"Программа для художественных школ, студий - 2 класс"

Автор: Ермолова Венера Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Тульская область Новомосковский район, Новомосковск
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа для художественных школ, студий - 2 класс"
Дата публикации: 31.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

0 Пояснительная записка. Для учащихся подготовительного отделения детской художественной школы. Срок реализации программы – 1 год. Необходимость разработки по данному предмету была вызвана отсутствием типовых государственных программ по изучению изобразительного искусства на подготовительном отделении детских художественных школ с детьми 8 – 9 летнего возраста. Программа разработана с учётом требований Министерства образования и науки Российской федерации, Департаментом молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 года № 06 – 1844. Программа составлена с учётом приказа Департамента образования Тульской области за № 398 от 24.07 2000 г. «Об утверждении регионального компонента содержание общего образования» в образовательной области и составлена с учётом приказа. Программа не только составлена с учётом традиций дошкольного образования, его фундаментальности, но и с учётом современных преобразований. Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком школьного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств – соотношение с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребёнка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры ( представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа составлена с учётом специфики работы в художественной школе и имеет существенное различие с поставленными целями и задачами на основном отделении. Предлагаемая программа и разработанное к ней поурочное планирование охватывает широкий диапазон изобразительной деятельности: академических дисциплин, фольклор, современный дизайн
архитектуру, декоративно – прикладное искусство и беседы, что позволяет развивать различные формы мышления ребёнка (логическое и образное, абстрактное и ассоциативное), необходимое человеку в различных сферах деятельности. Система уроков, предлагаемая в данной программе, для 1 класса несёт в себе начальную информацию обучения, по цветоведению, рисунку, декоративно – прикладному искусству, дизайну, архитектуре, композиции, знакомству со свойствами пластилина , скульптурой (пластилинографией). Программа составлена с учётом знаний возрастных особенностей и принятия информации учащимися 8 – 9 летнего возраста. Поэтому содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому эмоциональному развитию школьников. Программа не создаёт учебных нагрузок для школьников в связи с отсутствием домашних заданий, предполагая взамен широкое использование активных методов обучения. Программа содержит всё необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей. Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Программа использует активные методы обучения (игровое проектное). Искусствоведческая викторина проводимая в конце года, обобщает результат и является основным критерием, который определяет результат усвоения материала всего года. Программа реалистична с точки зрения использования учебно – методических и материально - технических средств, кадровых возможностей школы. Программа включает необходимые разделы: пояснительную записку, тематическое содержание, цели и задачи, оборудование и материалы по каждому уроку, рассчитанное количество часов на выполнение каждого задания, ожидаемый результат обучения (проведение викторины), список литературы.
Содержание программы. Архитектура.  Продолжение знакомства с жанром изобразительного искусства архитектурой на примере истории «Царского Теремного дворца».  Основных материалах объёмной и плоской.  Знакомство с архитектурой ближайшего окружения, видами архитектуры.  Развитие навыков конструирования из бумаги, картона. Рисунок.  Продолжение знакомства с историей создания простого карандаша.  Материалы и принадлежности для работы.  Штриховка, тонирование, тон, тональная гамма.  Цвета основные и производные, цвета спектра.  Развивает умения создавать различные тона, используя самые разные приёмы, умения пользоваться штрихом.  Продолжает знакомства с линией её характером. Передачи формы предметов при помощи линии.  Познакомить учащихся с конструктивным строением. Дать понятие об эмоциях, мимике, понятным языком рассказать элементарные знания построении головы человека. Живопись Совершенствовать умение работать кистью (концом, примакиванием) .Влияние белого и чёрного цвета на цветовую гармонию. Построение цветового круга. Знакомство с родственно контрастными цветами. Функция цвета в природе. Принцип гармонии цвета. Создание гармоничных сочетаний на примере декоративных изделий. Тёплые и холодные цвета в цветовой гармонии. Продолжение знакомства с жанром пейзажа на примере применения акварельных карандашей (знакомство с новой техникой живописного выполнения). Знакомство с
техникой применения акварельных карандашей (растушёвка, затирка тонированной поверхности выполнение тоновой растяжки с растушёвкой, смешивания цветов при помощи воды и выделение главных элементов). Изучения осеннего колорита пейзажей на примере знакомства с художником И.С.Остроуховым. Использование техники по сырому и прорисовки акварельными карандашами, цветными восковыми мелками, шариковыми ручками, фломастерами (то есть знакомство со смешением различных материалов). Умение создавать индивидуальные художественные образы путём симметричного изображения. Изучение различной манере выполнения живописных техник на примере творчества русских художников И.Остроухова «Золотая осень» И.Левитана «Золотая осень», «Март», «Осенний день Сокольники»; Е Волкова «Октябрь», М.Нестеров «Осенний пейзаж»; В.Поленов «Ранний снег». Продолжить формировать знания при применении воздушной перспективе. Дизайн  Продолжение знакомства с графическим дизайном, сферой его деятельности, выразительных средствах, материалах.  Развитие умений создания художественно – творческих изделий.  Знакомство с цветовым кругом, контрастными цветами, выразительными сочетаниями на примере нового вида искусства дизайна.  Тиражная графика и области её применения.  Декоративная переработка форм на примере орнамента, декоративной открытки. Декоративно – прикладное искусство.  Суть симметрии, явления её в природе.  Формы и их значения в природе и предметном мире.  Развитие умений свободного владения создания геометрических форм при умелом сочетании их по цвету, форме и величине.  Создание силуэта на фоне (знакомство с техникой коллажа), работа с трафаретами.
 Изучение техники росписи, цветового решения, материалов, характерных особенностей мастеров Хохломы.  Развитие навыков декоративной работы и выражение отношения через украшения предков.  Знакомство с народными промыслами Семёново, Загорска, Полхов – Майдана, на примере изучения народной игрушке.  Развивать умения работать разнообразными материалами, создавать выразительные образы, различать промыслы по месту изготовления на основе цвета, формы, узора.  Знакомить с бытом наших предков на примере предметов народного быта.  Формировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении изделий.  Знакомство с конструированием из бумаги животных. Формирует навыки конструирования, и работы с геометрическими фигурами, развивает пространственное мышление. Скульптура.  Продолжить знакомство с таким изобразительным жанром как скульптура на примере создания сказочного персона с характерными чертами лица (Василиса Прекрасная и Баба Яга, Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Богатырь и Кощей Бессмертный и т.д.  Ознакомить учащихся с жанрами в скульптуре ( бытовой, историко – революционный, анималистический).  Назначению скульптуры ( монументальная, монументально – декоративная, станковая медальерная и бытовая).  Ознакомить с таким понятиями в скульптуре как пластическое звучание формы, полнокровное звучание объёма в пространстве.  Закрепить различные приёмы лепки (пластический, комбинированный, конструктивный) Композиция.  Формировать представление учащихся об организации домашнего быта о роли его при составлении различных композиций.  Знакомить с историей русского народа.  Совершенствовать знания по композиции, конструктивном построении с элементарными знаниями по перспективе при выполнении рисунка, живописи.  Развивать умения составлять декоративные композиции.
 Ознакомить учащихся с понятием интерьер, его роли при составлении различных композиций.  Знакомство с древнеславянскими праздниками, умению применять полученные сведения при составлении различных композиций. Совершенствовать и дополнять знания по культурному наследию наших предков ( празднества, верования)  Учить анализировать художественные произведения выделять главное.  Развивать умение пользоваться сбором материала при выполнении исторических композиций.  Формировать историческое представление о протяженности исторического времени. Раскрыть суть понятия «памятник природы на примере экспозиции Палеонтологического музея. Знакомство со сложной формой.  Дать представление о развитие жизни на земле.
Программа подготовительного отделения МОУ ДОД НДХШ Изобразительное искусство – 2 класс.


