Формирование коммуникативной культуры и творческого потенциала через развитие "читательского" воображения у дошкольников

Автор: Попова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонек"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативной культуры и творческого потенциала через развитие "читательского" воображения у дошкольников
Дата публикации: 27.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование коммуникативной культуры и творческого потенциала

через развитие «читательского» воображения у дошкольников

Попова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ «ДС «Огонёк»

город Новый Уренгой ЯНАО
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных ситуаций. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любых обстоятельствах. Очевидно, что первой ступенькой формирования коммуникативной культуры и развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшей жизни. Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и реализуют их; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник. Однако наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при наблюдении за общением и взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение общаться приводят к обеднению личностного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в несформированности его коммуникативной деятельности. Дошкольники знают наизусть небольшие стихотворения и сказки, могут рассказать сюжет предлагаемой картинки, но не всегда способны связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое правило. Сложность состоит в том, что некоторые дети мыслят пока слишком реалистично и не могут оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Не все могут выразить свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. Именно поэтому возникла необходимость организации такой творческой деятельности дошкольников, которая создавала условия для развития их коммуникативной компетентности средствами художественной литературы. Исключительно важную роль в речевом, личностном, в том числе коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, и особенно сказки. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка - самый любимый ребенком литературный жанр. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний, первые представления о времени,
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В сказках дети впервые испытывают, как бы на себе, храбрость, стойкость, добро, милосердие, зло, черствость, жестокость… К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» писал, что «..сказки для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а настоящий, очень насущный и питательный хлеб….». Неудивительно, что ребенок и сам пытается сочинять. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит серьезная задача создания условий для развития коммуникативной компетентности детей в этот ключевой для формирования личности период. И большую помощь в этом оказывает такой вид творчества, как сочинение собственных сказок. Практическая деятельность в данном направлении помогает эффективно решать поставленные задачи, что подтверждается педагогическими наблюдениями. Слушание и сочинение сказки, «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность». В.А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Практика показывает, что дети чаще испытывают затруднения в выражении своих мыслей. Овладение связными формами высказываний - процесс длительный, требующий умелого воздействия и руководства, ведь необходимо формировать способность не только связно и красиво высказываться, но и ориентироваться на слушателя. Сказка здесь приходит к нам на помощь. Ведь рассказывая сказку перед слушателями, «записывая» (рисуя) её на листе бумаги, ребенок учится связно и понятно выражать свои мысли. В освоении детьми монологической речи очень эффективным является метод «сочинительства» (придумывания сказки). Сочинение сказки позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, обобщение), расширять активный и пассивный словарь ребенка, повышать свой статус среди сверстников. Для овладения данным видом деятельности нами построена целая система работы. Сочинение сказки предполагает такую организацию совместной деятельности, которая бы отличалась от другой деятельности. Для этого используются ритуалы «входа» в сказку, представляющие собой коллективное упражнение, неизменно повторяющееся в сочинении сказки и помогающее настроить детей на совместную работу, содействующее групповому сплочению детей. Это позволяет ребенку получить навыки коммуникативного общения, что содействует его дальнейшей позитивной социализации. Создавая ритуал «вхождения» в сказку, мы использовали героев сказок Геннадия Михайловича Цыферова. Они приходят в гости к детям и приносят каждый раз различные вещи: разные картинки, предметы и т.д. Герои рассказывают историю о том, как тот или иной предмет оказался у них, и предлагают ребятам сочинить сказку об этом. Дети с удовольствием послушали весёлые и грустные, но очень добрые сказки Геннадия Цыферова, отгадывали загадки о маленьких зверятах – героях сказок, а также узнали много интересных фактов о жизни и повадках животных в природе. И каждый раз, обращаясь к творчеству Геннадия Михайловича Цыферова, хочется стать добрее к людям, к окружающему миру, и что приятно удивило, многие ребята захотели стать писателями – сказочниками и сочинять такие же добрые и умные сказки. Далее в данной системе работы нами широко используется такой метод, как придумывание «биографии» тому, или иному литературному герою. Это может послужить основой и для сюжета, и для «прорисовывания» характеров персонажей. Также детям предлагалось сочинить свой вариант развития сюжета и финала сказки. Проигрывая сюжет в разных плоскостях, углубляя своё видение произведения, ребенок учится понимать и чувствовать текст, развивает речь и память.
Интересен метод «покадрового» рисования сказки. Для этого заранее заготавливается «кинолента», разбитая на отдельные кадры. В каждом кадре ребенок зарисовывает ключевые моменты сюжета, по которым позже можно воспроизвести всю сказку. Эта работа может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, когда дети по цепочке сочиняют сказку. При этом дети учатся логично продолжать ход сюжета, учитывая предыдущее содержание. Готовые сказки, как продукт детской деятельности, был представлен ребятишкам других групп, родителям. Изготовленная своими руками книжка - предмет гордости для ребят, подтверждение их успешности. Немаловажным фактом является момент педагогического наблюдения процесса сочинения сказки. Мы, в своей работе, используем «Дневник педагогических наблюдений», в котором фиксируем личностные проявления детей, интересные фразы, позиции детей в коллективном процессе создания сказки: кто-то настойчиво «гнет свою линию», кто-то сразу уступает, особенно интересен момент, когда детям удается договориться . Здесь ярко проявляются способности детей, умение отстаивать свою точку зрения, уступать, договариваться ради достижения общей цели. Все это – становится основой для дальнейших педагогических воздействий – индивидуальных упражнений, игр, бесед с детьми. Педагогу предоставляется замечательная возможность наблюдать взаимодействие детей, обсуждение, «рождение» сказки. Развивая коммуникативную компетентность ребенка, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность. Успех в формировании коммуникативной культуры через развитие «читательского» воображения у дошкольников, имеет прямую зависимость от взаимодействия всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяли сотрудничеству с родителями, предлагали им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения воспитателя по сбору материалов, необходимых для обыгрывания сказок, по изготовлению атрибутов для драматизации сочиненных сказок и изготовлению книжек – малышек. Родители, испытывают чувство гордости за своих детей, которые смогли сами сочинить сказки, обыграть и проиллюстрировать их. В результате у дошкольников развиваются необходимые формы общения со сверстниками, они умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай. У ребят четкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им быть хорошими собеседниками и т.д. Надеемся, что наш опыт поможет коллегам – практикам: - в формировании у дошкольников коммуникативной культуры; - в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью налаживания детско- родительских отношений; - повысит эмоциональный настрой участников образовательного процесса.