"Критическое мышление на уроках английского языка"

Автор: Грушина Наталья Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Кулундинская СОШ №1
Населённый пункт: Кулунда Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Критическое мышление на уроках английского языка"
Дата публикации: 28.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование технологии критического мышления

на уроках английского языка

Введение
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения обучение иностранным языкам в современной школе предполагает обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
1. Определение Критического мышления
По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Мы будем опираться на следующее определение:
Критическое мышление
(англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

2. Что входит в понятие «Критическое мышление».
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.
3. Умения, необходимые для критического мышления.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет: -
Готовность к планированию
. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. -
Гибкость
. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. -
Настойчивость
. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. -
Готовность исправлять свои ошибки
. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. -
Осознание
. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. -
Поиск компромиссных решений
. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
4. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю.
Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе
обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
5. Использование технологии критического мышления на уроках английского

языка
Уроки ИЯ способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию развития критического мышления на уроках ИЯ, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении ИЯ, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: - информативный материал, способствующий развитию критического мышления; - метод (отдельный прием, стратегия) занятия. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках ИЯ необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.
6. Этапы урока с использованием технологии развития критического

мышления
По технологии развития критического мышления используется модульный урок, состоящий из трех этапов: Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов»
, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление»
. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Третья стадия – «рефлексия»
- размышления. На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов. Существуют конкретные приемы и стратегии работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы


Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов:
- актуализация имею- щихся знаний; - пробуждение инте- реса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имею- щихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их дея- тельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположе- ния), систематизирует информацию до изуче- ния нового материала, задает вопросы, на которые хочет полу- чить ответы. Составление списка «известной инфор- мации»: рассказ-предположе- ние по ключевым словам; систематизация мате- риала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логичес- кие цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия (фаза)

Осмысление

содержания
: - получение новой информации; -корректировка учеником поставлен- ных целей обучения. Направлена на сохра- нение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, посте- пенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложен- ные учителем актив- ные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал раздела). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III стадия (фаза)

Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположе- ниям; внести измене- ния; дать творческие, исследовательские или Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации.
практические задания на основе изученной информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утвержде- ниям. Ответы на постав- ленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различ- ных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
7. Приемы и стратегии
Рассмотрим отдельные приемы и стратегии.
Кластеры
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например, изучая тему «Спорт», кластер может выглядеть следующим образом:
Healthy Way of Life Sport in Russia Sport Sport in Btritain My Favourite Sport Sport in America Olimpic Games
Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: подбор синонимов к слову like:
Инсерт
— от английского слова insert — «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. INSERT I- interactive N- notion S- system E- effective R- reading T- thinking Перед проведением данного приема необходимо вспомнить, что мы знаем об этой проблеме, теме. Можно записать уже имеющиеся знания на доске, используя прием «кластер». Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Вам не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы
like
love to be fond of enjoy
до расширения знаний по теме в целом. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях. «v» «+» «-» «?» You should put a tick if you knew this fact before. (то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете) New information (то, что вы читаете, является для вас новым) Thought differently (то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете) Don’t understand, have questions (то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу) Например: При изучении темы “How to understand those mystifying foreigners” (10 класс) предлагается индивидуально составить три кластера, выбрав черты характера, свойственные русским, американцам и британцам. Далее учащиеся делятся на три группы, каждой группе предлагается свой текст. Работая над текстом, учащиеся делают соответствующие пометки на полях. Учитель задает следующие вопросы: What fact did you know before? What new information have you found in the text? Are there any facts in the text you don’t understand?
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
“Thin” questions “Thick” questions
Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc.
Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ». I Identify a problem ( Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.) D Debate a problem (Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»). E Essential solutions (Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер). A Activity (А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.) L Logical conclusions ( Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.) Лист для решения проблем 1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои? 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор? 3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы? 5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? После того как учащиеся прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Работать можно и в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. После окончания работы учитель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее детям необходимо выбрать три способа из всего
разнообразия возможных решений проблемы. В заключительной части учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения с тем, который предложил сам автор текста. Учитель читает текст до конца.
Фишбоун
“Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться (индивидуальная, парная или групповая работа). Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, я суммируется для более полного анализа. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть. Например, при изучении темы “How does the geographical position influence the people’s lives” предлагается составить фишбоун, используя об Австралии. Problem: Does the geographical position of Australia influence the people’s lives? Reason: The seasons are the other way round. Fact: Australia is situated to the south of equator. Reason: The few rivers play an especially important role in people’s life. Fact: Much of the land is a desert. Etc. Conclusion: Australia so different from other countries. Its geographical position influences the life of the country and its people. На данном этапе работа является коллективной. Далее учитель делит класс на две группы и предлагает познакомиться с географическим положением СК и США. Каждая группа составляет свой фишбоун, при выступлении дети используют соответствующие союзы (because, thanks to, that`s why). В качестве домашнего задания предлагается составить аналогичный фишбоун о России.
Интерактивная стратегия («ЗХУ») «KWL Chart» KWL Chart
KNOW WANT LEARNT
Учитель объявляет тему или название произведения, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю). Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать). Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы (Узнал). Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями
Синквейн
– быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Синквейн обогащает словарный запас учащихся. Пример: составление синквейна при изучении темы «Праздники».
Holiday

Nationwide, important

Mark, prepare

I like family holidays.