Тема урока

Цели и задачи

Оборудование и

материалы

Кол

час

1.

«Волшебная сила

искусства»

Цель урока: выполнение

упражнений на составление

различных цветовых

гармоний.

Задача урока:

Познавательная:

Знакомство с основными

видами искусства на примере

сказочных образов и

персонажей.

Развивающая: Развивать

умения разумного обращения

с цветом, создание

возможных цветовых

комбинаций.

Воспитательная:

воспитывать любовь к

прекрасному
.
Оборудование и

материалы:

Для учителя:

Хрустальный колокольчик,

под звуки которого

появляются музы. Этюд

или картина, написанная

маслом, гуашь,

акварельными красками.

Статуэтки их фарфора,

дерева, гипса и других

материалов. Графическое

изображение цветов –

акварель или чёрно белый

рисунок, другие

графические работы

выполненные в разной

технике. Живой цветок

напоминающий

графическое изображение.

Предметы декоративно –

прикладного искусства.

Макеты архитектурных

зданий.

Для учащихся:

акварельные краски

альбом, тряпочки для

кистей, различные номера

кистей, баночка для воды.

3


2.

« Путешествие по

цветовому кругу»

Цель урока: составление

композиций на тему

«Королевство чистых

помыслов» и «Королевство

чёрной зависти».

Задача урока:

Познавательная: Влияние

белого и чёрного цветов на

цветовую гармонию.

Построение цветового

круга. Знакомство с

родственно контрастными

цветами.

Развивающая: Развивать

интерес к смешению красок

при составлении различных

цветовых гармоний.

Воспитательная:

Воспитывать

художественный вкус и

цветовую культуру.

Оборудование и

материалы:

Для учителя: таблицы по

цветоведению, опорные

знаки символы, таблицы с

мимикой лица, таблицы с

различными

комбинациями цветовых

гармоний.

Для учащихся: краски,

гуашь, простые

карандаши, линейка,

тетрадь по

изобразительному

искусству.

3.


3.

«Страна цветовой

гармонии»

Цель урока: создать

гармоничную декоративную

композицию «Путешествие

к неизведанным мирам»

Задача урока:

Познавательная: Функция

цвета в природе. Принцип

гармонии цвета

Развивающая: Развивать

умения создавать

гармоничное сочетание на

примере декоративных

композиций. Развитие

интереса к цвету, краскам.

Развитие

наблюдательности,

внимания.

