"Рисование как средство подготовки детей к школе"

Автор: Сивохина Марина Андреевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно - образовательной работе
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Рисование как средство подготовки детей к школе"
Дата публикации: 25.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рисование как средство подготовки детей к школе
В настоящее время, когда этап подготовки детей к школе становится все меньше, особенно существенно увеличить действенность педагогиче ского процесса в детском саду. Какую роль в этой связи имеет такой плодотворный вид деятельности, как рисование? Во-первых, у детей вырабатываются те свойства личности, которые нужны для последующего обучения в школе. Во-вторых, на занятиях реализовывается и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в сфере изобразительного искусства, дети обретают вероятность благополучно постигать соответственный материал на уроках в школе . Для готовности к школьному обучению существенную роль играет вырабатывание элементов учебной деятельности: умения выслушивать и осуществлять установки педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы создать изображение, ребенок должен использовать соответствующие варианты, нужные для решения поставленной изобразительной задачи. Следовательно, из всех действий, которыми он обладает, необходимо избрать только те, что позволят создать изображе ние. Так, чтобы нарисовать какую-то игрушку, ребенок сначала должен детально тщательно рассмотреть ее, далее, приобретя представле ние о внешнем виде предмета, установить его форму, строение, соотношение частей и лишь потом приняться за непосредственное изображение с помощью соответственных движений. Умение подвергнуть рассмотрению задачу и избрать нужные для ее решения варианты действия — существенный компонент учебной деятельности. Костерин Н.П. пишет о том, что сорганизовав свои действия для образования изображения, ребенок обязан уметь проверять их и при необходимости корректировать. Это умение — немаловажный элемент учебной деятельности. Вырабатывает его педагог понемногу, первоначально
изображая, как реализовываются действия контроля, а далее, концентрируя внимание детей на необходимость проверять процесс изображения . Завоеванное на занятиях по изобразительной деятельности умение контролировать свою работу поможет ребенку и при вы полнении заданий в школе. Еще одним значительным компонентом учебной деятельности являет ся оценка результата. Для вырабатывания действий оценки в изобра зительной деятельности есть все условия: дети приобретают изображе ния в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которые могут оцениваться с точки зрения назначенной педагогами или самим ребенком изобразительной задачи. Вырабатывание названных компонентов в учебной деятельности при обучении рисованию имеет немалое значение для подготовки детей к школе. Немаловажно также формирование психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, устремления узнавать новое, овладе вать умениями, целеустремленно и организованно заниматься, внимательно слушать и исполнять инструкции педагога. Важным в обеспечении психологической подготовки де тей к школе является формирование умения произвольно регулиро вать свое поведение, распоряжаться своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отступиться от того, что хочется делать (играть, гулять), и принудить себя осуществлять ту деятельность, которая нужна (заниматься, готовить домашние задания). Нужными в школьном обучении являются энергичность и независимость. Большие возможности для вырабатывания этих качеств имеются на занятиях изобразительной деятельностью и в свободное от занятий время, когда дети рисуют, лепят, вырезывают и наклеивают, конструируют по своему выбору. Изобразительная деятельность в детском саду позволяет реализовать и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: про грамма школы содержит все те виды рисования, которые осуществляются в детском саду.
Литвиненко С.В. утверждает, что умения, приобре тенные детьми в детском саду, облегчают им введение в школьную жизнь . Таким образом, в процессе изобразительной деятельности реализовываются всевозможные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Существенное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки детей к школе. Баранова Е.В. также пишет о том, что ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развиваются на занятиях по рисованию. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это по отношению к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме . Если взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая, положив его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3—4 см выше отточенного конца или ворса (все это необходимо для рисования), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования. Освоит правильную позу, быстро научится правильно держать ручку при письме. Овладение техникой письма не составит для него труда. В тех же случаях, когда взрослые не обращают внимания на то, как дети держат карандаш (кисть) при рисовании, дети привыкают держать карандаш низко, иногда не тремя пальцами, а щепотью, напряженно. При этом пальцы закрывают ту часть бумаги, на которой ребенок рисует, — такое положение руки характерно при рисовании мелких деталей. Впоследствии, когда ребенок приходит в школу, усвоенное им неправильное положение кисти при рисовании, напряженность, связанная с этим, переносится и на ручку, которую он также берет неправильно.
