"Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в свободной организованной деятельности с использованием занимательного материала"

Автор: Разинькова Маргарита Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 47 "Лесовичок"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в свободной организованной деятельности с использованием занимательного материала"
Дата публикации: 30.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ- НОГО ВОЗРАСТА В СВОБОДНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.
Разинькова М.И.

МАДОУ ДС № 47 «Лесовичок»

Белгородская обл., г. Старый Оскол
Необходимым условием развития общества является умножение его ин- теллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от об - разовательного процесса. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка является изучение математики в детском саду. Наши дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации и новых, постоянно обновляющихся компью - терных технологий. Поэтому в этих условиях математическое развитие до - школьников не может сводиться только к обучению счету, измерению и вы - числению. Актуальность и особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех мате - матического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной дея - тельностью. Всем известно, что игра является основным видом детской деятельно - сти. Когда ребенку интересно, он легко, свободно, и добровольно включается в игру. Детям очень нравятся задачи-шутки, головоломки, логические упраж - нения, для этого с целью развития у дошкольников пространственных пред - ставлений, логического и конструктивного мышления, воображения, смекал - ки, памяти и внимания, в своей работе мы используем разнообразный игро - вой занимательный материал. Это различные дидактические игры и упражне - ния (словесные, с использованием наглядного материала), числовые курьезы, лабиринты; математические игры, задачи и упражнения с блоками Дьенеша («Выложи дорожки», «Кошки-мышки», «Художники», «Архитекторы», «Ло - гический поезд»), палочками Кюизенера («Кростики», «Аквариум», «Вол - шебные сказки», «Буквы», «Сказочный город»); игры-головоломки («Тан - грам», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра»), используем мы и игровой материал по развивающим играм Б.П. Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»). Основной целью использования занимательного материала является как формирование представлений, так и закрепление уже имеющихся знаний. Мы используем занимательный материал не только на занятиях, но и вне их, например, при проведении развлечений. Одним из видов развлечений являет - ся проведение математических праздников. Праздники и развлечения – это радостные и эмоционально яркие собы - тия в жизни дошкольников, а эмоции являются движущей силой, которая мо - жет активизировать процесс познания. Участие детей в праздниках и развле - чениях способствует их умственному развитию, развивает память, речь, 1
расширяет кругозор и, кроме того, формирует дисциплинированность и культуру поведения. Сценарий математического праздника
«Освобождение Королевы Математики»
в старшей группе. Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленно - сти; - поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустрем - ленность, взаимопомощь; - упражнять в порядковом счете; - закреплять знание детей о днях недели, о геометрических фигурах и телах; умение сравнивать полоски по высоте, решать математические задачи; - развивать пространственное воображение и логическое мышление, умение сравнивать; - воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к математике. Методические приемы: коммуникативная игра «Здравствуй», сюрпризный момент – появление Бабы-Яги; музыкальная игра-шутка «В темном лесу есть избушка», игры – «Болотные кочки», «Живые дни недели», «Кростики», «За - кончи предложение», «Выложи дорожку», «Чудесный мешочек», «Волшеб - ные полоски», «Занимательные задачки». Оборудование: ширма, нарисованная