Воспитательная:

Воспитывать в себе умение

видеть и применять

цветовую гармонию в

одежде при оформлении

домашнего обустройства

пространства.

Оборудование:

Для учителя: таблицы по

цветоведению,

репродукции на тему

космос.

Для учащихся:

акварельные краски, белая

гуашь, простые

карандаши, кисти,

акварельная бумага.

3


4

«Её величество

открытка»

Цель урока: выполнить

художественную открытку

методом аппликации.

Задача урока:

Познавательная:

Ознакомить с цветовым

кругом, контрастными

цветами, выразительными

их сочетаниями; дать

представление об элементах

орнамента, его видах,

ознакомить с тиражной

графикой, декоративной

переработкой форм;

воспитывать интерес к

произведениям

изобразительного искусства.

К собственному творчеству.

Историей возникновения

декоративной открытки.

Развивающая: Развивать

познавательные

потребности, интересы и

творческие способности,

выполнить декоративную

открытку разными

способами.

Воспитательная:

Воспитывать умения

создавать красоту своими

руками

Оборудование и

материалы:

Для учителя: образцы

народных

художественных

промыслов и графики,

графические материалы.

Для учащихся: бумага,

двухсторонний картон,

кусочки цветной ткани,

грубая мешковина,

ножницы, клей –

карандаш, клей

«Момент», краска –

(акрил) – контур, «Гамма»

золотого или бронзового

цвета, бисер, нитки,

различные украшения.

Зрительный ряд:

открытки выполненные в

разные годы.

3

5

«Гармония природы

и симметричная

аппликация»

Цель урока: составить

букет цветов из двух – трёх

бумажных форм, умело

сочетая их по цвету, форме

и величине, разместить над

цветами насекомых

3


появляющихся весной

имеющих симметричное

строение.

Задача урока:

Познавательная: Суть

симметрии, явление её в

природе. Формы и значение в

природе и предметном мире.

Развивающая: Развивать

умения составлять цветок

из двух – трёх бумажных

форм, умело сочетая их по

цвету, форме и величине.

Развивать умения свободно

владеть геометрическими

формами, надрезать

бахромой, наклеивать

меньшую форму на большую.

Воспитательная:

Воспитывать умения

работать в коллективе,

подчинять свои интересы

общему делу. Воспитывать

интерес и любовь к природе.

6

«Графический

дизайн»

Цель урока: Создать

подарочную упаковку из

подручных материалов.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство с

графическим дизайном,

сферой его деятельности,

выразительных средствах,

материалах.

Развивающая: Развивать

умения создавать

художественно – творческие

Оборудование:

Для учителя: различные

предметы с

присутствием элементов

дизайна.

Для учащихся: плотная

белая бумага, цветная

бумага, клей ПВА,

фотоматериал, фантики

от конфет, бисер,

различные бусинки,

пуговицы.

3


изделия, своими руками

используя бросовые

материалы (фантики от

конфет, бисер, различные

бусинки, пуговицы и т.д.)

Воспитательная: Учить

видеть вокруг себя красоту,

уметь создавать её своими

руками.

7

«Учимся у

мастеров»

Цель урока: Упражнение с

первичными цветами,

выполнение пейзажа.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство с

жанром пейзажа.

Последовательное

выполнение акварельными

карандашами первичными

цветами осеннего леса.

Дать понятие о различных

техниках рисунка

(растушёвки, затирки

тонированной поверхности,

выполнение тоновой

растяжки с растушёвкой.

Техника выскабливания

(граттаж), техника

выдавливания). Дать

определённые понятия и

навыки при смешивании

цветов (смешивание при

помощи штриха, нанесение

цветов один на другой, какой

цвет должен быть сверху ,

тоновая растяжка между

цветами, трудности

смешения цветов.

Оборудование и

материалы:

Для учителя: таблицы по

цветоведению, поэтапное

выполнение цветными

карандашами пейзажа.

Репродукции картин

художников пейзажистов

И. С. Остроухов.

3


Развивающая: Развивать

умения пользоваться

цветными карандашами с

применением трёх

первичных цветов,

пользоваться

рассмотренными правилами,

умению применять

практические советы.

Развивать графические

навыки и умения в передачи

красоты реальной формы.

Способствовать

формированию

художественного вкуса

Воспитательная:

Воспитывать интерес и

умение видеть и понимать

художественные

произведения.

Способствовать

эстетическому восприятию

осеннего пейзажа в

действительности и в

искусстве.

8

«Осенние зарисовки»

Цель урока: используя

технику прорисовки, но уже

другими материалами

( цветными карандашами и

графитным карандашом,

цветными карандашами с

акварелью, цветными

карандашами и мелковой

пастелью, цветными

карандашами и

фломастерами, цветными

карандашами и восковыми

мелками или масляной

пастелью), создать осенние

зарисовки выразив при этом

Оборудование и

материалы:

Для учителя: Листы

плотной бумаги,, вода,

налитая в ванночку для

проявления фотографий

или мисочку, тазик, гуашь,

кисти, кусочки поролона.

Для учащихся:

Репродукции картин

художников И.Остроухова

«Золотая осень»;

И.Левитан «Золотая

осень», «Март», «Осенний


характерные признаки

наступающей осени.

