"Дидактический материал по русскому языку и чтению. 1 класс".

Автор: Шеметова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа № 1 имени А.М.Горького"
Населённый пункт: город Фролово Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактический материал по русскому языку и чтению. 1 класс".
Дата публикации: 28.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дидактический материал в период обучения грамоте

1. Тексты – упражнения для списывания

1.
Спиши текст. Поставь в словах ударение. Подчеркни безударные . Ралли. Роман и Наум на ралли. У Ромы и Наума рули. Роман и Наум рулили. Ура! _____________________________________________________________________
2.
Спиши текст. Поставь в словах ударение. Подчеркни безударные . У Нины мыло. Она намылила нос. Ой! Ой! Ой! Мама! Мама умыла Нину. ________________________________________________________________________
3.
Спиши текст. Поставь в словах ударение. Подчеркни безударные . Марина и ара. У Мининой Марины ара. Марина мала, и ара мал. Марина умна, и ара умный. Ара мил, и Марина мила. _____________________________________________________________________
4.
Спиши. Подчеркни гласные. Идут бобры в сыры боры. Бор, бой, буй, брал, убрал, набрал, был, были, былина, боб, лоб, дуб. ___________________________________________________________________
5.
Спиши. Подчеркни гласные. У Бори барабан. Он бил в барабан. Бум, барабан! Бум-барам! У Бэллы бубны. Она била в бубны. Бим-бом! ___________________________________________________________________
6.
Спиши слова, поставь ударение. Подчеркни имя собственное. Ива, волна, Волга, ловил, наловил, выловил, ворона, ворон, вороны, ров, улов, обрыв. ______________________________________________________________________
7.
Спиши текст. Иван, Вова и Варвара были на Волге. Они ловили рыбу. Вова наловил воблы. У Вани много налимов. Варвара варила рыбу. Вкусно! o Выбери название к тексту: Рыбы. На Волге. Рыбалка. Напиши нужное слово. _________________________________________________________________
8.
Спиши текст. Игра « Гуси-гуси». Григорий, Инга и Галина играли в игру «Гуси-гуси». Инга и Галина – гуси. Они гоготали. Га-га-га! __________________________________________________________________ 9.

