёмки, создание авторских роликов различной тематики( исторические, юмористические, познавательные и т.д.) За текущий учебный год были созданы три фильма : «Без собак нельзя никак» , «День Победы», «Моя семья». Эти фильмы стали участниками и призерами (3 место) краевого фестиваля- конкурса детского и юношеского фильма . Фото 12. Награда победителям. Фото 13. Представители студии «β» фильм . 2). « Семейник ». ( творческое представление семьи ) Задачи: -развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, -воспитание у ребят чувства уважения и любви к родителям, -воспитание гордости за свою семью,
- сплочение классного коллектива Форма проведения: семейный вечер Фотоотчет представлен на нашей страничке ВКонтакте (Гимназия №6, 2 «б» класс) Фото 14- 15. Сертификаты участников «Семейника». 3.) Цифровой проект « Мой родной город. Вчера, сегодня, завтра»-краткий фото-экскурс от каждой семьи , посвящённый истории города( района) и возможной их взаимосвязи с историей семьи. Цель— изучение истории родного города и ( возможной ) роли своей семьи ( родственников) в её становлении. Конечный результат— цифровая версия газеты из представленных работ. По итогам анкетирования ребят: Что для тебя было ценным в рамках работы классного проекта «МИР»? - много узнал про историю своей семьи; - узнала, что вместе с родителями мы- дружная команда; - хорошая практика в применении знаний обработки фотографий; - на «Семейниках» интересно было смотреть за творчеством одноклассников и их родителей; - научилась сама создавать фильмы, вставлять музыку, набирать текст; - рада за наш класс- мы победители в крае, теперь и о нашем классе знают; - по фотографиям ребят многому научился.
Концепция проекта «МИР» на третий учебный год
1.Тема «70- лет Великой Победы» - изучение исторических фактов Великой Отечественной войны и отображение её истории в проекции настоящего времени, с использованием различных творческих направлений и жанров.
2.« Театр, ИЗО, анимация» - новое направление работы в рамках проекта . Создание Арт - студии- « Театральное закулисье» . Знакомство с миром театра-история рождения спектакля, тайны закулисья , посещение театра и проба собственных сил. 4.Освоение новых навыков в искусстве фотографии - портретной и сюжетной съёмки. План работы на третий год обучения: Сентябрь - октябрь: -Экскурсия « Пермь в годы Великой Отечественной войны» . -Посещение спектакля на тему ВОВ в Пермском театре юного зрителя. -Знакомство с темой войны в детских мультипликационных фильмах ( Круглогодичная подборка). Ноябрь-декабрь: -Мастер- класс « Портретная съёмка». -Старт фото - конкурса « Настроение моего друга» (портрет, сюжет). -« Театральный семейник ». Тематика – « Города герои. Стихи о Великой Отечественной войне». Январь – март -ИЗО- проект «Война глазами детей». Создание фото - альбома с использованием рисунков и фото из личных архивов. -Сюжетно-ролевая постановка на военную тему. -Битва хоров на тему «70-летие Победы» Апрель - май : -Финал фото – конкурсов « Настроение моего друга» (портрет, сюжет); « Нарочно не придумаешь…». Голосование на сайте проекта «МИР» 3 класс
-9 мая - Фото - день Великой Победы. Фотогалерея и видеосюжет « Пермь в День Победы». -
Показ театральной постановки на родительском собрании.

Итоги года:
1). 2 место в гимназическом конкурсе спектаклей на тему о Великой Отечественной войне (Б.Васильев «А зори здесь тихие..) 2) Гран-При в гимназическом конкурсе «Битва хоров» 3) Фотовыставка на сайте проекта «МИР» Выдержки из сочинений ребят «Письмо в прошлое»: 1). «Как важно знать историю своей страны. Знаешь историю и не повторяешь ошибок прошлого. Я горжусь своими предками , они победили в страшной войне. А я имею возможность учиться, любить своих родителей, познавать это мир» (Яромир Б) 2. « Спасибо, мой любимый прадед! Я знаю о тебе из рассказов своего дедушки. Он не только интересно рассказывает о твоих подвигах, но и пишет стихи, в которых передает свою любовь и уважение ко всем ветеранам и, конечно, к тебе. Стихотворение дедушки, посвященное тебе, победило в гимназическом конкурсе! Как бы мне хотелось встретиться с тобой лично! » (Лиза Т.) Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания. Они выражаются в
терминах универсальных учебных действий. На основание этого можно сказать, что УУД —это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы. Она позволяет учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися и родителями мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Библиографический список. 1.Александрова Э.И.,Воронцов А.Б.,Восторгова Е.В.,Горбов С.Ф.,Новлянская З.Н.,Ломакович С.В.,Матвеева Е.И.,Чудинова Е.В.Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе:Пособие для учителя 1 кл./Под ред. Воронцова А.Б.//Серия «Новые образовательные стандарты».-М.:ВИТА-ПРЕСС,с.13,2011. 2.Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. 3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 4.Петерсон Л.Г.,Агапов Ю.В.,Кубышева М.А.,Петерсон В.А.Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии.- М.:АЛКиППРО,УМЦ«Школа2000…»,2006. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-Просвещение,2010.