Задача урока:

Познавательная: Жизнь

человека коротка, а природа

полна чудес. Попробуйте

разглядеть диковинное в

малом, приоткрыв дверь в

мир художественного

видения.

Порой для того, чтобы

стать художником, не надо

ничего делать. Надо только

увидеть. Широко раскрытые

на мир глаза…

Не с них ли начинается

художник?

Живопись по мокрому слою.

Продолжить знакомство с

жанром пейзажа на примере

творчества русских

художников И.Остроухова

«Золотая осень», «Март»,

«Осенний день. Сокольники»;

Е.Волкова «Октябрь»;

М.Нестеров «Осенний

пейзаж»; В.Поленов «Ранний

снег».

Развивающая: Упражнять в

использовании приёма

симметричного изображения

путём складывания листа

бумаги пополам. Побуждать

самостоятельно создавать

индивидуальные

художественные образы.

Развивать умение работать

по мокрому слою.

день. Сокольники»;

Е.Волков «Октябрь»;

М.Нестеров «Осенний

пейзаж»; В.Поленов

«Ранний снег».


Воспитательная:

Побуждать детей к

активной эмоциональной

реакции на образы связанные

с красотой осенней природы.

Вызвать желание к

самостоятельному созданию

индивидуальных

художественных образов

9

«Мастерская

карандаша»

Цель урока: Изображение

различных зарисовок условно

включающих несколько

техник. Зигзагообразная

линия - стог сена, волосы,

забор, ёжик, дерево, цветок,

огонь и т .д. Спиралевидная

линия – улитка, волосы,

игрушка и т.д. Волнистая

линия: медуза, волна,

цветок, зонт, луковица и

т.д. и рисунки по

представлению включающие

в себе знания различной

штриховки.

Задача урока:

Познавательная:

Знакомство с историей

создания карандаша.

Материалы и

принадлежности для

работы. Штриховка,

тонирование, тон,

тональная гамма. Цвета

спектра, основные и

дополнительные.

Развивающая: Развивать

умения создавать различные

тона, используя самые

разнообразные приёмы.

Оборудование:

Для учителя: картонное

изображение карандашей,

цветные карточки на

каждого ученика (красная,

оранжевая, жёлтая,

зелёная, голубая, синяя,

фиолетовая).

Изображение куклы

Мастера Карандаша.

Таблицы: 1. Таблица с

разнообразными

приёмами выполнения

карандашом. 2.Таблица со

штрихами.

3. Таблица с тоновой

растяжкой.

3


Умения пользоваться

штрихом, тонировать.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

знаниям и материалам

применяемым в

изобразительном искусстве

с применением поэтического

слова, интересных фактов,

которые учащиеся этого

возраста легче запоминают.

10

«Заколдованный

лес»

Цель урока:

зарисовки пород

различных деревьев (дуба,

берёзы, тополя, ёлки, и д.р.) в

карандаше, на залитом фоне

вечернего или рассветного

неба с применением

обозначения линии

горизонта и правил ближе

дальше, - дальше меньше,

выразительной композиции.

Выполнение сказочного леса.

Задача урока: Продолжение

знакомства с главным

выразительным средством

рисунка – линией. На первом

году обучения мы

знакомились с характером

линии и применении её в

рисунке на примере

изображения «волшебной

паутинки и сказочной

птицы». Второй год

продолжает знакомство с

линией и её выразительными

возможностями. Анализом и

Оборудование:

Для учителя: рисунки и

фотографии деревьев

различных пород. Рисунки

ветвей различных

деревьев выполненных

тушью. Работы учащихся

прошлых лет.

Для учащихся: формат А3,

угольные карандаши.

3


правильной передачей в

рисунке формы, пропорций,

строения,

пространственного

положения деревьев.

Развивающая: Развитие

творческих способностей у

учащихся в рисунке.

Приобщение учащихся к

красоте родной земли,

родной природы.

Воспитательная:

воспитывать у учащихся

любовь к родной земле.

Родной природе.

11

-12

«Поёт зима

аукает…»

Цель урока №1 : Выполнить

рисунок зимнего пейзажа,

используя таблицу с

поэтапным выполнением в

карандаше.

Задача урока:

Познавательная: Словесный

образ и его значение в

описании природы и

погодных условий. Виды

пейзажного жанра.

Пейзажная картина, процесс

создания.

Развивающая: Развивать

умения составлять

композицию пейзажа по

видам, распределяя

равномерно изображаемые

объекты.

Воспитательная:

Воспитывать отношение к

миру в широком, обобщённо

Оборудование:

Для учителя: таблицы с

поэтапным выполнением

пейзажа. Репродукции

картин художников И К

Айвазовский,

Ф.А.Васильев,

А.И.Куинджи. Примеры

пейзажей : сельский,

городской, парковый,

морской, архитектурный,

индустриальный.

Литературный ряд

С.А.Есенин. А.С. Пушкин

Для учащихся:

акварельные краски,

бумага, формат А3.

3


– поэтическом плане к миру

природы, которая нас

окружает.

Цель урока №2 «Выполнить

пейзаж акварельными

красками поэтапно по

таблице»

Задача урока:

Познавательная: От куда

пришли новогодние игрушки.

