"Программа по прафилактике плоскостопия у детей дошкольного возроста"

Автор: Король Оксана Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Брусничка"
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район г.Тарко-Сале
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Программа по прафилактике плоскостопия у детей дошкольного возроста"
Дата публикации: 29.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ямало-ненецкий автономный округ

Департамент образования администрации

Пуровского района

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида

«Брусничка»
Принята педагогическим советом «УТВЕРЖДАЮ» МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» Заведующий Протокол №5 МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» 12 мая 2008 года Т.В. Чвалова Приказ № 81/1-П 7 июня 2008 года.
ПРОГРАММА

ПО ПРАФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года АВТОР СОСТОВИТЕЛБ: ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ – 5-7 лет ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»
Король Оксана Владимировна.
Г. Тарко-Сале 2008г

Пояснительная записка.
Программа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на детей в возрасте от 5-и до 7-и лет. Срок реализации программы 2 года. Количество занятий в неделю (на один год обучения) 2 занятия. Основной задачей программы является предупреждение и профилактика нарушения плоскостопия, которая проводится с целью оздоровления детей. Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. В детском возрасте, в период роста организма, занятия по профилактике плоскостопия проводятся в определённой последовательности. Программа разработана на два года. 1-ый год обучения занимаются дети 5-6 лет. Количество занятий в год 72. 2-ой год обучения занимаются дети 6-7 лет. Количество занятий в год 72.
Цель:
1.Улучшение физического развития детей. 2.Совершенствование навыка правильной осанки. 3.Формирование свода стопы и функции равновесия.
Задачи:
1.Повысить физическую работоспособность. 2.Укрепить мышечно–связочный аппарат стопы и голени. 3.Развивать общую координацию и гибкость.
Диагностика
проводится два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май), диагностика проводится совместно с медицинским работником детского сада. При помощи плантографа делается плантограмма (отпечаток стопы ребёнка). Заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведённых на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Вывод о положительной динамике или результате без изменений делается на основании двух плантограмм.
Ожидаемый результат (первый год обучения):
-Сформируется правильная осанка. -Укрепится мышечно-связочный аппарат, свод стопы и голени. -Сформируется навык самостоятельного массажа рефлекторных зон стопы.
Ожидаемый результат (второй год обучения)
-Закрепится навык правильной ходьбы. -Сформируется навык динамической координации движений. -Укрепится опорно-двигательный аппарат.

1-ый год обучения:

Цель:
1.Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка. 2.Осуществление своевременной профилактики нарушения плоскостопия. 3.Воспитание гигиенических навыков.
Задачи:
1.Развивать силу мышц стопы и голени. 2.Прививать навык самостоятельного массажа рефлекторных зон. 3.Формировать и закреплять правильную осанку. Месяц Количество занятий Содержание Примечание Сентябрь 1-8 Диагностика. Октябрь 1-2 3-4 5-6 Ходьба и бег на носках. Переступание через кубики на полу. Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперёк. Комплекс №1 (стр. 113). П./И «ходьба змейкой», «Кто быстрее». Ходьба на носках руки вверх, на пятках руки вперёд. Бег змейкой, подскоком. Комплекс №2 (стр.123). Ходьба по шипованному коврику прямо, по набивным мешочкам, ребристой доске, по канату прямо (3-4 раза). П./И « Удочка»-2-3-раза. «Запрещённое движение»-2-3-раза. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на пояс, перекатом с пятки на носок. Бег с высоким подниманием колен, с за хлёстом голени. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Комплекс №3 (стр.126). Ходьба прямо по «дорожке здоровья», ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом правым, левым боком захватывая края скамейки пальцами ног. Ходьба по гимнастическим палкам прямо. По «волшебному удаву» прямо. П./И «Быстро возьми»-2-3-раза. Повторить занятие № 3-4 (октябрь месяц), с целью закрепления. Т. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. Е.И Подольская-комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников Е.И Подольская-комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и
