"Формирование книжной культуры дошкольников"

Автор: Сальникова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 358" г.о.Самара
Населённый пункт: городской округ Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование книжной культуры дошкольников"
Дата публикации: 04.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Формирование книжной культуры дошкольников»

Сальникова Ирина Александровна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 358» г.о.Самара
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. В начале старшего возраста происходит спад интереса детей к книге. В разговорах между собой дети обсуждают компьютерные игры, а не прочитанные книги. Много детей на НОД по ознакомлению с художественной литературой и во время чтения не могут удержать внимание на сюжете литературного произведения. С целью изучения данной проблемы в семье я провожу анкетирование для родителей, задав один вопрос: часто ли они читают своим детям?В ходе анкетирования можно понять, что поддержка интереса к книге со стороны родителей бессистемна, от случая к случаю. Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний. Приобщение детей к книжной культуре, формирование интереса детей к книге и потребности в чтении возможно через решение следующих задач:  . развитие познавательной активности и любознательности;  формирование целостной картины мира; 1
 развитие грамотной литературной речи;  развитие эстетического вкуса и художественного восприятия. От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение. Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и переживаниям героев. Согласно ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:  владение речью как средством общения и культуры,  развитие речевого творчества,  знакомство с книжной культурой, детской литературой,  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Целевые ориентиры достижений ребенка по ознакомлению с книжной культурой можно определить так:  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.  ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев прочитанных произведений (например, переживает за зайку в сказке «Заюшкина избушка».)  ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре по прочитанным произведениям(например, с/р игра «Путешественники» по рассказу М.Зощенко «Великие путешественники»).  ребёнок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;  ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в литературной викторине по произведениям.  достаточно хорошее владение устной речью; 2
 четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;  умение выделения звуков в словах;  сформированность у ребенка предпосылок грамотности. Существенное значение имеет определение задач формирования интереса и потребности в чтении: - развивать интерес к художественной литературе; - прививать интерес к чтению больших произведений; - формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей. Основные методы ознакомления с художественной литературой: 1. Чтение по книге или наизусть. 2. Рассказывание. 3. Инсценирование. Средства по ознакомлению с книжной культурой: а) Книжная полка прочитанных книг б) Пола с книжными новинками в) Умные книги г) Кроссворды, ребусы д) Журналы е) Читаем сами ж) Книги своими руками 3
з) Альбом произведений детей и) Для родителей «Чтение на дом» к) Поделок из природного бросового материала л) Рисунки по прочитанным произведениям в) Аппликационные работы г) Творчество с родителями д) Посещение библиотеки е)Театрализация и драматизация произведений ж) Вечер чтецов з) С/р «Библиотека», С/р «Читальный зал» 4