"Работа над техническим комплексом в первом классе"

Автор: Афонина Ирина Станиславовна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: РМБОУ ДОД Знаменская детская школа искусств
Населённый пункт: р.п Знаменка, Знаменский р-н, Тамбовская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Работа над техническим комплексом в первом классе"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок

преподавателя по классу аккордеона

Знаменской ДШИ

Афониной И.С.
/ноябрь 2015 г./
Тема урока:
Работа над техническим комплексом в первом классе: первоначальное изучение гамм и технические приемы в пьесах .
Класс:
обучающаяся по ДООП (1 год) Тумарова Милана.
Место проведения
: Знаменская ДШИ, класс аккордеона.
Время:
13.15 – 13.55
Оборудование:
аккордеон ¾, аккордеон полный, пюпитры 2шт., нотная литература: Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», компьютер.
Методическая литература
: - Н. Корыхалова «Играем гаммы», - Либерман «Работа над техникой», - В. Лензин «Работа над гаммами».
Цель урока:
- формирование первоначальных навыков игры гамм правой рукой на основе изученного технического комплекса упражнений .
Задачи урока:
1. обучающие: - рассказать о необходимости изучения гамм; - закрепить изученный технический комплекс упражнений; - обучить первоначальным навыкам игры гамм правой рукой; - учить контролировать и анализировать свою игру.
2. развивающие: - сформировать у обучающейся интерес к изучению гамм, - развивать навыки анализа собственной деятельности, 3. воспитательные: - воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении техническими приёмами, - развивать трудолюбие, уверенность в себя.
Методические приемы:
Словесный метод /беседа с обучающейся, объяснение педагога / Практический метод /игра на инструменте/ Наглядно-слуховой метод /просмотр видеозаписи, показ - игра педагога на инструменте/ Здоровьесберегающий прием /физминутка/ через метод «пластического интонирования» / по Д.Б. Кабалевскому/
План урока:

1. Организационный момент:
знакомство присутствющих с обучающейся; объявление темы урока, цели, задач. 1 мин.
2. Введение.
Что такое техника? Что такое гамма? Просмотр видеозаписи. 3 мин.
2. Закрепление изученного
технического комплекса упражнения, предваряющих изучение гамм. 10 мин.
3. Физминутка .
2 мин.
4. Изучение первоначальных навыков
игры гамм: 10 мин. - знакомство с хроматической гаммой, - знакомство с гаммой си мажор .
5. Работа над техникой в пьесах.
10 мин.
6. Анализ урока, оценка урока, задание на дом. 4
мин.

Ход урока:
1.
Введение
в форме беседы с обучающейся: Что такое техника?Что такое гамма? Рассказать обучающейся, для чего изучаются гаммы и пользу, которую они приносят для музыкального развития. Техника-понятие очень широкое, заключающее в себе сумму умений, навыков, приёмов. Всё, чем занимается музыкант с момента прикосновения к клавишам, есть техника. Высокого художественного результата нельзя достигнуть, если не учится владеть техникой игровых движений. Фундаментом является правильная посадка, постановка инструмента, свобода игрового аппарата, техника ведения меха, координация движений правой и левой руки. Работа над техникой начинается с первого урока, когда мы говорим об устройстве инструмента, его постановке, постановке игрового аппарата. Материалом для развития технической беглости служит специально подобранный комплекс упражнений ,гаммы, этюды. В подтверждение сказанному просмотр видеозаписи: игра аккордеониста( Р. Бажилин. А.Вершурен « В стиле мюзет»).
2. Закрепление изученного технического комплекса упражнения, предваряющих

