"Не уроком единым"

Автор: Дубовик Наталья Олеговна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область
Наименование материала: Публикация
Тема: "Не уроком единым"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Не уроком единым.
«Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; она полезна потому, что она величественна; она полезна потому, что она прекрасна. Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как он велик духом». Анри Пуанкаре Основное время в бюджете времени школьника занимают уроки и подготовка к ним. Однако занятиями в школе далеко не исчерпывается круг интересов многих ребят – они ищут поле деятельности за пределами уроков. Одним из интересных и полезных занятий школьников разного возраста в часы досуга может стать астрономия. Она влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений. С наибольшей полнотой и эффективностью эта увлеченность может быть реализована на элективном курсе по астрономии. Элективный курс по астрономии призван играть важную роль в учебно- воспитательной работе. Успех в ней в первую очередь зависит от правильно выбранных целей. Мировоззренческое значение астрономии как науки о Вселенной общеизвестно. Своевременное привлечение школьников к систематическим занятиям астрономией может помочь формированию у них научно- материалистического миропонимания. Астрономия – одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести школьники. Следовательно, юных астрономов можно привлекать к выполнению плановых работ по созданию научно – исследовательских проектов. В этом случае вся подготовительная работа курса наполняется особым смыслом и значением. Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает предпосылки для систематического привлечения учащихся к научной пропаганде в различных ее формах. Одной из традиционных сторон деятельности юных астрономов является изготовление телескопов, астрограф и других инструментов и приспособлений для наблюдений. Именно таким путем создается значительная часть материальной базы для работы коллектива. Все это способствует трудовому воспитанию школьников. Занятия астрономией на элективном курсе благоприятствуют формированию у школьников качеств и навыков, необходимых будущим исследователям:
 диалектического характера мышления,  стремления к приобретению новых знаний и умений,  творческого отношения к порученному делу,  умения самостоятельно работать с литературой. Лабораторным оборудованием,  умения вести наблюдения. Отметим качества, развитию которых должен уделять внимание руководитель детского астрономического коллектива:  широта кругозора, умение представить себе в целом картину научных исследований в избранной области;  умение поставить и сформулировать задачу исследований;  целеустремленность, увлеченность в работе;  практичность, организованность, умение в соответствии с планом добиваться решения поставленных задач;  самостоятельность и ответственность;  умение анализировать материал наблюдений и экспериментов;  умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и аргументировано отстоять свое мнение; Разумеется, далеко не все наши воспитанники станут в будущем учеными и тем более астрономами. Это должны отчетливо представлять не только руководители, но, прежде всего, сами учащиеся. В противном случае, многих из них ожидает тяжелое разочарование. Кроме того, занятия астрономией, которая, как известно, тесно связана с другими областями науки и техники, может способствовать ознакомлению школьников с содержанием, спецификой методами физики, математики, информатики, радиоэлектроники. Следовательно, перед астрономическим курсом может быть поставлена задача профессиональной ориентации подростков в более широком смысле. На элективном курсе может быть всего 10-15 человек. Это обстоятельство создает исключительно благоприятные возможности для индивидуальной работы с каждым учащимся.