"Развитие орфографической зоркости младших школьников в системе развивающего обучения"

Автор: Шагисултанова Наиля Гумеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Зуяково
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Белорецкий район, с.Зуяково
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: "Развитие орфографической зоркости младших школьников в системе развивающего обучения"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Шагисултанова Н.Г., учитель начальных классов, МОБУ СОШ с. Зуяково При изучении языка часто случается, что дети знают правило, приводят примеры, но делают ошибки при выполнении письменной работы. На уроке ученик слушает, пишет, отвечает на вопросы учителя. Такую работу можно назвать пассивной, а глубокие знания приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, т.е. в активной познавательной деятельности, не просто учу, а познаю, сам добываю знания. [3, с. 42] Активность при изучении учебного материала основывается на внимании к тому, что изучается. В русском языке – это формулировка правил и заданий учебника. Психологи определяют внимание как сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточенность внимания без определенной активности ученика очень сложно. Вот почему психологи, изучающие процесс усвоения детьми знаний, акцентирует внимание педагогов на значение развития у детей внимания. На уроках языка развивать внимание – развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость. Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. [1, с. 36] Часто работа над орфограммой ведется так: дети учат правило, затем упражняются. Но знание правила – это первый этап орфографического навыка. Второй этап – это применение правил на практике на основе алгоритма. Одно из важных целей на данном этапе – научить ребенка безошибочно находить орфограмму и решать орфографическую задачу. Однако ее решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму ученик может решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфограическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограмму при письме – одно из главных причин, тормозящих развитию орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. [там же, с. 43] Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, оъяснительного диктантов, письмо по памяти, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма. Одним из способов решения орфографической зоркости является – игра. Игра позволяет приковать неустойчивое внимание к уроку, повышает их
познавательную активность, так как знание и навыки приобретаются только в процессе активного овладения учебном процессом. [2, с. 222] Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряженный труд и постоянный поиск, прежде всего для учителя. Игры помогают воспитывать у ребенка природное языковое чутье. На уроках русского языка стараемся использовать различные игры и занимательные упражнения. Это могут быть кроссворды, загадки, игры на нахождение орфограмм, на исправление ошибок, игры где надо ставить пропущенные буквы. Для некоторых игр,например «Футбол», «Посади дерево» нужно заранее заготовленная наглядность. А для таких игр, как «Эхо», «Маячки», «Диктант для робота» достаточно рисунка. Приведем в пример некоторые игры практикуемые в наших классах: 1. «Айболит» Цель игры: научить критически относиться к написанному, исправлять ошибки. Обращаюсь детям со словами: Добрый доктор Айболит Он под деревом сидит. Приходят к нему лечиться И корова, и волчица. Всех излечит, исцелит, Добрый доктор Айболит. Далее сообщаю, что Айболиту сегодня пришли лечиться слова, в которых есть ошибки. И вылечить их можно только в том случае, если найти и исправить ошибки. Методы проведения этой игры разные. В первом случае ошибки в заранее приготовленном тексте, ищем сообща, исправляя ошибки, объясняя каждое правило. Второй вариант этой игры более трудный. Учащиеся должны самостоятельно списать текст, исправляя ошибки. Эту игру можно рекомендовать как для всего класса, так и индивидуально, на приготовленных заранее карточках. Подготовка к развитию орфографической зоркости должна начинаться уже в период обучения грамоте. 2. «Эхо» Учитель произносит слова, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо. 3. «Зажги огонек» В период обучения грамоте можно использовать и эту игру. На доске пишем предложение. И под каждым словом проведем мокрой тряпкой черту, и клеем кружочки, вырезанные из красной клеенки размером 5-копеечную монету, под буквой обозначающие безударную гласную «Зажигаем огонек». 4. «Где твой круг» Дети образуют два круга: в один круг становятся из них те, чьи имена которых имеют ударение на первом слоге, ( Света, Юля, Вера), на втором (Юнир, Азат, Данил). Детям предлагается подумать, как изменить свое имя, чтобы можно было перейти из одного круга в другой, выразительно произнося
свои имена и выделяя в них голосом ударный слог. (Ира - Ирина, Света - Светлана, Вера - Верунья). 5. Следующий вид упражнений, как графическое выделение орфограмм (подчеркивание) нужно проводить при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие обучающиеся с трудом обнаруживают орфограмму в тексте, а некоторые подчеркивают букву без разбору. Чтобы избежать этого, нужно добиваться осознанности учащимися своих действий. В ходе выполнения таких заданий развивается внимание, память, мышление, речь учащихся. 6. Орфографическое проговаривание. Проговаривание не обосновывает, а фиксирует и закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи детьми нужно продолжать направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме. 7. Для развития орфографической зоркости используем прием «воображаемое письмо». Это упражнение удобно применить на уроках чтения. В читаемом тексте внимание учеников приковывается на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть это выражение медленно, прослеживая его слово буквенный состав и закрыв глаза проговорить. Потом учащиеся, проверяя себя, перечитывают слово с доски. При этом на доске дается рукописный вариант написания, в котором пользовались дети в своем «воображаемом письме». В этом случае детям удобно осуществлять самопроверку, т.к. графический облик слова, написанного в воображении, совпадет с изображением его на доске. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных по написанию словах, способствует их запоминанию. Не требуя записи в тетрадь, меньше отвлекает внимание учащихся от читаемого произведения, экономит время на уроке. Часто используем на уроке сигнальные карточки. Они позволяют включить в активную работу весь класс, и осуществляет индивидуальный подход в обучении (т. к. видно того, кто ошибся, и быстро можно помочь ему). 8. «Письмо с дырками» – еще один способ упражнений позволяющий развивать орфографическую зоркость. При письме учащиеся сознательно пропускают сомнительные буквы. Правильное написание можно спросить у учителя или посмотреть в словаре, а потом вставить сомнительную букву пастой зеленого цвета. 9. Перфокарты аналогично развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограмму. В результате у школьника появляется запись, которую можно проверить за считанные секунды. 10. Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно
ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ёще не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка, дети сравнивают текст написанным на доске. На этом этапе эффективно использовать взаимопроверку. 11. Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся, они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно. И так у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. 12. «Диктант с постукиванием». Во время диктанта постукиваем по столу в тот момент, когда произносим слово с орфограммой. Это постукивание заставляет учащихся быть внимательными при написании слов со сложной орфограммой. Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать все виды диктантов: предупредительные, объяснительные, зрительные, слуховые, выборочные, которые способствуют развитию зрительной памяти, способствуют формированию навыков самоконтроля. 1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. –2004 №4- С.36 2. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе./Н.С.Рождественский –М.:Просвещение, 1960.-328с. 3. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.Ясова//Начальная школа. –2001. №4- С.42