"Работа над техническим комплексом в первом классе"
Автор: Афонина Ирина Станиславовна Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: РМБОУ ДОД Знаменская детская школа искусств
Населённый пункт: р.п Знаменка, Знаменский р-н, Тамбовская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Работа над техническим комплексом в первом классе"
Афониной И.С.
/ноябрь
2015 г./
Тема урока:
Работа над техническим комплексом в первом классе: первоначальное изучение гамм
и технические приемы в пьесах .
Класс: обучающаяся по ДООП (1 год) Тумарова Милана.
Место проведения : Знаменская ДШИ, класс аккордеона.
Время: 13.15 – 13.55
Оборудование: аккордеон ¾, аккордеон полный, пюпитры 2шт., нотная литература:
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», компьютер.
Методическая литература :
- Н. Корыхалова «Играем гаммы»,
- Либерман «Работа над техникой»,
- В. Лензин «Работа над гаммами».
Цель урока:
- формирование первоначальных навыков игры гамм правой рукой на основе
изученного технического комплекса упражнений .
Задачи урока:
1.
обучающие:
- рассказать о необходимости изучения гамм;
- закрепить изученный технический комплекс упражнений;
- обучить первоначальным навыкам игры гамм правой рукой;
- учить контролировать и анализировать свою игру.
2. развивающие:
- сформировать у обучающейся интерес к изучению гамм,
- развивать навыки анализа собственной деятельности,
3. воспитательные:
- воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении техническими
приёмами,
- развивать трудолюбие, уверенность в себя.
Методические приемы:
Словесный метод /беседа с обучающейся, объяснение педагога /
Практический метод /игра на инструменте/
Наглядно-слуховой метод /просмотр видеозаписи, показ - игра педагога на
инструменте/
Здоровьесберегающий прием /физминутка/ через метод «пластического
интонирования» / по Д.Б. Кабалевскому/
План урока:
1. Организационный момент: знакомство присутствющих с обучающейся;
объявление темы урока, цели, задач. 1 мин.
2. Введение. Что такое техника? Что такое гамма? Просмотр видеозаписи. 3 мин.
2. Закрепление изученного технического комплекса упражнения, предваряющих
изучение гамм. 10 мин.
3. Физминутка . 2
мин.
4. Изучение первоначальных навыков игры гамм: 10 мин.
- знакомство с хроматической гаммой,
- знакомство с гаммой си мажор .
5. Работа над техникой в пьесах. 10 мин.
6. Анализ урока, оценка урока, задание на дом. 4 мин.
Ход урока:
1.
Введение в форме беседы с обучающейся: Что такое техника?Что такое гамма?
Рассказать обучающейся, для чего изучаются гаммы и пользу, которую они
приносят для музыкального развития.
Техника-понятие очень широкое, заключающее в себе сумму умений, навыков,
приёмов. Всё, чем занимается музыкант с момента прикосновения к клавишам, есть
техника. Высокого художественного результата нельзя достигнуть, если не учится
владеть техникой игровых движений. Фундаментом является правильная посадка,
постановка инструмента, свобода игрового аппарата, техника ведения меха,
координация движений правой и левой руки. Работа над техникой начинается с
первого урока, когда мы говорим об устройстве инструмента, его постановке,
постановке игрового аппарата. Материалом для развития технической беглости
служит специально подобранный комплекс упражнений ,гаммы, этюды. В
подтверждение сказанному просмотр видеозаписи: игра аккордеониста( Р. Бажилин.
А.Вершурен « В стиле мюзет»).
2. Закрепление изученного технического комплекса упражнения, предваряющих
изучение гамм. -
--------- Постановка инструмента, проверка ремней, посадки.
- Упражнение «Метель» . Работа мехом на воздушном клапане только левой рукой в
размере 4/4 (сжим, разжим), правая рука спокойно лежит на бедре правой ноги.
Задача упражнения: ровное движение меха; точная по счету и аккуратная смена меха;
спокойный ненапряженный плечевой корпус.