7-8 коррекция плоскостопия у дошкольников. Ноябрь 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба широким шагом, ходьба семенящим шагом. Бег до 1 минуты. Комплекс № 4 (стр. 127). Прыжки через короткую скакалку, чередуя с отдыхом. Ходьба по шипованному коврику прямо, по дорожке со следами, по песку, ходьба змейкой. П/И «Море волнуется»-2-3-раза. Массаж стопы. Ходьба на месте, не отрывая носков (пяток) от пола. Поднимание внутренних сводов стоп, опираясь на наружные. Бег подскоком, с за хлёстом голени. Комплекс № 5 (стр.128). «Полоса препятствий» 1) ходьба по верёвке прямо. 2) прыжки в длину с места. 3) ходьба по скамейке через кубики (5-6 штук). 4) прыжки боком через канат, лежащий на полу. 5) пролезание в обруч боком. Пальчиковая гимнастика « этот пальчик хочет спать»-2-раза. Ходьба на носках, руки вверх, на пятках руки вперёд. Бег змейкой. Комплекс № 6 (стр.129). Прыжки на батуте. П./И. « Гуси-лебеди»-2-3 раза. Игровой самомассаж. Повторить занятие № 3-4 (ноябрь месяц), с целью закрепления. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. О.Н Моргунова Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия. О.Н Моргунова Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Декабрь 1-2 Ходьба на наружной, на внутренней стороне стопы. Бег с вы хлестом голени. Бег врассыпную. Ходьба на месте, не отрывая носков ног от пола. Комплекс № 7 (стр. 129). Ходьба по гимнастическим палкам прямо, расположенных параллельно (расстоянии 10-15 см), Ходьба по дорожке здоровья прямо. Ходьба по шипованному коврику. Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд из обруча в обруч, расположенных в ряд, на расстоянии 15-20 см. П./И. «Хитрая лиса»-2-3-раза. Игровой самомассаж. О.Н Моргунова Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. О.В Козырева – Лечебная физкультура для дошкольников Е.И Янкелевич -
3-4 5-6 7-8 Ходьба с высоким подниманием колен. Ходьба в полу приседе, руки на пояс. Бег до 1 минуты. Комплекс № 1(стр.113). Ходьба по гимнастической скамейке прямо с мешочком на голове, Ходьба и бег по ребристой доске, Ходьба по «Волшебному удаву» прямо приставляя пятку к носку, Ходьба по набивным мешочкам. П/и «Затейник». Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка»-2раза. Ходьба на носочках, руки вверх. Ходьба в полном приседе, руки на колени (гуськом). Бег подскоком, с высоким подниманием колен. И.П. стоя на месте сгибание и разгибание стопы до 1 минуты. И .П. стоя катание стопой массажного мяча вперёд-назад, влево- вправо. Комплекс №3 (стр. 126). Прыжки через короткую скакалку. П./И. «Великан», «Карлик»-2-3-раза. Игровой самомассаж. Повторить занятие №1-2 (декабрь месяц), с целью закрепления. физкультура и здоровье О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) С. Шарманова, А. Федоров, Г.Калугина – Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего возраста. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. Январь 1-2 3-4 Ходьба широким шагом. Ходьба на носках, руки вверх. Бег подскоком, бег змейкой, врассыпную. 1) Катание мяча ногой. 2) Катание обруча пальцами ног по 10 раз каждой. 3) Приседание, стоя на гимнастической палке. 4) «Обезьянки читают газету», пальцами ног рвать газету. 5) Сгибать и разгибать ступни ног. 6) Перекаты с носка на пятку. 7) «Мельница» - и.п. сидя на стуле по круговой стрелке, вращаем левую, правую ногу до 30 секунд. 8) «Барабанщик», барабанить пальцами по полу. 9) Прыжки на короткой скакалке. П./И. «удочка» 2-3 раза. Игровой самомассаж. Ходьба широким и мелким шагом. Бег врассыпную. И.П. стоя круговые вращения стопы влево - вправо, левой - правой ногой. Собирание пальцами ног Л.Г Голубева, А.И Прелепина – закаливаине дошкольника. Е.И Янкелевич - физкультура и здоровье. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников.