изучение гамм.
- --------- Постановка инструмента, проверка ремней, посадки. -
Упражнение «Метель» .
Работа мехом на воздушном клапане только левой рукой в размере 4/4 (сжим, разжим), правая рука спокойно лежит на бедре правой ноги. Задача упражнения: ровное движение меха; точная по счету и аккуратная смена меха; спокойный ненапряженный плечевой корпус.
- Упражнение для правой руки «Лесенка. (пятинотки)»
от белых клавиш ( по выбору обучающейся) в мажорном ладу , четвертными , штрихом легато. И последнее проигрывание поем со словами: «Я шагаю вверх. Я шагаю вниз». Задача упражнения : ровное плавное движение и смена меха , красивый звук, хорошая четкая артикуляция в штрихе легато. Играть уверенно от разных клавиш. Уметь себе аккомпанировать при пении. -
Упражнение для левой руки «Пароходные гудки».
5 ,4,3,2 пальцы стоят на основном ряду басов , третий палец стоит на басе «до». Размер 4/4. Каждый бас- целая нота по длительности. Мех меняем через такт. Игру начинаем с баса «соль» и так до 5-го пальца – до баса си бемоль. Задача упражнения – учиться в левой руке держать кисть округлой ,пальцы вместе . Ровное движение меха, правильная смена. Уметь считать. Точно на «раз» брать бас и повести мех, и уметь делать ауфтакт- снятие баса и взять другой бас на вдохе при смене меха.
- Упражнения для левой руки: (бас, мажорный аккорд ) в размере 2/4, вверх по клавиатуре, затем вниз. Задача упражнения: опора на бас, на аккорде – «отдыхаем»; -Упражнение «я украшаю бас» - бас, мажорный аккорд, бас на вспомогательном ряду . напротив - 4 пальцем и опять мажорный аккорд. Вверх и вниз. Задача упражнения: исполнять с различным ударением – сначала опора на основной бас, затем играть с опорой на вспомогательный бас . Кисть держать собранной и округлой, следить, чтобы большой палец не напрягался .
- упражнение на подкладывание первого пальца
: игра гаммы до мажор (1-2,1-3,1-4 пальцами) штрихами нон легато и легато. задача упражнения - стремиться к ровному по звучанию и экономному по движению исполнению.
3. Физминутка.
Обучающаяся встает и под музыку, исполняемую педагогом, выполняет небольшой комплекс упражнений по желанию (потягивания, наклоны и повороты головой, кистями рук, корпусом, полуприседения) в соответствии с характером и настроением музыки ( «пластически интонирует») может маршировать, бегать, прыгать.
4. Изучение первоначальных навыков игры гамм.
-
Хроматическая гамма
элементарна по своей структуре. Подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, на самом близком расстоянии. Она укрепляет ладонь, вырабатывает точность прикосновения, ловкость и гибкость 1 пальца. Аппликатура 1-3 заставляет кисть развернуться к пятому пальцу. Штрих легато. Задача упражнения - добиться плавного непрерывного исполнения гаммы, ровного по звучанию и временным соотношениям.
- Си мажор
( в одну октаву). С точки зрения технического освоения гамм лучше начинать, следуя известному совету Шопена, вовсе не с до - мажорной гаммы, которую легче всего прочесть и запомнить и труднее всего сыграть, а с гаммы си мажор. У неё удобный рельеф, наилучшим образом приспособленный к строению руки. Поскольку игра идёт главным образом на чёрных клавишах, под сводом руки оказывается больше пространства, а значит – свободы для подведения 1 пальца под ладонь. Задача упражнения

знакомство с очень полезной гаммой.
5. Работа над техническими приемами в пьесках
«Русская частушка» и А.Латышева «Вальс Мальвины». - К частушке были предыдущие упражнения в басу (опора на бас), правой же следить за правильной аппликатурой, менять мех по фразам, красиво вести звук, опора в мелодии на первую долю через такт.
- В «Вальсе» поиграть аккомпанемент (3/4) опора на бас. В правой руке подбирать пальцы после взятии широкого интервала( септимы и сексты), каждую фразу снимать, новую играть сверху. Опора в мелодии на первую долю через такт, правильная смена меха, красивое ведение звука, закругление фразы. Поиграть эти пьески в ансамбле с педагогом (кто мелодию , а кто аккомпанемент и наоборот).
6. Анализ урока, оценка урока, домашнее задание –
совместно с обучающиейся.