- Упражнение для правой руки «Лесенка. (пятинотки)» от белых клавиш ( по выбору
обучающейся) в мажорном ладу , четвертными , штрихом легато. И последнее
проигрывание поем со словами: «Я шагаю вверх. Я шагаю вниз».
Задача упражнения : ровное плавное движение и смена меха , красивый звук, хорошая
четкая артикуляция в штрихе легато. Играть уверенно от разных клавиш. Уметь себе
аккомпанировать при пении.
- Упражнение для левой руки «Пароходные гудки». 5 ,4,3,2 пальцы стоят на основном
ряду басов , третий палец стоит на басе «до». Размер 4/4. Каждый бас- целая нота по
длительности. Мех меняем через такт. Игру начинаем с баса «соль» и так до 5-го пальца –
до баса си бемоль.
Задача упражнения – учиться в левой руке держать кисть округлой ,пальцы вместе .
Ровное движение меха, правильная смена. Уметь считать. Точно на «раз» брать бас и
повести мех, и уметь делать ауфтакт- снятие баса и взять другой бас на вдохе при смене
меха.
- Упражнения для левой руки: (бас, мажорный аккорд ) в размере 2/4, вверх по
клавиатуре, затем вниз.
Задача упражнения: опора на бас, на аккорде – «отдыхаем»;
-Упражнение «я украшаю бас» - бас, мажорный аккорд, бас на вспомогательном ряду .
напротив - 4 пальцем и опять мажорный аккорд. Вверх и вниз.
Задача упражнения: исполнять с различным ударением – сначала опора на основной бас,
затем играть с опорой на вспомогательный бас . Кисть держать собранной и округлой,
следить, чтобы большой палец не напрягался .
- упражнение на подкладывание первого пальца : игра гаммы до мажор (1-2,1-3,1-4
пальцами) штрихами нон легато и легато.
задача упражнения - стремиться к ровному по звучанию и экономному по движению
исполнению.
3. Физминутка. Обучающаяся встает и под музыку, исполняемую педагогом, выполняет
небольшой комплекс упражнений по желанию (потягивания, наклоны и повороты
головой, кистями рук, корпусом, полуприседения) в соответствии с характером и
настроением музыки ( «пластически интонирует») может маршировать, бегать, прыгать.
4. Изучение первоначальных навыков игры гамм.
- Хроматическая гамма элементарна по своей структуре. Подкладывание первого
пальца совершается в очень тесной позиции, на самом близком расстоянии. Она
укрепляет ладонь, вырабатывает точность прикосновения, ловкость и гибкость 1
пальца. Аппликатура 1-3 заставляет кисть развернуться к пятому пальцу. Штрих легато.
Задача упражнения - добиться плавного непрерывного исполнения гаммы, ровного по
звучанию и временным соотношениям.
- Си мажор ( в одну октаву). С точки зрения технического освоения гамм лучше
начинать, следуя известному совету Шопена, вовсе не с до - мажорной гаммы, которую
легче всего прочесть и запомнить и труднее всего сыграть, а с гаммы си мажор. У неё
удобный рельеф, наилучшим образом приспособленный к строению руки. Поскольку игра
идёт главным образом на чёрных клавишах, под сводом руки оказывается больше
пространства, а значит – свободы для подведения 1 пальца под ладонь.
Задача упражнения – знакомство с очень полезной гаммой.
5. Работа над техническими приемами в пьесках «Русская частушка» и А.Латышева
«Вальс Мальвины».
- К частушке были предыдущие упражнения в басу (опора на бас), правой же следить за
правильной аппликатурой, менять мех по фразам, красиво вести звук, опора в мелодии на
первую долю через такт.
- В «Вальсе» поиграть аккомпанемент (3/4) опора на бас. В правой руке подбирать пальцы
после взятии широкого интервала( септимы и сексты), каждую фразу снимать, новую
играть сверху. Опора в мелодии на первую долю через такт, правильная смена меха,
красивое ведение звука, закругление фразы. Поиграть эти пьески в ансамбле с педагогом
(кто мелодию , а кто аккомпанемент и наоборот).
6. Анализ урока, оценка урока, домашнее задание – совместно с обучающиейся.