"Леворукий ребёнок в праворуком мире"

Автор: Шелопухо Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №406 Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Леворукий ребёнок в праворуком мире"
Дата публикации: 03.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Леворукий ребенок в праворуком мире. Подавляющее большинство людей являются праворукими и для выполнения трудовых операций, письма, в быту преимущественно пользуются правой рукой как ведущей, предпочитаемой. Ведущая рука чаще используется в жестах, ее движения индивидуализированы, превосходят в ловкости, силе и скорости реакции. Меньшая часть человечества как ведущей пользуется левой рукой. Леворукость является признаком, замеченным еще в доисторические времена, дошедшим до наших дней и распространенным на всей территории Земли. Обзор данных по СССР, США, Великобритании, Западной Европе, Японии, ряду народностей Азии и Африки указывает на то, что примерно 90% населения всегда являлось праворуким. При этом от австралопитека до наших дней процент леворуких людей в человеческой популяции не изменился, является тщательно оберегаемым природой фактором и составляет 8-13 %. Сегодня на Земле более 600 миллионов левшей, в России левшей приблизительно 14 млн., 25 млн. - в США, по 100 млн. в Индии и Китае. Леворукость сегодня не редкое и не аномальное явление. Следует отметить, что в обществе желание переучить на правую руку и тем самым похоронить проблему по-прежнему очень велико. С другой стороны, происходит рост числа леворуких детей, только за предшествующие полвека их удельный вес в европейской популяции возрос в 2-3 раза. Этот факт связывается с улучшением медицинского обслуживания и уменьшением летальности младенцев, с повсеместным прекращением переучивания левшей – уменьшением «культурного давления». Как живется левшам в нашем праворуком мире? Оказалось, что им не так-то просто привыкнуть и приспособиться к окружающему миру. Бытовая техника, пульты управления рассчитаны на праворуких. Каждое утро они оказываются в положении Алисы в Зазеркалье, где все для них непривычно: дверные ручки и телефонная трубка не слева, а справа, ножницы, машинки
для заточки карандашей, консервные ножи и вилки - все эти предметы для правшей. Девочка-левша, которая хочет научиться вязать или мальчик-левша, который осваивает карточные фокусы, должны «переводить» руководство на свой язык. Леворуким детям приходится переучиваться действовать неудобной для себя правой рукой, подлаживаться, приучаться, приспосабливаться. В Бразилии, США, ряде стран Европы 10% предметов быта выпускают для левшей, в удобном для них зеркальном варианте: канцелярские принадлежности и фотоаппараты, компьютерные клавиатуры, швейные машины и спортивные принадлежности, чековые книжки для заполнения левой рукой. Письмо левой рукой не запрещается, а поощряется, выросло несколько поколений людей, пишущих и рисующих левой рукой. В России отказ от насильственного переучивания леворуких детей письму правой рукой появляется в 80-е годы ХХ века. В связи с этим изучение психологических особенностей развития леворуких детей стало приобретать все большее практическое значение и представляется оправданным по ряду причин. Леворукость является проявлением функциональной асимметрии деятельности головного мозга, свидетельствующей о неоднозначности вклада мозговых полушарий в протекание психической деятельности; также леворукость – одна из постоянных индивидуально-психологических характеристик личности, которую необходимо учитывать при решении задач обучения и воспитания; при этом у леворуких детей обнаруживается атипичный характер онтогенеза, зачастую осложняющим адаптацию в начальный период обучения в школе (около 70 % детей с трудностями школьного обучения – леворуки). Тенденция отказа от переучивания не снимает большой комплекс проблем, возникающих в процессе обучения. Фактически леворукого ребенка у нас учат так же, как и праворукого. Значительные трудности приходится преодолевать детям-левшам при обучении счету, чтению и письму. Леворукий ребенок в классе: это и проблема методики обучения, и посадки ребенка в
классе, и расположения тетради и руки при письме. Отсутствие грамотного психолого-педагогического сопровождения развития и обучения этих детей приводит к учащению проявления невротических реакций, к возрастанию риска психического дизонтогенеза. Возникла необходимость изучения психофизиологических особенностей развития леворуких детей, разработка дифференцированных методик их обучения, прежде всего на начальных этапах учебы в школе, подготовка пособий для родителей, прописей для леворуких дошкольников и младших школьников. В нашем исследовании проанализировано предпочтение ведущей руки 360 учащимися 1, 2 и 3 классов, (по 4 параллельных класса) гимназии № 406 Санкт-Петербурга. Среди 120 учащихся 1 класса левой рукой пишут 11 детей, 2-го – 10, 12 учеников – 3-го класса. 9,2% исследованной выборки учащихся леворуки. На втором этапе исследования для сравнительного изучения интеллектуального развития детей правшей и левшей использовался тест Векслера. Первая часть теста дает возможность определить уровень развития вербального интеллекта, вторая – невербального и уровень развития наглядно-образного мышления. Обследовали по 10 право- и леворуких 7, 8 и 9-ти летних детей – всего 60 учащихся начальной школы. По субтестам первого блока, вербальным показателям, не было выявлено достоверных различий у детей, но показатели уровня развития зрительно- пространственных функций оказался у левшей достоверно ниже. Недостаточность наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия затрудняют для леворуких детей задания мысленного манипулирования геометрическими фигурами типа: мысленно построй фигуру, измени ее форму, повтори образец, срисуй схему, расположи фигуры в определенном сочетании; может оказаться трудным задание скопировать фигуру, несколько фигур, расположенных в особенном сочетании.
Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляется целесообразными модификации существующих для правшей методик обучения чтению, письму, счету, а также разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие различия этих детей между собой.