Воздушная перспектива, что

это такое.

Развивающая: Развивать

умения правильного

выполнения зимнего

пейзажа, как в рисунке, так и

акварельными красками.

Воспитательная:

Воспитывать отношение к

миру в широком, обобщённо

– поэтическом плане к миру

природы, которая нас

окружает.

13

«Кто прячется за

кругом»

Цель урока: выполнить

коллаж составленный из

силуэтных изображений, то

есть создать изображение

силуэта зверя на фоне

заката или рассвета.

Научиться строить лошадь

используя геометрические

фигуры.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство с

понятием силуэта на

примере знакомства с

Оборудование и

материалы:

Для учителя: поэтапное

изображение лошади,

раздаточный материал с

изображением лошади в

движении и в состоянии

покоя. Трафареты

нескольких животных.

Для ученика: чёрная гуашь

и акварельные краски,

простые карандаши.


изображением лошади.

Познакомить с творчеством

Чарушина.

Развивающая: Развивать

способность видеть в

обычных вещах необычное;

учить ребёнка видеть образ

за символом, учить

обводить контуры

трафаретов. Закрашивать

методом тычка. Развивать

оригинальность мышления.

Воспитательная:

Воспитывать экологическую

культуру. Бережного и

внимательного отношения к

животным.

14

Искусство

портрета

Цель урока: создать

портрет, с характерными

чертами лица используя

такой материал как

пластилин.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомить

детей с портретным

жанром. Учить понимать

душевное состояние героя

через восприятие

композиции, жеста, мимики,

колорита.

Развивающая: Развивать

сенсорную культуру,

обогащать представления

об окружающем мире,

пробуждать

познавательную

активность.

Оборудование:

Для учителя:

С.Рахманинов «Мелодия»

(в записи), репродукции: В.

Серов «Мика Морозов»,

В.Тропинин «Портрет

сына художника»,

Б.Кустодиев «Портрет

дочери художника», К.

Колльвиц «Домашняя

работница», набор

открыток – портреты.

Для учащихся: пластилин,

стеки, альбом, простые

карандаши.

3


Стимулировать развитие

речи и психических процессов

(воображение, мышление,

память, внимание и др.),

обогащать художественную

деятельность детей.

Пробуждать к творчеству.

Развивать индивидуальное

видение картины.

Воспитательная:

Сформировать

эстетическое отношение к

личности, как высшей

ценности в мире, нового

взгляда на мир которое

поможет понять всё

богатство проявлений

человека.

15

«Герои сказок, какие

они»

Цель урока:

выполнить лица

на основе изучения

пропорций головы человека,

выделяя характерные

признаки внешнего облика

героя сказок
.
Задача урока:

Познавательная:

Ознакомить учащихся с

понятием конструктивного

строения. Дать понятие об

эмоциях, мимике,

элементарном построении

головы. Совершенствовать

знания по композиции.

Одежда ( так ли важно – как

и во что одет ваш

персонаж?)

Развивающая: Развивать

способность у ребят

Оборудование:

Для учителя:

Зрительный ряд:

Репродукции: В.Васнецов

«Иван царевич на Сером

волке», «Богатыри»,

«Царь Иван Васильевич

Грозный», «Витязь на

распутье», М.Врубель

«Пан», «Демон сидящий»,

Леонардо да Винчи

«Автопортрет»,

Рембрандт «Потрет

старика», «Иллюстрация

к сказкам из детских

книг»; детские работы,

методические пособия

«пропорции лица»,

«положение головы»

(прямо ¾, профиль),

3


логически мыслить,

использовать в речи

выразительные средства.

Развивать умения

придавать своему персонажу

характерные признаки, при

помощи выразительных

средств.

Воспитывающие: Учить

учащихся различать

характеры людей на основе

анализа репродукций

художников портретистов.

Бережному отношению друг

к другу, пониманию и

взаимовыручки.

«мишка».

Литературный ряд:

стихотворение

Н.Красильникова,

В.Ермоловой, загадки.

Музыкальный ряд: музыка

Н. Римского – Корсакова к

опере «Сказка о царе

Салтане»

16 -

17

« Золотые росписи

России»

Цель урока №1 «Изучение

техники росписи хохломских

мастеров»

Задача урока:

Познавательная:

Знакомство с народными

промыслами. Знакомство с

хохломской росписью, её

характерными

особенностями. Изучение

цветового решения в

работах хохломских

мастеров. Изучение

материалов для росписи.

Развивающая: Развивать

умения составлять

композиции с применением

хохломских мотивов.

Развивать умения владения

основными приёмами при

прорисовывании элементов:

рисование концом кисти,

Оборудование:

Для учителя: различные

изделия народного

творчества. Это

различные деревянные и

глиняные игрушки,

кружева, расписная

посуда, яркие поднося.

Заготовки из бумаги:

чайники, чашки, подносы.

Для учащихся: гуашь и

акварельные краски,

беличьи кисти разных

размеров: большая (№18

-22), средняя (№ 5 – 7) и

маленькая (1 – 3); баночки

с водой, подставки для

кистей, палитра,

тряпочки.