избушка, цепи с ключами, три замка, «кочки», цифры от 1 до 7, сюжетный персонаж – корова; поднос, компьютер, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, саквояж, «чудесный мешо - чек», модели геометрических тел и фигур, цветные полоски разной высоты, две магнитные доски, два мольберта, два стола, сюрпризы - шоколадные ме - дали. Предварительная работа: - работа с цифрами, геометрическими фигурами, телами; - работа с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша; - сравнение предметов по размеру; - закрепление дней недели, заучивание считалки «Дни недели», чтения стихо - творения «В понедельник…» (А. Завьялов); - решение логических задач. Музыкальное сопровождение: - вход – музыка «Дважды два – четыре» - В. Шаинский; - коммуникативная игра «Здравствуй!» - Т. Бокач; - игра «Живые дни недели» - фон; - песня « Раз, два, три… - Л. Савельев; - выход Королевы Математики – песня «Тридцать три коровы», слова: Н. Олев; музыка: М. Дунаевский; - выход из зала – песня «Дважды два – четыре», слова: Пляцковский М.; му - зыка: Шаинский В. Ход праздника: 2
(дети входят под музыку «Дважды два – четыре». Становятся в круг) В.: Ну вот, друзья, настал тот час, Которого мы ждали. И собрались мы здесь сейчас, В уютном нашем зале. В.: Ребята, сегодня у нас математический праздник. Чего же ждать от празд - ника? Конечно улыбок, шуток, песен, сюрпризов и подарков. Надеюсь, что ваши надежды оправдаются. Ведь наш праздник – не просто праздник, а праздник-игра. Вы будете отгадывать загадки и выполнять различные зада - ния. В.: А сейчас давайте поприветствуем друг друга. (проводится коммуникативная игра «Здравствуй!») В.: Молодцы! Садитесь на стульчики. В.: Ребята, а вы знаете, к нам обещала приехать сама Королева Математики. (открывается дверь, вбегает Баба-Яга с короной на голове, на груди – цепь с ключами от замков). Б.: Вот она я! Здесь, здесь я! Без меня не начинайте! В.: Да вы кто? Б.: Королева! В.: Какая же вы королева? Ребята, разве она похожа на королеву? (ответы детей) Б.: Да вы что, я – самая настоящая королева, вот и корона у меня есть. Я - ко - ролева Математики! А если вы мне не верите, я могу уйти и пусть ваш празд - ник без королевы проходит. В.: Ребята, давайте проверим, правду ли она говорит? (воспитатель задает вопросы Бабе-Яге, та делает ошибки). В.: Теперь мы точно знаем, ты не Королева Математики. Б.: Нет, я Королева! (голос из-за ширмы: - Не верьте ей, ребята, это Баба-Яга! Она меня спрятала за замками, сторожит день и ночь.) Б.: Замолчи! Ну вот, все открылось, не удалось побыть мне Королевой Мате - матики. Что ж, сяду я вот здесь на вас посмотрю. Вишь, какие умненькие- разумненькие, не удалось мне их обмануть. Не умею я считать. В.: А хочешь, мы тебя научим считать? Б.: Конечно хочу. (проводится презентация счета с использованием компьютера). В.: Баба-Яга, дети пришли на праздник, а ты прячешь нашу Королеву Мате - матики. Освободи ее, пожалуйста. Б.: А вы меня рассмешите, потешьте, тогда и освобожу. В.: Хорошо. Ребята, давайте сыграем с Бабой-Ягой. Становитесь в круг. (проводится музыкальная игра- шутка «В темном лесу есть избушка»). В.: Ну как, понравилось тебе? Баба-Яга, освобождай нашу Королеву! Б.: Погодите, ишь вы, какие хитрые. Однажды мне пришлось приземлиться на болото, а на нем кочки с номерами. Мне надо было пройти по ним в обрат - 3
ном порядке от 10 до 1. Мне тогда помогла Кикимора Болотная, но обратный счет я так и не запомнила. Поможете мне – получите первый ключ. (проводится игра «Болотные кочки» - двое ребят проводят Бабу-Ягу по раз - бросанным кочкам, считая при этом в обратном порядке от10 до 1. После вы - полнения задания Баба-Яга отдает первый ключ. Ребенок берет ключ и сни - мает первый замок.) Б.: Загадаю вам загадку. Братцев этих ровно семь, Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Б.: Что это за братцы такие? (ответы детей) Б.: Правильно. А теперь я хочу проверить, знаете ли вы дни недели? (проводится игра «Живые дни недели» - Баба-Яга берет