Не уроком единым.
«Астрономия полезна потому, что она
возвышает нас над нами самими; она полезна
потому, что она величественна; она полезна
потому, что она прекрасна. Именно она являет
нам, как ничтожен человек телом и как он велик
духом». Анри Пуанкаре
Основное время в бюджете времени школьника занимают уроки и
подготовка к ним. Однако занятиями в школе далеко не исчерпывается круг
интересов многих ребят – они ищут поле деятельности за пределами уроков.
Одним из интересных и полезных занятий школьников разного
возраста в часы досуга может стать астрономия. Она влечет молодежь
глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами
наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений. С наибольшей
полнотой и эффективностью эта увлеченность может быть реализована на
элективном курсе по астрономии.
Элективный курс по астрономии призван играть важную роль в учебно-
воспитательной работе. Успех в ней в первую очередь зависит от правильно
выбранных целей.
Мировоззренческое значение астрономии как науки о Вселенной
общеизвестно. Своевременное привлечение школьников к систематическим
занятиям астрономией может помочь формированию у них научно-
материалистического миропонимания.
Астрономия – одна из немногих наук, где сохранились до сих пор
задачи, в решение которых посильный вклад могут внести школьники.
Следовательно, юных астрономов можно привлекать к выполнению
плановых работ по созданию научно – исследовательских проектов. В этом
случае вся подготовительная работа курса наполняется особым смыслом и
значением.
Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает
предпосылки для систематического привлечения учащихся к научной
пропаганде в различных ее формах. Одной из традиционных сторон
деятельности юных астрономов является изготовление телескопов, астрограф
и других инструментов и приспособлений для наблюдений. Именно таким
путем создается значительная часть материальной базы для работы
коллектива. Все это способствует трудовому воспитанию школьников.
Занятия астрономией на элективном курсе благоприятствуют
формированию у школьников качеств и навыков, необходимых будущим
исследователям:
диалектического характера мышления,
стремления к приобретению новых знаний и умений,
творческого отношения к порученному делу,
умения самостоятельно работать с литературой. Лабораторным
оборудованием,
умения вести наблюдения.
Отметим качества, развитию которых должен уделять внимание
руководитель детского астрономического коллектива:
широта кругозора, умение представить себе в целом картину
научных исследований в избранной области;
умение поставить и сформулировать задачу исследований;
целеустремленность, увлеченность в работе;
практичность, организованность, умение в соответствии с планом
добиваться решения поставленных задач;
самостоятельность и ответственность;
умение анализировать материал наблюдений и экспериментов;
умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и
аргументировано отстоять свое мнение;
Разумеется, далеко не все наши воспитанники станут в будущем
учеными и тем более астрономами. Это должны отчетливо представлять не
только руководители, но, прежде всего, сами учащиеся. В противном случае,
многих из них ожидает тяжелое разочарование.
Кроме того, занятия астрономией, которая, как известно, тесно связана
с другими областями науки и техники, может способствовать ознакомлению
школьников с содержанием, спецификой методами физики, математики,
информатики, радиоэлектроники. Следовательно, перед астрономическим
курсом может быть поставлена задача профессиональной ориентации
подростков в более широком смысле.
На элективном курсе может быть всего 10-15 человек. Это
обстоятельство создает исключительно благоприятные возможности для
индивидуальной работы с каждым учащимся.