Прочитай слова. Поменяй буквы местами так, чтобы получились новые слова. Запиши их парами. гора- ……… слово-………… волан - ……………  Спиши слова, раздели их на слоги. логово, нора, берлога, гнездо, варил, оса, грибной, осень.
__________________________________________________________________
10.
Спиши текст. Подчеркни согласные. Одни дома. Лида и Дима были дома одни. Они убрали игры, вымыли посуду. Лида и Дима помогали друг другу. Мама была рада!
11.
Спиши текст. Подчеркни согласные. Жанна была в саду. Она рвала малину. В саду были осы. Они жужжали. У осы жало. Осторожно, Жанна! ______________________________________________________________________
12.
Составь из данных слогов слова и запиши их. мы, жа, ра, ла, ло. ______________________________________________________________________
13.
Спиши текст. Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Лиза играла у дома. Вдруг ударил гром. Молнии озарили двор. Лиза, домой! _______________________________________________________________________
14.
Спиши текст. Подчеркни буквы твёрдых согласных звуков. Жара! У дома огород. Там росли бобы. Бобам нужна вода. Зина полила огород. Бобы ожили. Ай да Зина! _____________________________________________________________________
15.
Спиши текст. Подчеркни «опасные» места. Зимние забавы. Зима! Мороз! У Зины, Лизы и Вовы лыжи. Они идут на горку. Зина за Вовой. Вова за Лизой. Здорово! ____________________________________________________________________ 16. Спиши текст. Подчеркни названия рыб. Подводный мир. Подводный мир богат. Там живут рыбы самого разного вида : рыба-пила, рыба- игла, рыба - луна, рыба - молот. _________________________________________________________________ 17. Спиши текст. Начерти схему последнего предложения. Повар. У Полины папа повар. Работа эта важна. Повару нужны: плита, продукты, посуда. Вот ужин готов. Повар сварил нам плов, нажарил рыбы и пирогов с грибами. Спасибо повару за вкусный ужин! _____________________________________________________________________ 18. Спиши текст. Поставь знак ударения в словах.Подчеркни слова, в которых 3 звука. Туристы. Антон, Никита и Тима - туристы. Мир туриста - природа. Дорога туриста - тропинка, Дом - палатка. Завтрак туриста - каша с дымком. __________________________________________________________________ 19. Спиши текст. Как кот Леопольд называет мышат? Подчеркни эти слова в тексте. Вот кот и дома. Смотрит он кино. Вдруг видит - по экрану поплыли буквы, Поползли полосы. Снова эти озорники, шалуны! ___________________________________________________________________ 20. Спиши текст. Подчеркни два одинаковых слова с разными значениями.
Вы были в порту? Морской порт как вокзал. Туда и обратно по графику плывут корабли. Вот по трапу идут капитан и команда матросов. За ними пассажиры с багажом. Капитан дал команду. Гудок! И мы в пути! 21. Спиши. Обозначь в родственных словах общую часть ( корень) Шум, шутка, шумит, шут, шумный. - Замени любую букву в следующих словах. Запиши. Лак - ………, чайка - ….., кочка - …….. . __________________________________________________________________ 22. Спиши текст. Озаглавь. Напиши название , а потом спиши текст. В первом предложении подчеркни гласные буквы, а во втором - согласные. Во вторник у нас был урок труда. Мы шили игрушки малышам к празднику. Работа шла дружно. Слоники, зайки и мишки вышли забавными. Малыши рады! _______________________________________________________________ 23. Спиши. Поставь в словах ударение. Около школы - стадион. Там мы проводили спортивный праздник. Самым быстрым был Саша. Сашу наградили кубком. Другим дали грамоты. ______________________________________________________________ 24. Подбери слова с противоположным значением. Запиши. Веселый - ..., ленивый - ...., быстрый - ….... Подбери близкие по значению слова. Запиши. Забавный - …,нежный- … , старый - ... ________________________________________________________________________ 25 . Спиши. Подчеркни имена собственные. У нашей Мурки два котенка. Одного назвали - Соней. Он спокойный и всегда спит. Другой котенок - Шустрик. Он веселый и забавный. _________________________________________________________________ 26. Восстанови текст и запиши предложения по порядку. С ним был Тузик. Костя пошел в лес. Тузик громко залаял. Под кустом сидел еж. 26. Спиши текст. Подчеркни опасные места Была гроза и гром. Саша испугался. Он влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Не бойся, Саша, грозы и грома! _________________________________________________________________ 27. Запиши предложения так, чтобы получился текст. Придумай и напиши его название. Вдруг он увидел щенка. Щенок испугался и убежал. Кот зашипел. Рыжий кот сидел на заборе. _____________________________________________________________________
28. Прочитай. Спиши. Допиши рифму
Шишки у Мишки.
Бросил палку кверху Мишка. Падай в шапку с ёлки ...... ! Шишка - хлоп по голове. Стало шишек сразу ... !
2. Тексты с грамматическими заданиями.
1. Спиши, расставляя знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными. выпал белый пушистый снежок во дворе дети лепили снежную бабу потом они играли в снежки, катались на санках все были рады зиме 2. Спиши текст. Подчеркни опасные места. Была гроза и гром. Саша испугался. Он влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Не бойся, Саша, грозы и грома! 3. Спиши текст, заменяя, где нужно, повторяющиеся слова. У Харитона жил хомяк. Хомяк сидел в клетке. Хомяк грыз морковку. 4. Спиши текст. Озаглавь его. Мы все любим цирк. Там весело и интересно. Играет музыка. Горят разноцветные огни. На арене цирка выступают смешные клоуны, ловкие гимнасты и борцы. Когда на манеже клоуны, в зале всегда царит смех. 5. Спиши четверостишие. Поставь в словах знак ударения. Проспала в часах кукушка, Разбудить забыла нас. Сонно смотрит из окошка, Говорит: «Который час?» 6. Запиши предложения так, чтобы получился текст. Придумай и напиши его название. Вдруг он увидел щенка. Щенок испугался и убежал. Кот зашипел. Рыжий кот сидел на заборе.
7. Прочитай. Спиши, расставляя знаки препинания. мороз сковал землю льдом покрылись реки луга и поля занесло снегом ребята катаются на санках коньках и лыжах дети рады 8. Запиши слова через запятую. Поставь в словах знак ударения, подчеркни безударные гласные. Женя. Город. Иванов. Барсик. Собака. Река. Улица. Москва. Екатерина. Волга. Елена Владимировна. Девочка. Мальчик. Карандаш. 9. Напиши слова в алфавитном порядке. Школа, класс, звонок, азбука, урок, ручка, парта, мел, доска. 10. Прочитай. Спиши. Допиши рифму. Подчеркни опасные места.
Шишки у Мишки.
Бросил палку кверху Мишка. Падай в шапку с ёлки ...... ! Шишка - хлоп по голове. Стало шишек сразу ... ! 11. Спиши текст. Озаглавь его. Подчеркни имена собственные. Москва - сердце России, её главный город. В центре столицы находится древний Кремль - бывшая крепость. Сегодня в Москве много музеев, памятников, красивых домов и улиц. Москва -столица России. 12. Спиши текст. Поставь в словах знак ударения. Хлебушек! Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. Он всегда на столе: и в будни, и в праздники. Хлебом - солью приветствуют самых дорогих гостей. Хлеб - всему голова! 13. Спиши текст. Ответь на вопрос. Праздничный стол, торт со свечами, поздравления друзей и много - много подарков. В доме шумно, весело. Играет музыка. Не смолкая звонит телефон. Когда так бывает?
14.3апиши слова, вставляя буквы. Подчеркни орфограммы. Ж.ли, мыш., тиш.на, маш.на, ч.сы, ш.рина. щ.ка, ч.лки, ж.вот, пруж.на, ш.на, ж.вотное, ч.лок.
3. Задания для домашней работы по коррекции письма