поднос, на нем разло- жены цифры – дни недели. Дети разбирают цифры, строятся хаотично. Ребе - нок с цифрой 1 делает шаг вперед и говорит: - Я понедельник. Кто следую - щий? И так далее.) Б.: Ну что ж, с этим заданием вы справились. Молодцы! Получайте второй ключ. (ребенок снимает второй замок) В.: А сейчас мы тебе предлагаем послушать песню «Раз, два, три», в исполне- нии наших ребят. (дети исполняют песню). Б.: Какие молодцы. Но вот вам еще одно задание. Пока я летала над полями, над лесами, над широкими морями, в моей избушке похозяйничали летучие мыши – разбили сахарницу и мою любимую вазу для фруктов. Остались одни осколки (показывает палочки Кюизенера). Сложите из них вазу и сахарницу. (проводится игра «Кростики» - двое детей выкладывают из палочек задан - ные фигуры.) В.: А вам для ума зарядка: мы с вами поиграем в игру «Закончи предложе - ние». (с остальными детьми проводится игра «Закончи предложение».) В.: Ну что, Баба-Яга, ребята справились со всеми заданиями? Б.: Справились. В.: Тогда отдавай им последний ключ. Б.: Ну молодцы! Развеселили вы меня, распотешили. Вот вам последний ключ. (ребенок снимает последний замок) В.: На праздник радостный сегодня, Мы все собрались. И сейчас, мы, Королеву Математики, Хотим увидеть среди нас. (из-за ширмы выходит Королева Математики с саквояжем в руках и сю - жетным персонажем – коровой. Поет песню «Тридцать три коровы», «бо - дает» Бабу-Ягу рогами коровы, та убегает.) 4
К.М.: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас всех. Спасибо, что вы меня освободили. К.М.: Ребята, я – Королева Математики, только на этом празднике могу уви - деть самых лучших. Их я одарю смекалкой, находчивостью, настойчивостью и усердием. К.М.: Вот вам задание: надо из фигур выложить дорожку и помочь встретить - ся осьминогу с черепахой, и, льву с носорогом. (проводится игра «Выложи дорожку» - двое детей выкладывают по одной дорожке из блоков Дьенеша, в соответствии с предложенным алгоритмом чередования цвета, формы и размера. С остальными детьми проводится игра «Чудесный мешочек» - дети распознают геометрические тела и пред - меты.) К.М.: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете геометрические тела и фигуры. Посмотрите и дорожки уже выложены. В.: А сейчас давайте поиграем в игру «Если нравится тебе». (проводится игра-танец «Если нравится тебе».) К.М.: Вот вам следующее задание: нужно выложить полоски. Одному – по возрастанию, а другому нужно выложить их по убыванию. Если вы правиль - но выложите полоски, то сможете прочитать интересное выражение, связан - ное с математикой. ((проводится игра «Волшебные полоски» - ведущая раздает детям десять полосок разной высоты, на каждой из полосок - буква. Если дети правильно выложат полоски (от самой высокой до самой низкой и наоборот), то они смогут прочитать предложение – Математика – царица наук. С остальны - ми детьми проводится игра «Занимательные задачки».)) К.М.: Молодцы, ребята! Вы отгадали такие трудные задачи и полоски пра - вильно выложили. Давайте прочитаем, что получилось. (читают: «Математика – царица наук».) К.М.: Ребята, за то, что вы меня освободили, справились со всеми моими за - даниями, показали смекалку и находчивость, не унывали перед трудностями, вот вам мой маленький сюрприз. (дарит логическую игру, раздает детям небольшие сюрпризы). К.М.: Ну а сейчас, я приглашаю вас отправиться вместе со мной в мою стра - ну – страну логики, мудрости и порядка. А чтобы в пути не скучать, мы возь - мем в дорогу веселую песню. (дети исполняют песню «Дважды два – четыре» и выходят из зала). При использовании игровых занимательных математических игр и упражнений, дети лучше усваивают программный материал, решая при этом разнообразные творческие задачи, у них развивается активность, самостоя - тельность мышления, творческие начала и формируется детская индивиду - альность. Закрепляя знания в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы ра - дость от игр перешла в радость учения. 5
6