"Метапредметность в современном уроке биологии"

Автор: Савина Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №9"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Метапредметность в современном уроке биологии"
Дата публикации: 01.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Метапредметность в современном уроке биологии.



Савина Наталья Васильевна

Учитель биологии

МАОУ «Лицей № 9», г.Пермь
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета, с системой понятий другого или как он будет работать с моделями-так же, как на нашем предмете, или как-то по- другому? (Н.Громыко). Метапредмет (по А.В. Хуторскому) – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
- действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия
- действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия
- действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); постановка и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия
- действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Особенности метапредметного занятия: это интегрированное занятие. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает объединение в целое каких-либо частей. Интегрированный урок-это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме… Сложно изучать биологию, не используя знания по химии, физике, географии, истории, ОБЖ и другим предметам. Человеческие знания накапливаются не в отрыве друг от друга, а в органической взаимосвязи. Поэтому для лучшего понимания и осмысления необходимо использовать системный подход. Системный подход позволяет представить взаимосвязь биологических, химических, физических и географических законов и явлений. В биологии можно выделить внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Изучая любой раздел биологии можно использовать интеграцию развивающуюся по спирали от простого к сложному (или, наоборот от сложного к простому) и проследить взаимосвязь между элементами. Тогда знания будут не отрывочные, а сформированы в логическую цепочку. Параллельно можно использовать межпредметную интеграцию. Например: Биология-химия-физика, биология-искусство-математика и т.д. Интегрированное обучение проявляется в развитии творческого мышления учащихся, усиления их познавательного интереса. Интерграция способствует увеличению разнообразия форм организации учебной деятельности. Меняется роль преподавателя из передающего знании он становиться ведущим к знаниям, к их осмыслению и обобщению. Экспериментально доказано, что правильное установление межпредметных связей и умелое их использование положительно влияет на формирование системы знаний о природе. Умело показанные связи биологии с физикой, химией, математикой, информатикой, географией усиливают политехническую и практическую направленность обучения биологии. Круг межпредметных связей преподаватель определяет в каждом конкретном случае с учетом их видов. Результативность интегрированного обучения повышается при соблюдении ряда условий: 1. При использовании комплексных наглядных пособий. 2. Использование ИКТ
3. Методической подготовленности преподавателя. Мир живой природы загадочен и удивителен! Он вызывает немало вопросов. Интеграция приводит к появлению системности знаний о природе, формирует мировоззренческое представление о единстве мира. Например, в разделе «Клетка-единица живого» изучая органоиды клетки, мы знакомимся со строением молекул органических и неорганических веществ, повторяем основные типы химических связей, составляем химические формулы. При изучении фотосинтеза, вспоминаем электронное строение атомов. Тема "Клетка" появляется в 6 классе и заканчивается разделом цитологии в 11 классе, но для полноценного завершения этого сложного вопроса необходимо уделить ему должное внимание в курсах биологии с 7 по 10 классы, постоянно поднимая по спирали уровень изучения нового материала о клетке, расширяя его границы, активно используя межпредметные связи. Тема «Пищеварение» хорошо переплетается с «Гигиеной питания». «Покровные органы. Терморегуляция» с «Гигиеной кожи» и «Гигиеной одежды». «Первая помощь при заболевании сердца и сосудов» напрямую связана с «Экстренной реанимационной помощью». При изучении темы «Кровь» рассматриваем механизм поражения лимфоцитов, вирусом СПИДа, затрагивая и тему наркомании. При изучении «Дыхания» поражение легочных альвеол никотином и его производными. На вышеизложенных примерах видна тесная связь биологии с химией и ОБЖ. Биология хорошо интегрируется и с физикой. «Газообмен в легких и тканях» можно понять, только вспомнив диффузию. Изучая «Слуховой анализатор» знакомимся с камертоном. Изучая животных, решаем задачи на скорость, время и расстояние, сравниваем и анализируем. На вышеизложенных примерах, мы рассмотрели
интеграцию по горизонтали
, которая предполагает установление межпредметных связей (двухпредметных, многопредметных). Интегрированные уроки помогают увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
Интеграция по вертикали
-это непрерывное сопряжение учебных программ одних и тех же дисциплин в классах разного уровня обучения. Практика показывает, что без систематического возвращения к пройденному учебному материалу на разных уровнях невозможно дать учащимся полное представление о предмете, окончательное закрепление знаний на протяжении всего срока обучения в школе. Интеграция сверху вниз предполагает периодическое напоминание обучаемым пройденного материала. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Урок должен иметь повышенный уровень сложности, носить проблемный и поисковый характер. Литература 1. Метапредметное содержание образования /Хуторской А.В./ Современная дидактика. Учеб.пособие, М.:Высшая школа, 2007. 2. Метапредметные результаты ( Асмолов А.Г.), интернет. 3. Метапредметный подход в образовании. (Громыко Н.), интернет.