1 класс.


1. С п и ш и т е , вставляя пропущенные буквы а или о. Р..к, с..к, л..к, г..л, р..т, с..д, ш..г, к..м, р..г, м..к, к..т, т..з, г..з, к..к, м..х, с..н, с..к, с..рт, к..рм, м..рт, т..нк, з..нт, кр..т. 2.С о с т а в ь т е и запишите слова из «рассыпушек». о, м, с о, л, в к, о, б о, м, д а, к, р к, а, б р, а, п м, г, а о, н, к, и о, с, т, л н, о, к, о п, р, о, т щ, р, о, б ж, м, о, р н, р, а, в н, о, л, с 3.С п и ш и т е , вставляя пропущенные буквы и, у. К..м, м..р, р..с, зв..к, ст..к, н..з, кл..б, пр..з, л..к, с..д, п..р, т..р, п..х, д..х, кр..к, г..д, д..б. 4. З а п и ш и т е слова парами. Подчеркните буквы и – у. Лик – лук, липа – лупа, тир – тур, тип – туп, пить – путь, мишка – мушка, грибы – грубы, сиди – суди, пила – пуля, чутко – читка, кильки – кульки. 5. С о с т а в ь т е слова из «рассыпушек». Запишите их. Гирт (тигр), филту, клу, чукир, китин, хиду, шуриг, сугь, лупи, шупки, винук, исгу, инул, хуми, куми, льуи, куриг. 6. Д о с к а ж и т е словечко. Запишите только слова -ответы, подчеркните и, у. – Раз в театр на балет папа нам купил … . – Ловко делает наш дед из цветов большой … . – Плавают моржи, ползают … . – Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? – Не колючий, светло-синий По кустам развешан … . – Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто это? … . 7. П р о ч и т а й т е внимательно текст. Найдите ошибки. Запишите текст без ошибок. Я выглянил на улуцу. Широко раскинил свои ветки диб. Личи солнца с тридом пробувают чистую луству. Все рады тепли и свету. Настипил жаркий июль. В сади шимно. Весь день птицы поют. 8. С о б е р и т е слова из «рассыпушек». Запишите, подчеркните буквы б, д. рбыоб кдауд бклуби дкеда уббен брдие рдбоо будко рбдео 9. С о б е р и т е из слогов слова. буб баб дед боб дуб буд доб бод дуд ры лик ки ро ка ры ка рый ки Запишите слова, подчеркните буквы б, д. 10. Н а й д и т е в тексте ошибки. Спишите без ошибок. Обнажды лесоруды свалили буб. Из обного бупла выпал дельчонок. Федя пообобрал его, дережно положил в дерет и принес бомой. Налил в длюдечко молока, потом побложил дельчонка в кородку к котятам. Кошка не заметила побмену и стала крмить его. 11. С п и ш и т е , вставляя буквы б, д. Вместе с ..а..ушкой хо..или Мы вчера чинить ..у..ильник. Маленькое ..ело лучше ..ольшого ..ез..елья. Бык-тупогу.. , тупогу..енький ..ычок. 12.П о с т а в ь т е слова во множественное число. Запишите . малыш – малыши камыш – … шалаш – … ландыш – …
голыш – … крепыш – … карандаш – … плохиш – … 13.З а м е н и т е букву п в начале слова на букву т. Запишите пары слов. полк – толк почка – … попил – … пачка – … пара – … порт – … паять – … пушить – … пот – … 14. С п и ш и т е слова, вставляя пропущенные буквы л, м. ..иса, ..и..он, со..о..а, ..ода, ..юди, ..ел, ..ень, теп..о, ..ебе..ь, ..ука, ..о..одость, п..от, пись..о, ..еда..ь, с..он. 15.С п и ш и т е пословицы, подчеркните буквы л, м. В декабре солнце поворачивается на лето, а зима – на мороз. Январь – году начало, зиме – середина. Мороз и метели под февраль налетели. Февраль силен метелью, а март – капелью. Март с водой, апрель с травой. Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. 16. «Р а с ш и ф р у й т е» слова. Измените порядок букв и узнайте слово. арам, ажаб, леак, нгмо, ачыс. – Напишите получившиеся слова в тетрадь. 17. О т г а д а й т е, какие слова здесь зашифрованы:
2 4 3 5 6 1 7 8

