"Роль духовно- нравственных традиций для развития ребёнка".

Автор: Борзова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Родничок"
Населённый пункт: Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль духовно- нравственных традиций для развития ребёнка".
Дата публикации: 28.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Время, в которое мы живём, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой - возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни. В связи с этим остро ощущается необходимость улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народа. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно- нравственных качеств подрастающего поколения. Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит путём освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этнических норм. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно- прикладном искусстве. Поэтому их можно рассматривать как важнейший элемент формирования этнического сознания. Традиции, которые складывались в течение многих сотен лет: уклад и дух жизни необходимы, чтобы сохранить русский народ. Традиции всегда передавались из поколения в поколение. Вне традиций народ не может существовать, сохраняя своё лицо - он исчезнет. По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека - достоинства, совести, милосердия, терпимости и других, которые составляют нравственные ценности всего человечества. Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человечества. Они же создают особую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Наиболее естественно приобщение идёт в детском возрасте. С погружением ребёнка в стихию народных традиций закладывается фундамент, на котором формируются нравственные идеалы. Если использовать традиции в воспитании ребёнка в качестве мировоззренческой основы, сформируется полноценная личность.
Традиции образовательных учреждений должны переплетаться с семейными и традициями социума. Если этого не произойдёт, то сформируется разочарование. Дети - будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от нас. Духовные ценности святой Руси, раскрываются в возвышенной православной этике, показывают черты русского характера: трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь , взаимопомощь, жертвенность, святость. Именно эти характеристики - основа национального характера. Традиции должны использоваться с учётом возрастных особенностей, разъясняться в доступной для детей форме (Празднование народных праздников, изучение месяцеслова и других форм), и должны претворяться в повседневной жизни. Наши законодательные акты утверждают гарантии прав ребёнка получать знания и воспитываться с теми традициями, которые для него родные. Для русского человека - эти традиции кроются в православии. Это и есть духовная среда России. Великим педагогом К. Д. Ушинским написано, что прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и народы, надо научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным , тогда только можно сформировать гражданина своей страны, духовно развитую личность.