5-6 7-8 ткани, лежащей на полу (правой, левой). Комплекс № 4 (стр. 127). Ходьба по гимнастической скамейке, приставным шагом правым левым боком, захватывая края скамейке пальцами ног. Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд из обруча в обруч, расположенных в ряд, на расстоянии 15-20 см. Ходьба по шипованному коврику прямо. Ходьба, по канату прямо приставляя носок к пятке. П./И. «Удочка»-2-3-раза. Пальчиковая гимнастика «Бегуны»-2-раза. Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Бег подскоком, бег с захлёстом голени. И.П. стоя поднять Плоток вверх и удержать пальцами ног. Сгибать и разгибать ноги в коленях с зажатым между стопами мячом. Комплекс № 6 (стр. 129). Прыжки на батуте. П./И «Гуси-лебеди»-2-3-раза. Повторить занятия № 3-4 (январь месяц), с целью закрепления. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. Февраль 1-2 3-4 Ходьба на носках, руки вверх, на пятках, руки вперёд. Бег в рассыпную, бег подскоком. Комплекс № 7(стр.129). Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки в стороны. Ходьба по шипованному коврику прямо. Ходьба по канату приставным шагом правым, левым боком. Ходьба по набивным мешочкам. П./И «хитрая лиса»-2-3-раза. Игровой самомассаж: поглаживание, пощипывание, растирание. Ходьба в полу-приседе, руки на пояс. Ходьба в полном приседе, руки на колени. Бег подскоком. Бег с вы хлестом голени. 1) Ходьба на носках 1-3 минуты. 2)Ходьба на наружных краях стоп 2-5 минут. 3)Ходьба по наклонной плоскости и на носках 5-10 раз. 4)Ходьба по палке 5-10 раз. 5)катание мяча (левой, правой ногой) 5-10 раз. 6)Катание обруча (пальцами ног) 2-4 минуты. 7)Приседание на гимнастической палке 3-8 раз. 8)Сгибание и разгибание стоп 10-30 раз. 9)Захват, поднимание и перекладывание 1-3 минуты. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольник Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников Е.И Подольская -
5-6 7-8 10) «вращение палки» 6 раз. 11) Катание мячика ступнями и пальцами ног 6 раз. 12) «Упражнение для пальцев ног (стр.115). Ходьба по обручу, захватывая края пальцами ног. Ходьба по дорожке «Здоровья». Ходьба по ребристой доске. Ходьба по мелкой гальке и песку. 3-4 раза. Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Бег врассыпную. Комплекс № 1 (стр.113) . Перекаты с носка на пятку. Сгибание, разгибание стоп, не отрывая пяток. Упражнения на батуте, на дисках, со скакалкой. Упражнения сидя. «Обезьянки читают газету», пальцами ног рвать газету. «Балерина» и.п. – сидя на стуле продвигаться пальцами ног по полу, как балерина. «Кораблик» - соединять внешние стороны стопы. Игровой самомассаж (от пальцев ног к пяткам, растирание, поглаживание, пощипывание). Игра «Пустое место». Повторить занятие № 3-4 (Февраль месяц), с целью закрепления. комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет. С. Шарманова, А. Федоров, Г.Калугина – Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего возраста О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) Март 1-2 Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках руки вперёд. Бег подскоком. Бег врассыпную. ОРУ 1-и.п. лёжа на спине, руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально( 4-6 раз) каждой ногой. 2-и.п. то же «строим два моста большой и маленький» 4-6 раз. 3-и.п. то же «ловись рыбка»- велосипед на оборот по 4 раза каждой ногой. 4-и.п. то же «Паровоз» 8 раз. 5- и.п. то же «Я на солнышке лежу» - сгибать и разгибать стопы и.п. лёжа на животе, руки под подбородком 8 раз. Ходьба на ладонях и ступнях. Ходьба с высоким подниманием колен. Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд (из обруча в обруч). Ходьба по ребристой доске. О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) О.В Козырева – Лечебная физкультура для дошкольников. Е.А Бабенкова, О.М Федоровская – Игры, которые лечат (от 3 до 5 лет)
