"Работа классного руководителя по развитию познавательных интересов и интеллектуальных навыков обучаемых"

Автор: Богачева Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Губернаторский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Детчино Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа классного руководителя по развитию познавательных интересов и интеллектуальных навыков обучаемых"
Дата публикации: 26.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Работа классного руководителя по развитию познавательных интересов

и интеллектуальных навыков обучаемых.
Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. В Программе развития образования указывается, что педагогические условия этого процесса состоят в «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. "Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого” - вот популярный тезис нашего времени. Вот почему часто даже отличники не могут трудоустроиться, а инертные и озорные становятся признанными. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является развитие познавательной активности. Исследования по проблеме формирования и развития познавательного интереса берут свое начало в трудах основоположников педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Н.Г. Песталоцци и др. Роль познавательного интереса в развитии личности учащегося доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, Ф.И. Янковичем и др. Значительное влияние на исследование данной проблемы оказали труды зарубежных и отечественных ученых - педагогов, психологов: А.К. Дусавицкого, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Д. Брунера, А.Маслоу, А.К.Марковой, Г.И.Щукиной и др. Понятие «познавательный интерес» в трудах ученых – психологов, педагогов изучен достаточно тщательно. Но все – таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как сформировать у обучаемых устойчивый познавательный интерес. Беда, если потерян интерес к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний, не выработанная самоорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Но если эти факторы характеризуются выработкой ответственности к учению как ученика, так и учителя, то воспитательные мотивы сопряжены, прежде всего, с организованностью и интересами. Мотивация любого интереса – достигнутый успех обучаемыми. Побудительным фактором повторения интереса является похвала, поощрение, награда. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления студентов: отсутствие в кабинете, общежитии, дома современного материального обеспечения; однообразие
форм, методов и приемов проведения уроков, что ограничивает мотивацию к успеху и развитие интеллектуальных навыков. У части студентов наблюдается снижение интереса к знаниям, обусловленное нестабильной социальной обстановкой и изменением ценностных ориентаций. Поэтому формирование и развитие познавательного интереса приобретает всё большую актуальность как одно из средств решения не только социальных, но и педагогических проблем. Для осмысленного же усвоения знаний и умений обучаемым необходима их собственная познавательная деятельность. Активизация её – важнейшая задача педагога. Однако, при обучении тому или иному конкретному приёму работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. По этому поводу известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приёмов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности; анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. Познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Одна из возможностей сформировать познавательный интерес у учащихся к различным областям знания, видам труда лежит в широком применении внеклассной работы, проводимой классным руководителем. Классный руководитель выполняет работу следующего содержания:  аналитико-прогностическую (осуществляет изучение личности воспитуемого, его склонностей и интересов);  организационно-координирующую (создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, координирует деятельность учителей – предметников в целях интеллектуального нравственного развития);  коммуникативную (направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника).
Суть
познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений.
Объектом
познавательных интересов обучаемых является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

Ценность
познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Именно интерес вызывает познавательную активность, и постоянное стремление узнавать новое. Владение ИТ стимулируя интерес к познанию, открывает неограниченные возможности как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества. Роль педагога уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это помогает им поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов. Благодаря современным технологиям многие студенты, хотя и не всегда с желанием, получили возможность принимать участие в интернет-конкурсах и олимпиадах. Наряду с внедрением ИТ в образовательный процесс это способствует наиболее полной реализации работы по развитию самостоятельности и творческой активности, открывает новые возможности развития их коммуникативной деятельности, а, следовательно, активизирует их потенциальные продуктивные силы для успешной самореализации в обществе. Наиболее любознательные готовят сообщения при подготовке к урокам, статьи в газету, творческие работы по предметам разной формы и уровня, оформляя их на компьютере. При подготовке к урокам, семинарам, внеклассным мероприятиям, школьники осваивают систему способов деятельности по отношению к себе, семье, обществу, и др. Конечно, современное оборудование не в каждом кабинете, поэтому классные возможности познавательной деятельности ограничены. Но у студентов есть желание получить хорошую оценку, следовательно, они осознают неоспоримые преимущества труда. Я привожу много народных мудростей, знакомых студентам с детства и имеющих смысл творчества и успеха. Широко признательны в этом отношении пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Как потопаешь, так и полопаешь» и др. Иногда это воспринимается на смех, иногда оскорбительно (что всё поучаете). Тогда я привожу высказывание Спинозы: «Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным». Или: всякое невозможное становится возможным, если приложить желание и усилия.

С помощью самых обычных форм воспитательной работы классный руководитель способен сформировать познавательный интерес. Это: *
Словесно-логические формы
(воздействие словом), вызывающее ответные эмоции. Применяю беседы, дискуссии, круглые столы, собрания, где обсуждаются проблемы по разным темам.
*
Образно-художественные формы,
где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. *
Трудовые формы внеурочной работы.
Совместная работа позволяет выявить положительное отношение к совместимости в коллективе. *
Игровые (досуговые) формы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные формы воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. ·
* Психологические формы
. Они требуют от классного руководителя специальных знаний и умений в области возрастной психологии.

Можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с обучаемыми, как информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Классному руководителю следует помнить об этом, организуя любое дело, направленное на формирование познавательного интереса у учащихся. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают много нового, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, что благоприятно влияет на поставленные педагогом цели. Таким образом, обучаемые приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Успех в работе классного руководителя становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит: - верить в каждого ребенка и его возможности; - оценивать не личность, а действия, поступки; - видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; - проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; - не торопиться с выводами; - помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Подготовила: Н.А.Богачева

07 апреля 2016 г.