6


примакивание.

Способствовать развитию

эстетического вкуса.

Формированию восприятия

прекрасного. Развитие

навыков декоративной

работы и выражения

отношения через украшения

предков.

Воспитательная:

Воспитывать интерес

учащихся к

изобразительному искусству

через изучения народных

промыслов.

Цель урока: нанесение узора

на поверхность изделия.

Задача урока:

Познавательная: Закрепить

знания об особенности

хохломской росписи.

Продолжить знакомство с

элементами росписи.

Ознакомить учащихся со

следующими понятиями

ритм, симметрия,

ассиметрия.

Развивающая: Развивать

умения составлять узоры

прорисовывая главные и

дополнительные элементы

узора на различных

поверхностях. Умения

работать всем ворсом

кисточки, конусом кисти,

тампоном и пальцем.

Развивать чувство

композиции. Умение

находить удачное сочетание


цветов.

Воспитательная: Прививать

любовь к народному

искусству

18
«
Сундуки, сундуки,

коробейки»

Цель урока:

выполнить

эскизы предметов народного

быта»

Задача урока:

Познавательная:

Ознакомить учащихся с

бытом наших предков с

целью использования этих

знаний (русского народного

костюма, вышивки,

строений, предметов быта)

на уроках композиции.

Развивающая:

Сформировать навыки

создания единого

художественного образа в

конструкции и

декоративном оформлении

предмета.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

наследию прошлого через

изучения обрядов, былин

песен, обычаев, повседневной

жизни русского народа.

Оборудование и

материалы:

Для учителя: таблицы с

изображением предметов

и с краткой

характеристикой

назначения, репродукции с

изображением предметов

старины в исполнении

росписи различных

мастеров народных

промыслов (хохломских,

северодвинских,

городецких, и т.д.)

.Народное творчество.

Сундуки, сундуки,

коробейки А. Лебидинская,

И.Уханова – журнал Юный

художник №3 1990 год
.
Для учащихся
:
гуашь,

акварельные листы, кисти

разной толщины, простые

карандаши.

Музыкальный ряд
:
записи

русских народных песен,

инструментальных

мелодий.

Литература:

А.В.Терещенко. История

культуры русского народа;

В.Н. Александров. История

русского искусства
.
3


19 -

20

«Дом со смыслом»

Цель урока: 1 урок.

Выполнить эскиз

внутреннего убранства избы

с использованием

элементарных знаний

композиции.

2 урок. Выполнить работу в

цвете.

Задача урока:

Познавательная:

Ознакомить учащихся с

понятием интерьер, его

особенностями в

крестьянском жилище. Дать

представление учащихся об

организации домашнего

быта в крестьянской избе.

Продолжить знакомство с

историей культуры русского

народа. Пышность хоромов

воспетая в песнях.

Развивающая:

Развивать чувство

композиции,

конструктивного

построения с

элементарными знаниями

правил перспективы.

Развивать понятие духовное

и материальное.

Формировать правильное

видение прекрасного в

материальном. Развивать

глазомер, аналитическое

мышление, образное

воображение,

художественный вкус.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

Оборудование и

материалы:

Для учителя:

методические таблицы,

репродукции.

Для учащихся: гуашь,

кисти, бумага, ножницы,

резак, клей ПВА.

Музыкальный ряд: записи

русских народных песен,

инструментальных

мелодий.

Литературный ряд:

История культуры

русского народа. История

русского искусства

В.Н.Александров.

6


наследию прошлого, обычаев,

традиций на примере

интересных фактов

известных из литературных

источников изучения

культуры русского народа

автором которого является

Терещенко Александр

Власьевич.

21 -

22

«Терема, терема,

теремочки мои»

Цель урока:

Создать при

помощи конструирования

терема, деревенские избы.

Задача урока:

Познавательная:

Продолжить знакомство

учащихся с русской

архитектурой на примере

истории «Царского

Теремного дворца»

Основных материалах этого

вида изобразительного

искусства и формах

(объёмной и плоской),

знакомство с архитектурой

ближайшего окружения.

Развивающая: Развивать

навыки конструирования из

бумаги, картона, владения

графическими материалами,

умению рисовать по

представлению.

Развивать эмоциональное,

эстетическое, образное

восприятие, творческие

способности.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

Оборудование и

материалы:

Для учителя:

методические таблицы,

репродукции.

Для учащихся: гуашь,

кисти, бумага, ножницы

клей ПВА

6


архитектурному наследию

наших предков.

23-

24

«В гостях у

матрёшки»

Цель урока:

выполнить

игрушку матрёшку в

технике пластилинографии

по народным промыслам

Семёново, Загорска, Полхов

Майдана.

Задача урока:

Познавательная: Закрепить

знания о народной игрушке.

Познакомить учащихся с

Семёновской, Загорской,

Полхов – Майданской

игрушкой.

Развивающая: Развивать

умения создавать

выразительные образы,

работать разнообразными

материалами. Развивать

умения различать промыслы

по месту изготовления на

основе цвета, формы, узора.

Воспитательная:

Формировать интерес к

народным промыслам.

Прививать интерес к

народному искусству.