3-4 5-6 7-8 П./И. «Зайцы и волк» 2-3 раза. Пальчиковая гимнастика «Флажок». Ходьба широким шагом. Ходьба на носках, руки вверх. Бег подскоком, бег змейкой, врассыпную. 10) Катание мяча ногой. 11) Катание обруча пальцами ног по 10 раз каждой. 12) Приседание, стоя на гимнастической палке. 13) «Обезьянки читают газету», пальцами ног рвать газету. 14) Сгибать и разгибать ступни ног. 15) Перекаты с носка на пятку. 16) «Мельница» - и.п. сидя на стуле по круговой стрелке, вращаем левую, правую ногу до 30 секунд. 17) «Барабанщик», барабанить пальцами по полу. 18) Прыжки на короткой скакалке. П./И. «удочка» 2-3 раза. Игровой самомассаж. Ходьба в полу приседе. Ходьба в полном приседе, руки на колени. Бек с за хлёстом голени. Бег с вы хлестом голени. Комплекс № 5 (стр. 128). Ходьба по дорожке «Здоровья». Ходьба по песку и гальке. Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом левым, правым боком, обхватывая края скамейки пальцами ног. Ходьба по гимнастическим палкам. П./И «Запрещенное движение» 2-3 раза. Повторить занятие № 1-2 (Март месяц), с целью закрепления. О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольник Апрель 1-2 3-4 Ходьба широким и мелким шагом. Бег в рассыпную. ОРУ для ног (с массажным мячом). «Шагающий на мяче» 6 раз, «Мяч вверх» 8 раз, «Перекат» - по 8 раз в каждую сторону, «Отбивание» - по 10 раз каждой ногой. «Мяч кругом» - 6 раз каждой ногой. «Башни из кубиков» -6раз. «Полоса препятствий» 1) ходьба по верёвке прямо. 2) прыжки в длину с места. 3) ходьба по скамейке через кубики (5-6 штук). 4) прыжки боком через канат, лежащий на полу. 5) пролезание в обруч боком. Пальчиковая гимнастика « Этот пальчик хочет спать»-2-раза. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на пояс. Бег в рассыпную и за направляющим по кругу. Комплекс № 6 (стр.129). В.А Доскин, Л.Г Голубева – «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка». Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у
5-6 7-8 Упражнения на батуте. П./И «Гуси лебеди» 2-3 раза. Игровой самомассаж. Ходьба в полу приседе, руки на пояс. Ходьба в полном приседе руки на колени. Ходьба по гимнастической скамейке, обхватывая пальцами края скамейки. Прыжки на носках на месте до 20 раз. «Кораблик» - соединяем внешние стороны стопы, «Гусеница» - стопами ног образуем гусеницу, «Сборщик» - пальцами ног захватываем предметы и перекладываем с одного места на другое. Игровой самомассаж (растирание, поглаживание, пощипывание). Повторить занятие № 1-2 (Апрель месяц), с целью закрепления. дошкольник Е.И Янкелевич - физкультура и здоровье. Май 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба широким и мелким шагом. Бег приставным шагом левым, правым боком. Комплекс № 4 (стр.127). Ходьба по «Волшебному удаву» прямо. Ходьба по набивным мешочкам. Ходьба по шипованному коврику. Ходьба «Змейкой». П./И «Запретное движение» 2-3 раза. Повторить занятия № 3-4 (Март месяц), с целью закрепления. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках руки вперёд. Бег подскоком. Бег врассыпную. Комплекс № 2 (стр. 123). Ходьба по шипованному коврику прямо, по набивным мешочкам, ребристой доске, по канату прямо (3-4 раза). П./И. « Удочка»-2-3-раза. «Запрещенное движение»-2-3-раза. Диагностика. Подведение итогов работы. Т.Г Анисимов, С.А Ульянова- Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольник О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) В.А Доскин, Л.Г Голубева – «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка». Л.Г Голубева, А.И Прелепина – закаливание дошкольника.