Пальцы, низко держащие ручку, закрывают строку, ребенок почти не видит, что пишет, и вынужден низко наклоняться, чтобы увидеть строку. Все это затрудняет овладение письмом и сказывается на его качестве. Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Движения такого характера будут отрабатываться в рисовании, когда ребенок равномерно наносит элементы узора на бумагу, когда он закрашивает изображения— спокойно, не торопясь, двигая карандашом туда и обратно, в каком-то одном направлении, сверху вниз, слева направо или по косой. (Учитывая, что при закрашивании рисунков краской водить кисть туда и обратно нельзя: при этом портится кисть и смазывается еще не высохшая краска. Поэтому надо показать ребенку, как проводить линии кистью при закрашивании краской: в одном направлении, начиная их каждый раз с одной стороны.) Иногда взрослые, желая подготовить детей к письму, предлагают им упражняться в рисовании мелких предметов (шарики, флажки, листочки) между линейками, в клетках (и дают им для этого тетради в клетку, линейку). Однако такие упражнения бесполезны для последующего овладения навыками письма. Дело в том, что они противоречат особенностям письма: письмо характеризуется неотрывностью, плавностью линий, а названные рисунки выполняются совсем иначе — каждый предмет и его части изображаются отдельно. Кроме того, многие из предметов, которые обычно предлагают «рисовать» в тетради, имеют прямолинейные формы (например, флажки, звездочки). Помогает отработке нужных для письма качеств движений руки (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, сохранение направления штрихов, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (книжки-раскраски). Для раскрашивания карандашами следует отбирать картинки с менее крупными изображениями, в то время как для краски картинки могут быть покрупнее.
Правильные технические навыки и умения нужно формировать у детей систематически и последовательно. Конечно, овладевая рисованием, ребенок не научится писать. Письмо — особая графическая деятельность, и овладеть письмом можно только тогда, когда пишешь. Но рисование и другие виды изобразительной деятельности развивают руку ребенка, делают ее умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука—глаз. Поэтому в школе такой ребенок овладеет письмом без особого труда. Иншакова О.Б. пишет о том, что процессы письма и рисования имеют наружную схожесть: письмо и рисование это графическая деятельность с средствами, сохраняющими на бумаге отпечатки в виде контуров и очертаний линий. При этом необходимо соответствующая поза корпуса и рук, навык классического держания карандаша, ручки (карандаш или ручка располагаются на среднем пальце, сверху держатся указательным, сбоку — большим пальцем, кисть руки базируется на мизинец; пальцы стиснуты без усилия) . В письме нужно изучить написание элементов букв, принимая во внимание каллиграфию, т. е. верное их местоположение на линейках и клеточках, соразмерного соотношения, соответственного напора, сочетания букв. Письмо гораздо в большей степени, чем рисование, призывает к ограничению движений руки в установленном пространстве линеек, правильного осуществления задания. При рисовании дети рисуют предмет, проводя линии во всевозможных направленностях, неодинаковой длины и толщины. Движения руки при этом проверяются с помощью зрения и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особенного интереса и напряжения воли, как в письме. Перед рисующим находится задача — употребить многообразие линий для трансляции пространственных свойств рисуемых предметов.
Данное соотнесение письма и рисования обнаруживает, что обучение в детском саду формирует нужные предпосылки для благополучного постижения письма. В частности, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети получают умение легкого обладания карандашом и кистью, обучаются регулировать свои движения в отношении темпа, силы напора, вследствие чего у них формируются такие качества движения руки, как воздушность, пластичность, ритмичность, единство, которые необходимы и для овладения письма. В процессе рисования предметов разнообразной формы, величины, всевозможных пропорций изучаются навыки беречь соответствующее направление движения и по мере необходимости использовать это направление, выносить необходимую продолжительность движения, подчинив его размерам предмета по ширине и длине . На занятиях по рисованию в детском саду дети приучаются чистоплотно применять необходимый материал, держать его в аккуратности и порядке, употреблять только нужный материал и заблаговременно мыслить порядок его применения. Все эти моменты содействуют благополучной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен принимать во внимание существующие у детей умения и навыки и базировать уроки труда на их основании. Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с главными формами, тесными к геометрическим, навык выделять их из окружающей ситуации, устанавливать термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, сопоставлять величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают постижению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе. Улучшение глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из всевозможных материалов в детском саду
подготавливает ребенка к овладению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия). Таким образом, целенаправленная подготовка детей к учебе в школе на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.