"Самообразование как фактор профессионального роста педагога"

Автор: Бурганова Флария Габитовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Тарказы муниципального района Ермекеевский район РБ
Населённый пункт: с.Тарказы
Наименование материала: статья
Тема: "Самообразование как фактор профессионального роста педагога"
Дата публикации: 03.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Самообразование как фактор профессионального роста педагога Бурганова Ф.Г.- учитель математики МОБУ СОШ с.Тарказы Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д.Ушинский Под
самообразованием
традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:  осуществляется добровольно;  осуществляется сознательно;  планируется, управляется и контролируется самим человеком;  необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ». Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС нового поколения. Можно выделить следующие
общие направления
самообразования:  профессиональное (предмет преподавания);  психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
 психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);  методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);  правовое;  эстетическое (гуманитарное);  историческое;  иностранные языки;  политическое;  информационно-компьютерные технологии;  охрана здоровья;  интересы и хобби… Все
формы самообразования
можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки. 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки:  эпизодичность прохождения курсов;  время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;  качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей. 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования:  возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; Недостатки:
 нехватка у педагогов свободного времени;  дороговизна обучения. 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:  возможность пройти их в удобное для педагогов время;  возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки:  чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;  документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации. 4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:  научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;  посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;  участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;  посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;  теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. 5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:  использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;  самостоятельное создание сетевого учебного содержания;  освоение информационных концепций, знаний и навыков;  наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования:
 обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;  методическая помощь является персональной и адресной;  попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. Основные
методы самообразования
:  самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;  участие во всех формах методической работы училища;  изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;  взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;  анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;  разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д. Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования:  телевидение;  газеты, журналы;  литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);  Интернет;  видео, аудио информация на различных носителях;  платные курсы;  семинары и конференции;  мастер-классы;  мероприятия по обмену опытом;  экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;  курсы повышения квалификации;
 путешествия. В общем случае, все источники делятся на -источники знаний, способствующие личностному росту, и -источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно. Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др. Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению
конечных

результатов
практической деятельности педагогических работников обеспечивать:  успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения в учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;  организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;  разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества образования;  активное участие всех педагогических работников в методической работе;  совершенствование содержания учебных планов и программ;  установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных дисциплин и внеклассной воспитательной работой.
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть
результаты самообразования учителя:
 повышение качества преподавания предмета;  разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;  разработка новых форм, методов и приемов обучения;  доклады, выступления;
 разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;  выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;  разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;  создание комплектов педагогических разработок;  проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);  повышение престижа образовательного учреждения. Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы педагогических работников профессионального учебного заведения.
Личный творческий

план
самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, - начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя. План самообразования педагога должен включать: - перечень литературы, которую планируется изучить; -формы самообразования; срок завершения работы; - предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.) Система самообразовательной работы педагога предусматривает: -текущее и перспективное планирование; -подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; -овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; - постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога. В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально- квалификационный рост педагога.
Список литературы
1. Электронный педагогический словарь. 2. Николенко Л.В. “Самообразование учителя”