Tradition

Дерево предсказаний
- этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.
Чтение с остановками
- работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
Дискуссии
вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. Как совместить авторскую концепцию УМК с педагогической инновацией? Как сделать так, чтобы замысел авторов учебника не стал “подводным рифом” для педагогической деятельности учителя, а учитель, в свою очередь, не нарушил строение учебника? Авторы современных УМК все больше внимания уделяют развитию КМ, методам работы с информационным и художественным текстом. В качестве удачного примера можно привести УМК “Enjoy English” под авторством М. З. Биболетовой. Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив их в “изюминки” урока, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально-мотивационный уровень.
В качестве примера я предлагаю вашему вниманию модель урока по теме
«Hogmanay или Шотландский Новый год»
(УМК М. З. Биболетовой и др. “Enjoy English” для 7 класса, Unit 8 “We have a lot in common”).
Тема урока «Hogmanay или Шотландский Новый год (английский язык,

страноведение)»
Использована образовательная технология развития критического мышления (ТРКМ). Приемы ТРКМ: модельный урок (вызов-осмысление-рефлексия), вопросы «Верите ли вы?», прием «Инсерт» (чтение с пометками), презентация (составление опорных кластеров), синквейн. Цель урока: познакомить обучающихся с основными традициями празднования Нового года в Шотландии. Задачи: 1. проверить знания учащихся о традициях празднования Нового года в Шотландии (вопросы «Верите ли вы?»); 2. организовать самостоятельную работу с текстами о символах Великобритании с помощью «Инсерт»; 3. составить ответы-презентации (опорные кластеры) и озвучить их у доски; 4. организовать творческую работу учащихся – написание синквейнов по пройденной теме.
Ход урока:
Учащиеся делятся на группы.
Стадия вызова
На
стадии вызова
необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Используется видеоряд с изображением празднования Нового года в Шотландии (в POWERPOINT); вопросы «Верите ли вы?» (обсуждение в группах)
Верите ли вы?

До прочтения текста

После прочтения текста
…что Новый год в Шотландии называется «Hogmanay» (Хогманэй)? …что у названия “Hogmanay” шотландское происхождение? … что Новый год “Hogmanay” связан с днем зимнего солнцестояния? …. что одной из ключевых особенностей новогодних празднеств являются всевозможные огненные ритуалы? … что слова главной Новогодней баллады написал шотландский поэт Роберт Бернс … что важной частью праздника является музыкальная составляющая
Стадия осмысления:
На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую: 1. Прием «Инсерт» - индивидуальная работа с текстом «Hogmanay» с пометками. Задание для индивидуальной работы с текстом: прием «Инсерт» (чтение с пометками) 2. Учащиеся расходятся по группам и составляют
кластеры
«Hogmanay», готовят презентации к ответам у доски. Цель систематизировать полученные знания.

Пример кластера

Рефлексия
1. Озвучивание презентаций в группах (эксперт комментирует составленный кластер, помощники дополняют). 2. Возвращение к вопросам «Верите ли вы?».
Верите ли вы?

До прочтения текста

После прочтения текста
…что Новый год в Шотландии называется «Hogmanay» (Хогманэй)? …что у названия “Hogmanay” шотландское происхождение? … что Новый год “Hogmanay” связан с днем зимнего солнцестояния? …. что одной из ключевых особенностей новогодних празднеств являются всевозможные огненные ритуалы? … что слова главной Новогодней баллады написал шотландский поэт Роберт Бернс … что важной частью праздника является музыкальная составляющая 3. Составление
синквейна
по теме. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.
Пример синквейна
Hogmanay Interesting, ancient Sing, celebrate, perform It is an ancient tradition Holiday Подводя итог такого урока, мы может отметить, что основной на уроке была деятельность учащихся, в то время как основной функцией учителя являлась координация деятельности учащихся. Используя ТРКМ, мы способствуем развитию у учащихся способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Заключение
Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника. Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Анализ работы с технологией развития критического мышления позволяет сделать вывод о ее эффективности в развитии интеллектуальных способностей и формировании навыка мыслительных операций, позволяющих ученику повысить эффективность восприятия информации и интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; осознать особенности критического мышления; ответственно относиться к собственному образованию; учиться работать в сотрудничестве с другими. Учителю работа с данной технологией позволяет создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Список использованной литературы
1. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5. 2. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №22.- С.- 5. 3. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002. 4. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7. 5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2009.- 144с 6. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.