2-ой год обучения:

I БЛОК:
Воспитание у детей здорового образа жизни.
Цель: Осуществление своевременной профилактике по предупреждению плоскостопия у детей. Задачи: 1.Укреплять опорно-двигательный аппарат специальными упражнениями. 2.Развивать силу мышц ног. 3.Прививать навык самостоятельного массажа рефлекторных зон. Месяц Количест во занятий Содержание Примечание Сентябрь 1-8 Диагностика Октябрь 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба на носках с различным положением рук (на пояс, в стороны, за спиной, за головой). Ходьба по песку и мелкой гальке (2-3 раза). Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами. Игра «Великан», «Карлик». Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Прыжки на месте, на двух ногах, на носках. Ходьба перекатом с пятки на носок. Игра «Лошадки», «Маленький - Большой», (2-3 раза). Приседание. Ходьба на носках, ходьба на носках в полу - приседе, прыжки на двух ногах, на носках с продвижением вперёд. ОРУ для ног сидя на полу: «Кто сильнее» 3-4 раза, «Балерина» 3-4 раза, «Большая гусеница» 6 раз. Игра «Гуси-лебеди» 2-3 раза, «Лошадь» 2-3 раза. Повторить занятие № 3-4 (октябрь месяц), с целью закрепления. О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) Е.И Янкелевич – физкультура и здоровье. Ноябрь 1-2 3-4 Ходьба на носках, ходьба на пятках, бег подскоком. «Балерина»- и.п. сидя на стульчике, ноги поставить на пальчики шагать вперёд и назад. «Шалаш» - сидя пятки вместе носки врозь. Подняться на носочки и пяточки, изобразив шалаш. Подвижная игра «зайцы и волк». Игровой самомассаж. Растирание, поглаживание и пощипывание ступней ног. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках руки вперёд. Бег подскоком. Бег врассыпную. ОРУ 1-и.п. лёжа на спине. Руки за голову, отведение и приведение ноги (пятка пола не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально) 4-6 раз каждой ногой. 2-и.п. то же «строим два моста большой и маленький» 4-6 раз. 3-и.п. то же «ловись рыбка»- велосипед на оборот по 4 раза каждой ногой. В.А Доскин, Л.Г Голубева – «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка», О.В Козырева – Лечебная физкультура для дошкольников.
5-6 7-8 4-и.п. то же «Паровоз» 8 раз. 5- и.п. то же «Я на солнышке лежу» - сгибать и разгибать стопы в и.п. лёжа на животе, руки под подбородком. 8 раз. Подвижная игра «Ниточка, иголочка, узелок». Бег семенящим шагом на носках. Повторить занятия № 1-2 (октябрь месяц), с целью закрепления. Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на пояс. Ходьба в полном приседе, руки на колени. Бег врассыпную, бег подскоком. Комплекс «Весёлый зоосад» 1«Танцующий верблюд» - 6-8 раз. 2 «Забавный медвежонок» - 6-8 раз. 3 «Смеющийся сурок» -6-8 раз. 4 «Тигрёнок потягивается» - 6-8 раз. 5 «Обезьянки непоседы» -8 раз. 6 «Резвые зайчата» - 3 х20, чередуя с ходьбой. Ходьба по медвежьи. Прыжки по заячьи. Подвижная игра «Удержись на носках» - бубен звенит, дети перемещаются свободно по группе, бубен остановился, нужно замереть в и.п. стоя на носках 3-4 раза. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка» (на ногах), 2 раза.