Цель игры: закрепить

представление об основных

элементах росписи, научить

различать и сравнивать их

между собой, правильно

называть, пользуясь

названиями придуманными

мастерами промысла,

развивать

наблюдательность,

Оборудование и

материалы:

Для учителя: наглядные

пособия фотографии

матрёшки разных

промыслов, трафареты

матрёшек, карточки для

лото.

Для учащихся: гуашь,

тонкие кисти, тычки,

мятая бумага,

акварельная бумага,

простые карандаши,

ластик.

6


внимание, быстроту

реакции, вызвать интерес к

росписи.

Игровые правила: Игроки

выкладывают карточки,

чтобы изображение какого –

либо элемента точно

соответствовало такому

же изображению другой

карточки. Выигрывает тот,

кто первым выложит все

карточки. За ход можно

выложить лишь одну

карточку.

Ход игры: Принимают

учащиеся от двух и более

детей. Все карточки

выкладываются в центр

стола рисунками вниз – это

«базар». Каждый игрок

набирает определённое

количество карточек, о чём

договариваются до начала

игры. Первым делает ход, у

кого есть карточка –

дуплет. Следующий игрок

находит у себя карточку с

таким же элементом и

кладёт её к первой. Если нет

нужной, игрок пользуется

«базаром». Если «базар»

пуст – пропускает ход.

Выигрывает тот, кто

раньше других освободился

от карточек.

Вариант. Игрок делает Ход и

называет элемент росписи.

Если название неверное ход

пропускается.


25-

26

«Масленица»

Цель урока: на основе

знакомства с историей

культуры русского народа

изобразить

древнеславянский языческий

многодневный праздник

«Масленица».

Задача урока:

Познавательная:

Ознакомить учащихся с

празднованием

древнеславянского

языческого многодневного

праздника проводов зимы.

Закрепить знания учащихся о

русских народных костюмах

и древнейших строениях на

Руси. Продолжить

знакомство ребят с одним из

сложнейших жанров

изобразительного искусства

– композицией.

Развивающая: Развивать

интерес учащихся к культуре

своего народа.

Совершенствовать и

дополнять знания по

культурному наследию

предков (празднества,

верования) Учить

анализировать

художественные

произведения, выделять

главное. Развивать умения

пользоваться сбором

материала при выполнении

исторических композиций.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к

наследию прошлого через

изучения обрядов, былин,

Оборудование и

материалы:

Для учителя: таблицы,

репродукции с

изображением жилища и

костюмов, уклада

народной жизни..

Для учащихся: альбом,

акварельные краски,

тетрадь по изо –

искусству.

Зрительный ряд:

репродукции картин

Васнецова «На пашне.

Весна»; М. В. Воснецова

«Алёнушка», «Девушка с

телёнком», Б.Кустодиев

«Масленица», В.Суриков

«Взятие снежного

городка»

6


песен при выполнении

исторических композиций.

27.

« На дне колодца»

Цель урока: выполнить

панно «Аквариум».

Задача урока:

Познавательная:

Сформировать

представление о

протяжённости

исторического времени.

Раскрыть суть понятия

«памятник природы» на

примере экспозиции

Палеонтологического музея.

Знакомство со сложной

природной формой. Дать

представление о развитии

жизни на земле. Вызвать

интерес к музею как

хранителю бесценных

сокровищ природы и

истории.

Развивающая: Развивать у

детей творческое

воображение. Развивать

навыки в декоративно –

творческом

конструировании. Развитие

формообразующих движений

руки, выбора цветовых

сочетаний. Развивать способ

зрительного обслуживания,

направленного на выделение

отдельных элементов

изображаемого объекта

( туловище, хвоста,

плавники, чешуйки)

Оборудование:

Для учителя: таблица с

изображением

доисторических

животных, подводных

обитателей.

Для учащихся: цветная

бумага формата А5,

гуашь двух – трёх цветов,

беличьи кисти.

3


Воспитывающая:

Воспитывать у детей

любовь к родной земле на

примере знакомства с

обитателями подводного

мира.

28 -

29
«
Игрушки из бумаги

или Королевство

игрушек»

Цель урока: выполнить

способом конструирования

(работы по выкройкам)

различных животных.

Используя сделанные из

бумаги фигуры животных

создать композицию

способом аппликации на

тему « Царство зверей», «На

ферме», «Зоопарк»,

«Заповедные места», где

главными элементами

композиции должны стать

звери и не просто звери, а

маленький сюжет.

Задача урока:

Познавательная:

Знакомство с мастерицей

конструирования. Игрушки

из бумаги.

Путешествие по большой

оксфордской энциклопедии.

В мире интересных фактов.

Художественная

литература о природе.

Продолжение знакомства с

аппликацией на примере

применения её при создании

композиции.

Развивающая: Развивать

умения работы с бумагой,

совершенствовать тонкую

Оборудование:

Для учителя: Условные

обозначения, термины и

приёмы, схемы

изготовления фигурок из

бумаги, рисунки птиц,

клей, ножницы для показа.

Образцы бумаги

(салфетка, картон,

бархатная и мелованная

бумага, цветная и белая,

гофрированная)

Для учащихся: форматА3,

цветная бумага, клей,

ножницы, акварельные

краски.

