Автор: Савина Наталья Васильевна Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №9"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Метапредметность в современном уроке биологии"
МАОУ «Лицей № 9», г.Пермь
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные
образовательные технологии были разработаны для того чтобы решить проблему
разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как
следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой
урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет
проходить его развитие мышления, способности воображения или развитие
способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как
учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного
предмета, с системой понятий другого или как он будет работать с моделями-так
же, как на нашем предмете, или как-то по- другому? (Н.Громыко).
Метапредмет (по А.В. Хуторскому) – это не особый, деятельностный «срез»
предмета, но именно основосоздающая часть предмета.
Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного
учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за
рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне.
Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового
материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе
организованной эвристической деятельности.
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
- действия, с помощью
которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия
- действия, с помощью
которых обучающиеся организуют учебную деятельность:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция;
оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью
которых обучающиеся осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование
познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний и др.);
логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для
сравнения и др.); постановка и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью
которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с
разными людьми:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она
может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.
Особенности метапредметного занятия: это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью
передачи способов работы со знанием.
«Интеграция» в переводе с латинского языка означает объединение в целое
каких-либо частей. Интегрированный урок-это тоже объединение знаний из
области различных предметов по определенной теме…
Сложно изучать биологию, не используя знания по химии, физике, географии,
истории, ОБЖ и другим предметам. Человеческие знания накапливаются не в
отрыве друг от друга, а в органической взаимосвязи. Поэтому для лучшего
понимания и осмысления необходимо использовать системный подход.
Системный подход позволяет представить взаимосвязь биологических,
химических, физических и географических законов и явлений.
В биологии можно выделить внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Изучая любой раздел биологии можно использовать интеграцию
развивающуюся по спирали от простого к сложному (или, наоборот от сложного
к простому) и проследить взаимосвязь между элементами. Тогда знания будут не
отрывочные, а сформированы в логическую цепочку.
Параллельно можно использовать межпредметную интеграцию.
Например: Биология-химия-физика, биология-искусство-математика и т.д.
Интегрированное обучение проявляется в развитии творческого мышления
учащихся, усиления их познавательного интереса.
Интерграция способствует увеличению разнообразия форм организации учебной
деятельности. Меняется роль преподавателя из передающего знании он
становиться ведущим к знаниям, к их осмыслению и обобщению.
Экспериментально доказано, что правильное установление межпредметных
связей и умелое их использование положительно влияет на формирование
системы знаний о природе.
Умело показанные связи биологии с физикой, химией, математикой,
информатикой, географией усиливают политехническую и практическую
направленность обучения биологии.
Круг межпредметных связей преподаватель определяет в каждом конкретном
случае с учетом их видов.
Результативность интегрированного обучения повышается при соблюдении
ряда условий:
1.
При использовании комплексных наглядных пособий.
2.
Использование ИКТ
3.
Методической подготовленности преподавателя.
Мир живой природы загадочен и удивителен! Он вызывает немало вопросов.
Интеграция приводит к появлению системности знаний о природе, формирует
мировоззренческое представление о единстве мира.
Например, в разделе «Клетка-единица живого» изучая органоиды клетки, мы
знакомимся со строением молекул органических и неорганических веществ,
повторяем основные типы химических связей, составляем химические формулы.
При изучении фотосинтеза, вспоминаем электронное строение атомов.
Тема "Клетка" появляется в 6 классе и заканчивается разделом цитологии в 11
классе, но для полноценного завершения этого сложного вопроса необходимо
уделить ему должное внимание в курсах биологии с 7 по 10 классы, постоянно
поднимая по спирали уровень изучения нового материала о клетке, расширяя его
границы, активно используя межпредметные связи.
Тема «Пищеварение» хорошо переплетается с «Гигиеной питания». «Покровные
органы. Терморегуляция» с «Гигиеной кожи» и «Гигиеной одежды». «Первая
помощь при заболевании сердца и сосудов» напрямую связана с «Экстренной
реанимационной помощью». При изучении темы «Кровь» рассматриваем
механизм поражения лимфоцитов, вирусом СПИДа, затрагивая и тему
наркомании. При изучении «Дыхания» поражение легочных альвеол никотином
и его производными. На вышеизложенных примерах видна тесная связь
биологии с химией и ОБЖ. Биология хорошо интегрируется и с физикой.
«Газообмен в легких и тканях» можно понять, только вспомнив диффузию.
Изучая «Слуховой анализатор» знакомимся с камертоном. Изучая животных,
решаем задачи на скорость, время и расстояние, сравниваем и анализируем. На
вышеизложенных примерах, мы рассмотрели
интеграцию по горизонтали ,
которая предполагает установление межпредметных связей (двухпредметных,
многопредметных).
Интегрированные уроки помогают увидеть неразрывную связь между учебными
предметами.
Интеграция по вертикали -это непрерывное сопряжение учебных программ
одних и тех же дисциплин в классах разного уровня обучения. Практика
показывает, что без систематического возвращения к пройденному учебному
материалу на разных уровнях невозможно дать учащимся полное представление
о предмете, окончательное закрепление знаний на протяжении всего срока
обучения в школе. Интеграция сверху вниз предполагает периодическое
напоминание обучаемым пройденного материала.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в
подборе материала и сценировании урока. Урок должен иметь повышенный
уровень сложности, носить проблемный и поисковый характер.
Литература
1. Метапредметное содержание образования /Хуторской А.В./ Современная
дидактика. Учеб.пособие, М.:Высшая школа, 2007.
2. Метапредметные результаты ( Асмолов А.Г.), интернет.
3. Метапредметный подход в образовании. (Громыко Н.), интернет.