II Блок:
Развитие осанки с использованием нестандартного оборудования. Цель: Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды, с использованием нестандартного оборудования.
Задачи: 1. Воспитывать гигиенические навыки. 2. Развивать динамическую координацию движений. 3. Совершенствовать ловкость, силу мышц ног и стопы. Месяц Количе ство заняти й Содержание Примечание Декабрь 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Ходьба по гимнастическим полкам. Ходьба по гимнастической скамейке, обхватывая пальцами края скамейки. Ходьба по канату приставным шагом левым, правым боком. Ходьба по «дорожке здоровья», по шипованному коврику. «Обезьянки читают газету» - пальцами ног рвать газету на мелкие части. Комплекс с мячом (выполнять ногами). П./Игра «День – Ночь» 2-3 раза. Ходьба на носках руки вверх. Ходьба на пятках руки вперёд. Бег подскоком. Бег семенящим шагом на носках. Комплекс «Загадка» 1- «Месяц» - 8 раз. 2. «Солнце» - (в дверь, в окно стучать не будет, а зайдёт и всех разбудит) 8 раз. 3. «Туча»- (по небу ходило, солнышко закрыло, только солнце спряталось, и она расплакалась) 8 раз. 4. «Молния» (летит огненная стрела, ни кто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица) – по 4 раза каждой ногой. 5. «Дождь» (шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает, и ни куда я не иду, пока он идёт) 8 раз. 6 «Радуга» (крашеное коромысло над рекой повисло) 8 раз. Упражнение на батуте и на дисках. Повторить занятие № 7-8 (ноябрь месяц), с целью закрепления. Ходьба в полу приседе, руки на пояс. Ходьба в полном приседе руки на колени. Ходьба по гимнастической скамейке, обхватывая пальцами края скамейки. Прыжки на носках на месте до 20 раз. «Кораблик» - соединяем внешние стороны стопы, «Гусеница» - стопами ног образуем гусеницу, «Сборщик» - пальцами ног захватываем предметы и перекладываем с одного места на другое. Игровой самомассаж (растирание, поглаживание, пощипывание). О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) Е.А Бабенкова, О.М Федоровская – Игры, которые лечат (от 3 до 5 лет) В.А Доскин, Л.Г Голубева – «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка». О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) Январь 1-2 Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Бег мелким и широким шагом. Ходьба в полу приседе, руки на пояс. Ходьба в полном приседе, руки на колени. Упражнения с гимнастической палкой. О.В Козырева –
3-4 5-6 7-8 1.И.п. ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках хватом за концы. 1-палку вверх, потянуться 2-и.п. 3-4-то-же. 7 раз. 2.И.п. тоже. 1-присесть палку вытянуть в перёд (пятки от пола оторвать, спину держать прямо) 2- и.п. 3-4 тоже. 6-7 раз. 3.И.п. палка на полу. Стоять пятками на гимнастической палке, руки на поясе. Одновременно поднимать носки ног вверх и опускать вниз. 30 секунд. 4.И.п. палка на полу. Стоять носками ног на гимнастической палке, руки на поясе. Одновременно поднимать пятки вверх и опускать вниз. 30 секунд. 5.И.п. стоя на гимнастической палке . Ходьба по гимнастической палке правым левым боком. 30 секунд. 6.И.п. сидя на полу, руки в упоре сзади палка у стоп ног. 1-захватить палку стопами ног поднять вверх и удержать. 2-и.п. 3-4- тоже. 7.И.п. стоя палка в опущенных руках хватом за концы. 