Автор: Нугаманова Гульсум Гумеровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Зуяково
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Белорецкий район, с.Зуяково
Наименование материала: проект внеклассного мероприятия
Тема: "ПРИРОДА – НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ"
ДОМ»
Нугаманова Г.Г., учитель начальных классов,
МОБУ СОШ с. Зуяково
Актуальность и проблематика проекта:
Школа дает направление в жизнь. Именно в школе формируется
сознательное отношение к жизни, к людям, к природе, закладываются основы
мировоззрения. Школьные годы – время, отведенное прежде всего процессу
познания, приобщения к природе. От школы и от семьи во многом зависит,
станет ли природа для человека ценностью или навсегда останется лишь
средством достижения каких-то иных целей, материалом для удовлетворения
потребностей, приумножения богатства.
Сегодня, как и во все времена, именно учитель может и должен воспитать
бережное отношение к природе, уважение к земле, заботу будущим поколениям,
дающий смысл жизни.
Цель проекта: способствовать формированию личности, обладающей
прочным творческим потенциалом, его духовному и нравственному росту,
личности, готовой к созданию и реализации проектов по охране природы.
Задачи проекта:
- воспитание обучающихся на народных традициях, легендах своей
деревни;
- воспитание любви и интереса к природе;
- развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к
постановке спектаклей об охране природы;
- развитие самодеятельности, активности обучающихся, предоставление
им возможности выхода на экскурсии, путешествия, турслеты.
- выявление и реализация способностей обучающихся.
Сроки и территория реализации:
Реализация проекта «Природа – наш зеленый дом» осуществляется на
базе МОБУ СОШ с.Зуяково Белорецкого района в течение года:
I этап – организационный (сентябрь):
II этап – исследовательский (октябрь-декабрь):
III этап – научный (январь):
IV этап – творческий (февраль – май):
V этап – подведение итогов (июнь – июль)
Партнёр проекта:
- Сельский Дом культуры с.Зуяково;
Направления работы:
В ходе работы по проекту реализуются такие направления:
- поиск ответа на вопрос: что такое природа, зачем она нужна?;
- сбор легенд, преданий о природе с.Зуяково;
- выявление хороших традиций охоты, вырубки леса для нужд населения,
практивоние лесопосадки;
- постановка пьес об охране природы и выход в районные конкурсы;
- изготовление предметов из дерева своими руками;
- организация экскурсий, турслетов.
Механизм реализации.
Проект состоит из 5 этапов:
I этап – организационный (сентябрь):
(определение членства проектной группы; проведение ознакомительных
бесед с членами группы)
II этап – исследовательский (октябрь-декабрь):
(сбор легенд, преданий о природе с.Зуяково; ознакомление с традициями
охоты, вырубки леса для нужд населения)
III этап – оформительно - презинтационный (январь):
(систематизация полученных знаний и сведений по изучаемому вопросу;
оформление собранных материалов и передача их в музей школы)
IV этап – творческий (февраль – май):
1. Подготовка к участию в районном конкурсе “Марш парков”
(постановка пьесы “Берегите лес!”)
2. Изготовление изделий из дерева (используя полученные знания,
изготовить предметы из дерева)
V этап – подведение итогов (май – июль):
1. организация массовых лесопосадок;
2. организация экскурсий, турслетов.
Результаты и перспективы:
-
ознакомление учащихся с хорошими традициями своей деревни и
семьи, которые положительно отражаются на окружающей нас среде;
-
воспитание чувства долга перед природой и забот
а о будущем
поколении;
-
воспитание чувства уважения и любви к предкам, прошлому,
настоящему и будущему.
Ожидаемые результаты:
•
обучающиеся научатся работать над проектом;
•
активизируется творческая деятельность обучающихся;
•
дети научатся общаться с людьми разных профессий и возрастов,
научатся работать в группах, в парах;
•
обучающиеся расширят представления о природе;
•
участники проекта примут участие в организации выставки;
•
обучающиеся примут участие в районном конкурсе “Марш парков”
и в массовой посадке леса.
Преимущества проекта:
-
Все обучающиеся любят природу, остается только дать направление
в работе над проектом;
-
Все школьники и взрослые любят отдыхать на природе, можно
взаимодействовать все сельское население (что плодотворно используется мной
во время реализации проекта;
-
Привлечение родителей для помощи в сборе информации
учащимся;
-
Награждение активных участников проекта;
-
Распределение обязанностей в группах;
-
Творение красоты своими руками.
Наполнение этапов
1 этап – организационный.
На данном этапе была проведена ознакомительная беседа о природе. Все
классные руководители провели классные часы по теме охраны природы.
Был задан вопрос: Что такое природа для Вас? Ребята ответили, что для
всех без исключения природа – это зеленый дом, котор
ый нужно защищать,
оберегать, приводить в порядок.
Было предложено провести исследование: какой же была природа, наш
лес до нашего рождения?
Решили: определить микрогруппы и пары для сбора информации о
прошлом гор Каратау, Актау, Совиная, рек Инзер, Зуячка, полян и даже
столетних деревьев.
2 этап – исследовательский.
На данном этапе обучающиеся при помощи родителей и самостоятельно
собирали материалы о природе нашего села, знакомились традициями охоты,
вырубки леса, ритуалами постройки деревянного дома.
3 этап – оформительно – презентационный.
На этом этапе нужно было систематизировать полученные знания и
сведения по изучаемому вопросу, красиво оформить собранный материал. Когда
все работы были готовы, на одном из занятий учащиеся
продемонстрировали
свои работы и передали в музей школы.
4 этап – творческий.
Часть 1. Подготовились к районному конкурсу “Марш парков”. Общими
усилиями обучающихся написали сценарий постановки “Берегите лес!”
(Конкурс прошел в п. Инзер, мы были удостоены первого места)
Часть 2. Организация выставки. Обучающимся было предложено самим
попробовать сделать изделия из дерева. Мальчики сразу же взялись за
плотничество и вырезали разделочные доски, а девочки их разукра
шивали.
Изготовление изделий из дерева принесло только удов ольствие от проделанной
работы.
5 этап – подведение итогов.
1. Организация лесо-посадочных работ. Всей школой вышли на посадку
леса.
2.
Организация экскурсий с малыми группами на поляну “Красный
берег”, походы со старшеклассниками в пещеру “Атыш”.
Вывод
Мы - хозяева нашей природы,
а она кладовая солнца со всеми
сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес,
степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель.
И
каждому человеку достается наследство от предыдущих поколений, созданное
руками и талантом его.
Поэтому глядя на природу мы можем сказать как
относились наши предки к окружающей среде.
В нашей работе мы
изучили несколько направлений, которые сильно
волнует наше настоящее и будущее.
Мы продолжим изучать , будем защищать,
зачищать, восстанавливать природу.
Во время реализации этого проекта обучающиеся, сами того не замечая,
учатся беречь природу, себя и свое будущее. Учатся заботится друг о друге,
семье, селе и Родине.
В ходе данного проекта формируются такие универсальные учебные
действия, как:
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться,
оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как со взрослыми,
так и со сверстниками.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию учащихся : умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения (самоопределение).