3


ручную моторику у детей,

развивать математические

способности, формируя

навыки конструирования и

работы с геометрическими

фигурами. Развивать

наблюдательность, логику,

художественный вкус,

пространственное

воображение.

Воспитательная:

Воспитывать любовь и

бережное отношение к

животному миру,

формировать экологическую

культуру.

30

«Зверьё моё»

Цель урока: вылепить

игрушки, которые затем

будут рисоваться в

натюрморте.

Познавательная: Красная

книга: собаки, медведи и т.д

Путешествие по

энциклопедии. Знакомство с

художниками анималистами

на примере творчества

В.А.Серова, И.А.Крылова,

В.В.Лебедева, а также

скульптора В. А. Ватагина и

И. С. Ефимова.

Развивающая задача:

Формировать интерес к

скульптуре, умению

передавать объёмное

изображение развивая

конструктивное мышление.

Оборудование:

Для учителя: таблицы с

конструктивным

построением животных,

вариантами лепки

изображаемых объектов

(пластическое,

конструктивное). Рисунки

художников анималистов

В.А.Серова, И.А.Крылова,

В.В.Лебедева, а также

скульпторов В. А.

Ватагина и И. С. Ефимова.

Скульптурный

пластилин, стеки,

тряпочки, вода.

Для учащихся: пластилин,

стеки, тряпочки, баночки

для воды.

3


Воспитательная:

Воспитывать экологическую

культуру, бережное

отношение к животному

миру.

31

«Окно в природу»

Цель урока: научиться

рисовать, применяя

конструктивное построение

домашних животных

(разложение животного на

простейшие геометрические

формы). Урок 2. Выполнение

композиции «Петух пропел»

Задача урока:

Познавательная:

Наброски птиц

Путешествие по

энциклопедии, красной книги,

художественной

литературе о природе.

Знакомство с творчеством

художника анималиста

Быстрыкина Виктора

Васильевича.

Развивающая задача:

Развивать умения рисовать

животных на основе анализа

геометрического

построения. Формировать

навыки конструирования и

работы с геометрическими

фигурами. Развивать

пространственное

изображение,

художественный вкус.

Развивать умение рисовать

композицию поэтапно.

Воспитательная

Оборудование:

Для учителя: таблицы с

поэтапным

конструктивным

строением животных,

репродукции картин

художников анималистов,

открытки и рисунки с

изображением животных.

Для учащихся: карандаши

разной мягкости,

акварельные краски,

кисти, баночки для воды,

тряпочка.

3


Воспитывать экологическую

культуру, бережное

отношение к животному

миру.

32-

33

«Игрушки моего

детства»

Цель урока: Выполнить

наброски игрушек с разного

положения с

предварительным анализом

конструктивного строения.

Выполнить натюрморт

«Игрушки моего детства»

карандашом и акварельными

красками.

Задача урока:

Познавательная: 1 урок.

Продолжить знакомство с

историей натюрморта.

Предметы натюрморта.

Значение набросков в рисунке

натюрморта в

композиционном

размещении. Форма и

пропорции.

2 урок. Гармония цветов в

натюрморте. Значение

цвета. Цветовая

моделировка.

Развивающая

Развивать умения рисовать

с натуры несложный

натюрморт на примере

детских впечатлений,

любимых игрушек.

Оборудование и

материалы:

Для учителя: таблицы с

разработанным

поэтапным выполнением

игрушек (в данном случае

медведя, мяча, куклы

рис.1). Поэтапное

выполнение в цвете

натюрморта, с

напечатанными внизу

правилами (рис 2)

Для учащихся:

акварельные краски,

альбом и формат А3

6


Самостоятельно

анализировать и сравнивать

изображаемые объекты.

Развивать умения рисовать

натюрморты, умело

используя правила

компоновки, зарисовки,

наброски. Строить рисунок

поэтапно. Выполнять

моделировку цветом

предметов, по правилам

объёма. Учить передавать

пространственные

отношения.

Воспитательная:

Воспитывать видение

красоты и практической

ценности предметов в

обыденных вещах


34

Искусствоведческая

викторина

Цель урока: подведение

учебно – воспитательной

работы за год.

Задача урока:

Познавательная:

Эстетическое

сопереживание и восприятия

разных видов

изобразительного искусства,

литературы, музыки.

Развивающая: Формировать

социально – значимые

мотивы учения, культуры

поведения, трудовой

дисциплины.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся

ответственность за

порученное дело, умение

работать самостоятельно,

подбирать и хранить

материал, умение

применять полученные

знания в командной работе.

Оборудование и

материалы:

Для учителя:

Методические таблицы,

репродукции работ

художников о которых

говорится в задании.

Предметы, изделия

художественных

промыслов (Хохлома,

Северная Двина);

раздаточный материал к

заданиям (карточки,

трафареты), карточки

разных цветов, которые

даются за правильный

ответ, краски, бумага.

Для учащихся: альбомы,

краски, ручки, тетради,

графические материалы,

творческие работы,

бумага для ответов.

3

2. 3.
4
5.

Программа по изобразительному искусству на подготовительном отделении МОУ

ДОД НДХШ