1-палку вверх, 2-на плечи, 3-вверх. 4-и.п. 7- 8-раз. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, руки в стороны. Ходьба по щипованному коврику. Ходьба по «Волшебному удаву» приставным шагом, руки на пояс. Ходьба по песку и мелкой гальке. П./игра «Ловишка с хвостиком» 2-3-раза. Пальчиковая гимнастика «Кто живёт у нас в квартире» 2 раза. Ходьба на носках, ходьба по « дорожке здоровья». Прыжки на носочках с кочки на кочку. Круговые вращения носками до 20 раз каждой. Приседания на пальцах ног 10 раз, сгибание и разгибание стопы ног. Перекаты с пятки на носок. Упражнения и.п. сидя, ногами захватить предмет и поднять вверх. «Разбойник» - ногами собрать и расправить платочек, «Каток» - катание набивного мяча стопами ног от носка к пятке, «Барабанчик» - пальцами ног стучать по полу, как по барабану, при этом носки ног тянем. Игровой самомассаж (поглаживание, пощипывание). Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Ходьба по канату приставным шагом левым, правым боком. Ходьба по «волшебному удаву». Ходьба по «дорожке здоровья». Прыжки на носках с продвижением вперёд. Упражнения на скакалках (короткой и длинной). П./Игра «Мы весёлые ребята». Пальчиковая гимнастика для ног. «Этот пальчик хочет спать». Повторить занятие № 3-4 (декабрь месяц), с целью закрепления. школьный мир Л.Г Голубева, А.И Прелепина – закаливаине дошкольника. Е.И Янкелевич - физкультура и здоровье. Февраль 1-2 Ходьба в полу приседе, руки на пояс. Ходьба в полном приседе руки на колени. ОРУ для ног (с массажным мячом). «Шагающий на мяче» 6 раз, «Мяч вверх» 8 раз, «Перекат» - по 8 раз в каждую сторону, «Отбивание» - по 10 раз каждой ногой. «Мяч кругом» - 6 раз О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия
3-4 5-6 7-8 каждой ногой. «Башни из кубиков» -6раз. П./Игра «Лошадь», «Маленький – Большой». Ходьба по ребристой доске, по «Волшебному удаву», по гальке, по канату. П/Игра «Море волнуется». Ходьба широким шагом. Ходьба на носках, руки вверх. Бег подскоком, бег змейкой, врассыпную. Катание мяча ногой. Катание обруча пальцами ног по 10 раз каждой. Приседание, стоя на гимнастической палке. «Обезьянки читают газету», пальцами ног рвать газету. Сгибать и разгибать ступни ног. Перекаты с носка на пятку. «Мельница» - и.п. сидя на стуле по круговой стрелке, вращаем левую, правую ногу до 30 секунд. «Барабанчик», барабанить пальцами по полу. П./Игра «Пустое место» Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Бег на носках до 1 минуты. Комплекс с большим мячом «Мюнхгаузен на луне» 30 секунд. «Играйте мячом ногами» 30 секунд. «Пингвины с мячом» 20 прыжков. «Футбол в ворота» 30 секунд, «Ведение мяча ногой между предметами» 2-3 раза, «Футбол в парах» 30 секунд, «Перекат» 1 минута. П./Игра «Перелёт птиц», «Передай мяч» 2-3 раза. Ходьба по гимнастической скамейке боком, захватывая скамейку пальцами ног, 3-4 раза. Повторить занятие № 3-4 (январь месяц), с целью закрепления. нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) О.В Козырева – Лечебная физкультура для дошкольников.
III Блок:
Совершенствование защитных сил организма. Цель: Использование обще - развивающих упражнений для закрепления опорно-двигательного аппарата. Задачи: 1. Формировать и закреплять навык правильной ходьбы.