Л Б У Н И К К А

3 5 1 7 4 2 6

Ж И Н Ы Н О Ц

6 5 2 3 4 7 8 1

Ч И Т А Р О К С
18. З а п и ш и т е слова, чтобы согласные л, м, в, р, б были в них твердыми. мял – вёз – ряд – вёл – бил – люк –

Материал для самостоятельной работы при обучении

грамоте.
1. Прочитай слова, раздели их на слоги: яблоко, юла, коньки, майка. 2. Составь и запиши два слова, состоящие из одного слога, подчеркни гласные буквы. 3. Составь и запиши два слова, состоящие из двух слогов, подчеркни согласные буквы. 4. Спиши слова, разделяя их чёрточками сначала на слоги, потом для переноса: улица, полка, яма, мебель, окно, сарай, майка. 5. Выпиши слова, которые нельзя переносить: плод, юла, школьники, игрушки, зонт. 6. Выпиши только согласные буквы: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м. 7. Выпиши слово, в котором больше всего гласных букв. При ходьбе не сгибай спины, первоклассник 8. Запиши гласные буквы. 9. Допиши недостающие гласные буквы: а, о, у, ы, э,… 10.Напиши слово Москва, подчеркни в нём гласные буквы. 11.Напиши своё имя и имя ученика (ученицы), который сидит рядом с тобой. 12.Запиши гласные буквы, перед которыми согласные произносятся твёрдо. Напишите слово Родина, подчеркните твёрдые согласные. 13.Запишите гласные буквы, перед которыми согласные произносятся мягко. Напишите слово земля, подчеркните мягкие согласные. 14.Из данных слов выпиши слова, в которых все согласные мягкие: Рома, Витя, Люся, Маша. Подчеркните эти буквы. 15.Из данных слов выпиши те, в которых все согласные твёрдые: волк, лиса, белка, козы. 16.Прочитай предложение. Наступила зима. Выпиши из него все согласные буквы. 17.Запиши два имени: одно – мальчика, другое – девочки. Рядом цифрой обозначьте количество слогов в этих словах. 18.Прочитай слова: зимой, ребята, клён, день, стой, улица. Выпиши только односложные слова. 19.Прочитай слова, выпиши двусложные слова: юла, машина, кубики, шашки, игра. 20.Запиши три слова, состоящие из одного слога, из двух слогов , из трёх слогов. 21.Спишите слова: Катюша, Юра, Никита. Поставь знак ударения. 22.Прочитай слова: мороз, люди, зима, сосна, деньки, зимой. Выпиши те, в которых ударение падает на второй слог. Подчеркни первый слог. 23.Прочитай предложения: У Алёши санки. У ёлки иголки колки. Спиши и начерти схему этих предложений. 24.Спиши предложение. На сосну прыгнула пушистая белка. Поставь в словах ударение.