2. Укреплять мышцы, формирующие свод стопы. Месяц Количест во занятий Содержание Примечание Март 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Бег змейкой. Бег приставным шагом левым, правым боком. Комплекс «Весёлый зоосад». 1 «Танцующий верблюд» - 6-8 раз. 2 «Забавный медвежонок» - 6-8 раз. 3 «Смеющийся сурок» -6-8 раз. 4 «Тигрёнок потягивается» - 6-8 раз. 5 «Обезьянки непоседы» -8 раз. 6 «Резвые зайчата» - 3 х20, чередуя с ходьбой. Ходьба по шипованному коврику, по канату. Прыжки из обруча в обруч. Ходьба по ребристой доске. Прыжки через набивные мячи. Упражнения на батуте (запрыгивание и спрыгивание), упражнения на дисках. П./И. «Зайцы и волк». М/П. игра «Весёлый бубен». Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки вперёд. Медленный бег на носках до 1 минуты. Упражнения с гимнастической палкой. Игровой самомассаж (растирание, поглаживание, пощипывание). Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы. Ходьба перекатом с пятки на носок. Бег подскоком. Бег широким шагом. Упражнение с малым мячом. Ходьба по канату приставным шагом левым, правым боком. Ходьба по шипованной дорожке, по песку и мелкой гальке, по «Волшебному удаву», по «Дорожке здоровья». Прыжки через короткую скакалку. П./Игра «Хитрая лиса». Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». Повторить занятие № 1-2 (февраль месяц), с целью закрепления. О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) О.В Козырева – Лечебная физкультура для дошкольников. Е.А Бабенкова, О.М Федоровская – Игры, которые лечат (от 3 до 5 лет) Е.И Янкелевич - физкультура и здоровье.
Апрель 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба в полу приседе, руки на пояс. Ходьба в полном приседе руки на колени. Ходьба по гимнастической скамейке, обхватывая пальцами края скамейки. Прыжки на носках на месте до 20 раз. «Кораблик» - соединяем внешние стороны стопы, «Гусеница» - стопами ног образуем гусеницу, «Сборщик» - пальцами ног захватываем предметы и перекладываем с одного места на другое. Игровой самомассаж (растирание, поглаживание, пощипывание). «Ох, уж эти ножки - ножки». Игровое занятие. 1. Нарисуй пальцами ног цветок. (Карандаш, листок). 2. «Обезьяна читает газету» пальцами ног разорвать листок на мелкие кусочки. 3. Подними и удержи. Захватить пальцами ног платочек поднять вверх и удержать как можно дольше 4. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки вперёд. Медленный бег на носках до 1 минуты. Ходьба. Упражнение с большим мячом. Ходьба на ладонях и ступнях, по ребристой доске. Прыжки с кочки на кочку. Ходьба по шипованному коврику. Упражнение на батуте и дисках. П./Игра «Ловишка с хвостиком». Повторить занятие № 3-4 (март месяц), с целью закрепления С. Шарманова, А. Федоров, Г.Калугина – Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего возраста О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие) Май 1-2 3-4 5-6 7-8 Ходьба мелким и широким шагом. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки вперёд. Медленный бег, бег подскоком. Упражнение стоя. Приседание на носках. Перекаты с носка на пятку. Сгибание, разгибание стоп, не отрывая пяток. Упражнения на батуте, на дисках, со скакалкой. Упражнения сидя. «Обезьянки читают газету», пальцами ног рвать газету. «Балерина» и.п. – сидя на стуле продвигаться пальцами ног по полу, как балерина. «Кораблик» - соединять внешние стороны стопы. Игровой самомассаж (от пальцев ног к пяткам, растирание, поглаживание, пощипывание). Игра «Пустое место». Игровое занятие «Сильные ножки, шагают по дорожке» Повторить занятие № 1-2 (апрель месяц), с целью закрепления. Диагностика. Подведение итогов работы. О.В Козырева – Лечебная физкультура для дошкольников Е.И Янкелевич - физкультура и здоровье О.Н Моргунова. - Профилактика плоскостопия нарушение осанки в ДОУ (практическое пособие)